ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3265/17 от 27.12.2017 Салаватского городского суда (Республика Башкортостан)

дело № 2-3265/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 декабря 2017 года г. Салават

Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Хрипуновой А. А.,

при секретаре Ляховой В. И.,

c участием помощника прокурора г. Салават АлябинаМ. В.,

представителя ответчика Администрации городского округа город Салават по доверенности ФИО1,

представителя третьего лица ОМВД России по г. Салават по доверенности ФИО2,

третьего лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры г. Салават Республики Башкортостан, действующей в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан об обязании привести в нормативное соответствие автобусные остановки,

установил:

Прокуратура г. Салавата с учетом уточненных исковых требований обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан, в котором просит обязать Администрацию городского округа город Салават привести в нормативное состояние в срок до 01.09.2018 года:

остановочный пункт «ГБ-2», обеспечивающий доступ к ГБУЗ РБ ГБ г. Салавата, расположенный по ул. Губкина по направлению движения в сторону ул. Ленинградская, а именно: оборудовать автопавильон, установить информацию о маршрутах движения автобусов, оборудовать дорожными знаками, разметкой, светофором, ограждениями, установить тактильную информацию, а также тактильный наземный указатель, обустроить ступени ограждениями, перилами и бортиками;

остановочный пункт «Поликлиника строителей», обеспечивающий доступ к ГБУЗ РБ ГБ г. Салавата Поликлиника № 1, расположенный по бул. ФИО4 по направлению движения в сторону ул. Губкина, а именно: установить информацию о маршрутах движения автобусов, оборудовать дорожными знаками, разметкой, светофорами и ограждениями, установить тактильную информацию, а также тактильный наземный указатель, обустроить ступени ограждениями, перилами и бортиками, устранить повреждения поверхности покрытия посадочной площадки и площадки ожидания в павильоне, устранить рекламу с элементов остановки;

остановочный пункт «ГБ-1», обеспечивающий доступ к ГБУЗ РБ ГБ г. Салавата Поликлиника № 2, расположенный по ул. ФИО7 по направлению движения в сторону ул. Гагарина, а именно: оборудовать дорожными знаками, разметкой, светофорами и ограждениями, установить тактильную информацию, а также тактильный наземный указатель, обустроить ступени ограждениями, перилами и бортиками, установить информацию о маршрутах движения автобусов, определить пределы посадочной площадки и площадки ожидания.

В обоснование заявленных уточненных исковых требований указано, что прокуратурой города Салавата во исполнение п. п. 2.3, 2.4, 2.4.1 решения коллегии прокуратуры Республики Башкортостан от 24.07.2017 проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов и других маломобильных групп населения в части беспрепятственного доступа к объектам социального назначения. Истец указал, что согласно п. 5.3.1, п. 5.3.3.8 ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ 52766) остановочные пункты общественного пассажирского транспорта (не относится к остановочным пунктам рельсовых транспортных средств): остановочные пункты общественного пассажирского транспорта (остановочные пункты) для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования.

Согласно отраслевому дорожному методическому документу "Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступности инвалидов к объектам дорожного хозяйства" ОДМ 218.2.007-2011, изданному на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 5 июня 2013 г. № 758-р (далее ОДМ – 218.2.007) проектирование элементов обустройства вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог, а также их транспортно-эксплуатационное состояние обеспечивается выполнением в дорожном хозяйстве специальных государственных функций по обеспечению доступности элементов обустройства автомобильных дорог для всех людей, включая инвалидов и другие маломобильные группы населения.

Технические требования к автобусным остановкам регламентированы Стандартом отрасли ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования", принятым и введенным в действие распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 23 мая 2003 г. N ИС-460-р (далее – ОСТ 218.1.002).

Остановочные пункты автотранспорта, расположенные в непосредственной близости к ключевым объектам здравоохранения на территории г. Салавата не соответствуют требованиям доступности для маломобильных групп населения.

Остановочный пункт общественного транспорта «ГБ-2», обеспечивающий доступ к ГБУЗ РБ ГБ г. Салавата, расположенный по ул. Губкина по направлению движения в сторону ул. Ленинградская в нарушение требований п.п. 3.10 ОСТ 218.1.002 не оборудован автопавильоном, вследствие чего не соблюдаются требования ГОСТ 25869-90 «Отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и пассажирских станций. Общие технические требования», утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 12.03.90 N 395 (далее ГОСТ 25869) - на автобусной остановке отсутствует информация о маршрутах движения автобусов.

Автобусная остановка не оборудована дорожными знаками, разметкой, светофорами и ограждениями в соответствии разделом 5 ОСТ 218.1.002.

