ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-326/18 от 31.01.2018 Правобережного районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2-326/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2018 года г.Липецк

Правобережный районный суд г.Липецка в составе:

председательствующего судьи Москалевой И.В.,

при секретаре Земцовой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке Липецкой области о признании права на досрочную страховую пенсию по старости за работу с тяжелыми условиями труда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке о признании права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с занятостью на работе с тяжёлыми условиями труда. Свои требования истец обосновывал тем, что решением от 04.10.2017 года ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Липецке Липецкой области отказало ему в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ из-за отсутствия специального стажа 12 лет 6 месяцев. По подсчетам ответчика у истца имеется 10 лет 01 месяц 08 дней стажа работы в особых условиях труда, ему было отказано во включении в страховой стаж периода работы в <адрес> с 13.12.1982 года по 07.09.1983 года, с 01.11.1983 года по 09.08.1985 года и с 01.12.1991 года по 30.12.1999 года, в специальный стаж по Списку № 2 не засчитаны периоды работы с 14.10.1991 года по 30.11.1991 года и с 01.12.1991 года по 30.12.1999 года. ФИО1 просит суд признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу в особых условиях труда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона РФ «О страховых пенсиях», обязать ответчика включить периоды работы с 13.12.1982 года по 07.09.1983 года, с 01.11.1983 года по 09.08.1985 года в страховой стаж, период работы с 14.10.1991 года по 30.11.1991 года в специальный стаж, период работы с 01.12.1991 года по 25.11.1999 года в страховой и специальный стаж, и назначить ему пенсию с момента возникновения права – с 10.06.2017 года.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не извещен.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно объяснила, что в спорные периоды работы истец, согласно уточняющим справкам от ДД.ММ.ГГГГ, справкам о начислении заработной платы от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ работал полный рабочий день, отвлечений от работы не имел, получал заработную плату, а так же полевое довольствие за все время нахождения на объектах исследования. Обязанность производить отчисления соцстрахования в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность возложена на работодателя. Непредставление справки компетентным органом государства-участника Соглашения от 13.03.1992 года об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование, не может являться препятствием для реализации истцом права на пенсионное обеспечение.

Представитель ответчика по доверенности ФИО3 исковые требования не признал по основаниям, изложенным в решении пенсионного фонда. Считает, что при определении права на досрочную пенсию по старости по законодательству Российской Федерации в связи с работой граждан в государствах-участниках Соглашения от 13.03.1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» периоды такой работы в этих государствах должны быть подтверждены компетентными органами государств-участников соглашений. Пенсионный фонд РФ своим письмом от 17.01.2017 года № ЛЧ-25-26/360 «О реализации международных соглашений с бывшими республиками СССР в части подтверждения стажа и заработка» и от 28.12.2016 года №ЛЧ-25-26/18835 разъяснил, что при рассмотрении вопросов пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию с территории государств-участников соглашений с бывшими республиками СССР, необходимо руководствоваться нормами пенсионного законодательства Российской Федерации и предъявлять соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, выданных иностранными государствами. При новом установлении пенсий (перерасчете размера) в рамках соглашений государств-участников Содружества Независимых Государств от 13.03.1992 года необходимо во всех случаях осуществлять подтверждение трудового (страхового) стажа и заработка, приобретенных на территории государств-участников соглашении в целях оценки пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 года, путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии с соблюдением сроков, установленных пенсионным законодательством РФ, следует выносить на основании документов о трудовом (страховом) стаже и заработке, поступивших от указанных органов, при их надлежащем подтверждении. Подтверждение достоверности сведений, содержащихся в справке о заработке и обоснованности ее выдачи, также осуществляется путем направления соответствующих запросов территориальными органами ПФР в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения. Управлением были направлены соответствующие запросы в компетентные учреждения (органы) государства - участника соглашений, однако до настоящего времени ответ не получен. Так как документы, подтверждающие факт и характер работы истца компетентными органами не подтверждены, то спорные периоды работы истца не подлежат включению в страховой и специальный стаж. Также не представлено доказательств уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за период работы после распада СССР. На основании вышеизложенного Управлением было принято решение об отказе в установлении досрочной пенсии ФИО1 Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы гражданского дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении. Узбекистана, Украины) урегулированы Соглашением от 13.03.1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу пункта 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Данный документ подписан государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Туркменистан.

В соответствии с пунктом 1 письма Министерства социальной защиты населения РФ от 31.01.1994 г. N 1-369-18 при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13.03.1992 года.

Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13.03.1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 г. N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

В силу пункта 4 указанных Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашения, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Закон №400-ФЗ), действующего с 01 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч.2 ст.8 Закон №400-ФЗ).

В соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно ч.2 ст.30 Закона №400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу ч.3 ст.30 Закона №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

В соответствии с ч.4 ст.30 Закона №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В абзаце седьмом п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20.11.1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года №2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Во исполнение положений Закона «О страховых пенсиях» Правительство РФ приняло Постановление от 16.07.2014 года № 665 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Указанным Постановлением предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда: Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 года.

Из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" (п. 15), следует, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.


