РЕШЕНИЕ
город Черкесск 24 октября 2017 года
Именем Российской Федерации
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Коцубина Ю.М., при секретаре судебного заседания Гергоковой Т.К.,
с участием представителя процессуального истца – помощника военного прокурора Черкесского гарнизона Макаева А.А., представителя ответчика (ФКУ «Военный комиссариат Карачаево-Черкесской Республики») – Бугайковой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело № 2-3261/17 по иску военного прокурора Черкесского гарнизона в интересах неопределённого круга лиц к Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Карачаево-Черкесской Республики» об оборудовании здания Отдела военного комиссариата Карачаево-Черкесской Республики по городу Карачаевску и Карачаевскому району наклонными бетонными заездами (пандусами) для инвалидов на коляске, поручнями и другими элементами для инвалидов и маломобильных посетителей,
установил:
Военный прокурор Черкесского гарнизона обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Карачаево-Черкесской Республики» (далее – «Военкомат КЧР» или ответчик) об оборудовании здания Отдела военного комиссариата г.Карачаевска и Карачаевского района, расположенного по адресу: г.Карачаевск, ул.Мира, д.25, наклонными бетонными заездами (пандусами) для инвалидов на коляске, поручнями и другими элементами для инвалидов и маломобильных посетителей. В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе надзорных мероприятий, проведённых в здании военного комиссариата г.Карачаевска и Карачаевского района, было установлено отсутствие указанных элементов для инвалидов, что является нарушением требований, установленных федеральными нормативными актами, и нарушает права инвалидов на свободный доступ в это учреждение. Просил суд обязать ответчика оборудовать вход в здание военного комиссариата г.Карачаевска и Карачаевского района наклонными бетонными заездами (пандусами) для инвалидов на коляске, поручнями и другими элементами для инвалидов и маломобильных посетителей.
Ответчик предоставил суду письменные возражения на иск, в которых указал, что Военкомат КЧР обеспечивается материальными средствами и другими видами довольствия через соответствующие довольствующие органы Южного военного округа в соответствии с установленными нормами снабжения и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете Министерству обороны Российской Федерации. В целях выполнения требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и приказа Министра обороны Российской Федерации 2015 года № 572 «Об обеспечении в территориальных органах и ведомственных организациях Министерства обороны Российской Федерации условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания при этом необходимой помощи» до 01 февраля 2016 года были обследованы военные комиссариаты и их структурные подразделения на соответствие требованиям законодательства по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, составлены паспорта доступности военных комиссариатов и их структурных подразделений для инвалидов к объектам и услугам, которые были представлены в территориальные подразделения Департамента строительства и Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами Министерства обороны Российской Федерации. Кроме того, были направлены заявки с расчётами
потребностей бюджетных средств, необходимых Военкомату КЧР и структурным подразделениям для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугами, в целях включения их в планы капитального (текущего) ремонта. В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации 2015 года № 572 «Об обеспечении в территориальных органах и ведомственных организациях Министерства обороны Российской Федерации, условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания при этом необходимой помощи» оборудованием занимается Департамент строительства Министерства обороны России. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 марта 2017 года №155 создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммуналь-ное управление» Министерства обороны Российской Федерации путём изменения типа, основных целей деятельности и переименования Учреждения «Жилищно-эксплуатационная контора № 21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы». На территории Карачаево-Черкесской Республики действует Жилищно-коммунальная служба № 6/4 (ст.Сторожевая) Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 6 (г.Ставрополь) Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.
В судебном заседании представитель процессуального истца – помощник военного прокурора Черкесского гарнизона Макаев А.А. поддержал исковые требования, просил иск удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика (Военкомата КЧР) – Бугайкова Н.П. в судебном заседании просила в иске прокурору отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
В соответствии с ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности. Согласно ч.1 ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) принцип состязательности сторон является одним из основных принципов осуществления правосудия по гражданским делам. В силу ч.1 ст.56 и ч.1 ст.57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основания своих требований и возражений.
В соответствии с п.5 ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. Данная норма означает, что при совершении юридически значимых действий граждане и юридические лица считаются действовавшими правомерно, добросовестно и разумно до тех пор, пока не будет доказано обратное.
