Дело № 2-324/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Вежниной Н.А.
при секретаре Суровицыной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инте Республики Коми 20 февраля 2019 года дело по иску М. Л. М. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми о включении периодов в стаж, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику о включении в стаж педагогической деятельности периодов работы в качестве помощника воспитателя с __.__.__ по __.__.__; нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с __.__.__ по __.__.__; обучения на курсах повышения квалификации с __.__.__ по __.__.__ и с __.__.__ по __.__.__; обучения в педагогическом училище с __.__.__ по __.__.__; возложении обязанности назначить с __.__.__ пенсию по старости. В обоснование заявленных требований указала, что __.__.__ обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с наличием педагогического стажа, в назначении пенсии было отказано. При этом ответчиком исключены вышеуказанные периоды, с чем истец не согласна, и что послужило поводом для обращением в суд с иском.
Истец о времени и месте рассмотрения дела извещена, в суд не явилась.
Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, представил в суд отзыв на иск, где требования не признает, указывая, что у истца на день обращения за установлением страховой пенсии по старости не было необходимого стажа педагогической деятельности 25 лет.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Гарантированное каждому ст. 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение, неотъемлемым элементом которого является право на пенсионное обеспечение, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии по старости на момент разрешения спора установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Судом установлено, что __.__.__ истец обратилась в УПФР в городе Инте Республики Коми с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях».
Решением от __.__.__ истцу отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа педагогической деятельности, на дату обращения стаж педагогической деятельности истца составил <....> при требуемых 25 годах. Ответчик исключил из стажа педагогической деятельности истца периоды работы в качестве помощника воспитателя в детском саду №__, нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, курсы повышения квалификации.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 3 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от их возраста.
С 01.01.2015 основания назначения указанной пенсии предусмотрены пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку согласно частям 1 и 3 статьи 36 данного Федерального закона со дня его вступления в силу (т.е. с 01.01.2015) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей данному Федеральному закону.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ в своих определениях, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих педагогическую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Однако, ни действующим в настоящее время Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, ни ранее действовавшими Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, не предусматривалось право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности "помощник воспитателя".
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года № 367, и вступившим в действие с 1 января 1996 года, наряду с должностью "помощник воспитателя" имеется и должность воспитателя, которая включена в Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Данные должности являются различными, что отражено как в вышеназванном классификаторе, так и в Общероссийском классификаторе занятий, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 года № 298.
Из трудовой книжки истца следует, что Веренич Л.М. (с заключением брака __.__.__ – М. Л.М.) с __.__.__ работала помощником воспитателя в детском саду №__ на период отсутствия основного работника, __.__.__ уволена по собственному желанию в связи с поступлением на учебу.
Таким образом, оснований для включения в специальный стаж рассматриваемого спорного периода работы истца в должности "помощник воспитателя" у суда не имеется.
На основании пункта 103 Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в КЗОТ РСФСР" статья 167 КЗОТ РСФСР Отпуска по уходу за ребенком изложена в следующей редакции:
" По желанию женщин им предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет может быть использован полностью либо по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом или другими родственниками, опекуном, фактически осуществляющими уход за ребенком.
По желанию женщины и лиц, указанных в части второй настоящей статьи, в период нахождения их в отпуске по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому.
Отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).
В стаж работы, дающий право на последующие ежегодные оплачиваемые отпуска, время отпуска по уходу за ребенком не засчитывается.
За время отпуска по уходу за ребенком сохраняется место работы (должность)".
Указанный закон вступил в действие с 06 октября 1992 года.
Таким образом, с 06 октября 1992 года отпуск по уходу за ребенком перестал включаться в стаж для назначения пенсий на льготных условиях.
Поскольку М. Л.М. отпуск по уходу за ребенком был предоставлен с __.__.__, то есть после __.__.__, суд отказывает в удовлетворении требования о зачете периода нахождения в данном отпуске (с __.__.__ по __.__.__) в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Удовлетворяя требования истца в части включения в стаж педагогической деятельности курсов повышения квалификации, суд исходит из следующего.
Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» сохранено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действующему законодательству.
Согласно ст.ст. 30, 32 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение пенсии по старости, в частности, при наличии определённого стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого, утверждаются Правительством Российской Федерации.
С учётом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждёнными Правительством Российской Федерации № 516 от 11.07.2002.
В силу п. 4 вышеназванных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Согласно справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе, истец проходила курсы повышения квалификации с отрывом от производства в периоды с __.__.__ по __.__.__ и с __.__.__ по __.__.__ (____).
Кроме того, для педагогических работников, в силу специальных нормативных актов, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Поскольку периоды нахождения на курсах повышения квалификации в силу закона являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, отказ ответчика во включении в стаж работы по специальности, дающей право на назначение страховой пенсии по старости, периодов нахождения истца на курсах с отрывом от производства с __.__.__ по __.__.__ и с __.__.__ по __.__.__ – всего <....>, нельзя признать законным. В указанной части исковые требования подлежат удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж истца периода обучения в Сыктывкарском педагогическом училище с __.__.__ по __.__.__, суд исходит из того, что одновременное соблюдение условий для включения времени обучения истца в ее специальный стаж не соблюдено, а так же неверно указан период.
В силу п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. При этом условием зачета является наличие 2/3 требуемого педагогического стажа (п. 4 Положения).
Из трудовой книжки истца следует, что периоду её обучения в педагогическом училище не предшествовала педагогическая деятельность (истец до 10.09.1990 работала помощником воспитателя в детсаду № 13), за периодом обучения следовала педагогическая деятельность (работа учителем начальных классов средней школы) и на момент подачи заявления о назначении пенсии у истца было 2/3 педагогического стажа, принятого к зачету в специальный стаж для назначения пенсии. Из буквального толкования пункта 2 вышеуказанного Положения следует, что время обучения в учебном заведении, подлежит включению в педагогический стаж при одновременном соблюдении всех условий. Истом одновременное соблюдение условий не соблюдено.
Из копии диплома истца следует, что период обучения истца окончился __.__.__, когда решением государственной квалификационной комиссии истцу присвоена квалификация «учитель начальных классов», «воспитатель группы продленного дня»), а не __.__.__, как указано в иске, когда истцу был выдан диплом серии СТ №__.
Таким образом, включению в специальный стаж подлежал бы период обучения с __.__.__ по __.__.__. Оснований для включения в специальный стаж периода с __.__.__ по __.__.__ не имеется, т.к. это время периодом обучения не является.
Поскольку обучению истца не предшествовала непосредственно педагогическая деятельность, то правовых оснований для включения периода ее обучения с __.__.__ по __.__.__ в специальный стаж не имеется.
Ответчиком определен стаж истца, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, 22 года 03 месяца 16 дней, с учетом включения периодов прохождения истцом курсов повышения квалификации (11 дней), стаж истца на момент её обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности будет составлять 22 года 03 месяца 27 дней, в то время как в силу норм действующего законодательства право на назначение страховой пенсии имеют указанные категории работников при наличии у них специального стажа, составляющего 25 лет.
Следовательно, на момент обращения за назначением пенсии - на __.__.__ у М. Л.М. отсутствовал необходимый стаж, дающий право на назначение страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью и обязанность у пенсионного органа назначить истцу страховую пенсию по старости на дату обращения за ней – __.__.__ не возникла.
Требования истца о назначении пенсии с __.__.__ не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми включить М. Л. М. в стаж педагогической деятельности периоды нахождения на курсах повышения квалификации с __.__.__ по __.__.__ и с __.__.__ по __.__.__.
М. Л. М. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми о включении в стаж педагогической деятельности периодов работы в качестве помощника воспитателя в детском саду №__ с __.__.__ по __.__.__; нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет с __.__.__ по __.__.__; обучения в училище с __.__.__ по __.__.__; назначении страховой пенсии по старости с __.__.__, - отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Инте Республики Коми в бюджет муниципального образования городского округа «Инта» государственную пошлину в размере 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено __.__.__.
Судья- Н.А. Вежнина