ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-324/2022 от 02.06.2022 Беловского районного суда (Кемеровская область)

Дело № 2-324/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Белово 02 июня 2022 года

Беловский районный суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Выдриной М.Н.,

с участием помощника прокурора Беловского района Кургановой Н.В.,

при секретаре Тарасенко Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Беловского района Кемеровской области, предъявленному в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к АО «Разрез «Инской» о понуждении к совершению действий,

установил:

прокурор Беловского района Кемеровской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к АО «Разрез «Инской» о понуждении к совершению действий.

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Беловского района в ноябре 2021 года совместно с Отделом надзорной деятельности и профилактической работы г. Белово, г.о. Краснобродский, Беловского и Гурьевского районов, Беловским отделом Сибирского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Отделом федерального государственного надзора в городе Белово Государственной инспекции труда в Кемеровской области - Кузбассе, проведена проверка в АО «Разрез «Инской», в ходе которой выявлены нарушения законодательства о промышленной безопасности угледобывающего предприятия.

Приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 506 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Инструкция по аэрологической безопасности угольных шахт», согласно п. 100 которых телеизмерение осуществляется для всех точек контроля метана (от всех стационарных метанометров). Запись результатов измерения концентрации метана в архив и в журнал оператора аэрогазовый контроль (далее - АГК) осуществляется от стационарных метанометров, устанавливаемых: во входящих и исходящих струях очистных забоев и выемочных участков; в тупиках выработок, погашаемых за очистным забоем со стороны исходящей струи, независимо от газообильности; в призабойной части и исходящих струях всех тупиковых выработок без исключения; в исходящих струях крыльев и шахты; в выработках при проведении работ по торпедированию пород кровли и сотрясательном взрывании. При этом непрерывность контроля содержания метана обеспечивается таким включением датчиков АГК, чтобы с них во время

проведения указанных работ не снималось напряжение; в дегазационных и газоотсасывающих трубопроводах подземных и поверхностных ГОУ, у смесительных камер; в других местах в соответствии с проектом АГК.

В газовых шахтах данные от метанометров, устанавливаемых на проходческих и выемочных комбайнах, передаются в систему АГК.

Так, в нарушение п. 100 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Инструкция по аэрологической безопасности угольных шахт», утвержденной приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 506 данные от метанометров, устанавливаемых на проходческик и выемочных комбайнах, не передаются в систему аэрогазового контроля АО «Разрез Инской».

29.11.2021 прокуратурой района исполнительному директору АО «Разрез «Инской» Ф.И.О.1 внесено представление об устранении нарушений законодательства о промышленной безопасности и охране труда.

30.12.2021 в прокуратуру района поступил ответ исполнительного директора АО «Разрез «Инской» Ф.И.О.2 на указанное выше представление, из которого следует: в связи с тем, что стоимость необходимого для выполнения требований пункта 22 Правил безопасности в угольных шахтах, по выводу телеметрических данных от метанометров, устанавливаемых на проходческих и выемочных комбайнах в систему аэрогазового контроля АО «Разрез «Инской» значительна и в процедуре банкротства предприятия - конкурсное производство (более 59,0 млн. руб.) не представляется возможным авансовым платежом, руководством предприятия ведутся переговоры по возможности предоставления рассрочки платежей. Кроме того, конкурсным управляющим готовится обращение в суд о предоставлении возможности оплаты по поставке данного оборудования во внеочередном порядке, так как правилами статьи 134 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определен строгий порядок платежей; а также для разработки проектной документации, подлежащей экспертизе промышленной безопасности необходим срок, который составляет - срок выполнения 100 (сто) дней. Срок поставки оборудования составляет 150 (сто пятьдесят) дней. Срок выполнения пуско - наладочных работ 100 (сто) дней. Согласно ответу АО «Разрез «Инской» от 21.04.2022 на требование прокурора района от 18.04.2022 решение вопроса по выводу телеметрических данных от метанометров, устанавливаемых на проходческих и очистных (выемочнык) комбайнах в систему аэрогазового контроля в настоящее время прорабатывается, найден потенциальный поставщик оборудования и подрядчик, онтирующий данную систему. Но решение данного вопроса будет несколько затруднено в связи с тем, что часть необходимого оборудования импортное, подлежит поставке из недружественных стран.

В соответствии с ответом АО «Разрез «Инской» от 16.05.2022 на требование прокурора района от 11.05.2022 протоколом технического совещания по рассмотрению плана развития горных работ на 2022 год предусмотрено выполнение корректировки проекта многофункциональной системы функциональной безопасности (МФСБ) в соответствии с требованиями нормативных документов. Корректировка проекта МФСБ предусмотрена в срок до 01.08.2022. Проектом будет установлен поэтапный срок введения в эксплуатацию системы передачи данных.

С учетом вышеизложенного, не выполнение в полном объеме требований законодательства промышленной безопасности ведет к нарушению конституционного права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности (часть третья статьи 37 Конституции Российской Федерации).

Просит суд обязать АО «Разрез «Инской» выполнить работы по выводу телеметрических данных от метанометров, установливаемых на проходческих и очистных (выемочных) комбайнах в систему аэрогазового контроля; в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для выполнения вышеуказанных действий.

В судебном заседании помощник прокурора Беловского района Курганова Н.В., поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила установить ответчику срок для исполнения решения суда до 01.10.2022 года.

В судебном заседании представители ответчика АО «Разрез «Инской» ФИО1, ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенностей, пояснили, что факт выявленных нарушений не оспаривают, в настоящее время заключен договор с Ассоциацией «Кузбасский центр научно-технического обеспечения «Промбезопасность» на выполнение проектной документации «Техническое перевооружение опасного производственного объекта – шахта угольная АО «Разрез «Инской», проект многофункциональной системы безопасности.

