ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3266/14 от 22.07.2014 Заволжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

 Дело № 2- 3266/14

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 22 июля 2014 года     город Ульяновск

 Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи    Петровой С.А.

 при секретаре    Лазаревой Ю.И.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе ФИО1 о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о приостановлении государственной регистрации объектов недвижимости,

 У С Т А Н О В И Л :

     ФИО1 обратился в суд с жалобой о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о приостановлении государственной регистрации объектов недвижимости. В обоснование своих доводов указал, что он является собственником земельного участка с расположенным на нем жилым домом по адресу: <адрес>. Право собственности на объекты недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке. 25.02.2014 он обратился в Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением о внесении изменений в ЕГРП в отношении данного дома, а именно его общей площади, для чего представил в УФРС кадастровый паспорт от 12.12.2011, в соответствии с которым общая площадь жилого дома составляет 452, 4 кв.м. 13.03.2014 УФРС направило ему сообщение о приостановлении государственной регистрации в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на литер А2 так как произошло изменение параметров объекта капитального строительства – реконструкция, ему было предложено представить правоустанавливающий документ на литер А2, послуживший основанием для увеличения общей площади домовладения. В связи с неисполнением им данного требования в установленный срок в регистрации изменений ему было отказано. Отказ считает незаконным и необоснованным, поскольку в соответствии со ст. 25.3 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. П.4 ст.8 ФЗ от 29.12.2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» установлено, что до 01.03.2015 года не требуется получение разрешений на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта объекта. В соответствии с п.4 ст.25.3 ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» следует, что до 1 марта 2015 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства. Таким образом, до 01.03.2015 года кадастровый паспорт индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим создание такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащие его описание. Он представил вышеуказанный документ (кадастровый паспорт жилого дома) в управление. Однако, основанием к отказу послужило то, что им не были представлены на регистрацию разрешение на строительство пристроя, обозначенного в кадастровом паспорте как строение литер А2. Отказ управления от 15.04.2014 не основан на законе, поскольку для регистрации права собственности объекта индивидуального жилищного строительства требуется только кадастровый паспорт строения, правоустанавливающий документ на землю. Кроме того, согласно плана недвижимого имущества от 19.04.2004 пристрой с литером А2 был предусмотрен, а общая площадь жилого дома запроектирована в размере 453, 20 кв.м. Просит признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области от 15.04.2014 № в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> кадастровым номером № незаконным и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области осуществить государственную регистрацию внесения изменений в ЕГРП в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> кадастровым номером №.

     Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явился. О времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом.

     Представитель ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании его требования поддержала.

     Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области ФИО3 в судебном заседании с жалобой ФИО1 не согласилась, пояснив, что в приостановлении регистрации изменений в ЕГРП и отказе в регистрации этих изменений отказано обоснованно, поскольку обращаясь с настоящей жалобой, заявитель ссылается на то, что в соответствии со ст. 25.3 ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до 1 марта 2015 года разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства и кадастровый паспорт индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим создание такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащие его описание. Вместе с тем эта норма распространяется только при регистрации права собственности на объект недвижимости. В данном случае имеет место реконструкция объекта недвижимости, поскольку произошло изменение его параметров объекта, право собственности заявителя уже зарегистрировано в установленном законе порядке.

     Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося заявителя.

     Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.

     В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

 В силу ст. 254 ГПК гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

     ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 1011 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, и расположенным на нем жилым домом, общей площадью 449,9 кв. м (кадастровый номер №), по адресу: <адрес>.

 Заявителем было возведено строение литер А 2, что подтверждается кадастровым паспортом.

 25.02.2014 ФИО1 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением о внесении изменений в записи ЕГРП в подраздел I-2. К заявлению был приложен кадастровый паспорт помещения, общей площадью 452,4 кв. м.

 Поскольку согласно данным ЕГРП площадь дома составляет 449,9 кв. м, государственный регистратор направила в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Ульяновской области» запрос о направлении кадастрового паспорта на объект недвижимости №.

 В ответ на запрос регистратора поступил кадастровый паспорт от 13.03.2014 № 73-02/2014-56211, подтверждающий, что литер А2 является самовольно возведенным и оснований для внесения изменений в ЕГРП путем добавления в описание объекта литер А2 и площади 452,4 кв.м не имеется.

 В связи с непредставлением указанных документов ввиду их отсутствия государственная регистрация была приостановлена на срок до 13.04.2014 для устранения выявленных недостатков.

 15.04.2014 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области отказало ФИО1 во внесении изменений в записи ЕГРП в подраздел I-2, так как заявителем не были представлены документы, подтверждающие изменение общей площади жилого дома (правоустанавливающие документы на литер А2).

 В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.

 Согласно п. 2, п. 2.1. ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, если в течение указанного в уведомлении о приостановлении государственной регистрации срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов. В случае непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них) запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, государственная регистрация прав приостанавливается на срок до устранения причин, ей препятствующих, но не более чем на один месяц.

 Пунктом 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.

 В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

 Согласно п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

 В силу п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: 1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; 2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); 3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; 4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; 4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства; 5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

 В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до 01 марта 2015 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.

 Согласно п. п. 4, 5 ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До 1 марта 2015 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.

 Истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации.

 Согласно п. 3 ст. 48, пп. 1 п. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ к объектам индивидуального жилищного строительства относятся отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.

 Как указывалось ранее, заявитель ФИО1 является собственником жилого дома, площадью 449,9 кв. м, в результате самовольного возведенного строения литер А 2 (реконструкции) площадь принадлежащего ему помещения увеличилась до 452,4 кв. м.

 Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что УФРС правомерно приостановило, а затем и отказало ФИО1 о внесении изменений в ЕГРП на объект недвижимости по адресу: <адрес>.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 В удовлетворении жалобы ФИО1 о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области от 15.04.2014 № в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> кадастровым номером № и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области осуществить государственную регистрацию внесения изменений в ЕГРП в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> кадастровым номером № отказать.

 Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья С.А. Петрова