Дело №2-325/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
630107, <...>
10 февраля 2021 года город Новосибирск
Ленинский районный суд г. Новосибирска в лице судьи Новиковой И.С.,
при секретаре судебного заседания Косенко С. В.,
с участием представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии,
у с т а н о в и л :
ФИО2 обратилась в суд с указанным иском, с учетом уточнений (л.д. 132-134) просила:
- признать незаконным решение УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) от 17 сентября 2018 г. № об отказе в назначении и выплате досрочной страховой пенсии по старости;
- обязать ответчика включить в льготный стаж периоды трудовой деятельности с 1 января 1992 г. по 1 июля 1992 г. в должности ученика стволовой и с 1 июля 1992 г. по 17 апреля 2000 г. в должности стволовой; с 17 апреля 2000 г. по 10 мая 2001 г. в должности машиниста подъемной установки, занятой полный рабочий день на подземных работах, с 10 мая 2001 г. по 30 сентября 2011 г., с 1 июля 2014 г. по 1 сентября 2014 г., с 16 февраля 2015 г. по 1 июля 2015 г. в должности машиниста подъемной машины, занятой полный рабочий день на подземных работах, с 17 сентября 2014 г. по 13 октября 2014 г. в должности машиниста подъемной машины на шахте Восточная, с 1 июля 2015 г. по 26 января 2017 г. в должности машиниста подъемной машины на поверхности подземного участка шахты;
- обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 05.05.2018 г.;
взыскать с ответчика сумму уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование иска указано, что решением ответчика истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы в соответствующих учреждениях. Ответчик не зачитал истцу в стаж работы дающий право на досрочное назначение пенсии вышеуказанные периоды работы. Истец полагает невключение данных периодов в специальный стаж для назначения пенсии неправомерным, и с учетом данных периодов истец имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 05.05.2018 г.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, что подтверждается распиской, о причинах неявки не сообщила.
Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании иск не признала, поддержала доводы ранее представленных письменных возражений (л.д. 116-17, том 1), согласно которому в том числе приводился довод о невключении периодов работы истца в р.Казахстан после 01.01.1998 ввиду того, что в соответствии с законодательством р.Казахстан периоды работы после указанной даты включаются на общих основаниях (не основания для назначения досрочной пенсии). Периоды работы для назначения досрочной пенсии с 01.12.1991 по 30.06.1992, 01.07.1992 по 06.03.1997, 07.03.1997 по 16.04.1997, 17.07.1997 по 16.04.2000 (в качестве ученика стволовой, стволовой на подземных работах, машинистом подъемной установки) не включены в специальный стаж, поскольку не подтверждено право и условия досрочного пенсионного обеспечения по законодательству р.Казахстан, то есть не соблюдено условие ч. 3 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ, кроме того в указанный период с 01.12.1993 истец 1 месяц находилась в неоплачиваемом отпуске, с 12.11.1995 по 16.06.1998 – в отпуске без содержания по уходу за ребенком.
Вторым ответчиком к участию в деле привлечено УПФР в Дзержинском районе г.Новосибирска (межрайонное), поскольку в судебном заседании 24.12.2020 было установлено, что истец проживает в Дзержинском районе г.Новосибирска (о смене адреса проживания истца не было указано ни при подаче искового заявления, ни в последующем, при этом из пояснений истца следовало, что смена адреса проживания произведена до подачи иска в суд). Соответственно вопрос назначения и выплаты пенсии будет разрешаться пенсионным органом по месту жительства истца в Дзержинском районе г.Новосибирска.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что пенсионным органом признано наличие у ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент обращения за пенсией 05.06.2018 г. страхового стажа 7 лет 11 месяцев 9 дней, стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости 0 лет 3 мес. 19 дней, величина ИПК 26,689, в связи с чем 17.09.2018 г. решением № истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании подпункта 1 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, при этом пенсионный орган не включил периоды работы истца:
- в страховой стаж истца: с 07.03.1997 г. по 30.09.2011 г. (14 лет 6 месяцев 24 дня) в Лениногорском полиметаллическом комплексе, так как отсутствуют документы о проверке достоверности сведений, запрошенные в порядке ч.9 ст. 21 Закона № 400-ФЗ;
- в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости:
- с 01.12.1991 г. по 06.03.1997 г. в должности ученика стволовой; стволовой на подземных работах в Лениногорском полиметаллическом комбинате, так как не подтверждено право и условия досрочного пенсионного обеспечения по законодательству республики Казахстан лиц, занятых на указанных работах в указанной профессии, то есть не соблюдается условие, предусмотренное частью 3 статьи 30 Закона № 400-ФЗ. Кроме того, в указанный период имели место с 01.12.1993 на 1 месяц отпуск без содержания, с 12.11.1995 по 16.06.1998 отпуск без содержания по уходу за ребенком, которые не предусмотрены Правилами от 11.07.2002 № 516;
- с 07.03.1997 г. по 16.04.1997 г. в качестве стволовой и с 17.04.1997 г. по 31.12.1997 в качестве машиниста в Лениногорском полиметаллическом комплексе так как не подтвержден льготный характер выполняемых работ. Кроме того, не подтверждено право и условия досрочного пенсионного обеспечения по законодательству республики Казахстан лиц, занятых на указанных работах в указанной профессии, за период с 01.12.1991 г. по 31.12.1997 г., то есть не соблюдается условие, предусмотренное частью 3 статьи 30 Закона № 400-ФЗ и отсутствуют документы о проверке достоверности сведений о работе на территории Республики Казахстан, запрошенных в порядке ч. 9 ст. 21 Закона № 400-ФЗ;
