Дело № 2-325/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Ромоданово 13 сентября 2018 г.
Ромодановский районный суд Республики Мордовия в составе
председательствующего судьи Долговой О.В.,
при секретаре Любимовой К.И.,
с участием: истцов ФИО3, ФИО4, действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО1, их представителя ФИО5, действующей на основании письменного заявления истцов в порядке статьи 53 ГПК Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО4, действующих за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2 к администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа в принятии на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, возложении обязанности по принятию на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий,
установил:
ФИО3, ФИО4, действующие за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО1 обратились в суд с иском к администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности по принятию на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился к ответчику с заявлением о принятии его семьи на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Постановлением администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия № 654 от 24.07.2018 г. ФИО3 было отказано в принятии его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что не истёк предусмотренный статьёй 53 Жилищного кодекса Российской Федерации пятилетний срок после совершения гражданами действий, приведших к намеренному ухудшению жилищных условий. В постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях было отказано потому, что мать истца ФИО6, сменив регистрацию по месту своего жительства, где она проживала совместно с истцами в принадлежащем им жилом доме, и, переселившись из него в другое жилое помещение, принадлежащее ей на праве собственности, намеренно создала условия нуждаемости в предоставлении жилого помещения семье ФИО3, тем самым она произвела намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий истцов.
Кроме того, указали, что на основании постановления администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия № от ДД.ММ.ГГГГ семья А-вых с 2012 года состояла на учёте граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. На момент постановки их семьи на учёт и до настоящего времени ФИО3 со своей семьёй, состоящей из четырёх человек, проживали в жилом <адрес>, принадлежащем его матери ФИО6, которая также была зарегистрирована вместе с ними. ДД.ММ.ГГГГ за счёт средств материнского капитала истцы приобрели в собственность вышеназванный дом по 1/4 доли в праве общей долевой собственности у ФИО6, при этом до ДД.ММ.ГГГГ она продолжала быть зарегистрированной в данном жилом доме. Наряду с этим, в 2016 году ФИО6 осуществила постройку собственного жилого дома площадью 35,0 кв.м. по адресу: <адрес>, куда переехала осенью 2016 <адрес> образом, с осени 2016 года ФИО6 перестала быть членом семьи истцов. Однако, в связи с тем, что ФИО6 до ДД.ММ.ГГГГ продолжала быть зарегистрированной в жилом доме истцов и имела в собственности иное жилое помещение, с учётом суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, семья А-вых была снята с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена их семьи составляла 15,92 кв.м.
Истец ФИО3 относится к категории граждан, претендующих на получении субсидии "Ветеран боевых действий". Истцы считают, что действия ФИО6 по смене регистрации и переезду из ранее занимаемого ей жилого помещения в принадлежащий ей жилой дом не может считаться намеренным ухудшением жилищных условий истцов, а связан с необходимостью отдельного проживания.
В связи с этим просят суд признать оспариваемое постановление № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложить на администрацию Ромодановского муниципального района Республики Мордовия обязанность по принятию их семьи на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ.
Истцы ФИО3, ФИО4, действующие за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО1, в судебном заседании свои исковые требования поддержали в полном объёме по изложенным в заявлении основаниям.
В судебном заседании представитель истцов ФИО5, действующая на основании письменного заявления истцов в порядке статьи 53 ГПК Российской Федерации, исковые требования своих доверителей поддержала по изложенным в заявлении основаниям, просила суд их удовлетворить в полном объёме.
Представитель ответчика – администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия – в судебное заседание не явился, представив письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие с указанием о своём несогласии с заявленными исковыми требованиями. В возражениях на исковое заявление Глава Администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия ФИО7 указал, что семья А-вых намеренно ухудшила свои жилищные условия путём смены регистрации совместно проживающей с ними матери истца ФИО6 по месту своего жительства в другое жилое помещение (л.д. 76-78).
Третье лицо - ФИО6 в судебное заседание не явилась, представив письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в её отсутствие с указанием о своём согласии с заявленными исковыми требованиями.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, допрошенных в судебном заседании свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования ФИО3, ФИО4, действующих за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО1, не подлежат удовлетворению.
Свой вывод суд основывает следующим.
В силу части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право перечисленные в статье 49 Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.
В соответствии со статьёй 11 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 г. № 57-З "О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия" органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа наделяются государственными полномочиями Республики Мордовия по ведению учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, которые в соответствии с законодательством Республики Мордовия имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья.
Согласно части 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учётной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (часть 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Решением Ромодановского районного совета депутатов Республики Мордовия от 06.10.2005 г. № 2А установлена учётная норма площади жилого помещения для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 12,5 кв.м. на одного члена семьи (л.д. 215).
Из материалов дела усматривается, что ФИО3 и ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ заключили брак. После заключения брака присвоены фамилии: мужу ФИО9, жене ФИО9. ДД.ММ.ГГГГ у супругов А-вых родился сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ родилась дочь ФИО1 (л.д.16-18, 19, 20).
