РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04 июля 2019 года дело № 2-326/19 г. Мегион Мегионский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи Поляковой И.Ф. при секретаре Сучковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Мегиона к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о принудительном изъятии объектов недвижимости и признании права муниципальной собственности на них, УСТАНОВИЛ: Администрация г. Мегиона обратилась в суд с указанным иском, просит изъять у П-вых долю в праве собственности на земельный участок, расположенный по <адрес>, жилое помещение в данном доме квартиру №, а также долю в праве общей собственности на общедомовое имущество многоквартирного дома по указанному адресу, с выплатой возмещения за изымаемые объекты недвижимости в размере 258 795 рублей и признать право муниципальной собственности на указанные объекты после перечисления возмещения за них, прекратив право собственности ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 на жилое помещение. Требования мотивированы тем, что квартира <адрес> принадлежит ответчикам. На момент принятия решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, дом <адрес> был поврежден пожаром. 26 января 2016 года ФИО5 направлено требование о сносе дома, которое собственниками жилого помещения оставлено без ответа. 20 октября 2016 года администрацией города принято постановление № об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд. На основании указанного постановления администрацией города в январе 2018 года произведена оценка объекта недвижимости, подлежащего изъятию, при этом рыночная стоимость помещения с учетом общедомовой территории и земельного участка под многоквартирным домом, определена оценщиком равной 258 795 рублей. 15 марта 2018 года проект соглашения об изъятии недвижимости в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд вручен ответчикам и до настоящего времени ими не подписан. Дело рассмотрено в отсутствие сторон по правилам ч. 5 ст. 167 ГПК РФ. Представитель истца ФИО6 в адресованном суду заявлении просит принять решение по оценке, предоставленной администраций г. Мегиона, как отвечающей требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности. Ответчики ФИО1, ФИО4, представляющая также соответчиков ФИО2, ФИО3 в своих заявлениях сослались на согласие с результатами назначенной судом экспертизы. Изучив материалы дела, суд приходит к следующему: Квартира <адрес> принадлежит ответчикам на праве общей долевой собственности: ФИО1 и ФИО4 принадлежит каждому по *** долей в праве собственности, ФИО2 и ФИО3 по *** долей в праве собственности. Указанный многоквартирный жилой дом 11 июня 2015 года уничтожен пожаром, что не оспаривается сторонами. Постановлением администрации г. Мегиона от 11.12.2015 г. № многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийными и подлежащими сносу, решено направить в адрес граждан из числа собственников требование о сносе дома. 20 октября 2016 года администрацией г. Мегиона издано постановление №, согласно которому решено изъять для муниципальных нужд земельный участок под жилым домом <адрес> и жилое помещение № в указанном жилом доме. Копия постановления направлена ФИО5 21 октября 2016 года. Проект соглашения об изъятии недвижимости в связи с изъятием земельного участка с приложением отчета об определении рыночной стоимости жилого помещения, выписки из Единого государственного реестра недвижимости, копии кадастрового паспорта на земельный участок вручены ответчикам 15 марта 2018 года. В силу частей 1 и 3 статьи 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Согласно статье 279 Гражданского кодекса РФ принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которое принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. В соответствии со ст. 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся, в том числе путем отчуждения недвижимого имущества в связи с изъятием участка (ст. 239). В случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно ст. ст. 279 - 282 и 284 - 286 ГК РФ (ч. 1 ст. 239). Обоснованность принятого администрацией г. Мегиона решения о наличии условий для изъятия у собственника земельного участка, расположенного по <адрес>, а также жилого помещения № в указанном многоквартирном доме для муниципальных нужд, не оспаривается ответчиками. В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. В силу ч. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Соблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения и доли земельного участка сторонами не оспаривается. На основании ч. 6 ст. 32 ЖК РФ выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Согласно ч. 7 ст. 32 ЖК РФ при определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Представленный в обоснование исковых требований администрацией города Мегиона отчет №, подготовленный ООО «Департамент оценочной деятельности» содержит выводы о стоимости доли земельного участка под многоквартирным домом, пропорционально размеру общей площади помещения, в праве общей собственности равной 146 638 рублей, а также стоимости уцелевших конструкций квартиры <адрес>) равной 112 157 рублей, всего рыночная стоимость изымаемого имущества равна 258 795 рублей. Данные выводы, суд считает не объективными, поскольку отчет не содержит указания на источники, применяемые при определении ценообразующих факторов, расчет износа изымаемого жилого помещения не приведен, не указан метод, применяемый при оценке недвижимости. В подпункте "з" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что для разрешения спора между сторонами по вопросу о рыночной стоимости жилого помещения судом может быть назначена экспертиза. Согласно выводам ООО «Эксперт Консалтинг» рыночная стоимость жилого помещения (квартиры) № общей площадью 53,4 кв.м., расположенной в доме <адрес> с учетом уничтожения жилого дома огнем на 15 декабря 2017 года составляет 230 600 рублей, рыночная стоимость земельного участка (доли), пропорционально размеру общей площади жилого помещения (квартиры) № в доме <адрес> равна 259 800 рублей. Указанное экспертное заключение, суд принимает в качестве доказательства, поскольку экспертиза проведена лицом, обладающим специальными познаниями, объективно, достаточно ясно, выводы эксперта аргументированы. Эксперт имеет все необходимые документы, подтверждающие его полномочия и статус (диплом о профессиональной переподготовке, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности). Эксперту разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 85 ГПК РФ, он предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ. Таким образом, заявленные администрацией г. Мегиона исковые требования к ФИО5 о принудительном изъятии объектов недвижимости и признании право муниципальной собственности на них подлежат удовлетворению с уплатой ответчикам выкупной цены соответственно их долям в праве общей долевой собственности ФИО1 и ФИО4 по 196 160 рублей каждому, ФИО2, ФИО3 по 49 040 рублей каждой. На основании ст.103 ГПК РФ с ответчиков следует взыскать в местный бюджет государственную пошлину, от уплаты которой истец освобожден согласно ст. 333.36 НК РФ по 2 000 рублей с ФИО1, ФИО4, ФИО3 Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск администрации города Мегиона к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о принудительном изъятии объектов недвижимости и признании право муниципальной собственности на них удовлетворить. Изъять у ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 долю в праве собственности на земельный участок, площадью 1 838 кв. м. с кадастровым №, расположенный по <адрес>; жилое помещение, расположенное по <адрес>; долю в праве общей собственности на общедомовое имущество многоквартирного дома <адрес>, с выплатой возмещения за изымаемые объекты недвижимости в размере 490 400 рублей. Прекратить право собственности ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 на жилое помещение, расположенное по <адрес>, после перечисления возмещения за изымаемые объекты недвижимости в размере 490 400 рублей, из них: на лицевые счета ФИО1 и ФИО4 по 196 160 рублей каждому, на лицевые счета ФИО2 и ФИО3 по 49 040 рублей каждой. Признать за администрацией города Мегиона право муниципальной собственности на жилое помещение, расположенное по <адрес> после перечисления возмещения за изымаемые объекты недвижимости в размере 490 400 рублей на лицевые счета ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4. Взыскать с ФИО1, ФИО4, ФИО3 в доход местного бюджета города окружного значения Мегиона госпошлину по 2 000 рублей с каждого. Решение может быть обжаловано в суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры через Мегионский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. . . Судья И.Ф. Полякова |