В соответствии с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Исходя из требований п. 60 указанных Правил, записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.
В соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 года №225 «О трудовых книжках» в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводе на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора (п.4).

При увольнении работника (прекращении трудового договора) все записи, внесенные в его трудовую книжку за время работы у данного работодателя, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя (п.35).

Аналогичный порядок внесения записей в трудовые книжки был предусмотрен ранее действовавшей Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 года №162.

В соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами при отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, полагая, что момент исполнения 55 лет – 10.06.2017 года, выработал необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости за работу с тяжелыми условиями труда в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Липецке с соответствующим заявлением о назначении пенсии.

Ответчик, рассмотрев представленные документы, пришел к выводу об отсутствии у истца специального страхового стажа, дающего ему право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», по мнению ответчика, специальный страховой стаж истца составляет 10 лет 01 месяц 08 дней. Решением ГУ УПФ РФ в г.Липецке Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Согласно записям в трудовой книжке в спорные периоды ФИО1:

- с 13.12.1982 года зачислен в ЦФЛ в качестве ученика-лаборанта <данные изъяты>, 05.07.1983 года присвоен 2 разряд фотолаборанта, с 07.09.1983 года уволен по собственному желанию;

- с 01.11.1983 года зачислен на должность старшего сменного инженера в отдел ЭТС <данные изъяты> с 09.08.1985 года переведен в распоряжение <данные изъяты> на должность электрика, 12.12.1986 года уволен в порядке перевода в <данные изъяты>»;

- с 14.10.1991 года зачислен в порядке перевода в комплексную партию №2 <данные изъяты> геофизиком, с 10.11.1991 года переведен геофизиком в комплексную партию №1, с 27.01.1993 года в связи с переходом в состав объединения <данные изъяты> переименован в <данные изъяты>, с 01.02.1994 года <данные изъяты> ликвидирована и переведена в состав <данные изъяты> с 01.01.1995 года работал в должности геофизика полевой комплексной партии №3, 06.02.1995 года <данные изъяты> переименована в <данные изъяты> работ Министерства нефти и газа, с 27.05.1996 года назначен начальником полевой комплексной партии №3, с 01.07.1996 года <данные изъяты> считать <данные изъяты> в <данные изъяты>», с 30.12.1999 года уволен по собственному желанию.

Списком №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" в разделе XXI «Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца» позицией 130100а-17541 предусмотрены руководители и специалисты промыслово-геофизических партий и отрядов, выполняющих геофизические исследования в скважинах: начальники промыслово-геофизических партий, инженеры, геофизики, геологи, техники, мастера.

Согласно справке, уточняющей особый характер работы или условий труда, <данные изъяты><данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с 14.10.1991 года по 09.11.1991 года работал геофизиком в полевой комплексной партии №2 <данные изъяты> (Приказ -К от 14.10.1991 года), с 10.11.1991 года по 31.12.1994 года геофизиком в полевой комплексной партии №1 <данные изъяты> по исследованию скважин (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ), с 01.01.1995 года по 26.05.1996 года -геофизиком в полевой комплексной партии №3 <данные изъяты> (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ), с 25.11.1999 года уволен по собственному желанию (Приказ ДД.ММ.ГГГГ года).

Работа в вышеуказанный период была связана с геофизическими исследованиями скважин в полевых условиях вне городов и поселков городского типа. Геофизические работы проводились круглогодично, с полным рабочим днем, с выплатой полевого довольствия за все время нахождения на объекте.

В соответствии с разделом №3 Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 19.12.1996 года №20 «Об утверждении межотраслевых норм времени на геофизические исследования в скважинах, пробуренных на нефть и газ» проведение геофизических исследований в скважинах, обработка получаемых материалов и интерпретация результатов исследований возложены на специализированные геофизические предприятия различных форм собственности (управления геофизических работ, экспедиции).

В состав управлений геофизических работ и экспедиций входят, в том числе геофизические партии (отряды), являющиеся основной производственной единицей, непосредственно выполняющей исследования в скважинах, и подразделяющиеся в зависимости от объема работ и организационной структуры, на комплексные или специализированные.

Комплексные партии (отряды) проводят весь комплекс геофизических исследований, включая прострелочно-взрывные работы, специализированные партии (отряды) создаются для осуществления одного из видов или отдельного комплекса исследований, (инклинометрии, перфорации, для исследования действующих скважин и т.д.).

Постановлением Минтруда РФ от 20.12.2002 года N 82, утвержден квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов организаций геологии и разведки недр, в соответствии с которым геофизик выполняет комплекс геофизических исследований при изучении недр и решении других геолого-геофизических задач на основе использования геофизических материалов и их геологической интерпретации. Участвует в разработке плановой и проектно-сметной документации на объекты геофизических работ. Участвует в организации, проведении и ликвидации полевых и камеральных геофизических работ, а также в выполнении опытно-методических и тематических исследований. Выполняет геофизические исследования в полевых и камеральных условиях. Обеспечивает получение достоверных геофизических данных и другой информации. Обеспечивает соблюдение технологии геофизических работ и правил эксплуатации технических средств. Участвует в испытаниях и освоении новой геофизической аппаратуры, внедрении более совершенных методик проведения работ и обработки геофизических данных. Ведет полевую документацию. Систематизирует, анализирует и обрабатывает геофизические данные, обеспечивает их геологическую интерпретацию. Составляет графические геолого-геофизические материалы (схемы, карты, разрезы, планы, диаграммы, колонки и т.п.). Составляет отчеты о проведенных геофизических работах.

