ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3262/2021 от 29.07.2021 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

УИД 39RS0001-01-2020-003315-70

Дело № 2-3262/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июля 2021 г. г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Паршуковой Н.В.,

при секретаре Стрыгиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области о назначении досрочной страховой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с названными выше исковыми требованиями, с последующим уточнением, указав, что в февраля 2020 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако ему было отказано из-за отсутствия специального стажа, продолжительностью 12 лет 6 месяцев. При этом пенсионный орган необоснованно отказал во включении в специальный стаж периодов его работы с ДД.ММ.ГГГГ в должности монтажника строительных конструкций, занятого на монтаже стальных и железобетонных конструкций в СМУ «Белэнергомонтаж» Республика Беларусь. Выражает несогласие с решением пенсионного органа и просит признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии, обязать ответчика включить вышеуказанные периоды его работы в специальный стаж, назначить ему досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 16 января 2021 г.

Судом произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области в связи с реорганизацией Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области в форме присоединения к нему подведомственных территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное).

ФИО1, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

В судебном заседании представители ФИО1 – ФИО2 и ФИО3 по устному ходатайству, исковые требования ФИО1 поддержали по основаниям, изложенным в иске, настаивая на их удовлетворении.

Представитель Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области – ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала, дав пояснения, аналогичные указанным в письменном отзыве. Просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 17 декабря 2020 г. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, обратился в УПФР в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и п. 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г.

Решением УПФР в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) от 15 февраля 2021 г. № истцу отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа. Специальный стаж ФИО1 на дату обращения составил 4 года 9 месяцев 6 дней (требуемый стаж 12 лет 6 месяцев), страховой стаж 33 года 7 месяцев 16 дней (требуемый 25 лет) и ИПК более 18,6 (требуемый 18,6).

О данном решении ответчик уведомил истца письмом от 15 февраля 2021 г. № .

Как следует из письма Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонного) от 15 февраля 2021 г. № , в специальный стаж истца не включены периоды работы:

СМУ «Белэнергомонтаж» Республика Беларусь

- с ДД.ММ.ГГГГ г.

- с ДД.ММ.ГГГГ г.

- с ДД.ММ.ГГГГ г. в должности монтажника строительных конструкций занятого на монтаже стальных и железобетонных конструкций (в том числе 195 рабочих дней подлежат исключению из специального стажа в соответствии с уточняющей справкой от 21 августа 2020 г. № ).

Согласно информационному письму Управления социальной защиты Администрации Ленинского района г. Минска в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь Списком № 2 от 25 мая 2005 г. № предусмотрены монтажники строительных конструкций, занятые на монтаже стальных и железобетонных конструкций.

Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 разделом XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» монтажник строительных конструкций, занятый на монтаже стальных и железобетонных конструкций не предусмотрен.

Учитывая, что Республикой Беларусь при исчислении специального стажа, дающего право на назначение пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда, за период с 1 января 1993 г. применяется Список № 2 от 25 мая 2005 г. № 536 Республики Беларусь, которым предусмотрена профессия монтажники строительных конструкций, занятые на монтаже стальных и железобетонных конструкций, которая не соответствует Списку № 2 от 26 января 1991 г. и отсутствует в ЕТКС, указанный период не может быть рассмотрен по нормам Российского законодательства.

Считая такой отказ незаконным, ФИО1 обратился в суд с настоящим исковым заявлением, при этом доводы истца заслуживают внимания.

Так, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.

До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Так, в силу п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.

Пунктом 1 ст. 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г. «О сотрудничестве в области социального обеспечения» предусмотрено, что назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляется в следующем порядке:

1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 г. на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;

2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 г. на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующему страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.

Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).

Подпунктом «б» п. 1 указанного Постановления установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Из отказа пенсионного органа следует, что ФИО1 не были включены в его специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ г. в должности монтажника строительных конструкций, занятого на монтаже стальных и железобетонных конструкций в СМУ «Белэнергомонтаж» Республика Беларусь в связи с тем, что согласно информационному письму Управления социальной защиты Администрации Ленинского района г. Минска в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь Списком № 2 от 25 мая 2005 г. № 536 предусмотрены монтажники строительных конструкций, занятые на монтаже стальных и железобетонных конструкций.

Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 разделом XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» монтажник строительных конструкций, занятого на монтаже стальных и железобетонных конструкций не предусмотрен.

Однако суд с таким отказом пенсионного органа согласиться не может в силу следующего.

Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 разделом XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» шифром профессии 2290000а-14612 предусмотрены «монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций».

