ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3259/16 от 19.04.2016 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2-3259/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 апреля 2016 года

Центральный районный суд г.Барнаула в составе:

председательствующего М.Ю.Овсянниковой

при секретаре А.В.Гулидовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к комитету по делам молодежи администрации г.Барнаула о включении в список участников подпрограммы,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском, указав, что постановлением администрации Центрального района г. Барнаула №1097 от 29.07.2013 его семья в составе трех человек (он, супруга и ребенок) была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. 07.08.2013 его семья была включена в сводный список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2011-2015 годы под номером 1944. Из письма Комитета от 18.12.2015 истцу стало известно, что его семья не включена в список молодых семей-участников подпрограммы на 2016 год, поскольку ДД.ММ.ГГГГ истец и ДД.ММ.ГГГГ его супруга достигли возраста 36 лет. Полагает, что его семью незаконно не включили в список семей-участников подпрограммы, поскольку на момент формирования списка в 2013 году его семья отвечала критериям участников подпрограммы, а возможность исключения из списка по причине достижения одним из участников возраста свыше 35 лет Правилами не предусмотрена. Уточнив требования, просил признать отказ о включении в список молодых семей участников подпрограммы на 2016 года незаконным; восстановить в очереди и включить его семью в список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2016 год.

В судебном заседании истец ФИО1 на исковых требованиях настаивал по изложенным основаниям.

Представитель ответчика комитета по делам молодежи администрации г. Барнаула в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому правовое значение имеет возраст членов молодой семьи не на момент включения в список участников Подпрограммы, а на момент утверждения списка претендентов, о чем свидетельствует буквальное толкование подпункта «а» пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 (далее – Правила). Орган местного самоуправления до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей – участников подпрограммы, которые изъявили желание получить социальную выплату в планируемом году, и предоставляет их на утверждение в орган исполнительной власти субъекта РФ.

Представитель третьего лица комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула, третье лицо ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что семья ФИО1 в составе трех человек (ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., супруга ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын ФИО3) постановлением администрации Центрального района г. Барнаула №1097 от 29.07.2013 признана нуждающиейся в жилом помещении.

07.08.2013 семья ФИО1-2 в составе трех человек была включена в сводный список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2011-2015 годы.

В период включения в список социальная выплата семье истца не предоставлялась.

Письмом от 18.12.2015 №15-2084 ФИО1 сообщено, что согласно основному условию участия в Подпрограмме возраст каждого из супругов молодой семьи не должен превышать 35 лет на день принятия администрацией Алтайского края решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Поскольку ФИО1ДД.ММ.ГГГГ и ФИО2ДД.ММ.ГГГГ достигли возраста 36 лет, семья не соответствует основному условию участия в подпрограмме и ее дальнейшее участие в подпрограмме не представляется возможным, в связи с чем по состоянию на 01.09.2015 семья ФИО1-2 не включена в список молодых семей – участников подпрограммы по г. Барнаулу на 2016 год. Принятие органами местного самоуправления нормативно-правовых актов (постановлений, распоряжений и т.п.) об исключении молодых семей из списков участников подпрограммы действующим законодательством не предусмотрено.

Правительством РФ в целях повышения уровня обеспеченности населения жильем постановлением от 17.12.2010 №1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы и входящая в ее состав подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Приложением к программе утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила).

Постановлением Правительства РФ от 25.08.2015 №889 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы. Приложением к программе также утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила).

В соответствии с п. 6 названных выше Правил (как в редакции, действовавшей в период федеральной целевой программы на 2011-2015 гг., так и на период 2015-2020 гг.) участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В силу пп. «а» п. 18 Правил одним из оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 Правил.

Таким образом, участником подпрограммы могла быть молодая семья, если возраст каждого из родителей или одного родителя в неполной семье не превышал 35 лет.

Несоблюдение этого условия, то есть достижение одним из супругов или родителем в неполной семье возраста 36 лет, исключает возможность участия семьи в подпрограмме.

Согласно п.п. 20, 21 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом РФ для участия в подпрограмме, до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта РФ. Порядок формирования такого списка и его форма определяются органом исполнительной власти субъекта РФ. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года.

Орган исполнительной власти субъекта РФ на основании списков молодых семей, поступивших из органов местного самоуправления, с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта РФ и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших получить социальную выплату в планируемом году по форме, утверждаемой Министерством регионального развития РФ (п. 22 Правил).

Аналогичные положения закреплены в пп. «а» п. 22, п.п. 24-26 Правил в ред. от 25.08.2015.

В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» и регламентирования порядка формирования списков молодых семей - участников долгосрочной целевой программы, постановлением администрации Алтайского края от 11.07.2011 №356 утвержден Порядок формирования списков молодых семей - участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2011 - 2015 годы» (далее - Порядок).

