Дело № 2-324/2022
УИД 35RS0019-01-2022-000376-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 марта 2022 года г. Сокол
Вологодская область
Сокольский районный суд Вологодской области
в составе председательствующего судьи Новиковой С.Е.,
при секретаре Топорове Д.А.,
с участием представителя ответчика по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области» о взыскании расходов на проезд к месту проведения отпуска и обратно,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области» (далее – ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области) о взыскании расходов на проезд к месту проведения отпуска и обратно.
В обоснование исковых требований указала, что проходит службу в уголовно-исполнительной системе в должности старшего юрисконсульта юридической группы ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области, в связи с нахождением в очередном отпуске в период с 18 августа 2021 года по 28 сентября 2021 года ею были приобретены авиабилеты для проезда к месту отпуска на себя и несовершеннолетнего сына ФИО5 на общую сумму 52 442 рубля 00 копеек. Авиабилеты приобретены посредством сети Интернет в компании WWW.CITY.TRAVEL. По сообщению оператора службы поддержки компания не является резидентом Российской Федерации и не применяет контрольно-кассовой техники для формирования кассовых чеков, подтверждением оплаты является электронный билет и банковская выписка о списании денежных средств, в которых указана сумма и получатель платежа. В связи с отсутствием кассового чека ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области отказало в удовлетворении ее заявления о компенсации расходов на приобретение авиабилетов для проезда к месту проведения отпуска и обратно.
Просит суд взыскать с ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области расходы на проезд к месту проведения отпуска и обратно в размере 52 442 рубля 00 копеек.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в представленном заявлении ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области по доверенности ФИО1 с исковыми требованиями не согласилась, ссылаясь на невыполнение истцом требований пункта 6 Порядка оплаты проезда сотруднику уголовно-исполнительной системы Российской Федерации к месту проведения основного (каникулярного) отпуска по территории (в пределах) Российской Федерации и обратно, согласно которому к документам, подтверждающим фактические расходы, связанные с проездом, относятся: при проезде воздушным транспортом - билет (маршрут/квитанция электронного авиабилета, распечатанная на бумажном носителе), кассовый чек (кассовый чек в электронной форме, распечатанный на бумажном носителе).
Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО2 проходит службу в уголовно-исполнительной системе в должности старшего юрисконсульта юридической группы ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области, что подтверждается приказом о назначении № л/с от ДД.ММ.ГГГГ, контрактом о службе в уголовно-исполнительной системе от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании приказа начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ№-к ФИО2 предоставлен основной отпуск за 2021 год с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с предоставлением времени на проезд к месту проведения отпуска в г. Ялту Республики Крым и обратно. Выдано отпускное удостоверение №, согласно которому вместе с ФИО2 следует ее сын ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась к работодателю с рапортом о компенсации стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно.
Из копий электронных билетов следует, что ФИО2 приобретены 2 авиабилета по маршруту Вологда – Москва на ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 12 532 рубля 00 копеек (по 6 266 рублей 00 копеек каждый, пассажиры: ФИО2, ФИО5), 2 авиабилета по маршруту Москва – Симферополь) на ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 7 008 рублей 00 копеек (по 3 504 рубля 00 копеек каждый, пассажиры: ФИО2, ФИО5), 2 авиабилета по маршруту Симферополь – Череповец на ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 32 902 рубля 00 копеек (16 450 рубля 00 копеек на пассажира ФИО2, 16 452 рубля 00 копеек на пассажира ФИО5).
На основании авансового отчета от ДД.ММ.ГГГГ№ ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области произвело выплату ФИО2 денежной компенсации для оплаты проезда к месту проведения отпуска в размере 3 000 рублей 00 копеек (стоимость билетов на автобус маршрута «Череповец – Сокол»), что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№.
Проездные документы на сумму 52 442 рубля 00 копеек не оплачены в связи с невыполнением требований пункта 6 Приказа ФСИН от 08 сентября 2020 года № 637, отсутствии кассовых чеков.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или в организациях, учреждениях и органах, дислоцированных в субъекте Российской Федерации, входящем в Уральский, Сибирский или Дальневосточный федеральный округ, либо за пределами территории Российской Федерации, а также одному из членов его семьи оплачивается стоимость проезда к месту проведения основного (каникулярного) отпуска по территории (в пределах) Российской Федерации и обратно один раз в год, если иное не предусмотрено федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Порядок оплаты проезда сотрудника и члена его семьи устанавливается руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Приказом ФСИН России от 08 сентября 2020 года № 637 утвержден «Порядок оплаты проезда сотруднику уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, дислоцированных в субъекте Российской Федерации, входящем в Уральский, Сибирский или Дальневосточный федеральный округ, либо за пределами территории Российской Федерации, а также одному из членов его семьи к месту проведения основного (каникулярного) отпуска по территории (в пределах) Российской Федерации и обратно» (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка сотруднику и одному из членов его семьи оплачиваются расходы по проезду в отпуск железнодорожным, воздушным, водным, автомобильным (за исключением такси) и личным транспортом, в том числе: за пользование постельными принадлежностями, за проезд в вагонах повышенной комфортности, сбор за оформление билетов, за оплату установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением добровольного страхового сбора, а также других дополнительных услуг, направленных на повышение комфортности пассажира, в том числе изменение классности билета, расходов, связанных с доставкой билетов, переоформлением билетов по инициативе пассажиров, доставкой багажа, сдачей билета в связи с отказом от поездки (полета) или опозданием на поезд, самолет, автобус, судно).
Согласно пункту 4 Порядка для оплаты расходов, связанных с проездом, сотрудником на имя начальника учреждения, органа уголовно-исполнительной системы Российской Федерации подается рапорт с приложением документов, подтверждающих факт пребывания в месте проведения отпуска, а также документов, подтверждающих фактические расходы, связанные с проездом (подтверждающие факт оплаты туристской путевки).
В соответствии с пунктом 5 Порядка к документам, подтверждающим факт пребывания, указанным в пункте 4 настоящего Порядка, относятся: при проезде сотрудника и члена его семьи в отпуск по территории (в пределах) Российской Федерации - отпускное удостоверение с отметками учреждения, органа уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органа исполнительной власти местного самоуправления.
К документам, подтверждающим фактические расходы, связанные с проездом, в силу пункта 6 Порядка относятся: при проезде воздушным транспортом - билет (маршрут/квитанция электронного авиабилета, распечатанная на бумажном носителе), кассовый чек (кассовый чек в электронной форме, распечатанный на бумажном носителе).
В подтверждение несения расходов, связанных с проездом к месту отдыха и обратно, истцом представлены копии электронных билетов и посадочных талонов, в которых указаны: дата приобретения (ДД.ММ.ГГГГ), данные пассажиров (ФИО2 и ее сын ФИО5), указаны стоимость перелета, дата вылета, маршрут следования, а также справка ПАО «Сбербанк» по операции списания денежных средств со счета банковской карты истца, согласно которой ДД.ММ.ГГГГ со счета ФИО2 списаны денежные средства в пользу WWW.CITY.TRAVEL в счет оплаты товаров и услуг.
По информации оператора службы поддержки WWW.CITY.TRAVEL сайт компании не является резидентом Российской Федерации и не применяет контрольно-кассовую технику для формирования чеков, подтверждением оплаты авиабилетов является электронный билет и банковская выписка о списании денежных средств, в которых указана сумма и получатель платежа. Электронный билет является бланком строгой отчетности и приравнивается к кассовому чеку.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, учитывая, что покупка авиабилетов была произведена за счет собственных средств истца, суд приходит к выводу, что ФИО2 имеет право на компенсацию расходов на проезд к месту проведения отпуска в г. Ялту Республики Крым и обратно в полном объеме.
Доводы ответчика о том, что оснований для оплаты проезда не имеется в связи с отсутствием кассовых чеков, отклоняются судом на основании следующего.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Минтранса России от 08 ноября 2006 года № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Таким образом, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту (Письмо Минфина России от 13 января 2012 года № 03-03-06/1/11).
При этом суд принимает во внимание то обстоятельство, что авиабилеты были приобретены у иностранной компания (о чем свидетельствуют общедоступные сведения из сети Интернет и информация на электронных билетах), на которую не распространяются положения Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».
То есть, у иностранной организации отсутствует обязанность выдать и направить покупателю кассовый чек, соответствующий требованиям законодательства о применении контрольно-кассовой техники. Данная позиция отражена в письме Минфина России от 25 декабря 2019 года № 02-07-05/101401.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о взыскании с ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области в пользу ФИО2 расходов на проезд в размере 52 442 рубля 00 копеек.
На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1773 рубля 26 копеек.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области» в пользу ФИО2 расходы на проезд к месту проведения отпуска и обратно в размере 52 442 рубля 00 копеек.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области» в доход местного бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в суде в размере 1773 рубля 26 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья С.Е. Новикова
Мотивированное решение принято 21 марта 2022 года.