Дело № 2-324/2022
РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации |
г. Белово 02 июня 2022 года
Беловский районный суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Выдриной М.Н.,
с участием помощника прокурора Беловского района Кургановой Н.В.,
при секретаре Тарасенко Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Беловского района Кемеровской области, предъявленному в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к АО «Разрез «Инской» о понуждении к совершению действий,
установил:
прокурор Беловского района Кемеровской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к АО «Разрез «Инской» о понуждении к совершению действий.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Беловского района в ноябре 2021 года совместно с Отделом надзорной деятельности и профилактической работы г. Белово, г.о. Краснобродский, Беловского и Гурьевского районов, Беловским отделом Сибирского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Отделом федерального государственного надзора в городе Белово Государственной инспекции труда в Кемеровской области - Кузбассе, проведена проверка в АО «Разрез «Инской», в ходе которой выявлены нарушения законодательства о промышленной безопасности угледобывающего предприятия.
Приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 506 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Инструкция по аэрологической безопасности угольных шахт», согласно п. 100 которых телеизмерение осуществляется для всех точек контроля метана (от всех стационарных метанометров). Запись результатов измерения концентрации метана в архив и в журнал оператора аэрогазовый контроль (далее - АГК) осуществляется от стационарных метанометров, устанавливаемых: во входящих и исходящих струях очистных забоев и выемочных участков; в тупиках выработок, погашаемых за очистным забоем со стороны исходящей струи, независимо от газообильности; в призабойной части и исходящих струях всех тупиковых выработок без исключения; в исходящих струях крыльев и шахты; в выработках при проведении работ по торпедированию пород кровли и сотрясательном взрывании. При этом непрерывность контроля содержания метана обеспечивается таким включением датчиков АГК, чтобы с них во время
проведения указанных работ не снималось напряжение; в дегазационных и газоотсасывающих трубопроводах подземных и поверхностных ГОУ, у смесительных камер; в других местах в соответствии с проектом АГК.
В газовых шахтах данные от метанометров, устанавливаемых на проходческих и выемочных комбайнах, передаются в систему АГК.
Так, в нарушение п. 100 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Инструкция по аэрологической безопасности угольных шахт», утвержденной приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 506 данные от метанометров, устанавливаемых на проходческик и выемочных комбайнах, не передаются в систему аэрогазового контроля АО «Разрез Инской».
29.11.2021 прокуратурой района исполнительному директору АО «Разрез «Инской» Ф.И.О.1 внесено представление об устранении нарушений законодательства о промышленной безопасности и охране труда.
30.12.2021 в прокуратуру района поступил ответ исполнительного директора АО «Разрез «Инской» Ф.И.О.2 на указанное выше представление, из которого следует: в связи с тем, что стоимость необходимого для выполнения требований пункта 22 Правил безопасности в угольных шахтах, по выводу телеметрических данных от метанометров, устанавливаемых на проходческих и выемочных комбайнах в систему аэрогазового контроля АО «Разрез «Инской» значительна и в процедуре банкротства предприятия - конкурсное производство (более 59,0 млн. руб.) не представляется возможным авансовым платежом, руководством предприятия ведутся переговоры по возможности предоставления рассрочки платежей. Кроме того, конкурсным управляющим готовится обращение в суд о предоставлении возможности оплаты по поставке данного оборудования во внеочередном порядке, так как правилами статьи 134 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определен строгий порядок платежей; а также для разработки проектной документации, подлежащей экспертизе промышленной безопасности необходим срок, который составляет - срок выполнения 100 (сто) дней. Срок поставки оборудования составляет 150 (сто пятьдесят) дней. Срок выполнения пуско - наладочных работ 100 (сто) дней. Согласно ответу АО «Разрез «Инской» от 21.04.2022 на требование прокурора района от 18.04.2022 решение вопроса по выводу телеметрических данных от метанометров, устанавливаемых на проходческих и очистных (выемочнык) комбайнах в систему аэрогазового контроля в настоящее время прорабатывается, найден потенциальный поставщик оборудования и подрядчик, онтирующий данную систему. Но решение данного вопроса будет несколько затруднено в связи с тем, что часть необходимого оборудования импортное, подлежит поставке из недружественных стран.
В соответствии с ответом АО «Разрез «Инской» от 16.05.2022 на требование прокурора района от 11.05.2022 протоколом № технического совещания по рассмотрению плана развития горных работ на 2022 год предусмотрено выполнение корректировки проекта многофункциональной системы функциональной безопасности (МФСБ) в соответствии с требованиями нормативных документов. Корректировка проекта МФСБ предусмотрена в срок до 01.08.2022. Проектом будет установлен поэтапный срок введения в эксплуатацию системы передачи данных.
С учетом вышеизложенного, не выполнение в полном объеме требований законодательства промышленной безопасности ведет к нарушению конституционного права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности (часть третья статьи 37 Конституции Российской Федерации).
Просит суд обязать АО «Разрез «Инской» выполнить работы по выводу телеметрических данных от метанометров, установливаемых на проходческих и очистных (выемочных) комбайнах в систему аэрогазового контроля; в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для выполнения вышеуказанных действий.
В судебном заседании помощник прокурора Беловского района Курганова Н.В., поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила установить ответчику срок для исполнения решения суда до 01.10.2022 года.
В судебном заседании представители ответчика АО «Разрез «Инской» ФИО1, ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенностей, пояснили, что факт выявленных нарушений не оспаривают, в настоящее время заключен договор с Ассоциацией «Кузбасский центр научно-технического обеспечения «Промбезопасность» на выполнение проектной документации «Техническое перевооружение опасного производственного объекта – шахта угольная АО «Разрез «Инской», проект многофункциональной системы безопасности.