В данном случае истец свою процессуальную обязанность не выполнил, поскольку не доказал те обстоятельства, на которые он сослался в обоснование исковых требований. Ответчик доводы истца опроверг, предоставив суду доказательства своей невиновности в том, что здание отдела Военкомата КЧР в г.Карачаевске не оборудовано пандусами для инвалидов.
Свой иск прокурор изначально предъявил к Военному комиссариату г.Карачаевска и Карачаевского района, который являлся структурным подразделением (отделом) Военкомата КЧР, не являлся юридическим лицом, не обладал процессуальной правоспособностью и в принципе не мог быть ответчиком. Определением Карачаевского городского суда от 19 июля 2017 года была произведена замена ответчика, и к участию в деле в качестве ответчика был привлечён Военкомат КЧР, в связи с чем дело было передано по территориальной подсудности в Черкесский городской суд. Однако и Военкомат КЧР по заявленным прокурором требованиям не является надлежащим ответчиком и не может отвечать по иску.
В соответствии со ст.210 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, бремя содержания имущества несёт собственник этого имущества.
В данном случае ответчик (Военкомат КЧР) собственником здания отдела Военкомата КЧР в г.Карачаевске и Карачаевском районе не является, и никогда не являлся. Как следует из полученной по запросу суда выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) на 30 августа 2017 года, собственником нежилого административного здания, расположенного по ул.Мира д.25 в г.Карачаевске, является Российская Федерация. Никакие права пользования, аренды или оперативного управления Военкомата КЧР на это здание в ЕГРН не зарегистрированы. Между тем, само по себе размещение в этом здании структурного подразделения Военкомата КЧР, каковым является отдел Военкомата КЧР в г.Карачаевске и Карачаевском районе, не означает, что бремя содержания этого здания должен нести Военкомат КЧР.
Действительно, в соответствии с требованиями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и подзаконными нормативно-правовыми актами в области защиты прав инвалидов все общественные здания, к которым, безусловно, относятся и здания военных комиссариатов, должны быть оборудованы наклонными бетонными заездами (пандусами) для инвалидов на колясках, поручнями и другими элементами для инвалидов и маломобильных посетителей.
В то же время, Военкомат КЧР, являясь федеральным казённым учреждением, находящимся в подчинении Министерства обороны Российской Федерации, не имеет собственных финансовых средств, материальных и рабочих (трудовых) ресурсов для того, чтобы осуществить проектирование, финансирование и фактическое выполнение указанных выше работ.
В соответствии со ст.132.22 ГК РФ порядок финансового обеспечения деятельности государственных учреждений определяется законом. Государственные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества. Казённое учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами.
Согласно ст.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. К таким некоммерческим организациям в силу ст.9.1 этого закона относятся государственные учреждения, созданные Российской Федерацией или субъектом, в том числе казённые учреждения. При этом функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное казённое учреждение – это государственное учреждение, осуществляющее оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов), финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Под бюджетной сметой понимается документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казённого учреждения. Лимитом бюджетных обязательств обозначается объём прав в денежном выражении на принятие казённым учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году.
В соответствии с Федеральным законом от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения», которым утверждены Положение об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, а также Положение об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения, согласно которому федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения, разработали и утвердили ведомственные нормативные акты, направленные на оптимизацию деятельности подведомственных им учреждений.
Во исполнение Федерального закона от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ были изданы: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 года № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания», Постановление Правительства Российской Федерации от 02 августа 2010 года № 590 «О порядке осуществления федеральным бюджетным учреждением и автономным учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления», Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 20 ноября 2007 года 112н «Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казённых учреждений»; Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 года N 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения», Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 114н «Об общих требованиях к порядку составления и утверждения отчёта о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закреплённого за ним государственного (муниципального) имущества».
В целях реализации перечисленных выше нормативных актов каждое федеральное ведомство разрабатывает и утверждает свои нормативные акты для подведомственных им учреждений. Так, например, порядок составления, утверждения и ведения сводной бюджетной сметы Министерства обороны Российской Федерации и бюджетных смет учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, утверждается приказами Министра обороны Российской Федерации.
