ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-326/20 от 18.08.2020 Льговского районного суда (Курская область)

Дело № 2-326/2020

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Льгов 18 августа 2020 года

Льговский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Денисовой Н.А., при секретаре Цыбань Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Льговского межрайонного прокурора Курской области Бабкина С.Ю. в защиту интересов муниципального образования «Льговский район» Курской области к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Верхнедеревенская средняя общеобразовательная школа» Льговского района Курской области об обязании обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего,

У С Т А Н О В И Л :

И.о. Льговского межрайонного прокурора Курской области Бабкин С.Ю. обратился в суд с иском в защиту интересов муниципального образования «Льговский район» Курской области к МБОУ «Верхнедеревенская средняя общеобразовательная школа» об обязании обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что Льговской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в МБОУ «Верхнедеревенская средняя общеобразовательная школа» Льговского района Курской области. В ходе проведенной проверки установлено, что в соответствии с приказом директора МБОУ «Верхнедеревенская средняя общеобразовательная школа» от 17.04.2017 г. № 1-29, контрактным управляющим назначена завхоз школы Шатохина Г.А., которая не имеет высшего образования в сфере закупок, 31 марта 2017 г. получила удостоверение о повышении квалификации в ЧОУ ВО «Региональный открытый социальный институт» по дополнительной профессиональной программе: «Управление государственными и муниципальными закупками» в объеме 120 часов. Отсутствие необходимого образования не позволяет контрактному управляющему МБОУ «Верхнедеревенская средняя общеобразовательная школа» Шатохиной Г.А. на основе принципа профессионализма выполнять возложенные на нее функции и полномочия в сфере закупок, что может привести к нарушению действующего законодательства о контрактной системе, а также к нарушению интересов МБОУ «Верхнедеревенская СОШ», муниципального района «Льговский район».

Просит обязать МБОУ «Верхнедеревенская СОШ» Льговского района Курской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего МБОУ «Верхнедеревенская СОШ» Льговского района Курской области в соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части получения контрактным управляющим дополнительного профессионального образования в сфере закупок со сроком освоения программ не менее 250 часов.

Представитель истца - Льговский межрайонный прокурор Курской области Игнатенко С.М. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика - МБОУ «Верхнедеревенская средняя общеобразовательная школа» Льговского района Курской области - директор учреждения Лукьянчикова Л.В. в судебном заседании исковые требования прокурора признала в части обязания получения конкурсным управляющим дополнительного образования, в части срока исполнения решения суда просила увеличить срок до шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, в обоснование ссылаясь на то, что финансирование Учреждение происходит за счет средств Учредителя - муниципального района «Льговский район», собственных средств не имеет. В начале августа 2020 года ими была подана заявка на получение денежных средств с целью получения конкурсным управляющим дополнительного образования. Бюджет муниципального образования формируется и утверждается в конце года. Денежные средства будут запланированы на 2021 финансовый год, с учетом необходимого срока для получения обучения просила суд установить срок исполнения решения суда в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 72 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Муниципальные контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

На основании п. 7 ст. 3 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

Согласно ст. 6 настоящего Федерального закона, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 настоящего Федерального закона, заказчики принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общие требования к контрактной службе и контрактному управляющему определяются на основании положений ст. 38 Закона № 44-ФЗ, а также Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631.

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).

Положениями ч. 6 ст. 38 настоящего Федерального закона, предусмотрено, что работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Согласно ч. 5 ст. 39 настоящего Федерального закона, заказчик включает в состав комиссии по осуществлению закупок преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

При этом в соответствии с ч. 6 ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено Законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Согласно пункту 12 порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01 июля 2013 г. № 499, формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получения новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.

Приказами Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н и № 626н утверждены профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок», «Эксперт в сфере закупок».

Профессиональным стандартом «Специалист в сфере закупок» установлено требование к образованию: среднее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.

Профессиональным стандартом «Эксперт в сфере закупок» установлено требование к образованию: высшее образование - бакалавриат, дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в сфере закупок.

В соответствии со ст. 195.1 Трудового кодекса РФ (ТК РФ), квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Стандарты разработаны во исполнение ст. 195.1 ТК РФ и призваны, в том числе, обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный положениями ст. 9 Закона о контрактной системе.

