ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3253/2021 от 22.11.2021 Сызранского городского суда (Самарская область)

Дело (УИД) № ***RS0№ ***-33 Производство № ***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 ноября 2021 года Сызранский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи О.И. Сергеевой, при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № *** по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области о включении в стаж период работы,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику о включении периодов работы в стаж на соответствующих видах работ и назначении досрочной пенсии, в обоснование требований указала, что 04.04.2021г. она обратилась в УПФ РФ г. Сызрани за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением № *** от 16.07.2021г. ей было отказано, в связи с отсутствием необходимого 25- летнего стажа. С учетом уточнения просила включить в стаж на соответствующих видах работ следующие периоды работы: с <дата> по 30.12.2010г.г. в должности воспитателя в МУ г.о. Сызрань «Социальная гостиница для беременных женщин и женщин с грудными детьми, оказавшихся в социально-опасном положении с отделением приюта для детей»; с <дата> по25.09.2011г.г., с <дата> по 17.01.2012г.г. в должности воспитателя в Государственном учреждении Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г. Сызрань; с <дата> по 25.09 2017г.г. в должности воспитателя в Государственном казенном учреждении Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г. о. Сызрань, поскольку, по мнению пенсионного органа, данные учреждения не предусмотрены «Списком должностей и учреждений, работа в которых, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей». Пенсионный орган в решении указал, что документально подтвержденный общий трудовой и страховой стаж заявителя на дату обращения за назначением досрочной пенсии составляет 34 года 07 мес. 05 дней. Документально подтвержденный специальный стаж заявителя на дату обращения за назначением досрочной пенсии составляет 19 лет 09 мес. 14 дней, что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение. С данными выводами истец не согласилась, поскольку истец с 18.11.2007г. и по настоящее время работала в должности воспитателя в государственном казенном учреждении Самарской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Жемчужина». В указанный период осуществляла работу воспитателя, т.е. занималась воспитанием и обучением детей, ее работа осложнялась тем, что она занималась воспитанием и обучением подростков с ограниченными возможностями. В период ее работы имело место переименование муниципального учреждения в государственное. На основании распоряжения Министра здравоохранения и социального развития Самарской области от <дата>№ ***-л Муниципальное учреждение городского округа Сызрань «Социальная гостиница для беременных женщин и женщин с грудными детьми, оказавшихся в социально опасном положении с отделением приюта для детей» с 31.12.2010г. переименовано в Государственное учреждение Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» городского округа Сызрань». На основании распоряжения Министра здравоохранения и социального развития Самарской области от 23.01.2012г. № ***-л Государственное учреждение Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» городского округа Сызрань» с 18.01.2012г. переименовано в Государственное казенное учреждение Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» городского округа Сызрань». В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2017г. № *** Государственное казенное учреждение Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» городского округа Сызрань» с <дата> переименовано в Государственное казенное учреждение Самарской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Жемчужина». В Список должностей включена должность «воспитатель» в разделе «наименование учреждений» - образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медикосоциальной помощи», считает, что учреждение, в которых работала она в спорный период соответствует вышеуказанному «Списку», в связи с чем указанные периоды работы подлежат включению в специальный педагогический стаж.

Представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО5 в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивала и пояснила, что согласно представленной от работодателя - ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о. Сызрань справке № *** от 23.11.2021г. уточняющей занятость на соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, в связи с педагогической деятельностью, специальный стаж у ФИО1 составляет 13 лет 11 месяцев 9 дней. С учетом данных периодов и периодов, которые ей не были зачтены пенсионным органом ее педагогический стаж составляет более 30 лет. Более того, необходимый педагогический стаж она выработала и право на назначение пенсии имела до вступления в силу Федерального закона от <дата> № 35-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», изменяющих возраст выхода на пенсию. В соответствии с ч.1,2 ст. 22 Федерального Закона «О Страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случае, предусмотренных ч.ч.5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Следовательно, пенсия ей должна быть назначена с момента обращения за ней, т.е. с 04.04.2021г.

