УИД: 59RS0004-01-2022-004030-95
Дело № 2-3251/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 августа 2022 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,
при секретаре Дорофеевой К.А.,
с участием представителя истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
представителя третьего лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по иску первого заместителя прокурора Пермского края к ГБУ ПК «Центр информационного развития Пермского края» о признании решения незаконным, возложении обязанности,
установил:
первый заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с иском к ГБУ ПК «Центр информационного развития Пермского края», просит признать решение от ДД.ММ.ГГГГ№исх-64 в части отказа в удовлетворении требований протеста об изменении п. 6.4 Положения об оплате труда работников, утвержденного приказом руководителя ГБУ ПК «Центр информационного развития Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД№/1 незаконным, возложить обязанность устранить нарушения требований трудового законодательства путем приведения п. 6.4 Положения об оплате труда работников, утвержденного приказом руководителя ГБУ ПК «Центр информационного развития Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД№/1, в соответствии с требованиями трудового законодательства.
В обоснование требований указано, что прокуратурой в ходе проверки исполнения ГБУ ПК «Центр информационного развития Пермского края» трудового законодательства изучено Положение об оплате труда работников данного учреждения, утвержденное приказом от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД№/1. Установлено, что в п. 6.4 Положения не соответствует требованиям трудового законодательства РФ, в связи с чем подлежит изменению. Согласно п.п. 6.1.1-6.1.2 положения заработная плата выплачивается два раза в месяц: 30 числа каждого месяца за первую половину месяца и 15 числа месяца, следующего за расчетным, полный расчет. Пунктом 6.4 Положения предусмотрено, что в исключительных случаях дни выплаты заработной платы могут быть перенесены на более ранние даты по решению руководителя. Вместе с тем, единственное исключение переноса сроков выплаты заработной платы предусмотрено ч. 8 ст. 136 ТК РФ, а именно: при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня. Необоснованное закрепление в локальном нормативном акте прав руководителя на перенос сроков выплаты заработной платы на более ранние даты нарушает требования ст. 136 ТК, влечет злоупотребление правом руководителя и приводит к ухудшению положения работников. С целью устранения нарушений ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой края на указанное Положение принесен протест. Согласно ответу Учреждения о рассмотрении протеста от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного руководителем ФИО2, требования протеста о приведении п.п. 6.4, 6.6 Положения в соответствии с нормами трудового законодательства отклонены. Данное решение нарушает права работников на оплату труда в соответствии с установленной законом периодичностью.
Представитель истца в судебном заседании на требованиях настаивала по доводам административного иска.
Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве.
Представитель третьего лица в судебном заседании с требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О прокуратуре РФ») прокуратура наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов.
В соответствии с ч. 3 ст.22 Федерального закона «О прокуратура РФ» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.
В силу ст. 23 Федерального закона «О прокуратура РФ» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Судом установлены следующие обстоятельства по делу.
На основании решения заместителя прокурора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГБУ ПК «Центр информационного развития Пермского края» проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства, в части начисления и выплаты заработной платы (л.д. 8).
По результатам проверки заместителем прокурора края принесен протест от ДД.ММ.ГГГГ№ о приведении пунктов 6.4, 6.6 положения об оплате труда работников ГБУ ПК «Центр информационного развития Пермского края» в соответствии с требованиями трудового законодательства РФ (л.д. 9-10).
Основанием для вынесения протеста явилось то, что проведенной проверкой установлено, что п.п. 6.4, 6.6 Положения об оплате труда работников учреждения не соответствуют требованиям трудового законодательства РФ, в связи с чем подлежат изменению. Необоснованное закрепление в локальном нормативном акте права руководителя в исключительных случаях на перенос сроков выплаты заработной платы на более ранние даты нарушает требования ст. 136 ТК РФ, влечет злоупотребление правом руководителя и приводит к ухудшению положения работников. В п. 6.6 Положения норма ст. 140 ТК РФ изложена усечено и не содержит обязательного условия о порядке выплаты уволенному работнику, который в день увольнения не работал.
Протест прокурора ГБУ ПК «Центр информационного развития Пермского края» рассмотрен и дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ№исх-64, в котором указано, что Положение разработано в соответствии с установленными нормами действующего законодательства РФ с соблюдением гарантий работников Учреждения, вместе с тем, в соответствии с п. 6.4 положения, закреплено право руководителя в исключительных случаях переносить сроки выплаты заработной платы на более ранние даты. При принятии подобного решения учитываются максимально допустимые промежутки времени, в течение которых обязанности работодателя по выплате зарплаты должны быть исполнены в сроки не превышающие 15 календарных дней после окончания периода начисления. Считает, что условие о принятии в исключительных случаях решения о досрочной выплате зарплаты не является нарушением требования ст. 136 ТК РФ, и тем более не нарушает права и свободы работников учреждения, а наоборот максимально учитывает соблюдение прав работников на своевременную выплату заработной платы в условиях нестабильной эпидемиологической, социально-политической обстановки, с учетом возможного установления федеральными и краевыми нормативными правовыми актами дополнительных нерабочих дней. Озвученное в ходе рассмотрения протеста мнение представителей прокуратуры о необходимости дополнения данного пункта исчерпывающим перечнем «исключительных случаев» не целесообразно в связи с невозможностью определения такового в долгосрочной перспективе. Так, указанные выше нормативные правовые акты, принимаемые в связи с эпидемиологической, социально-политической обстановкой могут установить иные, не предусмотренные положением, случаи, что в перспективе может привести к ограничению прав работников. Аналогичная позиция изложена в письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 26.07.2019 № 14-1/В-582. Само по себе не указание в Положении полного дословного содержания ч. 1 ст. 140 ТК РФ, не может являться обстоятельством ухудшающим положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового прав, так как не снимает с работодателя обязанности по их исполнению. Ранее Положение было представлено в прокуратуру Пермского края в рамках рассмотрения представления прокураты Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, нарушение в указанном Положении не выявлено. На основании вышеизложенного полагает, что приказ ГБУ ПК «Центр информационного развития Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД№/1 подготовлен в полном соответствии с требованиями трудового законодательства РФ (л.д. 11-12).
