...
№2-3253/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2017 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Шукшиной Л.А.,
при секретаре Дубовой И.А.,
с участием представителей истца -помощников Томского транспортного прокурора Аббасова А.Н., Цыганкова Н.А.,
представителей ответчика ФИО1 – ФИО2, ФИО3, действующих на основании доверенности от 06 января 2015 года сроком на три года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Томского транспортного прокурора, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФИО1 о запрете эксплуатации судна,
установил:
Томский транспортный прокурор обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к ФИО1 о запрете эксплуатации судна, в котором просил суд запретить ответчику эксплуатировать несамоходное судно «Баржа-площадка», 1988 года постройки, имеющее длину – 31,4 метра, ширину – 6,2 метра, высоту – 0,9 метра, регистрационный №ТН, с момента вступления решения суда в законную силу до признания его годным к эксплуатации по результатам освидетельствования филиалом Российского Речного Регистра.
В обоснование заявленного иска указал, что Томской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения Федеральным казенным учреждением «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» законодательства о регистрации маломерных судов, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства в 29.06.2011 ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» произведена государственная регистрация судна «Баржа-площадка», 1988 года постройки, имеющее длину – 31,4 метра, ширину – 6,2 метра, высоту – 0,9 метра, регистрационный №ТН, судовладельцу ФИО1 выдан судовой билет от 29.06.2011. Согласно выписке из судовой книги ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области», судно «Баржа-площадка» с регистрационным номером 01-24Т имеет длину 31,4 метра. Ссылаясь на положения ст. 3, ч. 1 ст. 16, ч. 1 и ч. 2 ст. 35 Кодекса внутреннего водного транспорта от. 03.2001 № 24-ФЗ (далее - КВВТ РФ), указано на то, что длина маломерного судна не должна превышать двадцать метров.
На территории Томской области классификацию и освидетельствование судов осуществляет Западно-Сибирский филиал Российского Речного Регистра, согласно Приказа Минтранса России от 25.09.2012 № 355 и Распоряжения Минтранса России от 14.11.2011 № ИЛ-126-р.
Суда, длина которых превышает двадцать метров, подлежат регистрации в государственном судовом реестре РФ администраций бассейна внутренних водных путей. Надзор за безопасностью эксплуатации указанных судов, в силу ст. 4.1 КВВТ РФ, Положения «О Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» от 30.07.2004 года № 398 осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Классификация и освидетельствование таких судов осуществляется Российским Речным Регистром.
Отсутствие регистрации судна в Государственном судовом реестре не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за его эксплуатацией, в том числе за соблюдением требований безопасности судоходства, со стороны уполномоченных государственных органов, прохождением освидетельствований, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга юридических и физических лиц.
Отсутствие регистрации судна в государственном судовом реестре не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за его эксплуатацией, в том числе за соблюдением требований безопасности судоходства, со стороны Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, прохождением освидетельствований, поскольку Государственная инспекция по маломерным судам не имеет права осуществлять техническое освидетельствование судов, не являющихся маломерными, а Российский речной регистр имеет право осуществлять классификацию и освидетельствование судов, которые подлежат государственной регистрации, что в свою очередь создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга юридических и физических лиц. Эксплуатация данного судна, не зарегистрированного в установленном законом порядке, не отвечает требованиям безопасности, что может привести к происшествиям на воде, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, эксплуатирующих данное судно, а также иные суда на прилегающей водной акватории.
Явившись в судебное заседание, помощники Томского транспортного прокурора Цыганков Н.А., Аббасов А.Н. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ФИО1, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, направил своих представителей.
Представители ответчика ФИО2, ФИО3 с заявленными исковыми требованиями Томского транспортного прокурора не согласились, указав в обоснование своих возражений, что судно, принадлежащее ФИО1, поставлено на учет Центром ГИМС МЧС России на законных основаниях, в соответствии с действующими на момент постановки на учет правилами. Кроме того полагали, что поскольку в настоящее время судно не эксплуатируется, тем самым истцом не доказано то обстоятельство, что ответчиком осуществляется деятельность, которая создает опасность для неопределенного круга лиц.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что 29.06.2011 ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» произведена государственная регистрация судна «Баржа-площадка», 1988 года постройки, имеющее длину – 31,4 метра, ширину – 6,2 метра, высоту – 0,9 метра, регистрационный №
Судовладельцем данного судна указан ФИО1, которому выдан судовой билет .
Согласно выписке из судовой книги ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области», судно «Баржа-площадка», 1988 года постройки, регистрационный №, имеет длину – 31,4 метра, ширину – 6,2 метра, высоту – 0,9 метра.