В нарушение п. п. 3.23, 3.24 ОДМ 218.2.007 отсутствует тактильная информация: информация, которая предназначена для тактильного восприятия и может быть воспринята (опознана) человеком путем прикосновения к источнику этой информации (тактильному объекту), а также тактильный наземный указатель: средство отображения информации, представляющее собой полосу из различных материалов определенного цвета и рисунка рифления, позволяющих инвалидам по зрению распознавать типы дорожного покрытия путем осязания стопами ног, тростью или используя остаточное зрение.

Не соблюден п. 5.4.1.10 ОДМ 218.2.007, согласно которому обустройство ступеней и лестниц ограждениями, перилами и бортиками обеспечивается согласно пункту 5.4.3, а наземными тактильными поверхностями - в соответствии с рекомендациями раздела 11.

Остановочный пункт общественного транспорта «Поликлиника строителей», обеспечивающий доступ к ГБУЗ РБ ГБ г. Салавата Поликлиника № 1, расположенный по бул. ФИО4 по направлению движения в сторону ул. Губкина имеет следующие недостатки.

Не соблюдены требования ГОСТ 25869 - на автобусной остановке отсутствует информация о маршрутах движения автобусов.

В нарушение п.п. 3.23, 3.24 ОДМ 218.2.007 отсутствует тактильная информация: информация, которая предназначена для тактильного восприятия и может быть воспринята (опознана) человеком путем прикосновения к источнику этой информации (тактильному объекту), а также тактильный наземный указатель: средство отображения информации, представляющее собой полосу из различных материалов определенного цвета и рисунка рифления, позволяющих инвалидам по зрению распознавать типы дорожного покрытия путем осязания стопами ног, тростью или используя остаточное зрение; не соблюден п. п. 4.10, 5.4.1.10 ОДМ 218.2.007, согласно которому обустройство ступеней и лестниц ограждениями, перилами и бортиками обеспечивается согласно пункту 5.4.3, а наземными тактильными поверхностями - в соответствии с рекомендациями раздела 11. Поверхность покрытия имеет повреждения.

Вопреки п. 3.16.2. ОСТ 218.1.002 элементы автобусной остановки используются для размещения рекламы.

Остановочный пункт общественного транспорта «ГБ-1», обеспечивающий доступ к ГБУЗ РБ ГБ г. Салавата Поликлиника № 2, расположенный по ул. ФИО7 по направлению движения в сторону ул. Гагарина имеет следящие недостатки.

Автобусная остановка не оборудована дорожными знаками, разметкой, светофорами и ограждениями в соответствии с разделом 5 ОСТ 218.1.002.

В нарушение п. п. 3.23, 3.24 ОДМ 218.2.007 отсутствует тактильная информация: информация, которая предназначена для тактильного восприятия и может быть воспринята (опознана) человеком путем прикосновения к источнику этой информации (тактильному объекту), а также тактильный наземный указатель: средство отображения информации, представляющее собой полосу из различных материалов определенного цвета и рисунка рифления, позволяющих инвалидам по зрению распознавать типы дорожного покрытия путем осязания стопами ног, тростью или используя остаточное зрение; не соблюден п. 5.4.1.10 ОДМ 218.2.007, согласно которому обустройство ступеней и лестниц ограждениями, перилами и бортиками обеспечивается согласно пункту 5.4.3, а наземными тактильными поверхностями - в соответствии с рекомендациями раздела 11; не соблюдены требования ГОСТ 25869 - на автобусной остановке отсутствует информация о маршрутах движения автобусов. В нарушение п. 3.16.1. ОСТ 218.1.002 торговые киоски размещены в пределах посадочных площадок и площадок ожидания. Истец указал, что в соответствии с п. 3 ст. 18 Устава городского округа г. Салавата исполнительно-распорядительным органом городского округа является Администрация городского округа город Салават Республики Башкортостан.

В судебном заседании помощник г. Салавата ФИО5 уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Администрации городского округа город Салават по доверенности ФИО1 в судебном заседании пояснила, что вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, в том числе приведение улично-дорожной сети в соответствие требованиям Государственного стандарта отнесены к вопросам местного значения городского округа и находится в компетенции Администрации городского округа город Салават. Работа по приведению автобусных остановок, расположенных в непосредственной близости к ключевым объектам здравоохранения на территории г. Салавата, в соответствии с требованиями доступности для маломобильных групп населения, была начата в 2016 году. На 2017 год заложены объемы финансирования на приобретение остановочных павильонов. 29.11.2017 года заключен муниципальный контракт на приобретение остановочных павильонов в количестве 2 штук на сумму 399 000 рублей. Кроме того на 2018-2019 года заложены объемы финансирования по программе «Доступная среда в городском округе город Салават Республики Башкортостан» на сумму 352 000 рублей, ожидается финансирование из республиканского бюджета. На остановочном пункте «ГБ-1», расположенный по ул. ФИО7 по направлению движения в сторону ул. Гагарина расположен действующий торговый киоск, принадлежащий ФИО3

Представитель третьего лица ОМВД России по г. Салават по доверенности ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенным к материалам дела.

