ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3267/2021 от 25.03.2021 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 марта 2021 года г. Сургут

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Филатова И.А., при секретаре Ганиевой Г.Ф.,

с участием:

ст.помощника прокурора Дмитриева Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сургутского транспортного прокурора в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации к ОАО «Российские железные дороги» о признании незаконным бездействия, выраженное в неисполнении требований законодательства о транспортной безопасности, возложении обязанностей по категорированию объектов транспортной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Сургутский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации с исковым заявлением к ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») о признании незаконным бездействия, выраженное в неисполнении требований законодательства о транспортной безопасности, возложении обязанностей по категорированию объектов транспортной безопасности.

В обоснование исковых требований указано, что Сургутской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности в деятельности Свердловской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» при эксплуатации железнодорожных мостов, расположенных Сургутском регионе обслуживания Свердловской железной дороги. Проверкой выявлены нарушения Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортное безопасности», требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровень безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495. ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры, и соответственно, собственником <данные изъяты> В отношении данного объекта сведения в Федеральное агентство железнодорожного транспорта для присвоения категории по транспортной безопасности и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры, не представлены, оценка уязвимости не проведена. Неисполнение требований законодательства о транспортной безопасности ставит под угрозу устойчивое и безопасное функционирование объекта транспортной инфраструктуры, чем застрагиваются интересы неопределенного круга лиц, Российской Федерации.

Истец просит суд: 1) признать незаконным бездействие ОАО «РЖД», выраженное в неисполнении требований законодательства о транспортной безопасности; 2) возложить обязанность на ОАО «РЖД»: в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу представить в Федеральное агентство железнодорожного транспорта сведения об объектах транспортной инфраструктуры – <данные изъяты>, для присвоения категории по транспортной безопасности и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры; в течение 3-х месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории <данные изъяты>, провести оценку его уязвимости.

В судебном заседании ст.помощник Сургутского транспортного прокурора Дмитриев Д.И. требования поддержал в полном объеме, по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель АО «РЖД» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. Представил письменное возражение на исковое заявление, в котором требования не признал, пояснил, что ими направлены необходимые документы в Федеральное агентство железнодорожного транспорта, следовательно предмет спора отсутствует. Требование же о размере на официальном сайте сведений и проведение оценки уязвимости заявленол преждевременно.

Проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в процессе, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В силу положений п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Согласно п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Пунктами 5, 6, 9, 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" установлено, что объект транспортной инфраструктуры представляет собой технологический комплекс, включающий в себя, в том числе мосты; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства; транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Статьей 6 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" предусмотрено обязательное категорирование объектов транспортной инфраструктуры, то есть отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий. При этом категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Процедура категорирования состоит из ряда последовательных этапов, а именно: утверждение Порядка установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (такой порядок утвержден Приказом Минтранса России от 21.02.2011 № 62); утверждение количества категорий и количественных показателей критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; утверждение Порядка ведения Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (такой Порядок утвержден Приказом Минтранса России от 29.01.2010 № 22); собственно категорирование объектов и ведение Реестра.

При указанных обстоятельствах, в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и Приказами Минтранса России все функции по категорированию объектов возложены на соответствующие органы государственной власти.

Полномочие по установлению Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств федеральный законодатель согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" делегировал федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Такой Порядок утвержден Приказом Минтранса России от 12.04.2010 № 87 и предусматривает, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями, а транспортных средств - специализированными организациями либо субъектами транспортной инфраструктуры; результаты проведенной оценки оформляются в виде документа с графическими планами-схемами и направляются в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности для рассмотрения и принятия решения об утверждении (пункты 4, 6 Порядка).

В свою очередь на субъекты транспортной инфраструктуры возложены обязанности по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, по обязательному соблюдению требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (статьи 4, 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности").

