Дело № 2-326-2014 Мотивированное решение изготовлено « 21 » июля 2014 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.ФИО5-Ям 11 июля 2014 года
ФИО5-Ямский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Киселева А.Ф.,
при секретаре Уколицкой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску прокуратуры ФИО5-Ямского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО СХП «Курдумовское», филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ярославской области об истребовании имущества из чужого незаконного владения
у с т а н о в и л:
В ФИО5-Ямский районный суд Ярославской области обратился Прокурор ФИО5-Ямского района, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного округа лиц, с иском к обществу с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие «Курдумовское», филиалу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ярославской области об истребовании из чужого незаконного владения ООО СХП «Курдумовское» земельный участок с кадастровым номером №; признании прекратившим право постоянного (бессрочного) пользования ТОО СХП «Курдумовское» на земельный участок № с установлением категории – земли лесного фонда, собственность российской Федерации и аннулированием записи о праве постоянного бессрочного пользования ООО СХП «Курдумовское».
В исковом заявлении указано, что Постановлением главы администрации ФИО5-Ямского района Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земель сельскохозяйственным предприятиям района» в бессрочное (постоянное) пользование ТОО с/х предприятие "Курдумовское" для ведения лесного хозяйства предоставлены земли площадью <данные изъяты> га. На основании постановления Главы администрации ФИО5-Ямского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении и распределении земель района по согласованию на ДД.ММ.ГГГГ ТОО "Курдумовское" зарегистрировало право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью <данные изъяты> га. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5-Ямский лесхоз заключил с ТОО СХП «Курдумовское» договор безвозмездного пользования участками лесного фонда, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций № 2. Срок действия договора <данные изъяты> лет. ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом лесного хозяйства и ЗАО СХП Курдумовское» заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности № (номер государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ № №). Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ площадь земельного участка уточнялась и составила <данные изъяты> кв. метров. ООО СХП «Курдумовское» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 1.1. Устава ООО СХП "Курдумовское" последнее является правопреемником ЗАО СХП «Курдумовское». ЗАО СХП "Курдумовское" в свою очередь согласно п. 1.1. Устава общества является правопреемником ТОО СХП «Курдумовское». Участок площадью <данные изъяты> га. находится по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. кв.м., покрытый лесом, поставлен на кадастровый учет как земли лесного фонда под номером <данные изъяты> для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. ДД.ММ.ГГГГ <адрес> принято постановление «О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда» с приложением «Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда». Подпунктом 107 названного приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 09.10.2008 года № 537-п разрешен вопрос о переводе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», кадастровый номер земельного участка № площадью <данные изъяты> кв.м., из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда. Постановление официально опубликовано в газете «Губернские вести» № 91 от 10.10.2008 года. В связи с принятием указанного постановления земельный участок переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда, правообладателем указанного участка стала Российская Федерация на праве федеральной собственности. Свидетельством о государственной регистрации права № № от ДД.ММ.ГГГГ за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на указанный лесной участок для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов за № № Решением Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ (дело №) по заявлению ООО СХП «Курдумовское» п/п 107 Приложения «Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда» к постановлению Правительства Ярославской области от 09.10.2008 года № 537-п «О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда» недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. Во исполнение указанного решения земельный участок переведен из категории земель лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения. ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом лесного хозяйства Ярославской области и ООО СХП «Курдумовское» подписано соглашение о расторжении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, от ДД.ММ.ГГГГ № (номер государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ № №). Приказом Департамента лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ № «О расторжении договора аренды лесного участка» вышеуказанный договор аренды с ООО СХП «Курдумовское» расторгнут. Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № «О предоставлении земель
сельскохозяйственным предприятиям района» в бессрочное (постоянное)
пользование ТОО с/х предприятие "Курдумовское" (в настоящее время - ООО
СХП "Курдумовское") для ведения лесного хозяйства предоставлены земли
площадью <данные изъяты> га. На основании постановления Главы администрации ФИО5-Ямского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении и распределении
земель района по согласованию на 01.01.96» ТОО СХП «Курдумовское»
выдано свидетельство о праве пользования землей, согласно которому в