Представитель 3-го лица врио начальника Беловского отдела Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4, в судебном заседании поддержал требования прокурора.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Федеральный закон от 21.07.1997 № 116 - ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон № 116 - Ф3 от 21.07.1997) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также ‑ организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения Федерального закона № 116 - Ф3 от 21.07.1997 распространяются на все организации независимо от их организационно‑правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 116 - ФЗ от 21.07.1997 под промышленной безопасностью опасных производственных объектов (далее промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 116 - Ф3 от 21.07.1997 требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 116 - ФЗ от 21.07.1997 правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к: деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности; безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; обоснованию безопасности опасного производственного объекта. Согласно ст. 9 Федерального закона № 116 - ФЗ от 21.07.1997 организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства РоссийскойФедерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В судебном заседании установлено, что во исполнение поручения заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поручения прокурора Кемеровской области - Кузбасса от 26.11.2021 № «О проведении проверки исполнения законодательства о промышленной безопасности и охране труда на угледобывающих предприятиях» в ноябре 2021 года прокуратурой района совместно с Отделом надзорной деятельности и профилактической работы г. Белово, г.о. Краснобродский, Беловского и Гурьевского районов, Беловским отделом Сибирского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Отделом федерального государственного надзора в городе Белово Государственной инспекции труда в Кемеровской области - Кузбассе, проведена проверка в АО «Разрез «Инской», в коде которой выявлены нарушения законодательства о промышленной безопасности угледобывающего предприятия.
Приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 506 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Инструкция по аэрологической безопасности угольных шахт», согласно п. 100 которых телеизмерение осуществляется для всех точек контроля метана (от всех стационарных метанометров). Запись результатов измерения концентрации метана в архив и в журнал оператора аэрогазовый контроль (далее - АГК) осуществляется от стационарных метанометров, устанавливаемых: во входящих и исходящих струях очистных забоев и выемочных участков; в тупиках выработок, погашаемых за очистным забоем со стороны исходящей струи, независимо от газообильности; в призабойной части и исходящих струях всех тупиковых выработок без исключения; в исходящих струях крыльев и шахты; в выработках при проведении работ по торпедированию пород кровли и сотрясательном взрывании. При этом непрерывность контроля содержания метана обеспечивается таким включением датчиков АГК, чтобы с них во время
проведения указанных работ не снималось напряжение; в дегазационных и газоотсасывающих трубопроводах подземных и поверхностных ГОУ, у смесительных камер; в других местах в соответствии с проектом АГК.
В газовых шахтах данные от метанометров, устанавливаемых на проходческих и выемочных комбайнах, передаются в систему АГК.
Так, в нарушение п. 100 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Инструкция по аэрологической безопасности угольных шахт», утвержденной приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № данные от метанометров, устанавливаемых на проходческик и выемочных комбайнах, не передаются в систему аэрогазового контроля АО «Разрез Инской».
29.11.2021 прокуратурой района исполнительному директору АО «Разрез «Инской» Ф.И.О.1 внесено представление об устранении нарушений законодательства о промышленной безопасности и охране труда.
30.12.2021 в прокуратуру района поступил ответ исполнительного директора АО «Разрез «Инской» Ф.И.О.2 на указанное выше представление, из которого следует, что стоимость необходимого для выполнения требований пункта 22 Правил безопасности в угольных шахтах, по выводу телеметрических данных от метанометров, устанавливаемых на проходческих и выемочных комбайнах в систему аэрогазового контроля АО «Разрез «Инской» значительна (более 59,0 млн. руб.) не представляется возможным авансовым платежом, руководством предприятия ведутся переговоры по возможности предоставления рассрочки платежей (л.д.7-12.
Согласно ответу АО «Разрез «Инской» от 21.04.2022 на требование прокурора района от 18.04.2022 решение вопроса по выводу телеметрических данных от метанометров, устанавливаемых на проходческих и очистных (выемочнык) комбайнах в систему аэрогазового контроля в настоящее время прорабатывается, найден потенциальный поставщик оборудования и подрядчик, онтирующий данную систему. Но решение данного вопроса будет несколько затруднено в связи с тем, что часть необходимого оборудования импортное, подлежит поставке из недружественных стран.
В соответствии с ответом АО «Разрез «Инской» от 16.05.2022 на требование прокурора района от 11.05.2022 протоколом № технического совещания по рассмотрению плана развития горных работ на 2022 год предусмотрено выполнение корректировки проекта многофункциональной системы функциональной безопасности (МФСБ) в соответствии с требованиями нормативных документов. Корректировка проекта МФСБ предусмотрена в срок до 01.08.2022. Проектом будет установлен поэтапный срок введения в эксплуатацию системы передачи данных.
Учитывая, изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Беловского района Кемеровской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в полном объеме.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из представленного в материалы дела протокола технического совещания по рассмотрению дополнения № к протоколу № плана развития горных работ АО «Разрез «Инской» на 2022 года следует, что до 01.10.2022 будет обеспечен вывод телеметрических данных от метанометров, устанавливаемых на проходческих и вымоечных комбайнах в систему аэрогазового контроля, в связи с чем доводы представителя ответчика ФИО1 о предоставлении срока исполнения решения суда до 01.04.2023 суд находит не обоснованными.
Учитывая приведенное положение процессуального закона, суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда - до 01 октября 2022 года.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Беловского района Кемеровской области, предъявленные в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать АО «Разрез «Инской» выполнить работы по выводу телеметрических данных от метанометров, устанавливаемых на проходческих и очистных (выемочных) комбайнах в систему аэрогазового контроля в срок до 01.10.2022.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Беловский районный суд в течение 1 (одного) месяца со дня его изготовления полного и мотивированного текста.
Полный и мотивированный текст решения суда изготовлен 06.06.2022.
Судья: М.Н.Выдрина