Третье лицо ФИО3 в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями согласился, не возражал против удовлетворения исковых требований, суду пояснил, что ему принадлежит торговый киоск, расположенный по адресу: остановка ГБ № 1 на пересечении улиц ФИО7-Б. ФИО6 на основании договора купли-продажи от 00.00.0000 года, который не зарегистрирован, правоустанавливающих документов нет. Договор аренды земельного участка не заключался.

Представитель третьего лица ООО «ТехСигнал» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается телефонограммой, доказательств уважительности причин неявки или ходатайство об отложении судебного разбирательства не предоставил, на основании ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело без их участия.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, определив возможным рассмотреть дело в отсутствии третьего лица ООО «ТехСигнал», извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно п. п. 3, 5, 25 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация благоустройства территории городского округа.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая:

принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения;

участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ст. 13 ФЗ от 08 ноября 2007 N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой города Салавата во исполнение п. п. 2.3, 2.4, 2.4.1 решения коллегии прокуратуры Республики Башкортостан от 24.07.2017 проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов и других маломобильных групп населения в части беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, в ходе которой был обследован участок дороги в районе остановки общественного транспорта: остановочный пункт «ГБ-2», обеспечивающий доступ к ГБУЗ РБ ГБ г. Салавата, расположенный по ул. Губкина по направлению движения в сторону ул. Ленинградская, остановочный пункт «Поликлиника строителей», обеспечивающий доступ к ГБУЗ РБ ГБ г. Салавата Поликлиника № 1, расположенный по бул. ФИО4 по направлению движения в сторону ул. Губкина, остановочный пункт «ГБ-1», обеспечивающий доступ к ГБУЗ РБ ГБ г. Салавата Поликлиника № 2, расположенный по ул. ФИО7 по направлению движения в сторону ул. Гагарина, и выявлены многочисленные нарушения ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52289-2004, о чем составлен акт выявленных недостатков.

Судом установлено, что Постановлением Администрации городского округа город Салават от 06 ноября 2013 года № 2096-п автомобильная дорога в границах городского округа <...> отнесена к муниципальной собственности городского округа город Салават Республики Башкортостан автомобильных дорог, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.02.2014 года серии 04 АД № 880986, выданного Управлением Росреестра по Республике Башкортостан..

Постановлением Администрации городского округа город Салават от 13 января 2012 года № 70-п автомобильная дорога в границах городского округа <...> отнесена к муниципальной собственности городского округа город Салават Республики Башкортостан автомобильных дорог, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.01.2012 года серии 04 АГ № 480397,, выданного Управлением Росреестра по Республике Башкортостан.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 00.00.0000 серии ..., выданного Управлением Росреестра по Республике Башкортостан, Администрация городского округа город Салават является собственником автодороги по ул. Губкина, назначение автомобильного транспорта, протяженность 2232,2 м, адрес объекта: РБ, <...> кадастровый номер ....

Согласно выписки из реестра муниципальной собственности городского округа город Салават Республики Башкортостан от 07.12.2017 года Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Салавату подтвердил, что объекты недвижимости: автомобильная дорога по ул. ФИО7, г. Салават, кадастровый номер ..., автомобильная дорога по ул. Юлаева, г. Салават, кадастровый номер ..., дорога от ул. Губкина-Ленинградская до <...> до п. Желанный, кадастровый номер ..., внесены в Реестр муниципальной собственности городского округа город Салават Республики Башкортостан в числе муниципальной собственности городского округа город Салават Республики Башкортостан, находящейся в муниципальной казне городского округа город Салават Республики Башкортостан.

Требования к остановочным комплексам закреплены в ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования", ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Пунктом 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования» установлены требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов.

Согласно отраслевому дорожному методическому документу «Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступности инвалидов к объектам дорожного хозяйства» ОДМ 218.2.007-2011 проектирование элементов обустройства вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог, а также их транспортно-эксплуатационное состояние обеспечивается выполнением в дорожном хозяйстве специальных государственных функций по обеспечению доступности элементов обустройства автомобильных дорог для всех людей, включая инвалидов и другие маломобильные группы населения.