пользовании общества находится земельный участок площадью <данные изъяты> га. Постановление главы администрации ФИО5-Ямского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земель сельскохозяйственным предприятиям района» и постановление главы администрации ФИО5-Ямского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении и распределении земель района по согласованию на 01.01.96» приняты в соответствии действующим тогда законодательством. Однако, ни в вышеуказанных постановлениях, ни в свидетельстве о праве постоянного пользования № от ДД.ММ.ГГГГ не определена категория этих земель ни как земли сельскохозяйственного назначения, ни как земли лесного фонда. Вместе с тем, как следует из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером №, датой внесения номера в государственный кадастр недвижимости указана дата ДД.ММ.ГГГГ и указана категория земель: земли лесного фонда. Тогда как в кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ указана категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Согласно сведений филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокуратуры области, сведения земельных участках категории земель сельскохозяйственного назначения» были внесены в государственный кадастр недвижимости (Г.КН) на основании перечня ранее учтенных земельных участков. Указанные документы в филиал учреждения не передавались. Акты органов государственной власти, органов местного самоуправления об установлении категории земель «Земли сельскохозяйственного назначения» в филиале отсутствуют. Филиал учреждения полагает, что сведения о категории земель, указанных земельных участков были внесены в перечни, а затем в ГКН по принадлежности земельных участков, предоставленных сельскохозяйственным организациям. Из содержания же постановления главы администрации ФИО5- Ямского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земель сельскохозяйственным предприятиям района» и постановления главы администрации ФИО5-Ямского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении и распределении земель района по согласованию на 01.01.96» следует, что во владение сельскохозяйственным организациям были переданы именно земли лесного фонда, ранее находившиеся в пользовании колхозов и закрепленные за совхозами в соответствии с действовавшим до 1993 года законодательством, в том числе и Союза CP, на основании вступивших в действие ДД.ММ.ГГГГ Основ лесного законодательства Российской Федерации. Тот факт, что землям лесного фонда при постановке на кадастровый учет указали категорию земель сельскохозяйственного назначения, не изменяет правового режима данных земель, поскольку законные основания для присвоения таким землям категории земель сельскохозяйственного назначения отсутствуют. Факт нахождения в пользовании сельхозорганизаций именно земель лесного фонда подтверждается и материалами последнего лесоустройства, проведенного Западным государственным предприятием «Брянсклесопроект» в ДД.ММ.ГГГГ г. С учетом изложенного, истец просит внести изменения в кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № в части указания категории с категории земель сельскохозяйственного назначения на категорию земель лесного фонда со дня внесения изменений, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ Что касается права ООО СХП «Курдумовское» постоянного пользования земельным участком на основании свидетельства о праве пользования землей № от ДД.ММ.ГГГГ года, то оно прекратило свое действие, исходя из следующего. Как следует из кадастрового паспорта спорного земельного участка, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ правообладателем спорного земельного участка является ООО СХП «Курдумовское» с указанием вида права: постоянное бессрочное пользование. Учитывая, что данная запись не соответствует ни„ действующему законодательству, ни зарегистрированным правам на спорный земельный участок, данная запись подлежит аннулированию с ДД.ММ.ГГГГ (с момента прекращения права безвозмездного пользования на основании статей 71 ЛК РФ от 2007 года, 24 ЗК РФ от 2001 года и 4 и 6 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введение в действие Лесного Кодекса Российской Федерации). Земельный участок всегда относился к землям лесного фонда, все виды правообладания данным земельным участком оформлялись именно как с земельным участком, относящимся к лесному фонду, в силу положений части 1 статьи 8 ЛК РФ от 2007 года спорный земельный участок как участок участки в составе земель лесного фонда находится в федеральной собственности. Таким образом, право собственности Российской Федерации на данный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимость как собственность Российской Федерации, что подтверждается договором аренды земельного участка и распоряжением Российской Федерации спорным земельным участков. Прокурор выступает в защиту неопределенного круга лиц в интересах сохранения леса как объекта, обеспечивающего выполнение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций леса в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечением многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах. Учитывая, что в отношении спорного земельного участка незаконно установлена категория земель сельхозназначения, у органа местного самоуправления отсутствует право распоряжения спорным земельным участком, в связи с чем надлежащим способом защиты прав неопределенного круга лиц прекращение незаконно сохраняющегося правоотношения и истребование имущества из чужого незаконного владения. На основании изложенного прокурор просит удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель истца помощник прокурора ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика ООО СХП «Курдумовское» ФИО2 и ФИО3 возражали против удовлетворения исковых требования.