Согласно выписке из домовой книги № от ДД.ММ.ГГГГ, копии финансово-лицевого счёта № в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированы: ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ в указанном жилом доме была зарегистрирована мать истца ФИО6, которая ДД.ММ.ГГГГ снята с регистрационного учёта по указанному адресу (л.д. 30, 31).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения до ДД.ММ.ГГГГ принадлежал жилой дом, общей площадью 44,60 кв. метров и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> (л.д.196-198).
Согласно договора и дополнительному соглашению к нему от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 продала ФИО4, ФИО1, ФИО1, ФИО3 в общую долевую собственность по 1/4 доле каждому жилой дом, общей площадью 44,6 кв.м. и земельный участок, площадью 1500 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> (л.д. 41-43).
Согласно свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, а также выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на праве общей долевой собственности по <данные изъяты> доле каждому, принадлежат жилой дом, общей площадью 44,6 кв. метров и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> (л.д. 22,23,24,25,73,74,205).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности жилой дом, общей площадью 35,00 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 196-198).
Согласно справке Саранского отделения по Республике Мордовия Волго-Вятского филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ№ за ФИО3 и ФИО9 (ФИО8) право собственности на недвижимое имущество по Республике Мордовия по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в органах БТИ не регистрировалось (л.д. 29).
Из показаний свидетелей ФИО10, ФИО11, допрошенных в судебном заседании по ходатайству истцов, следует, что ФИО6 приходится матерью ФИО3 До 2015 года ей на праве собственности принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, где она проживала совместно с семьёй своего сына, состоящей из четырех человек. Впоследствии она продала указанный жилой дом ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО1 и построила на соседнем земельном участке свой дом, куда переехала жить примерно осенью 2016 года. Вместе с тем, как ФИО3, так и члены его семьи, в силу пожилого возраста помогают ей по хозяйству и материально, обрабатывают земельный участок, покупают продукты питания.
Из имеющегося в деле заявления ФИО3 усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию Ромодановского муниципального района Республики Мордовия с просьбой о постановке его семьи на учёт граждан нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 6-7).
Постановлением администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия № 654 от 24.07.2018 г. ФИО3 и членам его семьи было отказано в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 7 статьи 8 Закона Республики Мордовия от 01.07.2005 г. № 57-З "О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия", поскольку не истёк пятилетний срок после совершения гражданином действий, приведших к намеренному ухудшению жилищных условий (л.д.9).
По мнению суда, данное постановление является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 г. № 57-З «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия» принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по основаниям, предусмотренным статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и (или) в отношении иных (кроме малоимущих) категорий граждан по основаниям, предусмотренным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Мордовия.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащим им на праве собственности.
В соответствии с пунктами 2, 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьёй 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок.
В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу данной нормы, отказ в постановке на учёт граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до истечения установленного срока возможен в случае доказанности совершения заявителем таких умышленных и недобросовестных действий, которые свидетельствуют об очевидном намерении приобрести право состоять на учёте.
Из пояснений ФИО3 в судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ он, его мать, супруга и дети все вместе проживали в вышеназванном жилом доме, площадью 44,6 кв.м. по адресу: <адрес>, то есть в доме проживало 5 человек. Исходя из численного состава проживающих в данном жилом помещении, обеспеченность каждого её члена составляла составляет 8,92 кв.м, что более менее названной выше учётной нормы.
Наряду с этим, в собственности матери истца ФИО6, совместно проживающей с ним и его семьёй до 2016 года, имеется жилой дом, площадью 35,00 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту «а» пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» для признания родителей и детей, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Между тем, как усматривается из материалов дела, доказательств, свидетельствующих о том, что мать истца ФИО6, имеющая в собственности иное жилое помещение и длительное время проживающая совместно с истцами в качестве члена их семьи, не является членом семьи А-вых, истцами не представлено.
При этом, исходя из положений приведенной выше правовой нормы, ФИО6 является членом семьи ФИО3 в силу закона.
При определении нуждаемости семьи истца в улучшении жилищных условий, исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, суд исходит из следующего расчета: (44,6 кв.м.+35 кв.м.):5=15,92 кв.м.
Таким образом, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи А-вых превышает учётную норму, установленную решением Совета депутатов Ромодановского района № 2 "а" от 06.10.2005 г.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что ответчик обоснованно отказал ФИО3 в постановке его семьи на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Факт регистрации ФИО6 в настоящее время по другому адресу, по мнению суда, не имеет правового значения.
При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения иска и в его удовлетворении считает необходимым отказать.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО3, ФИО4, действующих за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2 к администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа в принятии на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности по принятию на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ромодановский районный суд Республики Мордовия.
Судья Ромодановского районного суда
Республики Мордовия О.В. Долгова
Решение в окончательной форме составлено 14 сентября 2018 года.
Судья Ромодановского районного суда
Республики Мордовия О.В. Долгова