Такие требования, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 № 924 и обязывают субъекты транспортной инфраструктуры (подпункты 4 - 7 пункта 6 Требований):

представлять в Федеральное дорожное агентство полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объекте транспортной инфраструктуры для категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного статьей 6 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ, а также полную и достоверную информацию о количественных показателях критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, установленных Министерством транспорта Российской Федерации;

обеспечивать проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление ее результатов на утверждение в Федеральное дорожное агентство в установленном порядке в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального дорожного агентства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменной форме;

представлять на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в Федеральное дорожное агентство план объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры;

реализовать план объекта транспортной инфраструктуры поэтапно, не позднее 2 лет со дня присвоения категории объекту транспортной инфраструктуры.

В силу пункта 4 части 2 статьи 12 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны предоставлять в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полную и достоверную информацию для проведения категорирования, предусмотренного статьей 6 названного Федерального закона.

Из ч. 4 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств представить в Федеральное агентство железнодорожного транспорта полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объекте транспортной инфраструктуры (транспортном средстве) для категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного статьей 6 Федерального закона "О транспортной безопасности" (далее - реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств), а также полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), установленным Министерством транспорта Российской Федерации.

В силу приведенных норм права обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, в том числе принятие мер по их категорированию путем предоставления необходимых сведений в территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, к которому в данном случае относится ОАО «РЖД», как собственник объекта транспортной инфраструктуры, подлежащего категорированию.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ заместителем Сургутского транспортного прокурора принято решение о проведение проверки , целью которой являлось осуществить проверку защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнения законодательства о транспортной безопасности на объектах железнодорожного транспорта; предметом проверки являлось соблюдение лицом совокупности предъявляемых требований и условий, установленных законодательством о транспортной безопасности.

По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что сведения о железнодорожных мостах, расположенных и находящихся на балансе ОАО «РЖД», в нарушение требований ст. 6 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ, подп. 4 п. 5 Проставления № 495, в Федеральное агентство железнодорожного транспорта для присвоения категории по транспортной безопасности и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры, не представлены, оценка уязвимости не проведена, в том числе, <данные изъяты>

До проведения проверки Сургутской транспортной прокуратурой ОАО «РЖД» указанную работу не проводило.

При таких обстоятельствах, учитывая собранные доказательства в совокупности, учитывая названные нормы права, суд приходит к выводу, что ОАО «РЖД» проявило незаконное бездействие, как субъект транспортной инфраструктуры, по не направлению в Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) полных и достоверных сведений о субъекте транспортной инфраструктуры и об указанном объекте транспортной инфраструктуры для категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного ст. 6 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», поскольку не исполняла данное требование вплоть до подачи данного искового заявления в суд, то есть на протяжении длительного времени, в то время, как положения Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» действуют с 2007 года, а положения подп. 4 п. 5 Постановления Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 с 01.07.2017.

Таким образом, заявленные требования в данной части подлежат удовлетворению.

В отношении заявленного требования о возложении обязанности на ОАО «РЖД» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу представить в Федеральное агентство железнодорожного транспорта сведения об объектах транспортной инфраструктуры – <данные изъяты>», для присвоения категории по транспортной безопасности и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры, суд отказывает, учитывая, что такая обязанность на момент рассмотрения спора ОАО «РЖД» исполнена, что следует из представленного доказательства о направлении ДД.ММ.ГГГГ.

В отношении заявленного требования о возложении обязанности в течение 3-х месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории <данные изъяты> обеспечить проведение оценки его уязвимости, суд также отказывает, учитывая, что заявленное требование является преждевременным.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования Сургутского транспортного прокурора в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации к ОАО «Российские железные дороги» о признании незаконным бездействия, выраженное в неисполнении требований законодательства о транспортной безопасности, возложении обязанностей по категорированию объектов транспортной безопасности – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги», выраженное в неисполнении требований законодательства о транспортной безопасности.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Решение в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры путем подачи апелляционной жалобы через Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Судья И.ФИО1

КОПИЯ ВЕРНА «____» ____________20___г.

Подлинный документ находится в деле №___________

СУРГУТСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ХМАО-ЮГРЫ

Судья Сургутского городского суда

_______________________(И.ФИО1)

Судебный акт не вступил в законную силу

Секретарь с/заседания____________________