Дело № 2-3267/2021 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Дианкиной А.В. при секретаре Рыбакиной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) в лице территориального отдела Роспотребнадзора по РТ в Зеленодольском, Верхнеуслонском, Камско-Устьинском районах к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о признании действий ответчика противоправными и прекращении таких действий, УСТАНОВИЛ: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) в лице территориального отдела Роспотребнадзора по РТ в Зеленодольском, Верхнеуслонском, Камско-Устьинском районах обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о признании действий противоправными, выразившиеся: в продаже обувных товаров без маркировки средствами идентификации (кодами маркировки в машиночитаемой форме); возложении обязанности прекратить противоправные действия выразившиеся в продаже обувных товаров без маркировки средствами идентификации (кодами маркировки в машиночитаемой форме); возложении обязанности в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей путем размещения вышеуказанной информации в средствах массовой информации и в уголке потребителей в точке продажи по адресу: <адрес>. В обоснование иска указано, что в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РТ (Татарстан) в Зеленодольском, Верхнеуслонском, Камско-Устьинском, Кайбицком районах поступило обращение о нарушении ИП ФИО2 прав потребителей. По результатам проведенного административного расследования по ч. 2. ст. 15.12 КоАП РФ в отношении ИП ФИО2 Зеленодольским территориальным отделом Роспотребнадзора были выявлены нарушения положений законодательства в области защиты прав потребителей, а именно: в торговом отделе магазина «...», расположенном по адресу: <адрес>, ИП ФИО2, являясь ответственным лицом, в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 05 июля 2019 г. № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров», допустил к продаже обувные товары без маркировки средствами идентификации (кодами маркировки в машиночитаемой форме) идентификации. По выявленному факту нарушения законодательства в области защиты прав потребителей ИП ФИО2 привлечен к административной ответственности. 15.01.2021 постановлением мирового судьи судебного участка № 7 по Зеленодольскому судебному району Республики Татарстан ответчик ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 15.12 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа 5 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения, арестованных по протоколу ареста товаров и иных вещей от 10.12.2020, и переданных на ответственное хранение индивидуальному предпринимателю ФИО2 Вышеуказанное решение не обжаловано, вступило в законную силу. Жалобы потребителей на правонарушения, а также выявленные нарушения свидетельствуют о том, что ИП ФИО2 ущемляет права не только тех, кто уже заключил договоры купли-продажи продукции легкой промышленности (обувных товаров), но и имеющих намерение заключить их в будущем. В судебном заседании представитель истца ФИО1, действующая на основании доверенности, иск поддержала по изложенным в нём основаниям. Дело рассмотрено в отсутствие ответчика, извещённого о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке заочного производства. Выслушав представителя истца, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующим выводам. Согласно пункту 1 Положения «О федеральной службе по надзору (контролю) в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. На основании пункта 1 статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. В силу статьи 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. Согласно пунктам 4, 11, Постановления Правительства РФ от 26 апреля 2019 года № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров»: маркировка товаров осуществляется путем формирования и нанесения средств идентификации (кодов маркировки в машиночитаемой форме) на товары, упаковку товаров или на иной материальный носитель, предназначенный для нанесения средств идентификации, в местах их производства, упаковки (переупаковки) или хранения; участники оборота товаров представляют информацию оператору для ее включения в информационную систему мониторинга самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, уполномоченных участниками оборота товаров и действующих от имени участников оборота товаров в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктами 3, 6, 34 Постановления Правительства РФ от 05 июля 2019 года № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров»: нанесение средств идентификации на потребительскую упаковку, или на обувные товары, или на товарный ярлык обувных товаров в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, является обязательным с 01 июля 2020 года; на территории Российской Федерации ввод в оборот обувных товаров без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке обувных товаров средствами идентификации, а также оборот и вывод из оборота обувных товаров, не маркированных средствами идентификации, допускается до 01 июля 2020 года. Для регистрации обувных товаров в информационной системе мониторинга заявитель представляет следующие сведения о регистрируемых обувных товарах: а) для обувных товаров, производимых, импортируемых или находящихся в обороте на дату введения обязательной маркировки: модель производителя; страна производства в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира; вид обуви; вид материала, использованного для изготовления верха обуви; вид материала, использованного для изготовления подкладки обуви; вид материала, использованного для изготовления низа обуви; товарный знак (при наличии); идентификационный номер налогоплательщика участника оборота обувных товаров; цвет; размер в штихмассовой системе; наименование товара на этикетке (формируется в свободной форме); 4 первых знака кода товарной номенклатуры; б) для обувных товаров, находящихся в обороте до даты начала обязательного нанесения средств идентификации на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров, по которым у заявителя нет возможности указать сведения, предусмотренные подпунктом "а" настоящего пункта: идентификационный номер налогоплательщика заявителя; вид обуви (мужская, женская, детская); первые 2 знака кода товарной номенклатуры; способ ввода обувных товаров в оборот (ввезены в Российскую Федерацию, произведены в Российской Федерации); в) в случае, если в отношении обувных товаров, бывших в употреблении и полученных от физических лиц, сведения, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, касающиеся модели производителя, страны производства в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира, товарного знака, наименования товара на этикетке, неизвестны, участники оборота обувных товаров могут указать причину отсутствия сведений - "отсутствует, получено от физического лица"; г) при ввозе обувных товаров в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, в том числе обувных товаров, перемещаемых через территории государств - членов Евразийского экономического союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, представление в информационную систему мониторинга сведений, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, касающихся страны производства в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира, цвета, размера в штихмассовой системе, может осуществляться участниками оборота обувных товаров, осуществляющими ввоз обувных товаров, после помещения маркированных обувных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или реимпорта, но не позднее предложения маркированных обувных товаров для продажи. Согласно пункту 1 статьи 9 ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года № 876), маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции. Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию: - наименование продукции; - наименование страны-изготовителя; - наименование изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; - юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; - размер изделия; - состав сырья; - товарный знак (при наличии); - единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; - гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости); - дату изготовления; - номер партии продукции (при необходимости). Судом установлено, что 10 декабря 2020 г. в магазине «...» расположенном по адресу: <адрес>, в ходе проведения административного расследования на основании определения начальника территориального отдела о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 8 декабря 2020 г. по обращению в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2, осуществляющего предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, было выявлено, что реализуемый ответчиком товар, а именно: - слипоны мужские без торговой марки черного цвета «Life» размер 39 1 пара, размер 41 1 пара по цене 300 рублей; - кроссовки женские серебристого цвета «TSTEL» размер 39 1 пара по цене 300 рублей; - балетки черного цвета лакированные «Smarter» размер 40 1 пара по цене 200 рублей; - балетки коричневого цвета «RAFAELLO» размер 41 1 пара по цене 250 рублей; - сапоги зимние женские черного цвета на замке «Bringli» размер 42 1 пара по цене 1100 рублей; - шлепки женские «Р&G» цвет верна серебристый с черными кружочками размер 41 1 пара по цене 800 рублей; - галоши женские с утеплителем красного цвета «Fangle» размер 40 1 пара по цене 300 рублей; - сапоги осенние с резиновым с верхом на замке «Деревья» размер 36 1 пара по цене 1200 рублей; - сапоги зимние детские черного цвета с пряжкой на липучке «QULISHI» размер 19 2 пары по цене 450 рублей за 1 пару; - шлепанцы женские с верхом их текстиля джинсового цвета размер 41 1 пара по цене 350 рублей; - балетки черного цвета «Jin Shusng Юang» размер 41 1 пара по цене 400 рублей; - балетки красного цвета «Smarter» размер38 1 пара по цене 300 рублей; - балетки с открытым носиком с бантом темно-синего цвета «Вера» размер 41 1 пара по цене 500 рублей без маркировки средствами идентификации (кодами маркировки в машиночитаемой форме) идентификации, не имеет маркировки средствами идентификации (кодов маркировки в машиночитаемой форме), внесенной в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. На вышеуказанную продукцию наложен арест. 14 декабря 2020 г. должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РТ в Зеленодольском, Верхнеуслонском, Камско-Устьинском, Кайбицком районах в отношении ответчика составлен протокол об административном правонарушении. 15 января 2021 г. постановлением мирового судьи судебного участка № 7 по Зеленодольскому судебному району Республики Татарстан ответчик ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа 5 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения, арестованных по протоколу ареста товаров и иных вещей от 10.12.2020, и переданных на ответственное хранение индивидуальному предпринимателю ФИО2 Постановление не обжаловано, вступило в законную силу с 30 января 2021 года, что свидетельствует о признании ответчиком вины. Таким образом, ИП ФИО2 допустил несоблюдение обязательных требований устанавливающих запрет на оборот изделий без маркировки и нанесения информации. Допущенные ИП ФИО2 нарушения обязательных требований законодательства являются существенными, поскольку оборот (закупка, хранение, реализация) товаров без маркировки и нанесения информации в магазине «...» нарушает права граждан-потребителей на получение легально произведенных (ввезенных) товаров. Обязательная маркировка обувных товаров, подтверждающая легальность их производства (ввоза), направлена на защиту интересов легальных производителей этих товаров и на возможность приобретения потребителями товаров надлежащего качества. Кроме того, от нелегального производства (ввоза) обувных изделий несут значительный ущерб добросовестные производители данной продукции, поскольку нелегальная продукция, ввиду ее низкого качества, имеет более низкую цену на рынке, также произведенная (ввезенная) нелегальная продукция не может быть учтена и при ее налогообложении. Таким образом, осуществление ИП ФИО2 противоправной деятельности по обороту обувных изделий без маркировки и нанесения информации в магазине «ЯРАД» расположенном по адресу: <адрес>, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, в том числе на получение полной и достоверной информации о товаре, в связи с чем ее продолжение может нанести существенный вред охраняемым интересам личности, общества и государства. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) в лице территориального отдела Роспотребнадзора по РТ в Зеленодольском, Верхнеуслонском, Камско-Устьинском районах о признании действий ответчика индивидуального предпринимателя ФИО2 противоправными и возложении обязанности не допускать реализацию обувных товаров без маркировки средствами идентификации (кодами маркировки в машиночитаемой форме). Также ответчику следует довести настоящее решение до сведения потребителей путем размещения на информационном стенде магазина «...» расположенному по адресу: <адрес>. Срок опубликования данной информации следует установить в 10 дней с момента вступления решения в законную силу. Руководствуясь статьями 194-198, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в Зеленодольском, Верхнеуслонском, Камско-Устьинском, Кайбицком районах к индивидуальному предпринимателю Байрамову ФИО10 удовлетворить. Признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действия индивидуального предпринимателя Байрамова ФИО11 по продаже обувных товаров без маркировки средствами идентификации (кодами маркировки в машиночитаемой форме). Обязать индивидуального предпринимателя Байрамова ФИО12 не допускать реализацию обувных товаров без маркировки средствами идентификации (кодами маркировки в машиночитаемой форме) в магазине «...» по адресу: <адрес>. Обязать индивидуального предпринимателя Байрамова ФИО13 в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу довести до сведения потребителей решение суда путем размещения информации о принятом решении в точке продажи по адресу: <адрес>. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья |