Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июля 2013 г. с. Оса
Осинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Парилова И.А., при секретаре судебного заседания Недбала Т.И.,
с участием помощника прокурора Осинского района Иркутской области Матаповой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-324/2013 по исковому заявлению прокурора Осинского района, в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Русские-Янгуты» о признании незаконным бездействия администрации МО «Русские-Янгуты», выразившегося в не перечислении денежных средств местного бюджета на подготовку и проведение 8 сентября 2013 года выборов депутатов Думы МО «Русские-Янгуты», и возложении обязанности в течение 5 дней, с момента вступления решения в законную силу, перечислить на расчетный счет Осинской территориальной избирательной комиссии денежные средства, согласно утвержденной смете, на подготовку и проведение выборов депутатов Думы муниципального образования «Русские-Янгуты»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Осинского района, в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в Осинский районный суд Иркутской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Русские-Янгуты» о признании незаконным бездействия администрации МО «Русские-Янгуты», выразившегося в не перечислении денежных средств местного бюджета на подготовку и проведение 8 сентября 2013 года выборов депутатов Думы МО «Русские-Янгуты», и возложении обязанности в течение 5 дней, с момента вступления решения в законную силу, перечислить на расчетный счет Осинской территориальной избирательной комиссии денежные средства, согласно утвержденной смете, на подготовку и проведение выборов депутатов Думы муниципального образования «Русские-Янгуты».
В обоснование заявленных требований прокурор указал следующее.
Прокуратурой Осинского района была проведена проверка исполнения избирательного законодательства в ходе подготовки и проведения выборов депутатов Думы муниципального образования «Русские-Янгуты», назначенных на 8 сентября 2013 года.
В соответствии со ст. 32 Конституции РФ, граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Согласно ч.1 ст. 57 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
В силу ч.1 ст. 83 Закона Иркутской области от 11.11.2011 №116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области» расходы, связанные в подготовкой и проведением муниципальных выборов, обеспечением деятельности избирательной комиссий в течение срока их полномочий, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, а также с повышением правовой культуры избирателей и обучением организаторов выборов, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из местного бюджета. Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
В соответствии со ст. 90 указанного Закона расходование средств, выделенных на подготовку и проведение муниципальных выборов, обеспечение деятельности избирательной, эксплуатацию и развитие средств автоматизации, а также на повышение правовой культуры избирателей и обучение организаторов выборов, производятся избирательными комиссиями самостоятельно на цели, определенные настоящим Законом.
Решением Думы МО «Русские-Янгуты» №28 от 10 июня 2013 г. назначены выборы депутатов Думы муниципального образования «Русские-Янгуты » на 8 сентября 2013 г.
Указанное решение Думы МО «Русские-Янгуты» было опубликовано в районной газете «Знамя труда» 14 июня 2013 года №24 (7343).
Постановлением избирательной комиссии Иркутской области №12/184 от 3 сентября 2009 г. полномочия избирательной комиссии МО «Русские-Янгуты» возложены на территориальную избирательную комиссию Осинского района.
Решением Осинской территориальной избирательной комиссии №53/154 от 12 февраля 2013 г. утверждена смета расходов на подготовку и проведение выборов депутатов Думы МО «Русские-Янгуты».
Согласно информации, предоставленной председателем Осинской территориальной избирательной комиссии по состоянию на 8 июля 2013 г. денежные средства от администрации МО «Русские-Янгуты» для финансирования расходов, связанных с проведением выборов депутатов Думы муниципального образования не поступали.
Таким образом, в результате бездействия администрации МО «Русские-Янгуты», выразившегося в не перечисление денежных средств местного бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Думы муниципального образования, нарушаются конституционные права участников избирательного процесса, проживающих на территории МО «Русские-Янгуты», на участие в выборах, в том числе проведения повторного голосования.
В силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Прокурор в соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Способ защиты нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов избирается обратившимся лицом.
В судебном заседании помощник прокурора Осинского района Матапова О.Ю. поддержала заявленные требования, изложив объяснения, аналогичные письменным доводам, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика, будучи надлежащим образом извещенным о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не прибыл, в письменном заявлении выразил согласие с исковыми требованиями прокурора, заявив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика.
При этом суд принимает во внимание, что уклонение ответчика от явки в суд не должно нарушать права истца, иск которого поступил в суд, поскольку во взаимосвязи положений п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 10.10.2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ», Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 52 от 27.12.2007 г. «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях», каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки.
Кроме того, суд учитывает, что истец и ответчик в силу ч. 1 ст. 19 и ч. 3 ст. 123 Конституции РФ равны перед законом и судом, а разрешение судом возникшего между ними спора должно осуществляться в соответствии с принципами состязательности и равноправия сторон. Названным конституционным нормам корреспондируют положения ст.ст. 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека, п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые гарантируют равенство всех перед законом и судом, право каждого на справедливое разбирательство спора о гражданских правах и обязанностях независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Эти положения, как относящиеся к общепризнанным принципам и нормам международного права, согласно ст. 15 (ч. 4) Конституции РФ являются составной частью правовой системы РФ. Осуществляя гражданское судопроизводство на основе состязательности и равноправия сторон, суд обязан создать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс их процессуальных прав и обязанностей.Выслушав объяснения истца, всесторонне исследовав представленные сторонами в соответствии со ст.ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательства в своей совокупности, давая им оценку, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованные лица вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Способ защиты нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов избирается обратившимся лицом.
Прокурор Осинского района Иркутской области в порядке искового производства обратился в суд с вышеуказанным заявлением, которое подлежит рассмотрению в суде.
В соответствии с требованиями ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 32 Конституции РФ, граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Согласно ч.1 ст. 57 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
В силу ч.1 ст. 83 Закона Иркутской области от 11.11.2011 №116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области» расходы, связанные в подготовкой и проведением муниципальных выборов, обеспечением деятельности избирательной комиссий в течение срока их полномочий, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, а также с повышением правовой культуры избирателей и обучением организаторов выборов, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из местного бюджета. Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
В соответствии со ст. 90 указанного Закона расходование средств, выделенных на подготовку и проведение муниципальных выборов, обеспечение деятельности избирательной, эксплуатацию и развитие средств автоматизации, а также на повышение правовой культуры избирателей и обучение организаторов выборов, производятся избирательными комиссиями самостоятельно на цели, определенные настоящим Законом.
В судебном заседании установлено, что решением Думы МО «Русские-Янгуты» №28 от 10 июня 2013 г. назначены выборы депутатов Думы муниципального образования «Русские-Янгуты » на 8 сентября 2013 г.
Указанное решение Думы МО «Русские-Янгуты» было опубликовано в районной газете «Знамя труда» 14 июня 2013 года №24 (7343) (л.д. 10).
Также установлено, что постановлением избирательной комиссии Иркутской области №12/184 от 3 сентября 2009 г. полномочия избирательной комиссии МО «Русские-Янгуты» возложены на территориальную избирательную комиссию Осинского района (л.д.9).
Решением Осинской территориальной избирательной комиссии №53/154 от 12 февраля 2013 г. утверждена смета расходов на подготовку и проведение выборов депутатов Думы МО «Русские-Янгуты» (л.д.11).
Прокуратурой Осинского района была проведена проверка исполнения избирательного законодательства в ходе подготовки и проведения выборов депутатов Думы муниципального образования «Русские-Янгуты», назначенных на 8 сентября 2013 года.
Проверкой установлено, что денежные средства от администрации МО «Русские-Янгуты» для финансирования расходов, связанных с проведением выборов депутатов Думы муниципального образования не поступали, что подтверждено информацией, предоставленной председателем Осинской территориальной избирательной комиссии по состоянию на 8 июля 2013 г. (л.д.9).
Таким образом, в результате бездействия администрации МО «Русские-Янгуты», выразившегося в не перечисление денежных средств местного бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Думы муниципального образования, нарушаются конституционные права участников избирательного процесса, проживающих на территории МО «Русские-Янгуты», на участие в выборах, в том числе проведения повторного голосования.
В определении суда о подготовке дела к судебному заседанию судом разъяснены сторонам юридически значимые обстоятельства по делу, а также обязанность их доказывания и последствия не предоставления данных доказательств.
В судебном заседании установлено, что администрацией муниципального образования «Русские-Янгуты» вышеуказанные требования федерального законодательства не исполняются, денежные средства от администрации МО «Русские-Янгуты» для финансирования расходов, связанных с проведением выборов депутатов Думы муниципального образования не поступали.
Учитывая изложенное, суд считает, что исковые требования прокурора Осинского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Русские-Янгуты» о признании незаконным бездействия администрации МО «Русские-Янгуты», выразившегося в не перечислении денежных средств местного бюджета на подготовку и проведение 8 сентября 2013 года выборов депутатов Думы МО «Русские-Янгуты», и возложении обязанности в течение 5 дней, с момента вступления решения в законную силу, перечислить на расчетный счет Осинской территориальной избирательной комиссии денежные средства, согласно утвержденной смете, на подготовку и проведение выборов депутатов Думы муниципального образования «Русские-Янгуты», подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд полагает, что установление срока исполнения решения суда должно способствовать реальному исполнению решения суда, и полагает разумным и достаточным для исполнения возложенных на ответчика обязанностей установить срок в течение 5 дней с момента вступления решения в законную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Осинского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Русские-Янгуты» о признании незаконным бездействия администрации МО «Русские-Янгуты», выразившегося в не перечислении денежных средств местного бюджета на подготовку и проведение 8 сентября 2013 года выборов депутатов Думы МО «Русские-Янгуты», и возложении обязанности в течение 5 дней, с момента вступления решения в законную силу, перечислить на расчетный счет Осинской территориальной избирательной комиссии денежные средства, согласно утвержденной смете, на подготовку и проведение выборов депутатов Думы муниципального образования «Русские-Янгуты», удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования «Русские-Янгуты» обязанность устранить нарушения закона, выразившиеся в не перечислении денежных средств местного бюджета на подготовку и проведение 8 сентября 2013 года выборов депутатов Думы МО «Русские-Янгуты».
Установить срок для исполнения решения – в течение 5 дней с момента вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда через Осинский районный суд Иркутский области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья И.А. Парилов