ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3255/2017 от 16.10.2017 Василеостровского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-3255/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 октября 2017 года Санкт-Петербург

Василеостровский районный суд города Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Тен Д.В., при секретаре судебного заседания Алисултанова А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 овича к ПАО «Аэрофлот-российские авиалинии» о взыскании убытков в размере 79 640 рублей, компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, штрафа,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ПАО «Аэрофлот-российские авиалинии» о взыскании убытков в размере 79 640 рублей, компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, штрафа.

В судебное заседание явились ФИО1, его представитель – ФИО2, действующая на основании доверенности от 27.05.2017, представитель ответчика ПАО «Аэрофлот-российские авиалинии» – ФИО3, действующая на основании доверенности от 21.05.2015.

Выслушав объяснения истца и представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что 01.08.2016 ФИО1 заключил договор воздушной перевозки пассажира посредством приобретения электронных билетов по маршруту «Санкт-Петербург – Москва – Токио – Москва – Санкт-Петербург». Одновременно были приобретены билеты на супругу истца и малолетнего ребёнка для перелета по указанному рейсу, дата вылета 02.04.2017 (л.д. <данные изъяты>).

В день вылета 02.04.2017 рейс <данные изъяты>, следующий по маршруту «Санкт-Петербург – Москва», был задержан, время вылета дважды переносилось.

В 23 часа 45 минут пассажиров пригласили на посадку, так же были изменены регистрационные места.

ФИО1 был снят с рейса ввиду расторжения с ним договора перевозки в одностороннем порядке по причине нарушении пассажиром Правил поведения на борту воздушного судна.

11.05.2017 в адрес ответчика ФИО1 направлена претензия для урегулирования вопроса в досудебном порядке с возвратом затраченных денежных средств в связи со снятием с рейса <данные изъяты>.

Ответом ПАО «Аэрофлот-российские авиалинии» истцу отказано в выплате дополнительно затраченных денежных средств с указанием на то, что им были нарушены правила поведения на борту воздушного судна в связи, с чем он был отстранён от полёта (л.д. <данные изъяты>).

В обоснование иска сторона истца ссылалась на то, что ФИО1 попытался выяснить причину задержки рейса у бортпроводников, попытка выяснения причин привела к взаимным упрёкам, командир судна решил отстранить истца от полёта, тем самым прекратил договор в одностороннем порядке, а так же аннулировал билеты рейса до Токио. Был вызван наряд полиции, который разъяснил истцу о принятии решения о снятии его с рейса. Для перелета истцом были приобретены дополнительные билеты на рейс «Санкт-Петербург – Москва» стоимостью 4800 рублей и 2250 рублей, и на рейс «Москва – Токио» стоимостью 72 590 рублей, оплата отеля для ночлега – 7020 рублей (л.д. <данные изъяты>).

Представитель ответчика в отзыве на иск и в судебном заседании, не оспаривая факт того что, рейс <данные изъяты>, следовавший по маршруту «Санкт-Петербург – Москва», был задержан, пояснила, что согласно справке № 509-5873 от 14.09.2017 по плану вылет дожжен был состояться в 20:35, фактически состоялся 23:57, время задержки составило 3 часа 22 минуты, причиной явилась техническая неисправность планового <данные изъяты> (<данные изъяты>). Воздушное судно было отстранено от полёта, произведена замена на воздушное судно <данные изъяты>, составлен акт о задержке отправления рейса в аэропорту Шереметьево-3 (л.л.д. <данные изъяты>), в связи с чем самолёт прибыл с опозданием в Санкт-Петербург. при посадке в самолёт ФИО1 был снят с рейса в связи с расторжением с ним договора перевозки в одностороннем порядке на основании статьи 107 ВК РФ по причине нарушении пассажиром Правил поведения на борту воздушного судна.

В соответствии с пунктом 2 статьи 102 Воздушного кодекса РФ перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок; эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.

Согласно пункту 1 статьи 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.

Пункт 2 статьи 105 Воздушного кодекса РФ определяет, что договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной.