Представитель третьего лица департамента лесного хозяйства Ярославской области ФИО4 полагал требования подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ярославской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом, мнения по иску не представил.
Представитель третьего лица Администрации ФИО5-Ямского муниципального района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Территориального управления Росимущества в Ярославской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:
Постановлением главы администрации ФИО5-Ямского района Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земель сельскохозяйственным предприятиям района» в бессрочное (постоянное) пользование ТОО с/х предприятие "Курдумовское" для ведения лесного хозяйства предоставлены земли площадью <данные изъяты> га.
Согласно постановления Главы администрации ФИО5-Ямского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении и распределении земель района по согласованию на ДД.ММ.ГГГГ ТОО "Курдумовское" зарегистрировало право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью <данные изъяты> га.
В соответствии со свидетельством о праве пользования землей № от ДД.ММ.ГГГГ ТОО СХП «Курдумовское» для лесохозяйственного использования на праве пользования предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> га.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5-Ямский лесхоз заключил с ТОО СХП «Курдумовское» договор безвозмездного пользования участками лесного фонда, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций № <данные изъяты> Срок действия договора 49 лет.
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом лесного хозяйства и ЗАО СХП Курдумовское» заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности № (номер государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ № №). Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с выпиской из государственного кадастра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ площадь земельного участка уточнялась и составила <данные изъяты> кв. метров.
В соответствии с п.1.1. Устава ООО СХП "Курдумовское" последнее является правопреемником ЗАО СХП «Курдумовское». ЗАО СХП "Курдумовское" в свою очередь согласно п. 1.1. Устава общества является правопреемником ТОО СХП «Курдумовское».
ДД.ММ.ГГГГ Правительством Ярославской области принято постановление «О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда» с приложением «Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда». Подпунктом 107 названного приложения к постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 537-п разрешен вопрос о переводе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, Ставотинский сельский округ, ЗАО СХП «Курдумовское», кадастровый номер земельного участка № площадью <данные изъяты> кв.м., из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.
В связи с принятием указанного постановления земельный участок переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда, правообладателем указанного участка стала Российская Федерация на праве федеральной собственности.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права № № от ДД.ММ.ГГГГ за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на указанный лесной участок для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов за № №
Решением Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ (дело №) по заявлению ООО СХП «Курдумовское» п/п 107 Приложения «Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда» к постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 537-п «О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда» недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. Во исполнение указанного решения земельный участок переведен из категории земель лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения.
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом лесного хозяйства Ярославской области и ООО СХП «Курдумовское» подписано соглашение о расторжении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, от ДД.ММ.ГГГГ № (номер государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ № №). Приказом Департамента лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ № «О расторжении договора аренды лесного участка» вышеуказанный договор аренды с ООО СХП «Курдумовское» расторгнут. Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № «О предоставлении земель
сельскохозяйственным предприятиям района» в бессрочное (постоянное)
пользование ТОО с/х предприятие "Курдумовское" (в настоящее время - ООО
СХП "Курдумовское") для ведения лесного хозяйства предоставлены земли
площадью <данные изъяты> га. На основании постановления Главы администрации ФИО5-Ямского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении и распределении
земель района по согласованию на ДД.ММ.ГГГГ» ТОО СХП «Курдумовское»
выдано свидетельство о праве пользования землей, согласно которому в
пользовании общества находится земельный участок площадью <данные изъяты> га. Постановление главы администрации ФИО5-Ямского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земель сельскохозяйственным предприятиям района» и постановление главы администрации ФИО5-Ямского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении и распределении земель района по согласованию на ДД.ММ.ГГГГ» приняты в соответствии действующим тогда законодательством. Однако, ни в вышеуказанных постановлениях, ни в свидетельстве о праве постоянного пользования № от ДД.ММ.ГГГГ не определена категория этих земель ни как земли сельскохозяйственного назначения, ни как земли лесного фонда.