Постановлением Администрации Алтайского края от 31.10.2014 №503 утверждена государственная программа Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края» на 2014 - 2020 годы».

Разделом VI Долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2011-2015 годы было предусмотрено, что организация реализации программных мероприятий, контроль за их исполнением, а также перечисление средств в бюджеты муниципальных районов и городских округов Алтайского края осуществляется Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края.

Указанное управление формирует сводный список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, утверждает его и формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирование программы. Заявка представляется в Министерство регионального развития Российской Федерации.

Согласно п.п. 23, 24 Правил (ред. от 18.04.2014) после определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта РФ на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов РФ орган исполнительной власти субъекта РФ на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта РФ и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году и в течение 10 дней с даты утверждения доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта РФ местным бюджетом, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Орган местного самоуправления, в свою очередь, доводит до сведения молодых семей решение органа исполнительной власти субъекта РФ по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

В соответствии с п.п. 27-28 Правил в ред. от 25.08.2015 после утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Разделом 7 «Механизм реализации программы государственной программы Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края» на 2014 - 2020 годы» предусмотрено, что ответственные исполнители программы: организуют выполнение мероприятий, входящих в программу, осуществляют их мониторинг и проводят оценку эффективности их реализации; представляют в Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, информацию о реализации мероприятий программы и объемах их финансирования; обеспечивают открытость информации для населения о мерах, предпринимаемых органами государственной власти, в целях стимулирования развития жилищного строительства путем широкомасштабного освещения в печатных, электронных, телевизионных средствах массовой информации основной концепции программы и хода ее реализации.

Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края с учетом сведений, полученных от иных ответственных исполнителей мероприятий программы, ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет в Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края информацию о ходе выполнения программы для подготовки доклада в Администрацию Алтайского края.

Реализация подпрограммы по состоянию на 01.09.2015 осуществлялась в соответствии с постановление Правительства РФ от 17.12.2010 №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» и постановлением администрации Алтайского края от 31.10.2014 №503 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края» на 2014 - 2020 годы», постановлением администрации Алтайского края от 11.07.2011 №356 «Об утверждении порядка формирования списков молодых семей – участников подпрограммы Алтайского края «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2011-2015 годы».

Согласно порядку формирования списков молодых семей – участников подпрограммы, утвержденному постановлением администрации Алтайского края от 11.07.2011 №356 (в ред. постановления от 12.02.2013 №66) семья О-вых по состоянию на 01.09.2013 включена в список молодых семей – участников подпрограммы по г. Барнаулу на 2014 года под номером 2941, по состоянию на 01.09.2014 на 2015 год под номером 2995, по состоянию на 01.09.2016 не включена в список на 2016 год, поскольку супруги ФИО1-2 достигли возраста 36 лет.

Таким образом, на день формирования органом исполнительной власти списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2016 году семья ФИО1-2 перестала соответствовать требованиям, установленным п. 6 Правил, в частности, подпункту "а", что и послужило основанием не включения семьи в список претендентов.

Проанализировав вышеприведенные нормы федерального и регионального законодательства, регулирующие вопросы государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, суд приходит к выводу об обоснованности невключения семьи истца в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2016 год, поскольку как федеральное, так и краевое законодательство предусматривают в качестве основания для участия молодой семьи в подпрограмме наличие определенного возраста (не более 35 лет для каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье) на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Список утверждается ежегодно, в связи с чем, лица, уже достигшие возраста 36 лет, в него не могут быть включены.

Включение семьи истца в список при достижении обоими супругами возраста, превышающего 35 лет, противоречило бы положениям приведенных выше Постановлений Правительства Российской Федерации и привело к незаконному выделению средств из соответствующих бюджетов на предоставление выплаты лицам, не имеющим права на ее получение, поскольку положения подпункта «а» пункта 6 Правил, предусматривают наличие такого права на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты.

Доводы о том, что на момент принятия решения 07.08.2013 семья ФИО1-2 отвечала всем предъявленным требованиям для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты и вправе была рассчитывать на получение такой социальной выплаты, не может являться основанием для удовлетворения требований, поскольку факт признания молодой семьи участницей подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.

Как в силу федерального, так и регионального законодательства молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории «молодая семья».

Кроме того, исключение из списков молодых семей – участников подпрограммы не исключают возможности улучшения жилищных условий истца в соответствии с иными действующими нормативно-правовыми актами, в том числе положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, помимо подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», критериям дальнейшего участия в которой в настоящее время семья истца не отвечает.

С учетом изложенного, исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Pешение может быть обжаловано в Алтайский кpаевой суд чеpез Центральный районный суд г.Барнаула в течение одного месяца после составления решения в окончательной форме.

Судья М.Ю.Овсянникова