Судом установлено, что автомобильные дороги по улице бул. ФИО4, по улице ФИО7, ул. Губкина-Ленинградская относятся к автомобильным дорогам общего пользования муниципального значения и в силу вышеуказанных норм закона лицом, обязанным обеспечить соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, является Администрация городского округа город Салават.

19 октября 2017 года между Управлением городского хозяйства Админстрации городского округа город Салават Республики Башкортостан (Заказчик) и ООО «ТехСигнал» (Подрядчик) заключен муниципальный контракт № ... на выполнение работ по установке дорожных знаков на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан, согласно утвержденным Заказчиком ведомости объемов работ, локальному-сметному расчету и техническому заданию, указанными в Приложении № 3.

Из представленного ответчиком приложения № 3 к муниципальному контракту№ ... в пункте № 3 «Место выполнения и объем работ» установлено, что вышеуказанные объекты недвижимости: автомобильная дорога по ул. ФИО7, г. Салават, автомобильная дорога по ул. Юлаева, г. Салават, автомобильная дорога от ул. Губкина-Ленинградская, в перечень не включены.

Ответчиком не оспорено, что вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, в том числе приведение улично-дорожной сети в соответствие требованиям Государственного стандарта отнесены к вопросам местного значения городского округа и находятся в компетенции Администрации городского округа город Салават.

Таким образом, судом установлено и ответчиком не оспаривается, что обязанность по устройству остановок, установке ограждений, дорожных знаков и светофорных объектов относится к компетенции Администрации городского округа город Салават.

Из представленных истцом в материалы дела фотоматериалов следует, что остановочные комплексы, расположенные в непосредственной близости к ключевым объектам здравоохранения на территории г. Салавата не соответствуют требованиям доступности для маломобильных групп населения.

Остановочный пункт общественного транспорта «ГБ-2», обеспечивающий доступ к ГБУЗ РБ ГБ г. Салавата, расположенный по ул. Губкина по направлению движения в сторону ул. Ленинградская в нарушение требований п.п. 3.10 ОСТ 218.1.002 не оборудован автопавильоном, вследствие чего не соблюдаются требования ГОСТ 25869-90 «Отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и пассажирских станций. Общие технические требования», утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 12.03.90 N 395 (далее ГОСТ 25869) - на автобусной остановке отсутствует информация о маршрутах движения автобусов.

Автобусная остановка не оборудована дорожными знаками, разметкой, светофорами и ограждениями в соответствии разделом 5 ОСТ 218.1.002.

В нарушение п.п. 3.23, 3.24 ОДМ 218.2.007 отсутствует тактильная информация: информация, которая предназначена для тактильного восприятия и может быть воспринята (опознана) человеком путем прикосновения к источнику этой информации (тактильному объекту), а также тактильный наземный указатель: средство отображения информации, представляющее собой полосу из различных материалов определенного цвета и рисунка рифления, позволяющих инвалидам по зрению распознавать типы дорожного покрытия путем осязания стопами ног, тростью или используя остаточное зрение.

Судом установлено, что не соблюден п. 5.4.1.10 ОДМ 218.2.007, согласно которому обустройство ступеней и лестниц ограждениями, перилами и бортиками обеспечивается согласно пункту 5.4.3, а наземными тактильными поверхностями - в соответствии с рекомендациями раздела 11.

Остановочный пункт общественного транспорта «Поликлиника строителей», обеспечивающий доступ к ГБУЗ РБ ГБ г. Салавата Поликлиника № 1, расположенный по бул. ФИО4 по направлению движения в сторону ул. Губкина имеет следующие недостатки:

не соблюдены требования ГОСТ 25869 - на автобусной остановке отсутствует информация о маршрутах движения автобусов.

в нарушение п.п. 3.23, 3.24 ОДМ 218.2.007 отсутствует тактильная информация: информация, которая предназначена для тактильного восприятия и может быть воспринята (опознана) человеком путем прикосновения к источнику этой информации (тактильному объекту), а также тактильный наземный указатель: средство отображения информации, представляющее собой полосу из различных материалов определенного цвета и рисунка рифления, позволяющих инвалидам по зрению распознавать типы дорожного покрытия путем осязания стопами ног, тростью или используя остаточное зрение;

не соблюден п.п. 4.10, 5.4.1.10 ОДМ 218.2.007, согласно которому обустройство ступеней и лестниц ограждениями, перилами и бортиками обеспечивается согласно пункту 5.4.3, а наземными тактильными поверхностями - в соответствии с рекомендациями раздела 11. Поверхность покрытия имеет повреждения.

вопреки п. 3.16.2. ОСТ 218.1.002 элементы автобусной остановки используются для размещения рекламы.