Вместе с тем, как следует из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером №, датой внесения номера в государственный кадастр недвижимости указана дата ДД.ММ.ГГГГ и указана категория земель: земли лесного фонда. Тогда как в кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ указана категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Исходя из существа заявленных исковых требований,позиции сторон, суд считает, что юридически значимыми обстоятельствами по делу являются установление категории земель, на которых располагается спорный земельныйучасток, наличия прав на него, а также основания их возникновения.
В силу требований части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в том числе, на земли сельскохозяйственного назначения и на земли лесного фонда.
В соответствии с п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Аналогичное понятие содержалось и в статье 56 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 года.
К землям лесного фонда согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 94 Земельного кодекса РСФСР и статье 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации 1993 года относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется земельным кодексом и лесным законодательством.
При определении категории земель, на которойрасполагаетсяспорный земельный участок, суд учитывает следующее.
В соответствии с Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд.
Согласно ст. 3 Лесного кодекса РСФСР от 08.08.1978 года леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются.
В соответствии со ст. 4 Лесного кодекса РСФСР единый государственный лесной фонд состоит из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. В соответствии с Земельным кодексом РСФСР землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Границы земель государственного лесного фонда, отделяющие их от земель иных категорий, определяются в установленном порядке.
В государственный лесной фонд не входят в том числе деревья и группы деревьев, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения (ст. 5 Лесного кодекса РСФСР).
Леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам вбессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах, признаются колхозными лесами. Колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов (ст. 25 Лесного кодекса РСФСР).
Согласно Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик ведение лесного хозяйства в колхозных лесах осуществляется колхозами в соответствии с Положением о колхозных лесах, утверждаемым Советом Министров СССР. Колхозы могут вести лесное хозяйство совместно с другими колхозами, совхозами и иными предприятиями, учреждениями и организациями в порядке, определяемом законодательством Союза ССР и РСФСР. Руководство организацией и ведением лесного хозяйства в колхозных лесах осуществляется государственными органами сельского хозяйства (ст. 26 Лесного кодекса РСФСР).
В соответствиис народнохозяйственным значениемлесов, их местоположением и выполняемыми функциями устанавливается деление лесов на группы. Леса государственного значения разделяются на первую, вторую и третью группы, а колхозные леса на первую и вторую группы (ст. 28 Лесного кодекса РСФСР).
Статьей 116 Лесного кодекса РСФСР установлено, что для организации рационального пользования лесами,их воспроизводства, охраны и защиты, планирования развития лесного хозяйства и размещения лесосечного фонда за счет государства проводится государственный учет лесов и ведется государственный лесной кадастр по единым для Союза ССР системам.
Лесоустройство включает системугосударственных мероприятий, направленных на обеспечение рационального использования, повышения продуктивности, воспроизводства, охраны и защиты лесов, а такжеповышения культуры ведения лесного хозяйства. Лесоустройство включает следующие лесоустроительные действия, в том числе, определение границ территорий лесохозяйственных предприятий, внутрихозяйственную организацию территорий лесохозяйственных предприятийгосударственныхорганов лесного хозяйства, а также территорий, занятых лесами, ведение лесного хозяйства в которых возложено на иные предприятия, учреждения и организации (ст. 118 Лесного кодекса РСФСР).
