ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3257/2021 от 14.03.2022 Минераловодского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2-378/2022 (2-3257/2021)

УИД: 26RS0023-01-2021-008597-67

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 марта 2022 г. город Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего – судьи Чернышовой Т.В.,

при секретаре – Рожкове М.С.,

при участии представителя истца – старшего помощника Минераловодского межрайонного прокурора Лейбич О.А., представителя ответчика МБОУ СОШ № 1 г. Минеральные Воды – по доверенности ФИО1, представителя третьего лица – администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края по доверенности ФИО2, представителя третьих лиц – Управления образования администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края и Муниципального казенного учреждения «Центр финансово-хозяйственного обеспечения системы образования Минераловодского городского округа» по доверенностям ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа № 1 города Минеральные Воды о возложении обязанности в срок до 01.09.2022 принять меры по устранению нарушений антитеррористической защищенности объекта, расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, <...>,

УСТАНОВИЛ:

Минераловодский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа № 1 города Минеральные Воды о возложении обязанности принять меры по устранению нарушений антитеррористической защищенности объекта, расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, <...>, в срок до 01.09.2022, а именно: оборудовать объект, расположенный по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, <...>, в полном объеме системами видеонаблюдения – установить 4 системы внутреннего наблюдения и 6 наружного видеонаблюдения; заключить договор на охрану объекта, расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, <...>, с сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; на 1-м этаже объекта, расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, <...>, оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудовать основной вход в здание, расположенное по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, <...>, контрольно-пропускным пунктом (постом охраны); оснастить объект (территория), расположенный по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, <...>, стационарными или ручными металлоискателями.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края, Управление образования администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края и Муниципальное казенное учреждение «Центр финансово-хозяйственного обеспечения системы образования Минераловодского городского округа».

Исковые требования прокурора основаны на том, что Минераловодской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях и соблюдения требований антитеррористической защищенности объектов образования, расположенных на территории округа, в ходе которой установлено, что в деятельности МБОУ СОШ № 1 г. Минеральные Воды выявлены нарушения Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее по тексту – Федеральный закон № 35-ФЗ), а именно: образовательное учреждение не исполнило возложенную на него обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности объекта – здания образовательного учреждения МБОУ СОШ № 1 г. Минеральные Воды, расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, <...>, которому присвоена 3 категория опасности. Так в нарушение п. 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее по тексту – Постановление № 1006), объект не оснащен в полном объеме системами видеонаблюдения – необходимо установить 4 системы внутреннего наблюдения и 6 наружного видеонаблюдения; физическая охрана объекта (территорий) осуществляется сторожами, а не сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; объект на 1-м этаже не оборудован помещением для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); основной вход в здание не оборудован контрольно-пропускным пунктом (постом охраны); объект (территория) не оснащен стационарными или ручными металлоискателями. Указанные нарушения свидетельствуют о непринятии мер к обеспечению надлежащих условий для предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, актов террористических устремлений, их ликвидации, что создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних обучающихся и работников школы. Определить круг лиц, постоянно или временно пребывающих в образовательном учреждении, не представляется возможным, в связи с чем прокурор в силу ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском.

В судебном заседании старший помощник Минераловодского межрайонного прокурора Лейбич О.А. исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика МБОУ СОШ № 1 г. Минеральные Воды – по доверенности ФИО1 не возражала против удовлетворения заявленных требований, за исключением требований прокурора о возложении обязанности оснастить объект (территорию), расположенный по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, <...>, стационарными или ручными металлоискателями, поскольку в ходе рассмотрения дела данные нарушения были устранены и объект был оснащен ручным металлоискателем, что подтверждается предоставленным суду актом от 04.03.2022.

Представитель третьего лица – администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края по доверенности ФИО2 не возражала против заявленных требований.

Представитель третьих лиц – Управления образования администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края и Муниципального казенного учреждения «Центр финансово-хозяйственного обеспечения системы образования Минераловодского городского округа» по доверенностям ФИО3 не возражала против удовлетворения заявленных требований, кроме требований прокурора о возложении обязанности оснастить объект (территорию), расположенный по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, <...>, стационарными или ручными металлоискателями, поскольку в ходе рассмотрения дела данные нарушения были устранены и объект был оснащен ручным металлоискателем, что подтверждается предоставленным суду актом от 04.03.2022.

Изучив материалы дела, выяснив позицию участвующих в деле лиц, заслушав их пояснения, суд приходит к следующему.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Настоящее исковое заявление предъявлено Минераловодским межрайонным прокурором в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, имущества граждан, а также в защиту интересов общества и государства путем предупреждения актов террористических посягательств, снижения тяжести их последствий.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее по тексту – Федеральный закон № 35-ФЗ) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В силу ст.ст. 10, 11, 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 (далее по тексту – Концепция противодействия терроризму), основными задачами противодействия терроризму является: защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма, выявление и устранение причини и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, выявление и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) (далее по тексту – Постановление № 1006).