Судом установлено, что МБОУ «Верхнедеревенская средняя общеобразовательная школа» является юридическим лицом (п. 1.8. Раздела 1 Устава). Согласно п. 1.6 Раздела 1 Устава МБОУ «Верхнедеревенская средняя общеобразовательная школа», утвержденного Постановлением администрации Льговского района от 27 мая 2019 г. № 243, учредителем данного образовательного учреждения является муниципальный район «Льговский район».

В соответствии с п. 4.1. Раздела 4 Устава МБОУ «Верхнедеревенская средняя общеобразовательная школа» источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: имущество, переданное Учреждению Учредителем; средства, выделяемые целевым назначением из бюджета муниципального района «Льговский район» Курской области на основании утвержденной Учредителем бюджетной сметы или в соответствии с муниципальными программами; добровольные пожертвования и целевые взносы физических и (или) юридических лиц; выполнение работ, связанных с благоустройством территории и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации; субсидии, предоставляемые Учреждению из бюджета «Льговский район» Курской области на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием учреждением услуг в соответствии с муниципальным заданием.

Согласно п. 4.2 Раздела 4 Устава, имущество учреждения находится в муниципальной собственности муниципального района «Льговский район» Курской области, отражается на самостоятельном балансе учреждения и закреплено за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Так, в соответствии с приказом директора МБОУ «Верхнедеревенская средняя общеобразовательная школа» от 17.04.2017 г. № 1-29 контрактным управляющим в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения нужд МБОУ «Верхнедеревенская средняя общеобразовательная школа» назначена Шатохина Г.А.

Согласно информации МБОУ «Верхнедеревенская средняя общеобразовательная школа» от 08 июля 2020 г. Шатохина Г.А. не имеет высшего образования в сфере закупок, прошла обучение в Частном образовательном учреждении высшего образования «Региональный открытый социальный институт» по дополнительной профессиональной программе: «Управление государственными и муниципальными закупками (специалист в сфере закупок. Эксперт в сфере закупок) в объеме 120 часов.

Таким образом, в нарушение требований ст. 195.1 ТК РФ, ч. 5 ст. 39, ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», приказов Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н и № 626н, контрактный управляющий МБОУ «Верхнедеревенская средняя общеобразовательная школа» Шатохина Г.А., не соответствует занимаемой должности по уровню образования, поскольку не имеет высшего образование в сфере закупок, либо дополнительного образования в сфере закупок со сроком освоения программ профессиональной переподготовки не менее 250 часов.

В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Отсутствие необходимого образования не позволяет контрактному управляющему МБОУ «Верхнедеревенская средняя общеобразовательная школа» Шатохиной Г.А. на основе принципа профессионализма выполнять возложенные на нее функции и полномочия в сфере закупок, что может привести к нарушению действующего законодательства о контрактной системе, а также к нарушению интересов МБОУ «Верхнедеревенская средняя общеобразовательная школа» и муниципального района «Льговский район».

В силу ст. 12 ГПК РФ правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны и снятие по общему правилу с суда обязанности по сбору доказательств.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений.

Истцом представлены суду доказательства того, что его исковые требования подлежат удовлетворению.

Стороной ответчика представленные стороной истца доказательства опровергнуты не были.

При таких установленных в судебном заседании обстоятельствах суд считает, что исковые требования и.о. Льговского межрайонного прокурора Курской области подлежат удовлетворению в части обязания МБОУ «Верхнедеревенская средняя общеобразовательная школа» Льговского района Курской области обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего МБОУ «Верхнедеревенская средняя общеобразовательная школа» в соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» получения контрактным управляющим дополнительного профессионального образования в сфере закупок со сроком освоения программ не менее 250 часов. Что касается срока исполнения указанной обязанности, суд приходит к выводу о целесообразности и разумности установления данного срока, с учетом доводов законного представителя ответчика и исследованных материалов дела, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования и.о. Льговского межрайонного прокурора Курской области Бабкина С.Ю. удовлетворить частично.

Обязать МБОУ «Верхнедеревенская средняя общеобразовательная школа» Льговского района Курской области в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего МБОУ «Верхнедеревенская средняя общеобразовательная школа» в соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части получения контрактным управляющим дополнительного профессионального образования в сфере закупок со сроком освоения программ не менее 250 часов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Льговский районный суд Курской области в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий судья Н.А. Денисова