Из вышеизложенного следует, что Лесной кодекс РСФСР, устанавливалисключительное право государственной собственности на лесной фонд и относил леса, находившиеся в ведении колхозов и совхозов к лесному фонду, предусматривая проведение в них лесоустройства.
Также о принадлежности колхозных лесов к государственному лесному фонду СССР свидетельствует следующее.
Постановлением Совета министров СССР № 144 от 04.03.1968 года утверждено «Положение о колхозных лесах». Согласно данному Положению колхозные леса являются частью государственного лесного фондаСССР. Колхознымилесами признаются леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. Площадь колхозных лесов определяется при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов (п. 1 Положения).
Ведение хозяйства в колхозных лесах осуществляется колхозами непосредственно или через межхозяйственные предприятия (организации) по ведению лесного хозяйства. Для ведения лесного хозяйства вколхозных лесах, рационального использования лесных ресурсов и развития лесных промыслов колхозы могут создавать совместно с другими колхозами, совхозами и иными предприятиями, учреждениями и организациями межхозяйственные предприятия (организации) по ведению лесного хозяйства, которые осуществляет свою деятельность в соответствии с положением о межхозяйственном предприятии (организации) по ведению лесного хозяйства, утверждаемым Советом Министров союзной республики по согласованию с Министерством сельского хозяйства СССР, и уставом данного предприятия (организации). Могут создаваться областные, краевые, республиканские объединения межхозяйственных предприятий (организаций) по ведению лесного хозяйства в порядке, определяемом Советами Министров союзных республик по согласованию с Министерством сельского хозяйства СССР (п. 7 Положения). Для правильной организации хозяйства в колхозных лесах производится их лесоустройство с составлением перспективных планов ведения лесного хозяйства. Лесоустройство колхозных лесовосуществляетсялесоустроительными предприятиями и организациями системы Государственного комитета СССР по лесному хозяйству по договорам с колхозами, межхозяйственными предприятиями (организациями) по ведению лесного хозяйства (п. 8 Положения).
Перевод лесных площадей в другие виды угодий в колхозных лесах первой группы допускается лишь в исключительных случаях. Перевод лесных площадей в другие виды угодий в колхозных лесах первой группы разрешается Советами Министров союзных республик, а в колхозных лесах второй группы - облисполкомами, крайисполкомами, Советами Министров автономных республик или Советами Министров союзных республик, не имеющих областного деления (Пункт 23 Положения).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 15.09.1966 года N 763 "Об улучшении ведения хозяйства в колхозных лесах" колхозам, в том числе Ярославской области, имеющим в пользовании леса, рекомендовалось организовать межколхозные лесхозы (лесничества) для совместного ведения лесного хозяйства, а также организовать для руководства производственно-хозяйственной деятельностью лесхозов (лесничеств) республиканские (АССР), краевые и областные объединения межколхозных лесхозов.
Согласно п. 2 Постановление Совета Министров РСФСР от 28.05.1968 № 346 «Об улучшении руководства ведением хозяйства в лесах колхозов и совхозов РСФСР» Министерству сельского хозяйства РСФСР поручено обеспечить организацию в совхозах, имеющих значительные площади закрепленных за ними лесов и ведущих в больших объемах лесовосстановительные и другие лесохозяйственные работы, совхозных лесничеств на правах внутрихозяйственных подразделений. Предложить совхозам, в составе которых организация указанных лесничеств нецелесообразна, участвовать в межколхозных лесхозах (лесничествах) для совместного с колхозами ведения лесного хозяйства.
Основы лесного законодательства РФ также предусматриваливозможность нахождения участков лесного фонда в пользовании колхозов, совхозов, и других сельскохозяйственных организаций.
В соответствии с Основами лесного законодательства Российской Федерации, утвержденным Верховным Советом РФ 06.03.1993 года № 4613-1, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. В состав земель лесного фонда входят: лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие); нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие). В лесной фонд не входят: защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов; озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенныхк городским лесам; деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках (ст. 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации).
