ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3250/2013 от 18.09.2013 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2-3250/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 сентября 2013 года                         г. Элиста РК

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи                 Мучкинова М.Н.,

при секретаре                         Первеевой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации города Элисты о признании незаконным постановления Администрации г. Элисты от ххх № об отказе во включении его в список ветеранов боевых действий, имеющих право на предоставление социальной поддержки по обеспечению жильем, вставших на учёт до ххх,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования следующим.

    Он является ветераном боевых действий. С ххх по ххх он принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики. В 2003 году обратился в Мэрию г.Элисты о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставил в квартирную группу г.Элисты все необходимые документы, в том числе справку-подтверждение, что он является ветераном боевых действий. ххх было принято положительное решение о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, согласно Постановлению Мэрии г.Элисты № от ххх. Считает, что имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, как ветеран боевых действий из числа лиц, указанных в подпункте 1.4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5 «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставший на учет до 01 января 2005 года. В связи с этим, он обратился в Администрацию г.Элисты с письменным заявлением о переводе с общей очереди в льготную очередь (список ветеранов боевых действий, имеющих право на предоставление социальной поддержки по обеспечению жильем, вставших на учет до ххх на основании ст. 16 ФЗ РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»). Администрация г. Элисты отказало ему в этом сославшись на то, что им предоставлено удостоверение ветерана боевых действий, выданное Минобороны РФ 25 апреля 2007 года. Тем самым, считает, что у него отсутствует право на обеспечение жильем за счет средств, полученных из федерального бюджета в виде субсидии, только из-за того, что удостоверение выдано в 2007 году. ххх на его адрес пришло письмо из Администрации г.Элисты, в котором говорится, что в целях упорядочения учетных дел граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно Постановлению Мэра г.Элисты от ххх №, ххх произведено разделение списков граждан в соответствии с мерами социальной поддержки по Федеральному Закону «О ветеранах», и он состоит в данном списке под №. Тем самым полагает, что Администрация г.Элисты в 2009 году переведя его из общей очереди в льготную, должна была сохранить дату постановки его на учете именно с 2003 года, так как его первоочередное обращение было в 2003 году. Он желает реализовать свое право на жилье за счет средств федерального бюджета, так как это право распространяется на ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ххх, к каким он и относится.

На основании вышеизложенного, истец ФИО1 в иске просит суд признать незаконным отказ жилищной комиссии Администрации г.Элисты № от ххх и обязать Администрацию г.Элисты включить его в список ветеранов боевых действий, имеющих право на предоставление социальной поддержки по обеспечению жильем, до ххх.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержал, уточнив следующее. Он просит суд признать незаконным постановление Администрации г.Элисты от ххх № об отказе во включении его в список ветеранов боевых действий, имеющих право на предоставление социальной поддержки по обеспечению жильем, вставших на учёт до ххх.

Представитель Администрации города Элисты ФИО2, действующий на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, пояснив, что отказ Администрации г.Элисты включить ФИО1 в список ветеранов боевых действий, имеющих право на предоставление социальной поддержки по обеспечению жильем, вставших на учёт до ххх, является правомерным.

Представитель 3-го лица – Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК ФИО3 представил суду письменное возражение на исковое заявление, в котором указал следующее. Статус ветерана боевых действий должен подтверждаться документально, в частности удостоверением. Так как ФИО1 получил удостоверение участника боевых действий лишь в 2007 году, с этого времени и подтверждается его статус ветерана боевых действий и как следствие право на льготы. Считает отказ Администрации г.Элисты включить ФИО1 в список ветеранов боевых действий, имеющих право на предоставление социальной поддержки по обеспечению жильем, вставших на учёт до ххх, правомерным.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Из имеющихся в материалах дела справки № от ххх, выданной начальником штаба войсковой части № и справки начальника отдела военного комиссариата по г.Элиста от ххх следует, что истец ФИО1, ххх года рождения, действительно с ххх по ххх выполнял специальные задачи в зоне чрезвычайного положения (военного конфликта), а именно, принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики и является ветераном боевых действий.

Как видно из учётного дела истца, ххх ФИО1 обратился в Мэрию г.Элисты с письменным заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как участника – ветерана боевых действий, с составом семьи 3 человека и представил все необходимые документы, в том числе справку № от ххх, подтверждающую, что он действительно является ветераном боевых действий.