Представитель ответчика ОПФР ФИО3 в судебном заседании с иском не согласилась по доводам, изложенным в решении УПФ РФ г. Сызрани № *** от <дата>.

Суд, заслушав пояснения представителей сторон, изучив письменные материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 19 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего

Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ № *** от 02.10.2014г., документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При определении права ФИО1 на досрочную страховую пенсию в соответствии с постановлением Правительства РФ № *** от 29.10.2002г. и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2014г. № *** в стаж на соответствующих видах работ не были засчитаны следующие периоды: с <дата> по 30.12.2010г.г. в должности воспитателя в МУ г.о. Сызрань «Социальная гостиница для беременных женщин и женщин с грудными детьми, оказавшихся в социально опасном положении с отделением приюта для детей»; с <дата> по 17.01.2012г.г. в должности воспитателя в государственном учреждении Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г. Сызрань; с <дата> по 25.09.2017г.г. в должности воспитателя в государственном казенном учреждении Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о. Сызрань, поскольку данные учреждения не предусмотрены «Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей», утвержденным постановлением Правительства РФ от <дата>№ ***.

Документально подтвержденный общий трудовой и страховой стаж заявителя на дату обращения за назначением досрочной пенсии составляет 34 года 07 мес. 05 дней. Документально подтвержденный специальный стаж заявителя на дату обращения за назначением досрочной пенсии составляет 19 лет 09 мес. 14 дней, что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение по п. 19 ч.1 ст. 30 Закона № ***- ФЗ ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.Судом установлено, что истец имеет педагогическое образование, работала в должности воспитателя в детском саду № *** с <дата> по 26.08.1989г., с <дата> по 31.12.1998г. в ясли-сад «Малыш», с <дата> по <дата> в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Малыш», с <дата> по <дата> в дошкольном образовательном учреждении детский сад «Радуга общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников, с <дата> по 30.12.2010г. в МУ г.о. Сызрань «Социальная гостиница для беременных женщин и женщин с грудными детьми, оказавшихся в социально опасном положении с отделением приюта детей»., с <дата> по 17.01.2012г. в должности воспитателя в ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г. Сызрань, с <дата> по 25.09.2017г. в должности воспитателя в ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о.

Сызрань.

Фактически истец с 18.11.2007г. по настоящее время работала и работает в должности воспитателя в ГКУ СО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Жемчужина».

В период ее работы имело место переименование муниципального учреждения в государственное.

На основании распоряжения Министра здравоохранения и социального развития Самарской области от 31.12.2010г. № ***-л Муниципальное учреждение городского округа Сызрань «Социальная гостиница для беременных женщин и женщин с грудными детьми, оказавшихся в социально опасном положении с отделением приюта для детей» с 31.12.2010г. переименовано в Государственное учреждение Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» городского округа Сызрань».

В соответствии с распоряжением Министра здравоохранения и социального развития Самарской области от 23.01.2012г. № ***-л Государственное учреждение Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» городского округа Сызрань» с 18.01.2012г. переименовано в Государственное казенное учреждение Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» городского округа Сызрань».

На основании постановления Правительства Самарской области от 12.07.2017г. № *** Государственное казенное учреждение Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» городского округа Сызрань» с 26.09.2017г. переименовано в государственное казенное учреждение Самарской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Жемчужина., что подтверждается справкой № ***-ОД от 02.09.2021г.

Однако, факт переименования указанного учебного заведения не изменил целей, задач и принципов организации воспитательного процесса, функциональные обязанности истицы не менялись.

Согласно Уставу МУ г.о. Сызрани «Социальная гостиница для беременных женщин и женщин с грудными детьми, оставшихся в социально опасном положении с отделением приюта для детей» учреждение осуществляет правовую, социальную, медико-психологическую помощь несовершеннолетним детям, беременным женщинам и женщинам с грудными детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, осуществляет программы социальной реабилитации несовершеннолетних и др.