К ведению РоссийскойФедерации в сфере регулированиялесных отношений относятся, том числе, вопросы распоряжения совместно с республиками в составе Российской Федерации, автономными областями, автономными округами, краями, областями, городами Москвой и Санкт-Петербургом лесным фондом Российской Федерации (ст. 3 Основ лесного законодательства Российской Федерации).
Согласно статье 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации лесной фонд находится во владении лесхозов,колхозов, совхозов идругих сельскохозяйственных формирований, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза и совхоза
Статьей 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации установлено, что ведение лесного хозяйства и пользование лесным фондом в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований осуществляются с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса.
Колхозы,совхозы, другие сельскохозяйственныеформирования обязаны организовать ведение лесного хозяйства в лесном фонде, находящемся в их владении через межхозяйственные лесхозы или по договорам с государственными органами управления лесным хозяйством в соответствии с Основами, положением по ведению лесного хозяйства в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Верховные Советы республик в составе Российской Федерации, Советы народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей могут лишать колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования права владения лесным фондом за систематические нарушения установленных норм и правил ведения лесного хозяйства и передавать указанный лесной фонд государственным органам управления лесным хозяйством.
Лесоустройство включает систему мероприятий, направленных на обеспечение рационального ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, эффективного воспроизводства, охраны и защиты лесов,осуществление единойнаучно-технической политики в лесном хозяйстве. При лесоустройстве осуществляются, втом числе, определениеграниц и внутрихозяйственная организация территории лесного фонда лесхоза, колхоза, совхоза, другого сельскохозяйственного формирования, заповедника; выполнение топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов (ст. 74 Основ лесного законодательства Российской Федерации).
При лесоустройстве для владельцев лесного фонда составляются проекты,в которых дается комплексная оценка ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом за прошедший период, разрабатываются основные положения организации и развития лесного хозяйства. Указанные проекты и другие материалы лесоустройства после утверждения их государственными органами управления лесным хозяйствомявляются обязательными нормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, прогнозирования, перспективного и текущего планирования (ст. 75 Основ лесного законодательства Российской Федерации).
Согласно части 1 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной Приказом Федеральной службы лесного хозяйства РФ от 15.12.1994 N 265, и действующей до 19.12.2011 года, леса в России являются одним из важнейших видов природных ресурсов и играют одну из ведущих ролей в развитии экономики, улучшении и защите окружающей среды, повышении благосостояния населяющих ее народов. Владельцами лесного фонда являются лесхозы, колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные формирования, в том числе образованные при реорганизации колхоза или совхоза, заповедники, национальные природные парки, учебные лесные и опытные лесные хозяйства, осуществляющие ведение лесного хозяйства. Объектом лесоустройства является леснойфонд, находящийсяво владении лесхоза, колхоза, совхоза, другого сельскохозяйственного формирования, заповедника, национального природного парка, учебного лесного или опытного лесного хозяйства, осуществляющего ведение лесного хозяйства (п. 1.3.1. Инструкции).
Таким образом, Основы лесного законодательства РФ также предусматриваливозможность нахождения участков лесного фонда в пользовании колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных организаций, при этом на участках лесного фонда проводилось лесоустройство.
Основы лесногозаконодательства утратилисилу в связи с принятием ЛесногокодексаРоссийской Федерации от 29.01.1997 года № 22-ФЗ.
Лесной кодекс РоссийскойФедерации от 29.01.1997 года № 22-ФЗ также предусматривал государственную собственность Российской Федерации на лесной фонд.
В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 года все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий. Отнесениеземель к землямлесного фонда и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется в порядке, установленном земельным и лесным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Лесного кодекса от 29.01.1997 года в состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшиедревостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные). К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).
В лесной фонд не входят леса, расположенные на: земляхобороны; земляхгородских поселений - городские леса; землях сельских поселений (ст.10 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 года).
В лесной фонд и в леса, не входящие влесной фонд, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная, в том числе на: землях сельскохозяйственного назначения, на землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства (ст.11 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 года).
