ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3256/16 от 12.10.2016 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело № 2-3256/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 октября 2016 года г. Симферополь

Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи Федоренко Э.Р.,

при секретаре – ФИО3,

с участием истца – ФИО1,

представителя истца – ФИО4, действующей по устному заявлению,

представителя ответчика - ФИО5, действующего на основании доверенности,

представителей третьих лиц – ФИО6, ФИО7, действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Некоммерческой организации «Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования» о взыскании дополнительного социального пособия по уходу за ребенком, компенсации за несвоевременную выплату причитающихся работнику сумм и морального ущерба, третьи лица – Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, Союз строителей Республики Крым, Крымская Республиканская организация «Профсоюз работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации»,

У с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в суд с иском к Некоммерческой организации «Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования» о взыскании дополнительного социального пособия по уходу за ребенком, компенсации за несвоевременную выплату причитающихся работнику сумм и морального ущерба, мотивируя исковые требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ она была принята на работу к ответчику, ДД.ММ.ГГГГ у нее родился ребенок, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ она находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. Кроме ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предусмотренного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», ответчик также обязался ей выплачивать дополнительное социальное пособие по уходу за ребенком на основании Республиканского отраслевого соглашения по строительству и промышленности строительных материалов Республики Крым на 2015-2017 годы, согласно п.8.1.1 которого в целях создания благоприятных условий труда работающих женщин работодатель обязан ежемесячно выплачивать женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5-летнего возраста дополнительное социальное пособие в размере не менее одного минимального размера оплаты труда. На основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком был издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении ежемесячного дополнительного социального пособия». Однако впоследствии ответчик не выполнил свои обязательства по выплате истцу ежемесячного дополнительного социального пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. При таких обстоятельствах просит взыскать с ответчика задолженность по дополнительному социальному пособию по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере 98394,39 руб., а также компенсацию за нарушение сроков причитающихся работнику выплат в размере 8905,31 руб., и компенсацию морального вреда в размере 25000 руб.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, Союз строителей Республики Крым и Крымская Республиканская организация «Профсоюз работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации» (л.д.105).

Истец и ее представитель в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Относительно доводов представителя ответчика о пропуске срока обращения в суд за разрешением трудового спора, полагают, что данный срок истцом не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер, кроме того, до обращения в суд истец пыталась в досудебном порядке урегулировать данный спор, о чем свидетельствуют полученные ею ответы.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, полагает их необоснованными и предъявленными с нарушением срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Указывает о том, что истец знала о нарушении своего права с того момента, когда ей не выплачивалось пособие. Относительно существа заявленных требований, считает, что ответчик не относится к предприятиям и организациям строительной отрасли, промышленности строительных материалов, в связи с чем положения Соглашения на Фонд не распространяются и обязанности по их выполнению у Фонда не возникает. Таким образом, требования истца о взыскании с Фонда задолженности по выплате дополнительного социального пособия, компенсации за нарушение сроков его выплаты, а также морального вреда считает необоснованными, просит в их удовлетворении отказать в полном объеме.

Представители третьих лиц – Союза строителей Республики Крым и Крымской Республиканской организации «Профсоюз работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации» в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме, просили их удовлетворить. Считают, что доводы ответчика о том, что он не имеет отношения к отрасли строительства и строительных материалов являются несостоятельными. Так, согласно п.2.1 Устава Фонда, функции и полномочия его учредителя осуществляет Министерство строительства и архитектуры Республики Крым. При этом целью создания Фонда является развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Крым, привлечение инвестиций в жилищное строительство объектов социальной и коммунальной инфраструктуры (п.3.1 Устава). В соответствии с п.3.2 Устава для достижения уставных целей Фонд вправе осуществлять функции заказчика-застройщика. Таким образом, ответчик, являясь коммерческой организацией, созданной Министерством строительства и архитектуры Республики Крым, входит в его структуру и по отраслевому признаку имеет отношение к Отраслевому соглашению. В случае если бы Фонд не желал о том, чтобы Отраслевое соглашение на него распространялось, он, в соответствии с п.9 ст.48 Трудового кодекса РФ, должен был в течение 30 дней со дня опубликования предложения о присоединении к соглашению представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ от присоединения к нему. Поскольку Фонд этого не сделал, считается, что на него распространяется указанное Соглашение. Кроме того, несмотря на то, что Фонд не является членом Союза строителей Республики Крым, однако в нем создана первичная профсоюзная организация «Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования, которая входит в состав Крымской Республиканской организации «Профсоюз работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации», на которую, в свою очередь, распространяется действие вышеуказанного Отраслевого соглашения. Таким образом, полагают, что ответчик уклоняется от выполнения принятых на себя обязательств по выплате истцу дополнительного пособия на ребенка, в связи с чем просили исковые требования удовлетворить полностью.

Заслушав пояснения сторон и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о следующем.

Судом установлено, что истец ФИО1ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в Некоммерческую организацию «Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования» (далее – Фонд) (л.д.6).

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГФИО1 предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ истец получает ежемесячное пособие по уходу за ребенком» как мать, подлежащая обязательному социальному страхованию и находящаяся в отпуске по уходу за ребенком.