<данные изъяты> является крупнейшим производственно-хозяйственным комплексом Туркменистана. Основным видом деятельности концерна является разработка, добыча природного газа и газового конденсата с месторождений на территории Туркменистана.

Структурными подразделениями концерна являются буровые предприятия, газодобывающие предприятия, газотранспортное объединение, объединение по обеспечению природным газом населения Туркменистана, подразделение по проведению геофизических работ, а также вспомогательные подразделения по автоматизации и телемеханики, технологической связи.

Поскольку в данных справках указаны наименование должности, замещаемой истцом, приказы о приеме, увольнении, содержатся сведения об изменении названия предприятия в результате реорганизации, у суда не имеется оснований ставить под сомнение достоверность сведений, указанных в этих справках.

Доводы представителя ответчика о том, что согласно ведомственному письму от ДД.ММ.ГГГГ года документы, предоставляемые гражданами иностранного государства, подлежат проверке, суд считает несостоятельными.

Так, данное письмо является ведомственным, имеет силу в отношении территориальных органов Пенсионного Фонда. При этом, как усматривается из Решения об отказе в установлении пенсии ФИО1, для проверки предоставленных истцом документов направлялись запросы в компетентные учреждения (органы) государств - участников соглашения, однако ответ не получен.

По мнению суда, отсутствие ответов компетентных учреждений (органов) государств - участников соглашений, не может нарушать права граждан на пенсионное обеспечение.

Согласно ч.3 ст.67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Представленные истцом в судебном заседании архивные справки подтверждаются сведениями трудовой книжки, согласуются с объяснениями в судебном заседании представителя истца, в связи с чем, по мнению суда, являются достоверными.

Доводы ответчика о невозможности включения в стаж периодов работы истца после 01.12.1991 года в отсутствие доказательств, подтверждающих факт уплаты за ФИО1 страховых взносов, являются несостоятельными.

В соответствии с пунктами 6-8 приведенных выше Рекомендаций правило о необходимости подтверждения стажа работы сведениями об уплате страховых взносов применимо в отношении лиц, прибывших из государств, которые не являются участниками Соглашения от 13.03.1992 года (Литовская Республика, Республики Молдова и Грузия), а в отношении лиц, прибывших из государств-участников Соглашения от 13.03.1992 года, данное правило действует с 01.01.2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ).

Таким образом, в страховой стаж истца подлежат включению периоды работы истца ФИО1 с 13.12.1982 года по 07.09.1983 года, с 01.11.1983 года по 09.08.1985 года, с 14.10.1991 года по 25.11.1999 года.

В соответствии с п. 19 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.11.2014 года №884н заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

В силу п.39 указанных Правил в том случае, если к заявлению о назначении пенсии были приложены не все необходимые для ее назначения документы из числа документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, заявление о назначении пенсии рассматривается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через 10 рабочих дней со дня представления заявителем недостающих документов для назначения пенсии в соответствии с пунктом 31 настоящих Правил, и поступления документов, запрошенных территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
В случае если до поступления документов, запрошенных территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, заявитель представит такие документы по собственной инициативе, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации рассматривает заявление о назначении пенсии с учетом документов, представленных заявителем по собственной инициативе, в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта.

В силу п. 34 настоящих Правил Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает заявителя о приостановлении и восстановлении срока рассмотрения заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую путем направления соответствующего решения способом, позволяющим определить факт и дату его направления.

Как разъясняется в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 7 и 14.06.2006 года (ответ на вопрос 29), рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Поэтому если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ № 400 страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Судом установлено, что ФИО1 обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии 17.05.2017 года, при этом, на момент исполнения ему 55 лет – 10.06.2017 года у него имелся специальный стаж более 12 лет 06 месяцев. Следовательно, Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Липецке Липецкой области обязано назначить ФИО1 досрочную пенсию в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона РФ «О страховых пенсиях» с момента возникновения права на нее – с 10 июня 2017 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать за ФИО1 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу в особых условиях труда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона РФ «О страховых пенсиях».

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Липецке Липецкой области включить периоды работы ФИО1 с 13.12.1982 года по 07.09.1983 года, с 01.11.1983 года по 09.08.1985 года в страховой стаж, период работы с 14.10.1991 года по 30.11.1991 года в специальный стаж, период работы с 01.12.1991 года по 25.11.1999 года в страховой и специальный стаж.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Липецке Липецкой области назначить ФИО1 досрочную пенсию в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона РФ «О страховых пенсиях» с момента возникновения права на нее – с 10 июня 2017 года.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г.Липецка путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.В.Москалева

Решение суда принято в окончательной форме 05.02.2018 года.