Основным документом о трудовой деятельности по трудовому договору и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца (ч. 1 ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»).

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Как установлено в судебном заседании и следует из представленной трудовой книжки ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ он был принят в монтажником стальных и железобетонных конструкций 3-го разряда на Минский монтажный участок в СМУ «Белэнергомонтаж (Приказ от 12 октября 1992 г. № ), ДД.ММ.ГГГГ присвоен 4-й разряд монтажника строительных конструкций (Приказ от 25 июня 1993 г. № ), ДД.ММ.ГГГГ присвоен 5-й разряд монтажника строительных конструкций (Приказ от 25 августа 1999 г. № ), ДД.ММ.ГГГГ переведен машинистом крана (крановщиком) 5-го разряда Могилевского м/у на условиях нового трудового договора (Приказ от 27 ноября 2009 г. № ) и ДД.ММ.ГГГГ уволен по соглашению сторон (Приказ от 10 сентября 2014 г. № ).

Согласно приказу «Строительно-монтажное управление «Белэнергомонтаж» от 21 августа 2020 г. № в приказ от 12 октября 1992 г. № «О приеме на работу ФИО1» внесены изменения профессию «монтажник стальных и железобетонных конструкций» указано считать профессией «монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций».

Из представленных справок о работе, дающей право на пенсию по возрасту, выданными филиалом «Строительно-монтажное управление «Белэнергомонтаж» от 12 мая 2020 г. № , от 21 августа 2020 г. № , должность истца указана «монтажник строительных конструкций, занятый на монтаже стальных и железобетонных конструкций в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что те обстоятельства, на которых истец строит свои исковые требования, нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания, что истец, в спорные периоды времени в СМУ «Белэнергомонтаж» выполнял обязанности и работал в должности «монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций», предусмотренной Списком № 2, утвержденной Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.

Суд считает, что изменение наименования профессии «монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций» на «монтажник строительных конструкций, занятый на монтаже стальных и железобетонных конструкций», с учетом установленных в суде обстоятельств, подтверждающих факт работы истца в должности «монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций», не может влечь ограничение права истца на пенсионное обеспечение, в связи с чем периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ в должности монтажника строительных конструкций, занятого на монтаже стальных и железобетонных конструкций в СМУ «Белэнергомонтаж» Республика Беларусь, подлежат включению в специальный стаж истца.

На основании вышеизложенного, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) от 15 февраля 2021 г. № в части не включения в специальный стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов его работы с ДД.ММ.ГГГГ в должности монтажника строительных конструкций, занятого на монтаже стальных и железобетонных конструкций в СМУ «Белэнергомонтаж» Республика Беларусь.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно письменному заявлению ФИО1 обратился за назначением досрочной страховой пенсии 17 декабря 2020 г.

В данном случае, как усматривается из материалов дела и не оспаривается сторонами, ФИО1 на дату обращения за назначением пенсии 17 декабря 2020 г. имел возраст 54 лет, страховой стаж 33 года 7 месяцев 16 дней, специальный стаж 4 года 9 месяцев 6 дней, ИПК более 18,6.

С учетом заявленных истцом спорных периодов, подлежащих включению в специальный стаж (12 лет 1 месяцев 8 дней), и включенных пенсионным органом периодов в бесспорном порядке (4 года 9 месяцев 6 дней), специальный стаж ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, дающий право на назначение ему досрочной страховой пенсии на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на момент обращения к ответчику 17 декабря 2020 г. составил 16 лет 10 месяцев 14 дней, что более 12 лет 6 месяцев работы.

Учитывая, что ФИО1 к моменту обращения за пенсией не достиг возраста 55 лет, что наряду с наличием стажа на соответствующих видах работ не менее 12 лет 6 месяцев работы, является обязательным условием для назначения досрочной страховой пенсии по старости, то суд приходит к выводу об обязании Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости, начиная с 16 января 2021 г., то есть с момента достижения возраста 55 лет.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Истцом в ходе рассмотрения дела были понесены расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области о назначении досрочной страховой пенсии – удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) от 15 февраля 2021 г. № в части не включения в специальный стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов его работы с ДД.ММ.ГГГГ в должности монтажника строительных конструкций, занятого на монтаже стальных и железобетонных конструкций в СМУ «Белэнергомонтаж» Республика Беларусь.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ в должности монтажника строительных конструкций, занятого на монтаже стальных и железобетонных конструкций в СМУ «Белэнергомонтаж» Республика Беларусь.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 16 января 2021 г.

Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области в пользу ФИО1 расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 5 августа 2021 г.

Судья Н.В. Паршукова