Представитель 3-го лица врио начальника Беловского отдела Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4, в судебном заседании поддержал требования прокурора.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116 - ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон № 116 - Ф3 от 21.07.1997) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также ‑ организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения Федерального закона № 116 - Ф3 от 21.07.1997 распространяются на все организации независимо от их организационно‑правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 116 - ФЗ от 21.07.1997 под промышленной безопасностью опасных производственных объектов (далее ­промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 116 - Ф3 от 21.07.1997 требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 116 - ФЗ от 21.07.1997 правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к: деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности; безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; обоснованию безопасности опасного производственного объекта. Согласно ст. 9 Федерального закона № 116 - ФЗ от 21.07.1997 организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства РоссийскойФедерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

В судебном заседании установлено, что во исполнение поручения заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поручения прокурора Кемеровской области - Кузбасса от 26.11.2021 «О проведении проверки исполнения законодательства о промышленной безопасности и охране труда на угледобывающих предприятиях» в ноябре 2021 года прокуратурой района совместно с Отделом надзорной деятельности и профилактической работы г. Белово, г.о. Краснобродский, Беловского и Гурьевского районов, Беловским отделом Сибирского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Отделом федерального государственного надзора в городе Белово Государственной инспекции труда в Кемеровской области - Кузбассе, проведена проверка в АО «Разрез «Инской», в коде которой выявлены нарушения законодательства о промышленной безопасности угледобывающего предприятия.

Приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 506 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Инструкция по аэрологической безопасности угольных шахт», согласно п. 100 которых телеизмерение осуществляется для всех точек контроля метана (от всех стационарных метанометров). Запись результатов измерения концентрации метана в архив и в журнал оператора аэрогазовый контроль (далее - АГК) осуществляется от стационарных метанометров, устанавливаемых: во входящих и исходящих струях очистных забоев и выемочных участков; в тупиках выработок, погашаемых за очистным забоем со стороны исходящей струи, независимо от газообильности; в призабойной части и исходящих струях всех тупиковых выработок без исключения; в исходящих струях крыльев и шахты; в выработках при проведении работ по торпедированию пород кровли и сотрясательном взрывании. При этом непрерывность контроля содержания метана обеспечивается таким включением датчиков АГК, чтобы с них во время

проведения указанных работ не снималось напряжение; в дегазационных и газоотсасывающих трубопроводах подземных и поверхностных ГОУ, у смесительных камер; в других местах в соответствии с проектом АГК.

В газовых шахтах данные от метанометров, устанавливаемых на проходческих и выемочных комбайнах, передаются в систему АГК.

Так, в нарушение п. 100 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Инструкция по аэрологической безопасности угольных шахт», утвержденной приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 данные от метанометров, устанавливаемых на проходческик и выемочных комбайнах, не передаются в систему аэрогазового контроля АО «Разрез Инской».

29.11.2021 прокуратурой района исполнительному директору АО «Разрез «Инской» Ф.И.О.1 внесено представление об устранении нарушений законодательства о промышленной безопасности и охране труда.

30.12.2021 в прокуратуру района поступил ответ исполнительного директора АО «Разрез «Инской» Ф.И.О.2 на указанное выше представление, из которого следует, что стоимость необходимого для выполнения требований пункта 22 Правил безопасности в угольных шахтах, по выводу телеметрических данных от метанометров, устанавливаемых на проходческих и выемочных комбайнах в систему аэрогазового контроля АО «Разрез «Инской» значительна (более 59,0 млн. руб.) не представляется возможным авансовым платежом, руководством предприятия ведутся переговоры по возможности предоставления рассрочки платежей (л.д.7-12.

Согласно ответу АО «Разрез «Инской» от 21.04.2022 на требование прокурора района от 18.04.2022 решение вопроса по выводу телеметрических данных от метанометров, устанавливаемых на проходческих и очистных (выемочнык) комбайнах в систему аэрогазового контроля в настоящее время прорабатывается, найден потенциальный поставщик оборудования и подрядчик, онтирующий данную систему. Но решение данного вопроса будет несколько затруднено в связи с тем, что часть необходимого оборудования импортное, подлежит поставке из недружественных стран.

В соответствии с ответом АО «Разрез «Инской» от 16.05.2022 на требование прокурора района от 11.05.2022 протоколом технического совещания по рассмотрению плана развития горных работ на 2022 год предусмотрено выполнение корректировки проекта многофункциональной системы функциональной безопасности (МФСБ) в соответствии с требованиями нормативных документов. Корректировка проекта МФСБ предусмотрена в срок до 01.08.2022. Проектом будет установлен поэтапный срок введения в эксплуатацию системы передачи данных.

Учитывая, изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Беловского района Кемеровской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в полном объеме.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Из представленного в материалы дела протокола технического совещания по рассмотрению дополнения к протоколу плана развития горных работ АО «Разрез «Инской» на 2022 года следует, что до 01.10.2022 будет обеспечен вывод телеметрических данных от метанометров, устанавливаемых на проходческих и вымоечных комбайнах в систему аэрогазового контроля, в связи с чем доводы представителя ответчика ФИО1 о предоставлении срока исполнения решения суда до 01.04.2023 суд находит не обоснованными.

Учитывая приведенное положение процессуального закона, суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда - до 01 октября 2022 года.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Беловского района Кемеровской области, предъявленные в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать АО «Разрез «Инской» выполнить работы по выводу телеметрических данных от метанометров, устанавливаемых на проходческих и очистных (выемочных) комбайнах в систему аэрогазового контроля в срок до 01.10.2022.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Беловский районный суд в течение 1 (одного) месяца со дня его изготовления полного и мотивированного текста.

Полный и мотивированный текст решения суда изготовлен 06.06.2022.

Судья: М.Н.Выдрина