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 107 Воздушного кодекса РФ установлено, что перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в случае нарушения пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающего угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со статьёй 58 Воздушного Кодекса РФ.

Приказом генерального директора ПАО «Аэрофлот» от 12.10.2016 №352 утверждены Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа ПАО «Аэрофлот» (<данные изъяты>).

В разделе 7 указанных Правил установлены правила поведения пассажиров при предполетной обслуживании и на борту воздушного судна.

Согласно пункту 7.1.2 Правил пассажиры обязаны безоговорочно выполнять требования работников наземных служб, уполномоченных представителей ПАО «Аэрофлот», командира воздушного судна и рекомендации других членов экипажа, в том числе на борту воздушного судна до взлета и во время полёта; пассажиры обязаны занять место, указанное в посадочном талоне; пересадка на другое место без разрешения членов экипажа запрещена; пассажиры обязаны соблюдать общественный порядок.

В пункте 7.1.3 Правил установлено, что пассажирам запрещается создавать ситуации, угрожающие безопасности полёта, чести и достоинству других пассажиров и авиаперсонала, а также допускать по отношению к ним любое словесное оскорбление, угрозу и тем более физическое насилие; создавать условия, некомфортные для остальных пассажиров и препятствующих работе членов экипажа.

Пунктом 7.2 Правил санкцией, применяемой к нарушителям правил поведения, предусмотрена передача пассажира-нарушителя в правоохранительные органы независимо от государства посадки.

Согласно рапорту командира ВС В. при выполнении 02.04.2017 рейса <данные изъяты> а/п Пулково с самолёта был снят пассажир ФИО1; рейс прибыл в Санкт-Петербург с большой задержкой по технической причине; при посадке в самолёт господин ФИО1 нецензурной бранью в адрес старшего бортпроводника К. начал высказывать своё недовольство задержкой рейса, вёл себя вызывающе по отношению к членам команды бортпроводников, оскорблял, говорил нелестные высказывания в адрес авиакомпании «Аэрофлот» и его работников, отказывался предъявить посадочный талон; всё происходящее он В.) наблюдал на экране видеокамеры, расположенной в кабине экипажа; господин ФИО1 размахивал руками, вёл себя очень активно, что доказывает неадекватность его поведения; старший бортпроводник К. доложила о поведении ФИО1, о его озлобленности, высказываниях в адрес членов экипажа, об отказе работать с таким пассажиром, его поведение напрямую угрожало безопасности полета; по согласованию с ним (ФИО4) и представителем наземной службы, обеспечивающим посадку пассажиров и загрузку самолёта, на основании руководящих документов авиакомпании было принято решение об отказе в перевозке господина ФИО1 и снятии его с рейса; вызван наряд полиции, так как самостоятельно ФИО1 покинуть самолёт отказался, пассажир с самолёта удалён, багаж досмотрен (л.д. <данные изъяты>)