В целях обеспечения в Министерстве обороны Российской Федерации условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2015 года № 572 был утверждён Порядок обеспечения в территориальных органах и подведомственных организациях Министерства обороны Российской Федерации условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им необходимой помощи. Согласно этому Порядку в целях определения соответствия действующих объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги, государственным стандартам, сводам правил, строительным нормам и другим принятым в соответствии с законодательством требованиям по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам проводится обследование данных объектов и услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта социальной инфраструктуры и предоставляемых на нем услуг (далее - паспорт) (далее - обследование и паспортизация) (п.3). Руководителем организации утверждаются состав комиссии по проведению обследования и паспортизации объекта и предоставляемых на нем услуг (далее - комиссия), сроки и план-график проведения, а также организуется работа комиссии. В состав комиссии включаются (по согласованию) представители общественных организаций инвалидов. В случае если услуга предоставляется в арендуемом или находящемся в безвозмездном пользовании помещении (здании), а также с использованием арендуемого транспортного средства (далее - арендуемое имущество), в состав комиссии включается (по согласованию) представитель собственника арендуемого имущества (п.4). По результатам обследования объекта и предоставляемых на нем услуг комиссией разрабатываются предложения, которые включаются в паспорт, в том числе: по созданию (с учетом потребностей инвалидов) условий доступности существующего объекта и порядка предоставления на нем услуг (в случае невозможности обеспечения условий полной доступности); по определению мероприятий, учитываемых в планах развития объекта, сметах его капитального (текущего) ремонта, реконструкции, модернизации, графиках переоснащения объекта и закупки нового оборудования, в целях повышения уровня доступности объекта и условий для предоставления на нем услуг с учетом потребностей инвалидов; по включению необходимых мероприятий в технические задания на разработку проектно-сметной документации по проектированию и строительству, оснащению приспособлениями и оборудованием вновь вводимых в эксплуатацию объектов, на которых предоставляются услуги, обеспечивающих их полное соответствие требованиям доступности для инвалидов с 01 июля 2016 года (п.5). Паспорт должен содержать следующие разделы: а) краткая характеристика объекта (наименование (вид) объекта, адрес объекта, наименование предоставляемой услуги, сведения об объекте (количество зданий, этажей, площадь, наличие прилегающего земельного участка), название организации, которая предоставляет услугу, юридический адрес организации, основание для пользования объектом, форма собственности, наименование и адрес вышестоящей организации); б) краткая характеристика действующего порядка предоставления на объекте услуг населению (сфера деятельности, плановая мощность, форма оказания услуг, категории обслуживаемого населения по возрасту, категории обслуживаемых инвалидов); в) оценка состояния доступности для инвалидов объекта социальной инфраструктуры с использованием следующих показателей: выделенные стоянки автотранспортных средств для инвалидов; сменные кресла-коляски; адаптированные лифты; поручни; пандусы; подъемные платформы (аппарели); раздвижные двери; г) оценка состояния доступности для инвалидов предоставляемых услуг с использованием следующих показателей: д) предложения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления в нем услуг в соответствие с требованиями об обеспечении условий их доступности для инвалидов (п.6). Паспорт утверждается руководителем организации. Копия паспорта вместе с отчетами о проведении обследования и паспортизации объектов и услуг, составленными по рекомендуемым образцам, в месячный срок представляются в орган военного управления, в чьем непосредственном подчинении находится организация. Последующая паспортизация проводится в течение месяца после завершения капитального (текущего) ремонта (модернизации, реконструкции) объекта (п.7). По результатам паспортизации в организациях разрабатываются планы мероприятий по поэтапному повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг (далее - планы мероприятий) и определяется перечень необходимых работ (п.8). Планы мероприятий должны содержать: сведения об объектах, на которых инвалидам предоставляются услуги и будут проводиться работы в целях повышения значений показателей их доступности для инвалидов (об объемах, сроках и результатах проведения указанных работ); сведения о мероприятиях (административно-правового, планово-бюджетного, информационного, методического характера), проводимых в целях обеспечения доступности услуг и объектов, на которых они предоставляются; расчеты потребностей бюджетных средств, необходимых для приведения объектов и условий предоставления услуг инвалидам в соответствие с их потребностями (исходя из планов развития организаций) (п.9). Планы мероприятий утверждаются руководителями организаций (п.11).