Постановлением Мэрии г.Элисты № от ххх ФИО1 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

ххх в адрес истца пришло письмо из Администрации г.Элисты, в котором говорится, что в целях упорядочения учетных дел граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно Постановлениям Мэра г.Элисты от ххх №, ххх №, произведено разделение списков граждан в соответствии с мерами социальной поддержки по Федеральному Закону «О ветеранах», и ФИО1 состоит в списке ветеранов боевых действий под №.

    Согласно письму Администрации г.Элисты № от ххх, постановлением от ххх № истцу отказано во включении его в список ветеранов боевых действий, имеющих право на предоставление социальной поддержки по обеспечению жильем, вставших на учёт до ххх, ввиду того, что им предоставлено удостоверение ветерана боевых действий, выданное Минобороны РФ ххх.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 статьи 3 настоящего Федерального закона, к которым относится истец, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3.2 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" по письменным заявлениям ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

В силу статьи 28 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании истец ФИО1 пояснил, что за выдачей удостоверения ветерана боевых действий он обратился в военный комиссариат РК в конце 2003 года, перед обращением в Мэрию г.Элисты с письменным заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как участника – ветерана боевых действий. При этом к заявлению он приложил справку № от ххх с войсковой части №, подтверждающую, что он действительно с ххх по ххх выполнял специальные задачи в зоне чрезвычайного положения (военного конфликта) и является ветераном боевых действий.

Пунктом 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 7 мая 2004 года N 282 (в редакции, действовавшей на момент подачи истцом заявления), было предусмотрено, что основанием для выдачи удостоверений лицам, выполнявшим (выполняющим) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года, является документально подтвержденный факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации". В качестве подтверждающих документов рассматриваются выписки из приказов начальников (командиров), записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения.

В соответствии со статьей 21 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Постановлением Верховного Совета РСФСР 22 ноября 1991 года N 1920-1, граждане РСФСР имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок.

Согласно пункту 9 Указа Президиума ВС СССР от 12 апреля 1968 года N 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан", действовавшего на территории Российской Федерации до принятия Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в государственный, общественный орган, на предприятие, в учреждение, организацию, обязанные разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней.

Принимая во внимание, что истец к своему заявлению о выдаче удостоверения ветерана боевых действий приложил справку с войсковой части, в которой он служил, с записью о прохождении службы с ххх по ххх в зоне чрезвычайного положения (военного конфликта) и имеет право на льготы, что соответствовало на тот момент положениям вышеназванной Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий, то такое удостоверение истец должен был получить по истечении месячного срока, установленного законодательством для разрешения заявления гражданина, то есть в 2004 году.

Между тем, как пояснил ФИО1 в судебном заседании, удостоверение участника боевых действий ему не выдали по причине утери им военного билета. В начале 2004 года он обратился в военный комиссариат с заявлением о восстановлении военного билета, который был восстановлен уже после ххх.

Таким образом, истцу не было в конце 2003 года выдано удостоверение участника боевых действий из-за отсутствия военного билета по причине его утери, при наличии справки № от ххх, выданной начальником штаба войсковой части № подтверждающей, что ФИО1 с ххх по ххх выполнял специальные задачи в зоне чрезвычайного положения (военного конфликта).

При этом суд полагает, что у военного комиссариата имелась возможность в ходе рассмотрения заявления ФИО1 направить запрос в войсковую часть № для подтверждения участия истца в боевых действиях на территории Чеченской Республики, чего сделано не было.

Между тем, по действовавшей на тот момент Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий, надлежащая справка командира войсковой части, где служил ФИО1 об участии истца в боевых действиях, относилась к подтверждающему документу, на основании которого истцу могло быть выдано удостоверение ветерана боевых действий.

С учетом изложенных обстоятельств суд полагает, что при своевременной выдаче истцу удостоверения ветерана боевых действий, ФИО1 был бы поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как участник боевых действий, как обратившийся до ххх и приобрел бы право на льготы в виде предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Поскольку задержка выдачи удостоверения ветерана боевых действий имела место не вследствие действий самого истца, то нарушенное право ФИО1, на самом деле являющегося ветераном боевых действий и обратившегося в Мэрию г.Элисты с письменным заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как участника – ветерана боевых действий ххх, подлежит восстановлению.

При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации г. Элисты от ххх № об отказе во включении ФИО1 в список ветеранов боевых действий, имеющих право на предоставление социальной поддержки по обеспечению жильем, вставших на учёт до ххх.

Обязать Администрацию г. Элисты включить ФИО1, ххх года рождения в список ветеранов боевых действий, имеющих право на предоставление социальной поддержки по обеспечению жильем, вставших на учёт до ххх.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Калмыкия, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий                          М.Н. Мучкинов