В соответствии с рапортом и.о. дознавателя <данные изъяты>О. от 15.04.2017 на имя начальника <данные изъяты>Л. 02.04.2017 в 23 часа 10 минут в дежурную часть <данные изъяты> от диспетчера контроля <данные изъяты>В.Е. по телефону <данные изъяты> поступило сообщение о том, что представитель компании ПАО «Аэрофлот» отстраняет от полёта пассажира, который ведёт себя неадекватно и просит направить сотрудников полиции; по данному факту зарегистрирован материал <данные изъяты> от 02.04.2017; в 23 часа 30 минут к выходу на посадку <данные изъяты> младший лейтенантом полиции З. были направлены на место происшествия ст. инспектор <данные изъяты> капитан полиции Г. и мл. лейтенант полиции М.; по прибытию на место нарядом был выявлен гражданин ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный и проживающий по адресу: ...; старший бортпроводник авиакомпании ПАО «Аэрофлот» К. передала рапорт о нарушении «Правил поведения пассажиров при предполетном досмотре и на борту воздушных судов ОАО Аэрофлот» в отношении ФИО1, пояснив, что данный гражданин ей нагрубил; от дачи объяснений К. отказалась; 03.04.2017 в <данные изъяты> было направлено поручение опросить бортпроводников указанного рейса гр. С2, XX.XX.XXXX г.р. и гр. М., XX.XX.XXXX г.р. по факту отстранения от полета гр. ФИО1 рейс <данные изъяты> сообщением «СПб-Москва» (Шереметьево); 15.04.2017 по данному факту был опрошен гр. ФИО1, который пояснил, что 02.04.2017 он вместе с женой и малолетним ребёнком должен был вылететь рейсом <данные изъяты> «СПб-Москва» (Шереметьево); данный рейс был задержан на 3 часа; по прибытию на борт ВС у него возник словесный конфликт со старшим бортпроводником К., которая на заданный вопрос о причине задержки рейса сказала «Что если я так буду с ней разговаривать и задавать вопросы, то она отстранит от данного рейса», после чего сообщила командиру ВС об отстранении его от полёта; во время разговора с бортпроводником К. гр. ФИО1 общественный порядок не нарушал, нецензурной бранью не выражался, разговаривал с персоналом вежливо и культурно; 15.04.2017 по данному факту опрошен капитан полиции Г., который в объяснении указал, что 02.04.2017 заступил на пост <данные изъяты>, около 23 часов 30 минут ему поступил приказ проследовать к выходу на посадку Д-6; пройдя к борту ВС, он увидел гр. ФИО1, которого отстранили от вышеуказанного рейса по причине того, что нагрубил бортпроводнику К.; при выходе на борт ВС ФИО1 вёл себя адекватно, нецензурной бранью не выражался, с представителями данного рейса разговаривал вежливо и культурно, противоправных действий не совершал; из числа пассажиров ВС информацию о нарушении общественного порядка, выражений нецензурной бранью и других противоправных действий никто не подтвердил; 13.04.2017 начальником полиции <данные изъяты>Г.Г. был составлен и зарегистрирован в дежурной части рапорт об обнаружении признаков административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ в отношении гр. ФИО1, который 02.04.2017 был отстранён от рейса <данные изъяты> сообщением «СПб-Москва» (Шереметьево); по данному факту был зарегистрирован материал проверки <данные изъяты> от 13.04.2017; 14.04.2017 направлены уведомления по месту жительства и регистрации гр. К. с просьбой прибыть в <данные изъяты> для получения объяснений по данному факту; 14.04.2017 направлено повторное поручение ЛУ МВД России в а/п Шереметьево, опросить по данному материалу сотрудников авиакомпании «Аэрофлот» (бортпроводников), осуществляющих работу по вышеуказанному рейсу; 15.04.2017 материал проверки <данные изъяты> от 13.04.2017 приобщён к материалу проверки <данные изъяты> от 02.04.2017.

В судебном заседании по ходатайству представителя ответчика в качестве свидетелей были допрошены старший бортпроводник ПАО «Аэрофлот» С1 и бортпроводник С2, которые показали, что ФИО1 нарушил установленный на борту воздушного судна порядок, отказался предъявить посадочный талон, высказывался в их адрес нецензурной бранью, размахивал руками, вёл себя агрессивно, создавал угрозу для других пассажиров.

На основании представленных по делу доказательств суд приходит к выводу, что у ответчика имелись основания для расторжения договора воздушной перевозки с ФИО1 в одностороннем порядке, поскольку данный гражданин нарушил Правила поведения на борту воздушного судна.

Таким образом, основания для удовлетворения иска ФИО1 к ПАО «Аэрофлот-российские авиалинии» о взыскании убытков в размере 79 640 рублей, компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, штрафа отсутствуют.

Руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать ФИО1 А.овичу в удовлетворении иска к ПАО «Аэрофлот-российские авиалинии» о взыскании убытков в размере 79 640 рублей, компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, штрафа.

Решение может быть обжаловано сторонами в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Василеостровский районный суд города Санкт-Петербурга.

Судья Д.В. Тен