- периоды работы истца на территории Республики Казахстан после 01.01.1998 г., поскольку в соответствии с законодательством Республики Казахстан периоды работы после указанной даты учитываются в трудовой стаж для назначения пенсии по старости на общих основаниях по достижении общеустановленного пенсионного возраста, в связи с чем при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Законом № 400-ФЗ они также должны учитываться в страховой стаж на общих основаниях.
Согласно ч.2 ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
13.03.1992 г. между государствами – участниками Содружества Независимых Государств: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, – было подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в ст.1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств – участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Таким образом, данным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.
В соответствии со ст.3 Соглашения все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по данному Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
В ч.2 ст.6 Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. № 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 г., а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 22.07.2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР, согласно которым предлагается периоды работы по найму после 01.01.2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ) включать в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (п.5).
В силу п.5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР (Приложение № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР»), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств – участников Соглашения от 13.03.1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения от 13.03.1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 г. № 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13.03.1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в редакции, действовавшей на момент обращения ФИО2 в пенсионный орган, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Переходными положениями ст. 35 Закона №400-ФЗ предусмотрено постепенное увеличение индивидуального пенсионного коэффициента. Для назначения страховой пенсии по старости в 2018 году требуется наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 13,8.
Как усматривается из оспариваемого решения, на дату обращения с заявлением о назначении пенсии (05.06.2018) ИПК истца составил 26,689.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитывают в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Как следует из ч. 4 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно п. 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил № 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подп. «а» п. 6 Правил № 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подп. «б» пун. 6 Правил № 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подп. «в» п. 6 Правил № 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подп. «г» п. 6 Правил № 1015).
Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Приказом Минтруда России от 28.11.2014 г. № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее – Перечень).
Согласно п.2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В п.6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»; об индивидуальном пенсионном коэффициенте.
Согласно пп.«а» п.12 Перечня, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.30-32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным п.п.6, 7 Перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ч.1 ст.30, ч.1 ст.31, п.7 ч.1 ст.32, ст.33 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (п.51 Перечня).
Приказом Минтруда России от 17.11.2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее также – Правила № 884н).
Согласно п.22 указанных Правил, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил № 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства – участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (п.65 Правил № 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж педагогической деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения от 13.03.1992 г., имевшие место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Порядок установления страховых пенсий определен в ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ч.1 названной статьи, установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч.6 ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (ч.7 ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч.8 ст.21 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «б» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, в том числе применяется Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.
Согласно разделу 1 «Горные работы» Списка № 1, право на назначение пенсии по старости на льготных условиях имеют стволовые (код 1010300а-18850).
Также, подп. «б» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется, в том числе Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
Согласно разделу 1 «Горные работы» Списка № 2, право на назначение пенсии по старости на льготных условиях имеют машинисты подъемных машин (код 2010100а-14021).
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).
Пунктом 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотрена возможность суммирования определенных периодов работ, в частности при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ:
1) подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах;
2) работы с тяжелыми условиями труда.
Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления: к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5 - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.05.2006 N 266).
Должность стволовой относится к вредным и тяжелым условиями труда, должность машиниста подъемных машин относится к работам с тяжелыми условиями труда, соответственно суд приходит к выводу о возможности суммирования периодов работ истца в указанных должностях.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитывают периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций (п. 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет»).