Проанализировав указанные обстоятельства в совокупности с нормами права, суд не находит оснований для признания решения от ДД.ММ.ГГГГ№исх-64 незаконным, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ№исх-64 является сообщением ГБУ ПК «Центр информационного развития Пермского края» о результатах рассмотрения протеста прокурора на Положение об оплате труда.
В силу ст.ст. 22, 23 Федерального закона «О прокуратура РФ» лицо, которому принесен протест, обязано организовать рассмотрение протеста и уведомить прокурора о соответствующих результатах его рассмотрения в установленный законом срок.
Указанные требования закона ответчиком были соблюдены, протест прокурора рассмотрен и о результатах рассмотрения сообщено прокурору, в связи с чем каких-либо оснований для признания оспариваемого ответа на протест незаконным, суд не усматривает.
Несогласие прокуратуры с решением, принятым ответчиком по результатам рассмотрения протеста, не может являться основанием для признания ответа на протест незаконным, поскольку по смыслу положений ст.ст. 22, 23 Федерального закона «О прокуратура РФ», в случае отклонения протеста, прокурор вправе обратиться в суд с соответствующим иском о признании незаконным правового акта.
При этом суд полагает, что оспариваемый ответ по существу является верным и не противоречит требованиям закона.
Как установлено в судебном заседании, приказом от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД№/1 руководителем ГБУ ПК «Центр информационного развития Пермского края» утверждено Положение об оплате труда работников ГБУ ПК «Центр информационного развития Пермского края» (л.д. 13-14).
Согласно раздела 6 Положения заработная плата выплачивается два раза в месяц: 30 числа каждого месяца выплачивается заработная плата работника Учреждения за первую половину месяца; 15 числа месяца, следующего за расчетным, производится полный расчет с работником Учреждения (п. 6.1 Положения).
Размер заработной платы за первую половину месяца составляет не более 50% от должностного оклада за фактически отработанное Работников время (п. 6.2 Положения).
В случае совпадения дня выплаты заработной платы с выходным или нерабочим праздничным днем, выплата заработной платы производится в последний рабочий день, предшествующий выходному или нерабочему праздничному дню (п. 6.3 Положения).
В исключительных случаях дни выплаты заработной платы могут быть перенесены на более ранние даты по решению руководителя Учреждения (п. 6.4 Положения).
Согласно абзацу 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с названным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
На основании ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.
Таким образом, Трудовой кодекс РФ не регулирует конкретные сроки выплаты заработной платы (конкретные числа календарного месяца), но при этом устанавливает требования о выплате заработной платы не реже чем каждые полмесяца, а также о максимально допустимом промежутке времени после окончания отработанного периода, в который должна быть выплачена часть заработной платы за этот период.
Соответственно, выплата заработной платы в более ранние даты не ухудшает положение работников и установленные трудовым законодательством гарантии прав работников на своевременное получение заработной платы, поскольку трудовое законодательство не запрещает выплачивать заработную плату за отработанное время, раньше, чем каждые полмесяца.
Аналогичная позиция отражена в письмах Минтруда России от 26.07.2019 N 14-1/В-582 от 12.11.2018 N 14-1/ООГ-8602.
Какой-либо неопределенности в п.6.4 Положения об оплате труда не содержится, поскольку решение руководителя о выплате заработной платы ранее установленных сроков, оформляется соответствующим приказом.
Суд принимает во внимание пояснения представителя ответчика о том, что необходимость включения такого условия в Положение об оплате труда обусловлена действующим бюджетным законодательством, устанавливающим особенности окончания финансового года в бюджетных учреждениях, что объективно подтверждается представленными письмами Министерства финансов Пермского края, ГКУ ПК «Единый центр учета».
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что п. 6.4 Положения об оплате туда, предусматривающий право руководителя Учреждения на перенос срока выплаты заработной платы на более ранние даты, не противоречит требованиям Трудового кодекса РФ и не нарушает прав и законных интересов работников ГБУ ПК «Центр информационного развития Пермского края».
Каких-либо доказательств, подтверждающих, что в результате переноса срока выплаты заработной платы были нарушены права работников учреждения на получение заработной платы в сроки, установленные ст.136 Трудового кодекса РФ, истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для признания ответа на протест от ДД.ММ.ГГГГ№исх-64 незаконным и возложении на ответчика обязанности по устранению нарушений трудового законодательства, путем приведения п.6.4 Положения об оплате труда в соответствии с требованиями трудового законодательства, в связи с чем отказывает в удовлетворении иска в полном объеме.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований первого заместителя прокурора Пермского края к ГБУ ПК «Центр информационного развития Пермского края» о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ№исх-64 незаконным, возложении обязанности устранить нарушения трудового законодательства – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий - подпись Л.Ю. Дульцева