В соответствии с положениями Постановления № 1006, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

В соответствии с п.п. 25, 26 Постановления № 1006, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:

а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;

б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольнопропускными пунктами (постами охраны);

д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

Судом установлено, что Минераловодской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях и соблюдения требований антитеррористической защищенности объектов образования, расположенных на территории округа, в ходе которой установлено, что в деятельности МБОУ СОШ № 1 г. Минеральные Воды выявлены нарушения Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее по тексту – Федеральный закон № 35-ФЗ), а именно: образовательное учреждение не исполнило возложенную на него обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности объекта – здания образовательного учреждения МБОУ СОШ № 1 г. Минеральные Воды, расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, <...>, которому присвоена 3 категория опасности.

Так, в нарушение п. 25 Постановления № 1006: объект не оснащен в полном объеме системами видеонаблюдения – необходимо установить 4 системы внутреннего наблюдения и 6 наружного видеонаблюдения; физическая охрана объекта (территорий) осуществляется сторожами, а не сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; объект на 1-м этаже не оборудован помещением для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); основной вход в здание не оборудован контрольно-пропускным пунктом (постом охраны); объект (территория) не оснащен стационарными или ручными металлоискателями.

Данные обстоятельства подтверждаются актом от 20.12.2021 осмотра объекта МБОУ СОШ № 1 <...>, составленным старшим помощником Минераловодского межрайонного прокурора младшим советником юстиции Л.О.А. совместно с начальником хозяйственного отдела МКУ «Центр ФХО СО МГО» Е.А.Н., директором МБОУ СОШ № 1 г. Минеральные Воды К.Е.Н.

Указанные нарушения свидетельствуют о непринятии ответчиком – МБОУ СОШ № 1 г. Минеральные Воды мер к обеспечению надлежащих условий для предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, актов террористических устремлений, их ликвидации, что создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних обучающихся и работников школы. Определить круг лиц, постоянно или временно пребывающих в образовательном учреждении, не представляется возможным.

В ходе рассмотрения дела объект (территория), расположенный по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, <...>, был оснащен ручным металлоискателем, что подтверждается предоставленным суду актом от 04.03.2022 и не оспаривалось сторонами.

Следовательно, требования прокурора о возложении на МБОУ СОШ № 1 г. Минеральные Воды обязанности принять меры по устранению нарушений антитеррористической защищенности объекта, расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, <...>, в срок до 01.09.2022, а именно: оборудовать объект, расположенный по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, <...>, в полном объеме системами видеонаблюдения – установить 4 системы внутреннего наблюдения и 6 наружного видеонаблюдения; заключить договор на охрану объекта, расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, <...>, с сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; на 1-м этаже объекта, расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, <...>, оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудовать основной вход в здание, расположенное по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, <...>, контрольно-пропускным пунктом (постом охраны), является обоснованным и подлежит удовлетворению, поскольку доказательств устранения данных нарушений материалы дела не содержат.

При этом, оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении на ответчика обязанности в срок до 01.09.2022 оснастить объект (территория), расположенный по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, <...>, стационарными или ручными металлоискателями, суд не усматривает, поскольку ответчиком указанные нарушения устранены на момент рассмотрения дела.

На основании изложенного, исковые требования Минераловодского межрайонного прокурора суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В силу п.п. 3 п. 1 статьи 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается для физических лиц в размере 300 рублей, для организаций – 6000 руб.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, предъявляемых в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход бюджета Минераловодского муниципального района Ставропольского края государственную пошлину по иску в размере 6000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа № 1 города Минеральные Воды о возложении обязанности в срок до 01.09.2022 принять меры по устранению нарушений антитеррористической защищенности объекта, расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, <...>, удовлетворить частично.

Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Среднюю общеобразовательную школу № 1 города Минеральные Воды обязанность принять меры по устранению нарушений антитеррористической защищенности объекта, расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, <...>, в срок до 01.09.2022, а именно:

- оборудовать объект, расположенный по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, <...>, в полном объеме системами видеонаблюдения – установить 4 системы внутреннего наблюдения и 6 наружного видеонаблюдения;

- заключить договор на охрану объекта, расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, <...>, с сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

- на 1-м этаже объекта, расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, <...>, оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

- оборудовать основной вход в здание, расположенное по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, <...>, контрольно-пропускным пунктом (постом охраны).

В удовлетворении исковых требований Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о возложении на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Среднюю общеобразовательную школу № 1 города Минеральные Воды обязанности в срок до 01.09.2022 оснастить объект (территория), расположенный по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, <...>, стационарными или ручными металлоискателями, - отказать.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы № 1 города Минеральные Воды в доход бюджета Минераловодского городского округа Ставропольского края государственную пошлину в размере 6000 руб.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Минераловодский городской суд Ставропольского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда составлено 21.03.2022.

Судья Т.В. Чернышова