На основании ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации суда внутреннего плавания.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации: Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.
Не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.
Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу частей 1, 2 статьи 17 КВВТ РФ государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре и реестре арендованных иностранных судов осуществляется бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.Государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном им порядке.
Так, в соответствии со статьей 3 КВВТ РФ (в редакции Федерального закона от 23.04.2012 г. № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна», вступившим в силу 25.05.2012 г.) под маломерным судном понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
Изменения, касающиеся определения понятия маломерного судна в целях определения наличия или отсутствия правовых оснований для его государственной регистрации, в установленном законом порядке в Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам, утвержденные приказом МЧС России от 29.05.2005 г. № 500, не внесены, поэтому могут применяться в части не противоречащей КВВТ РФ.
Поскольку КВВТ РФ имеет большую юридическую силу, чем действующий Приказ МЧС, при классификации судна в целях определения оснований для его регистрации в одном из реестров судов РФ, следует руководствоваться понятием маломерного судна, установленным названным Кодексом.
Согласно Положению МЧС, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 г. № 835, маломерные суда регистрируются Государственной инспекцией по маломерным судам в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом МЧС России от 29.06.2005 г. № 500.
В соответствии с пунктом 18 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС России от 29.06.2005 года № 500, государственная регистрация судна производится по представлению судовладельцем, в числе иных документов, подлинников и копий документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов) к нему; подлинников и копий технических паспортов на судно промышленной постройки... с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что в настоящее время для отнесения судна к маломерным правовое значение имеет его длина, то судно, принадлежащее ФИО1, имея длину, превышающую 20 метров, не отвечает установленным законодателем требованиям, предъявляемым к маломерным судам, указанное судно в соответствии с частью второй статьи 17 КВВТ РФ не подлежит регистрации и учету в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Суда, длина которых превышает двадцать метров, подлежат регистрации в государственном судовом реестре РФ администраций бассейна внутренних водных путей. Надзор за безопасностью эксплуатации указанных судов, в силу ст. 4.1 КВВТ РФ, Положения «О Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» от 30.07.2004 года № 398 осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Классификация и освидетельствование таких судов осуществляется Российским Речным Регистром.
На территории Томской области классификацию и освидетельствование судов осуществляет Западно-Сибирский филиал Российского Речного Регистра, согласно Приказу Минтранса России от 25.09.2012 № 355 и Распоряжения Минтранса России от 14.11.2011 № ИЛ-126-р.
Отсутствие регистрации судна, принадлежащего ответчику ФИО1 в государственном судовом реестре не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за его эксплуатацией, в том числе за соблюдением требований безопасности судоходства со стороны уполномоченных государственных органов, прохождением освидетельствований, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга юридических и физических лиц.
Отсутствие регистрации судна в государственном судовом реестре не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за его эксплуатацией, в том числе за соблюдением требований безопасности судоходства, со стороны Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, прохождением освидетельствований, поскольку Государственная инспекция по маломерным судам не имеет права осуществлять техническое освидетельствование судов, не являющихся маломерными, а Российский речной регистр имеет право осуществлять классификацию и освидетельствование судов, которые подлежат государственной регистрации, что в свою очередь создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Эксплуатация судна, не зарегистрированного в установленном законом порядке, не отвечает требованиям безопасности, что может привести к происшествиям на воде, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, эксплуатирующих данное судно, а также иные суда на прилегающей водной акватории.
При указанных обстоятельствах, установленных судом, заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Заявленные представителями ответчика возражения относительно того, что судно в настоящее время не эксплуатируется, судом не принимаются, поскольку оно зарегистрировано, его владельцу выдан судовой билет, тем самым возможна его эксплуатация ответчиком в нарушение положений КВВТ Российской Федерации. Кроме того, при принятии решения об удовлетворении исковых требований судом отмечается, что доказательств тому, что судно не отвечает признакам плавучести стороной ответчика не представлено.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с положениями ст. 333.19 НК РФ сумма государственной пошлины, подлежащая взысканию с ответчика в доход муниципального образования «Город Томск» составляет 300 рублей, оснований для освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины или снижении её размера суд не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования Томского транспортного прокурора, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Запретить ФИО1 эксплуатировать судно «Баржа-площадка» 1988 года постройки, имеющего длину 31,4 метра, ширину 6,2 метра, высоту 0,9 метра, регистрационный (бортовой) номер № с момента вступления решения суда в законную силу до признания его годным к эксплуатации по результатам освидетельствования филиалом Российского Речного Регистра.
Взыскать с ФИО1 в доход Муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
...
...
Судья: Л.А. Шукшина
...
...