Из представленных истцом документов (копий личных карточек, копий приказов, копий изменений (дополнений) к трудовому договору, копии индивидуальных трудовых договоров, копий выписок из приказа, копий справок, копий архивных справок, копии трудовой книжки) следует, что ФИО2 12.08.1991 г. принята на Тишинский рудник ученицей стволовой на подземных работах с полным рабочим днем по 1 разряду, с 01.07.1992 г. переведена стволовой на подземных работах полный рабочий день по 1 разряду, 18.01.1995 г. присвоен 2 разряд стволовой на подземных работах с полным рабочим днем, 07.06.1996 г. переведена на рудник 40 лет ВЛКСМ, 07.06.1996 г. принята на рудник имени 40-летия ВЖСМ стволовой на подземных работах с полным рабочим днем по 2 разряду, 06.03.1997 г. уволена по п. 5 ст. 31 КЗоТ КазССР перевод ЛГМК ОАО «Казцинк», с 07.03.1997 г. принята на рудник имени 40-летия ВЖСМ стволовой, занятая полный рабочий день на подземных работах по 2 разряду переводом с АО «ЛПК», 17.04.2000 г. переведена машинистом подъемной установки, занятым полный рабочий день на подземных работах по 5 разряду, 10.05.2001 г. переведена на Алтайский рудник, 10.05.2001 г. принята на Алтайский рудник машинистом подъемной машины, занятых полный рабочий день на подземных работах по 5 разряду, 30.09.2011 г. трудовой договор расторгнут, 01.10.2011 г. принята на Риддер-Сокольный рудник машинистом подъемной машины, занятым полный рабочий день на подземных работах по 5 разряду, 30.06.2014 г. трудовой договор расторгнут, 01.07.2014 г. принята на Риддер-Сокольный рудник машинистом подъемной машины, занятой полный рабочий день на подземных работах по 5 разряду, 01.09.2014 г. трудовой договор расторгнут, 17.09.2014 г. принята в ОАО «Южуралзолото группа компаний» машинистом подъемной машины 2 разряда на шахту «Восточная» (поверхность), 13.10.2014 г. уволена, 16.02.2015 г. принята на Риддер-Сокольный рудник машинистом подъемной машины, занятым полный рабочий день на подземных работах по 4 разряду, 01.07.2015 г. переведена машинистом подъемной машины на поверхности 5 разряда подземного участка шахтных стационарных установок, 26.01.2017 г. трудовой договор расторгнут.
Согласно информации с ИПС, закрытых в НПФ вкладчика за счет обязательных пенсионных взносов и выписке с ИПС по учету обязательных пенсионных взносов, выданных 10.09.2018 г. АО «Единый накопительный пенсионный фонд» (г. Алматы, Республика Казахстан) в период трудовой деятельности ФИО2 с 05.03.1998 г. по 26.09.2013 г. страховой стаж сформирован из отчислений, произведенных Казцинк с 05.03.1998 г. по 17.05.1999 г., ОАО «Казцинк» с 14.06.1999 г. по 09.07.2003 г., АО «Казцинк» с 08.08.2003 г. по 12.05.2009 г., ТОО Казцинк 10.06.2009 г., РКГП - Государственный центр по выплате пенсии с 09.07.2009 г. по 13.09.2013 г.; в период трудовой деятельности ФИО2. с 26.09.2013 г. по 29.08.2017 г. страховой стаж сформирован из отчислений, произведенных АО «Накопительный пенсионный фонд «ГНПФ» (26.09.2013 г.), РГКП - Государственный центр по выплате пенсий (с 10.10.2013 г. по 13.10.2014 г.), ТОО Казцинк (с 12.03.2015 г. по 14.02.2017 г.), АО «Единый накопительный фонд» (с 29.08. 2017 г. по 29.08.2017 г.).
Из архивной справке, выданной Риддерским филиалом КГУ «Государственный архив» управления культуры, архивов и документации Восточно-Казахстанской области 03.05.2017 г., следует, что в личных карточках формы Т-2 ФИО2 рабочей Тишинского рудника, рудника им. 40-летия ВЛКСМ Лениногорского полиметаллического комбината и АО «Лениногорский полиметаллический комбинат», имеются сведения о работе в Тишинском руднике учеником стволовой на подземных работах с полным рабочем днем 1 разряда с 12.08.1991 г., стволовой на подземных работах с полным рабочим днем 1 разряда с 01.07.1992 г., стволовая на подземных работах с полным рабочим днем 2 разряда с 18.01.1995 г., с 07.06.1996 г. переведена на рудник им. 40-летия ВЛКСМ участок подъема, стволовая, занятая на подземных работах полный рабочий день, 2 разряда, приказом от 06.03.1997 г. № 76 уволена по п. 5 ст. 31 КЗОТ КазССР переводом в ЛГМК ОАО «Казцинк» с 6 марта 1997 г.