Лесной фонд и расположенные наземлях оборонылеса находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации. К полномочиям Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение лесным фондом (ст.19 Лесногокодекса РФот 29.01.1997 года).
В силу ст. 19 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 года государственноеуправлениев области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные имфедеральные органыисполнительной власти.
Федеральный орган управления лесным хозяйством является специально уполномоченным государственным органом управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов в порученных емуПравительствомРоссийской Федерации областях государственного управления, осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы. Территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы (ст.53 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 года).
Лесоустройство включает в себя систему мероприятий по обеспечениюрационального использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и осуществлению единой научно-технической политикив лесном хозяйстве. При лесоустройстве осуществляются, в том числе, определение в установленном порядке границ участков лесного фонда и внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда, лесхозов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющих ведение лесного хозяйства организаций органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также границ национальных парков, государственных природных заповедников, лесхозов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования (ст.72 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 года).
Кроме того,Лесным кодексом РФ от 29.01.1997 года предусматривались особенности использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций.
Участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, передаются им в безвозмездное пользование. Безвозмездное пользованиеучастками лесногофонда сельскохозяйственными организациями осуществляется в целях обеспечения их потребностей в древесине и других лесных ресурсах. Сельскохозяйственные организации могут осуществлять на предоставленных им в пользование участках лесного фонда все виды лесопользования, предусмотренныестатей 80Лесного Кодекса РФ. Использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, регулируются Лесным кодексом РФ и положением, утвержденным Правительством Российской Федерации (статья 130 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 года).
В соответствии со статьей 134 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 года древесно-кустарниковаярастительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, предназначена для обеспечения защиты земель от воздействия неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных явлений посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесной растительности.
В Лесном кодексе Российской Федерацииот 04.12.2006 годатакже закрепляется право государственной (федеральной) собственности на земли лесного фонда.
В соответствии со статьей 6 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 года леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В статье 8 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 года указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельнымзаконодательством.
Согласно ст. 26 Лесного кодекса РФ 2006 года леса могут использоваться, в том числе, для ведения сельского хозяйства. Так, в соответствии со статьей 38 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для ведениясельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культури иной сельскохозяйственной деятельности). На лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускается размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек.
На основании вышеизложенного законодательства, суд приходит к выводу о том, что как в советский, так и в постсоветский период и до настоящего времени леснойфонд находился и находится в государственной (федеральной) собственности в силу прямого указания закона. Участки лесного фонда могут находиться во владении и пользовании сельскохозяйственных организаций и использоваться в целях сельскохозяйственного производства. Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные им органы исполнительной власти, в том числе через лесничества, а ранее через лесхозы и лесничества.
Подтверждающим документом отнесения земельного участка к лесному фонду являетсялесоустроительная документация.
Лесной кодекс РФ 2006 года классифицирует леса по принципу их целевого использования, подразделяя их на защитные, эксплуатационные и резервные (ст. 10 ЛК РФ).
В ранее действовавшем Лесном кодексе РФ 1997 года устанавливалась иная классификация лесов. Леса распределялись по трем группам в зависимости от их экономического, экологического, социального значения, местоположения и выполняемых функций. В первую группу входили леса, основным назначением которых являлось выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Леса первой группы делились на 20 категорий защитности.
В ст. 8 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусматривается, что леса первой группы и категории защитности лесов первой группы с принятием нового Лесного кодекса 2006 года признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, указанными в данной статье.
В состав земель сельскохозяйственного назначения могут входить лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений (п. 2 ст. 77 Земельного кодекса РФ).
Такие защитные лесные насаждения создаются в определенных климатических зонах на оврагах, балках, песках, берегах рек, по границам сельскохозяйственных земель при проведении агролесомелиоративных мероприятий с целью обеспечения коренного улучшения земель и предотвращения деградации земель пастбищ посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений.