26.02.2015 года в Республике Крым принято Республиканское отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Республики Крым на 2015-2017 годы, утвержденное Министерством строительства и архитектуры Республики Крым, Союзом Строителей Республики Крым, Крымской Республиканской организацией «Профсоюз работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации» (далее – Соглашение) (л.д.21-49).

Сторонами данного Соглашения являются: работники в лице их представителя – Крымской республиканской организации Профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации (Профсоюз строителей Крыма); работодатели в лице их представителя – Союза строителей Республики Крым (Союз строителей Республики Крым); Министерство строительства и архитектуры Республики Крым – орган исполнительной власти Республики Крым, осуществляющий функции по реализации государственной политики в сфере строительства, градостроительства и промышленности строительных материалов.

Согласно п. 12.6 Соглашения, ни одна из сторон, заключивших Соглашение, не вправе в течение срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств, и каждая из сторон несет ответственность в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 8.1.1 Соглашения, в целях создания благоприятных условий труда работающих женщин, работодатели обязаны женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, предусмотреть дополнительное социальное пособие в размере не менее одного минимального размера труда до достижения ребенком возраста полутора лет.

В Некоммерческой организации «Крымский Республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования» создана первична профсоюзная организация, членом которой является истица.

Согласно ч. 1 ст. 45 Трудового кодекса Российской федерации соглашение – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Согласно ч. 3 ст. 48 Трудового Кодекса Российской Федерации соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных коммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

Согласно ответу Союза строителей Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Некоммерческая организация «Крымский Республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования» не является и не являлся ранее членом Союза строителей Республики Крым. Союз строителей Республики Крым не был уполномочен от имени Фонда участвовать в коллективных переговорах и заключать Соглашение (л. д. 90 а).

Исходя из положений ст. 45 ТК РФ отраслевое соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли, в данном случае отрасли строительства и промышленности строительных материалов.

Согласно распоряжению Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-р создана некоммерческая организация «Крымский Республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования», учредителем которой определено Министерство строительства и архитектуры Республики Крым (л.д.114-122).

В соответствии с п. 1.11 Устава Фонда учредитель не отвечает по обязательствам созданного им Фонда, а Фонд не отвечает по обязательствам Учредителя.

Пунктом 3.1 Устава определено, что Фонд создан в целях развития ипотечного жилищного кредитования в Республике Крым, привлечения инвестиций в жилищное строительство и строительство объектов социальной и коммунальной инфраструктуры.

Кроме того, согласно штатному расписания, в Фонде отсутствуют структурные подразделения, должности (специальности), каким-либо образом связанные со строительством, промышленностью строительных материалов (л. д. 92-95).

Анализируя вышеприведенное, суд приходит к выводу о том, что Фонд является финансовой организацией, и не относится к предприятиям и организациям в отрасли строительства, промышленности строительных материалов.

Что касается доводов истца относительно того, что Фонд является подведомственным предприятием Министерства строительства и архитектуры Республики Крым, а поэтому на него распространяется действие Соглашения, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

Как следует из Соглашения, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым является его стороной как орган исполнительной власти Республики Крым, осуществляющей функции по реализации государственной политики в сфере строительства, градостроительства и промышленности строительных материалов. Статус указанного Министерства как учредителя Фонда не делает автоматически Фонд участником Соглашения, поскольку он не является органом исполнительной власти.

Что касается доводов о принадлежности профсоюзного комитета Фонда, членом которого является истица, к Крымской Республиканской организации «Профсоюз работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации», то они противоречат положениям ст. 48 ТК РФ, в соответствии с которой Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 данной-статьи, то есть работодателями, на которых распространяется действие Соглашения. Поскольку Фонд не является стороной Соглашения, правового значения входит ли профсоюзная организация Фонда в состав иной профсоюзной организации не имеет.

С учетом того, что действие Соглашения не распространяется на Фонд, оснований для ежемесячной выплаты им в пользу истца пособия в размере одного минимального размера оплаты труда, предусмотренного п.8.1.1 Соглашения, не имеется.

Таким образом, отсутствуют основания и для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации за нарушение сроков причитающихся выплат, в соответствии со ст. 236 ТК РФ, а также морального вреда.

Что касается заявления представителя ответчика относительно пропуска истцом срока обращения в суд, суд учитывает следующее.

В соответствии со ст. 392 ТК РФ (в редакции, действующей на момент обращения истца в суд) работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Для признания нарушения трудовых прав длящимся необходимо, чтобы заработная плата и другие выплаты, положенные работнику, были начислены, но не выплачены.

Истец на момент обращения в суд с данным иском не состояла в трудовых отношениях с ответчиком, а кроме того, она достоверно знала, что дополнительное социальное пособие ей не начисляется. Не получая указанное пособие в спорный период, истец не могла не знать о нарушении своих прав.

Таким образом, суд приходит к выводу, что дополнительным основанием для отказа в иске является пропуск срока обращения истца в суд, о чем было заявлено в судебном заседании ответчиком.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отказе в исковых требованиях.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Некоммерческой организации «Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования» о взыскании дополнительного социального пособия по уходу за ребенком, компенсации за несвоевременную выплату причитающихся работнику сумм и морального ущерба, третьи лица – Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, Союз строителей Республики Крым, Крымская Республиканская организация «Профсоюз работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации» – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд г. Симферополя в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья Федоренко Э.Р.