Остановочный пункт общественного транспорта «ГБ-1», обеспечивающий доступ к ГБУЗ РБ ГБ г. Салавата Поликлиника № 2, расположенный по ул. ФИО7 по направлению движения в сторону ул. Гагарина имеет следящие недостатки:

автобусная остановка не оборудована дорожными знаками, разметкой, светофорами и ограждениями в соответствии с разделом 5 ОСТ 218.1.002;

в нарушение п.п. 3.23, 3.24 ОДМ 218.2.007 отсутствует тактильная информация: информация, которая предназначена для тактильного восприятия и может быть воспринята (опознана) человеком путем прикосновения к источнику этой информации (тактильному объекту), а также тактильный наземный указатель: средство отображения информации, представляющее собой полосу из различных материалов определенного цвета и рисунка рифления, позволяющих инвалидам по зрению распознавать типы дорожного покрытия путем осязания стопами ног, тростью или используя остаточное зрение;

не соблюден п. 5.4.1.10 ОДМ 218.2.007, согласно которому обустройство ступеней и лестниц ограждениями, перилами и бортиками обеспечивается согласно пункту 5.4.3, а наземными тактильными поверхностями - в соответствии с рекомендациями раздела 11;

не соблюдены требования ГОСТ 25869 - на автобусной остановке отсутствует информация о маршрутах движения автобусов;

в нарушение п. 3.16.1. ОСТ 218.1.002 торговые киоски размещены в пределах посадочных площадок и площадок ожидания.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно представленного ответчиком Плана работ по дорожному хозяйству на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов в приложении № 1 к Постановлению Администрации городского округа город Салават РБ от 17.11.2017 года № 3368-п запланированы мероприятия по дорожному хозяйству, в том числе текущий ремонт улично-дорожной сети, установка дорожных знаков, установка направляющих пешеходных ограждений.

При таких обстоятельствах, учитывая, что неисполнение требований закона "О безопасности дорожного движения", ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования", ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" нарушает права граждан в части беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, а также с учетом того, что обязанность по надлежащему содержанию, эксплуатации и обеспечению безопасности дорожного движения и соответствия установленным правилам, стандартам, в силу закона возлагается на Администрацию городского округа город Салават, как на орган местного самоуправления городского округа, которая не исполняется ответчиком надлежащим образом, суд пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора г. Салават в полном объеме.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Решил:

Исковое заявление прокуратуры г. Салават Республики Башкортостан, действующей в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан об обязании привести в нормативное соответствие автобусные остановки - удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа город Салават привести в нормативное состояние в срок до 01.09.2018 года:

остановочный пункт «ГБ-2», обеспечивающий доступ к ГБУЗ РБ ГБ г. Салавата, расположенный по ул. Губкина по направлению движения в сторону ул. Ленинградская, а именно: оборудовать автопавильон, установить информацию о маршрутах движения автобусов, оборудовать дорожными знаками, разметкой, светофором, ограждениями, установить тактильную информацию, а также тактильный наземный указатель, обустроить ступени ограждениями, перилами и бортиками;

остановочный пункт «Поликлиника строителей», обеспечивающий доступ к ГБУЗ РБ ГБ г. Салавата Поликлиника № 1, расположенный по бул. ФИО4 по направлению движения в сторону ул. Губкина, а именно: установить информацию о маршрутах движения автобусов, оборудовать дорожными знаками, разметкой, светофорами и ограждениями, установить тактильную информацию, а также тактильный наземный указатель, обустроить ступени ограждениями, перилами и бортиками, устранить повреждения поверхности покрытия посадочной площадки и площадки ожидания в павильоне, устранить рекламу с элементов остановки;

остановочный пункт «ГБ-1», обеспечивающий доступ к ГБУЗ РБ ГБ г. Салавата Поликлиника № 2, расположенный по ул. ФИО7 по направлению движения в сторону ул. Гагарина, а именно: оборудовать дорожными знаками, разметкой, светофорами и ограждениями, установить тактильную информацию, а также тактильный наземный указатель, обустроить ступени ограждениями, перилами и бортиками, установить информацию о маршрутах движения автобусов, определить пределы посадочной площадки и площадки ожидания.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Башкортостан через Салаватский городской суд Республики Башкортостан.

Судья подпись Хрипунова А. А.

Мотивированно решение изготовлено 29 декабря 2017 года

Верно. Судья Хрипунова А. А.

Решение не вступило в законную силу

Секретарь

Решение вступило в законную силу

Судья

Секретарь

Подлинник решения подшит в гражданское дело № 2-3265/2017 Салаватского городского суда РБ