Суд соглашается с позицией пенсионного фонда и полагает, что период работы истца в должности ученика стволовой не может быть включен в ее специальный стаж, поскольку данная должность не поименована Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
Из архивной справки, выданной Риддерским филиалом КГУ «Государственный архив» управления культуры, архивов и документации Восточно-Казахстанской области 03.05.2017 г., а также из личных карточек ФИО2, имеющихся в материалах дела, следует, что истец с 01.12.1993 г. один месяц находилась в отпуске без содержания, а с 12.11.1995 г. по 16.06.1998 г. в отпуске без содержания по уходу за ребенком.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» согласно пункту 5 указанных Правил в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Также, из п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 следует, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06.10.1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Поскольку период нахождения ФИО2 в отпуске по уходу за ребенком имел место после 06.10.1992 года, указанный период не может быть включен в специальный стаж работы истца.
Таким образом, суд полагает возможным удовлетворить требования истца частично и обязать ответчика включить в льготный стаж периоды трудовой деятельности:
с 01 июля 1992 г. по 30.11.1993 г., с 01.01.1994 г. по 11.11.1995 г. в должности стволовой на подземных работах в Лениногорском полиметаллическом комбинате;
с 17.06.1998 г. по 16 апреля 2000 г. в должности стволовой на подземных работах в Лениногорском горно-металлургическом комплексе;
с 17 апреля 2000 г. по 09 мая 2001 г., в должности машиниста подъемной установки на руднике имени 40-летия ВЖСМ;
с 10 мая 2001 г. по 30 сентября 2011 г. в должности машиниста подъемной установки на Алтайском руднике;
с 01 июля 2014 г. по 01 сентября 2014 г. в должности машиниста подъемной машины на Риддер-Сокольном руднике;
с 17 сентября 2014 г. по 13 октября 2014 г. в должности машиниста подъемной машины в ОАО «Южуралзолото Группа компаний»;
с 16 февраля 2015 г. по 30 июня 2015 г., с 1 июля 2015 г. по 26 января 2017 г в должности машиниста подъемной установки на Риддер-Сокольном руднике.
Таким образом, продолжительность специального стажа ФИО2, после включения в него спорных периодов работы превысит требуемые 7 лет, при этом страховой стаж истца составляет более 24 года 8 мес. 23 дней. С учетом спорных периодов работы, величина ИПК рассчитанная пенсионным органом на дату обращения истца как 26,689, превысит необходимые 30, таким образом, условия предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" являются соблюденными.
В соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган.
Истец обратилась за назначением досрочной страховой пенсии по старости 05.06.2018 г.
Соответственно, имеются основания для назначения досрочной страховой пенсии по старости с 05.06.2018 г.
В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, соответственно, подлежат взысканию с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Новосибирска (межрайонное) от 17 сентября 2018 г. № об отказе в назначении и выплате досрочной страховой пенсии по старости ФИО2.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Новосибирска (межрайонное) включить в стаж ФИО2, дающий право на назначение пенсии по старости досрочно, периоды работы:
с 01 июля 1992 г. по 30.11.1993 г., с 01.01.1994 г. по 11.11.1995 г. в должности стволовой на подземных работах в Лениногорском полиметаллическом комбинате;
с 17.06.1998 г. по 16 апреля 2000 г. в должности стволовой на подземных работах в Лениногорском горно-металлургическом комплексе;
с 17 апреля 2000 г. по 09 мая 2001 г., в должности машиниста подъемной установки на руднике имени 40-летия ВЖСМ;
с 10 мая 2001 г. по 30 сентября 2011 г. в должности машиниста подъемной установки на Алтайском руднике;
с 01 июля 2014 г. по 01 сентября 2014 г. в должности машиниста подъемной машины на Риддер-Сокольном руднике;
с 17 сентября 2014 г. по 13 октября 2014 г. в должности машиниста подъемной машины в ОАО «Южуралзолото Группа компаний»;
с 16 февраля 2015 г. по 30 июня 2015 г., с 1 июля 2015 г. по 26 января 2017 г в должности машиниста подъемной установки на Риддер-Сокольном руднике.
Настоящее решение суда, вступившее в законную силу, является основанием для назначения ФИО2 досрочной страховой пенсии по старости с 05.06.2018 г.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Новосибирска (межрайонное) в пользу ФИО2 судебные расходы по оплате государственной в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Ленинский районный суд г.Новосибирска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья (подпись) И. С. Новикова
Подлинник решения находится в гражданском деле № Ленинского районного суда <адрес>.