Таким образом, согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2015 года № 572 в обязанности руководителя Военкомата КЧР входит только лишь организация обследования и паспортизации объекта – здания Отдела Военкомата КЧР в г.Карачаевске по ул.Мира д.25, которые должны завершиться составлением и утверждением плана мероприятий, направленных на обеспечение доступности данного объекта для инвалидов. Решение последующих вопросов, направленных на фактическую реализацию мероприятий, включённых в этот план, в компетенцию Военкомата КЧР и (или) его руководителя не входит.
В рассматриваемом деле свои обязанности в данном вопросе руководитель Военкомата КЧР выполнил в полном объёме. Тактико-техническое задание на оборудование здания Отдела Военкомата КЧР по г.Карачаевску и Карачаевскому району по ул.Мира д.25 в г.Карачаевске для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения военным комиссраром Карачаево-Черкесской Республики было представлено на утверждение ещё в июне 2016 года. Это тактико-техническое задание было утверждено командующим войсками Южного военного округа также в июне 2016 года. Помимо этого руководство Военкомата КЧР неоднократно обращалось в соответствующие службы с заявками на выделение бюджетных средств, необходимых для приведения здания военкомата и его отделов в состояние, обеспечивающее беспрепятственный доступ инвалидов, и на включение этих объектов в планы капитального (текущего) ремонта. Такие обращения направлялись письмами: от 25 января 2016 года – на имя начальника эксплуатационного участка КЧР «ГУ ЖКХ» филиала «Ставропольский» ООО «АРС-Сервис»; от 01 февраля 2016 года – на имя руководителя Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России; от 08 февраля 2016 года и от 10 августа 2016 года – на имя начальника организационно-мобилизационного управления штаба южного военного округа; от 10 августа 2016 года – на имя руководителя Департамента строительства Минобороны России.
Суд принимает во внимание, что Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 марта 2017 года № 155 создано Федеральное государственное бюджетное учреждение (ФГБУ) «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации. Основной уставной целью деятельности этого ФГБУ является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с приказом Директора департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 18 января 2017 года № 171 за этим федеральным государственным бюджетным учреждением закреплено на праве оперативного управления недвижимое имущество, используемое организациями и учреждениями Министерства обороны Российской Федерации. Функции непосредственного оперативного управления недвижимым имуществом, являющимся федеральной государственной собственностью Российской Федерации, находящимся на территории Карачаево-Черкесской Республики и переданным в фактическое пользование Военкомату КЧР и его структурным подразделениям, в том числе, здание Отдела Военкомата КЧР в г.Карачаевске, осуществляет Жилищно-коммунальная служба № 6/4 (ст.Сторожевая) Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 6 (г.Ставрополь) филиала по Южному военному округу ФБГУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.
Судом учитывается и то обстоятельство, что работы по оборудованию здания в г.Карачаевске пандусами для инвалидов на коляске, поручнями и другими элементами могло быть произведено не иначе, как в соответствии с государственным контрактом, заключённым на основе заказа на выполнение работ для государственных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Порядок заключения такого контракта установлен Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Между тем, ответчик не относится к лицам, наделённым полномочиями выступать в роли заказчика таких работ. Заказчиком по такому контракту может выступать только Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента строительства или иных уполномоченных им органов и учреждений.
При изложенных обстоятельствах требования прокурора о возложении на ответчика (Военкомат КЧР) обязанности оборудовать вход в здание военного комиссариата г.Карачаевска и Карачаевского района наклонными бетонными заездами (пандусами) для инвалидов на коляске, поручнями и другими элементами для инвалидов и маломобильных посетителей является неправомерным и не подлежит удовлетворению. Военкомат КЧР не только не обязан, но и не вправе самостоятельно либо с помощью привлечённых сил (сторонних организаций) выполнять указанные прокурором работы на не принадлежащем ему (ответчику) объекте недвижимости, находящемся в федеральной собственности.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать военному прокурору Черкесского гарнизона в иске в интересах неопределённого круга лиц к Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Карачаево-Черкесской Республики» об оборудовании здания Отдела военного комиссариата Карачаево-Черкесской Республики по городу Карачаевску и Карачаевскому району наклонными бетонными заездами (пандусами) для инвалидов на коляске, поручнями и другими элементами для инвалидов и маломобильных посетителей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Черкесский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 18 ноября 2017 года.
Судья Черкесского городского суда Ю.М.Коцубин