В спорный период с <дата> по 30.12.2010г.г. истица работала воспитателем в отделении приюта для детей и осуществляла педагогические функции, что подтверждается справками работодателя от 02.09.2021г.

В соответствии уставом, положением Государственного казенного учреждения Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» городского округа Сызрань» данное учреждение «.... является государственным учреждением социального обслуживания, осуществляющим комплексную социальную реабилитацию (помощь, услуги) детей и подростков с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, детям с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте от 0 до 18 лет.. .».

Таким образом, вся работа истца в спорный период была связана с обучением и воспитанием детей, что подтверждается трудовым контрактом № *** от 16.11.2007г. где расписаны все ее социально-педагогические обязанности при работе с детьми.

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя истца, записями в трудовой книжке, Уставами организаций, справками, уточняющими занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, в том числе справкой № *** от 23.11.2021г., согласно которой работодатель - Государственное казенное учреждение Самарской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Жемчужина» подтверждает факт работы ФИО1 в должности воспитателя с <дата> по настоящее время, с наличием у нее специального стажа работы 13 лет 11 мес. 9 дн.

Постановлением Правительства РФ № *** от 29.10.2002г. утверждены Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. В данный Список также включена должность «воспитатель» в разделе «наименование учреждений» - образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».

Таким образом, учреждения (с учетом их переименований), в которых работала истица в спорный период соответствуют всем указанным выше требованиям, которые предъявляет Закон «Об образовании», а также вышеуказанный Список, в связи с чем указанные периоды работы подлежат включению в специальный педагогический стаж работы ФИО1

Судом также установлено, что необходимый педагогический стаж ФИО1 выработала и право на назначение пенсии имела до вступления в силу Федерального закона от 03.10.2018г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», изменяющих возраст выхода не пенсию. Однако с заявлением о назначении пенсии обратилась лишь 04.04.2021г.

На основании ч.ч.1 и 2 ст. 22 Федерального закона «О Страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч.5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права по указанную пенсию.

Таким образом, судом установлено что право на назначение пенсии у ФИО1 возникло, следовательно, и обязанность УПФР на ее назначение, с момента обращения, т.е. 04.01.2021г.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что периоды работы истца с <дата> по 30.12.2010г.г в должности воспитателя в МУ г.о. Сызрань «Социальная гостиница для беременных женщин и женщин с грудными детьми, оказавшихся в социально опасном положении с отделением приюта детей»; с <дата> по 25.09.2011г.г., с <дата> по 17.01.2012г.г. в должности воспитателя в государственном учреждении Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г. Сызрань, с <дата> по 25.09.2017г.г. в должности воспитателя в ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о. Сызрань подлежат зачету в специальный стаж работы истца в связи с педагогической деятельностью.

Поскольку с учетом включения в стаж работы вышеуказанных периодов, ФИО1 на момент подачи заявления в УПФ РФ г. Сызрани имела право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, то суд считает необходимым обязать УПФ РФ г. Сызрани назначить ФИО1. пенсию досрочно с момента обращения с письменным заявлением, а именно с <дата>.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области включить ФИО1 в специальный стаж для назначения досрочной пенсии периоды работы: с <дата> по 30.12.2010г.г. в должности воспитателя в Муниципальном учреждении г.о. Сызрань «Социальная гостиница для беременных женщин и женщин с грудными детьми, оказавшихся в социально-опасном положении с отделением приюта для детей»; с <дата> по 25.09.2011г.г., с <дата> по 17.01.2012г.г. в должности воспитателя в Государственном учреждении Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г. Сызрань; с <дата> по 25.09 2017г.г. в должности воспитателя в Государственном казенном учреждении Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о. Сызрань,.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области назначить ФИО1 досрочно пенсию с <дата>.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.И.Сергеева

Решение в окончательной форме принято <дата>