Доказательств, того, что спорный лесной участок можно было бы отнести к землям к не входящим в лесной фонд лесным насаждениям и предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, суду предоставлено не было, также как и не было установлено судом, что лес на спорном земельном участке образовался в результате посадки лесных насаждений ответчиком ТОО СХП «Курдумовское» либо его правопреемником для защиты сельскохозяйственных угодий.
Таким образом, спорный земельный участок, на котором располагаются леса первой группы относится к землям лесного фонда.
К землям лесного фонда согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 94 Земельного кодекса РСФСР, статье 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации 1993 года относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Суду не было предоставлено никаких сведений и документов о том, что ранее на спорном земельном участке лес отсутствовал, либо спорный земельный участок располагался на землях сельскохозяйственных угодий (пашни, пастбища) с произрастающей на нем древесно-кустарниковой растительностью. Из материалов дела следует, что спорный земельный участок был предоставлен ответчику ТОО СХП «Курдумовское» в пользование именно по своему целевому назначению - для ведения лесного хозяйства, который не был предназначен для ведения сельскохозяйственного производства.
Так, в Постановлении Главы администрации ФИО5-Ямского района № от ДД.ММ.ГГГГ «о предоставлении земель сельскохозяйственным предприятиям района» ТОО с/х предприятие "Колос" на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> га для ведения лесного хозяйства.
Таким образом, суд приходит квыводу о том,что спорный земельный участок с кадастровым номером № на момент его предоставления в ДД.ММ.ГГГГ году ООО СХП «Курдумовское» располагался на землях лесного фонда, и соответственно, в силу прямого указания закона, действовавшего в указанный период времени принадлежал на праве собственности государству.
Доказательств того, что после предоставлениялесных земельв пользование ООО СХП «Курдумовское» спорныйземельный участок с кадастровым номером № были переведены из категории земель лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения либо в другую категорию земель, материалы дела не содержат и суду в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Тот факт, что земли лесного фонда впоследствии были включены в ГКН с категорией земель сельскохозяйственного назначения, не изменяет правового режима данных земель, поскольку как было выше установлено судом, законных оснований для присвоения таким землям категории земель сельскохозяйственного назначения не имелось.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том,что спорныйземельный участок до настоящего времени относится к категории земель лесного фонда. Из чего следует, что отнесение спорного земельного участка с кадастровым номером 76:04:000000:15 к категории земель сельскохозяйственного назначения,является безосновательным, а соответственно сведения об этом содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости недостоверными.
Поскольку судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, расположен на земляхлесного фонда, правособственности на которые разграничено и принадлежит Российской Федерации, а доказательств перевода данного земельного участка в иную категорию земель в соответствии с положениями законодательства, либо наличия на него прав собственности субъекта Российской Федерации, суду не представлено, суд считает, что заявленные исковые требования об истребовании из чужого незаконного владения ТОО СХП "Курдумовское» земельного участка с кадастровым номером №, и обязании филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ярославской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости по земельному участку с кадастровым номером № с установлением категории – земли лесного фонда, собственность Российской Федерации подлежат удовлетворению.
При этом суд считает, что настоящим решением не осуществляется перевод спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда, поскольку судом выше было установлено, что законных оснований для внесения спорного земельного участка в Государственный кадастр недвижимости с категорией земель сельскохозяйственного назначения не имелось.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 09.01.1998 N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Согласно ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление ряда полномочий в области лесных отношений, в том числе,предоставлениев пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов. При этом полномочиями по распоряжению участками лесного фонда находящимися в собственности Российской Федерации, органы местного самоуправления не наделены (ст. 84 Лесного кодекса РФ).
Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора ФИО5-Ямского района Ярославского района удовлетворить полностью.
Истребовать из чужого незаконного владения ТОО СХП «Курдумовское» земельный участок кадастровый номер №.
Прекратить право постоянного бессрочного пользования ТОО СХП «Курдумовское» на земельный участок кадастровый номер №.
Обязать филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ярославской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости по земельному участку кадастровый № № установив категорию участка – земли лесного фонда, собственность Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ярославского областного суда через ФИО5-Ямский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья А.Ф.Киселев