ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3261/20 от 08.09.2020 Подольского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Подольский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Невской Е.В.

при секретаре Колесовой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к Центральному Банку Российской Федерации об обязании совершить определенные действия,-

УСТАНОВИЛ

ФИО6 обратился в суд с иском к Центральному Банку Российской Федерации, просил признать действие Центрального Банка РФ по направлению его обращения в Правительство Московской области неправомерным и обязать Центральный Банк РФ рассмотреть его обращение.

Свои требования мотивирует тем, что он (истец) в электронном формате - посредством сети интернет обратился ДД.ММ.ГГГГ в Центральный Банк РФ для рассмотрения его обращения в пределах компетенции по выполнению своих функций по организации наличного денежного обращения, поскольку при принятии Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 108-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области", губернатор Московской области Воробьёв А.Ю. в пункте 7.3 (пункт 33 - в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.) Постановления дал указание Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Московской области обеспечить приостановление реализации проездных билетов за наличный расчёт. Однако Центральный Банк РФ, в нарушение пункта 6 ст. 8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» направил его (истца) обращение в Правительство Московской области. Полагает, указанные действия ответчика по перенаправлению его обращения неправомерными.

Истец - ФИО9 в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в отсутствие (л.д. 3).

Ответчик - представитель Центрального Банка Российской Федерации в судебном заседании исковые требования не признала.

Третье лицо - представитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в судебное заседание не явились, о дате слушания дела извещены надлежащим образом.

Третье лицо - Губернатор Московской области ФИО3 в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещен надлежащим образом.

Третье лицо - Мэр города Москвы ФИО4 в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещен надлежащим образом. Представитель по доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения требований ФИО6

Суд, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, находит заявленные требования подлежащими оставлению без удовлетворения, по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО6 через Интернет-приемную Центрального Банка РФ обратился с заявлением, в котором указал, что Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено приостановление реализации проездных билетов водителями в салонах транспортных средств, при этом в Московской области наличные денежные средства не принимаются не только водителями, но и в автобусах, где есть кондукторы, и что билеты на общественный транспорт невозможно купить на территории Московской области за наличный расчет, полагая, что тем самым нарушается статья 8 Конституции Российской Федерации, в связи с чем просил Центральный банк РФ принять меры по обеспечению платежей за общественный транспорт на всей территории Московской области монетой и банкнотами Банка России (л.д. 4, 32-33, 34).

ДД.ММ.ГГГГ ЦБ РФ в адрес ФИО6 направили сообщение о том, что его обращение направлено для рассмотрения по существу в Правительство Московской области(л.д.5).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", «Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе, юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам».

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", «Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется».

Согласно статье 4 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации(Банке России)», Банк России устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона, в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции:

прогнозирование и организация производства, в том числе размещение заказа на изготовление банкнот и монеты Банка России у организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов;

(в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 10-ФЗ)

установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России;

определение порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ).

Перечень функций исчерпывающий, расширительному толкованию не подлежит.

Правоотношения в сфере защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на федеральном уровне урегулированы Федеральным законом № 68-ФЗ.

Во исполнение подпункта "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона № 68-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Такие Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ).

В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе: Указ Мэра Москвы от ДД.ММ.ГГГГ-УМ "О введении режима повышенной готовности", Постановление Губернатора Московской области от ДД.ММ.ГГГГ-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области".

Таким образом, по смыслу процитированных правовых норм, вопросы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не относится к компетенции Центрального Банка Российской Федерации.

Поскольку в обращении ФИО6 содержались вопросы, связанные с применением Постановления губернатора Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, на основании пункта 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" ДД.ММ.ГГГГ оно было направлено Центральным банком РФ для рассмотрения по существу в Правительство Московской области, о чем ФИО6 был уведомлен надлежащим образом (л.д. 5, 31).

Действия Банка России в рассматриваемом случае находятся в строгом соответствии с правовым регулированием спорного вопроса.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств, опровергающих доводы ответчика, в ходе судебного разбирательства не установлено.

При таких обстоятельствах, исходя из требований правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, учитывая, что компетенция ответчика не распространяется на разрешение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, суд признает оспариваемые действия правомерными, а потому не имеет правовых оснований для удовлетворения требований по заявленным основаниям.

Принимая во внимание представленные суду доказательства, оценив их в совокупности, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований ФИО10 к Центральному Банку Российской Федерации об обязании совершить определенные действия, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца.

Председательствующий судья: подпись Е.В.Невская

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>