ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-327 от 08.06.2011 Вольского районного суда (Саратовская область)

                                                                                    Вольский районный суд Саратовской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Вольский районный суд Саратовской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-327(2)/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 июня 2011 года город Хвалынск

Вольский районный суд Саратовской области в составе :

Председательствующего судьи Е.В. Алейниковой,

При секретаре О.Е. Смирновой,

С участием помощника прокурора г. Хвалынска Л.В. Надыршиной,

Представителя заинтересованного лица, Администрации Апалихинского муниципального образования Саратовской области Хламовой В.Я.,

Представителя заинтересованного лица Хвалынского ОВД Чепрасовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Хвалынска в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Администрации Апалихинского муниципального образования Хвалынского района Саратовской области, выразившегося в невыполнении работ по надлежащему содержанию и ремонту участков автомобильных дорог по улицам Интернациональная и Советская с. Апалиха Хвалынского района,

установил:

Прокурор города Хвалынска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании бездействия Администрации Апалихинского муниципального образования (далее Администрация Апалихинского МО) по не принятию мер к организации ремонта автомобильных дорог по улице Интернациональная и улице Советская с. Апалиха не законными, указывая, что при проведении проверки по соблюдению законодательства в области безопасности дорожного движения на территории Апалихинского МО было установлено, что проезжая часть данных переулков имеет выбоины и разрушения. В адрес главы Администрации Апалихинского муниципального образования выносилось представление об устранении выявленных указанных нарушений, однако данное представление не было удовлетворено. Согласно ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, в связи чем, просит обязать Администрацию Апалихинского муниципального образования устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а именно признать незаконным бездействие органа местного самоуправления выразившееся в невыполнении работ по надлежащему содержанию и ремонту автодорог по указанным улицам и обязать произвести ремонт автомобильных дорог указанных улиц.

В судебном заседании помощник прокурора г. Хвалынска Л.В. Надыршина поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и уточнила их, просит обязать Администрацию Апалихинского МО организовать ремонт автомобильных дорог по улице Интернациональная и улице Советская с. Апалиха Хвалынского района не позднее 3-х месяцев.

Представитель Администрации Апалихинского муниципального образования Хламова В.Я. с заявленными требованиями согласилась в полном объеме, просит суд принять признание иска, обязуются в 3-х месячный срок исполнить указанное прокурором требование, т.к. у них сейчас отсутствуют денежные средства на эти цели.

Представитель заинтересованного лица Хвалынского ОВД Чепрасова Т.В. пояснила, что не возражает против удовлетворения заявленных прокурором требований.

Суд, выслушав заявителя и представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, полагает, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из актов по обследованию автомобильных дорог проведенного совместно ОГИБДД Хвалынского ГОВД, помощником прокурора г. Хвалынска Л.В. Надыршиной, следует, что на участках автомобильных дорог по всей протяженности по улице Интернациональная (грунтовое покрытие) и улице Советская (грунтовое покрытие) с. Апалиха на проезжей части имеются разрушения и выбоины не соответствующие ГОСТу Р 50597-93, длиной более 15 см. шириной более 60 см., глубиной более 5 см., в связи с чем, указанные участки дороги не отвечают требованиям безопасности дорожного движения.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ст. 41), органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ст. 132 ч.1).

В соответствии с п.п. 6, 7 ст. 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Согласно ст. 5 названного закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Статья 34 данного закона определяет финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, согласно которой такие расходы формируются в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов. Иначе говоря, подлежит определению объем работ, необходимый для приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов, и на основе нормативов финансовых затрат рассчитываются объемы бюджетных ассигнований из местного бюджета, необходимые для финансирования данных работ.

СНиП 2.05.02-85* предусмотрены и определены соответствующие категории улиц и дорог городов и типы конструкций дорожного покрытия допустимые в соответствии с их категориями.

В соответствии с п.п. 3.1, 3.1.2 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", принятого постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

В соответствии со ст.ст. 6, 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения, расположенных на территории Хвалынского муниципального района Саратовской области утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 6 мая 2008 г. N 175-П улица Интернациональная и улица Советская с. Апалиха Хвалынского района в данный перечень не включены.

Согласно Закона Саратовской области от 29.12.2004 года № 112-ЗСО «О муниципальных образованиях, входящих в состав Хвалынского муниципального района» и Устава Апалихинского муниципального образования Хвалынского муниципального района Саратовской области в состав Апалихинского муниципального образования входят следующие населенные пункты: село Апалиха, село Демкино.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Из ст. 3 Устава Апалихинского муниципального образования Хвалынского муниципального района Саратовской области следует, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Судом установлено и подтверждено исследованными судом доказательствами, что улицы Интернациональная и Советская с. Апалиха Хвалынского района находится в пределах границ Апалихинского муниципального образования, то обстоятельство, что данные улицы расположены в черте указанного населенного пункта является очевидным и не вызывает сомнений у суда.

Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них Федеральным законом, и на защиту прав жителей Апалихинского муниципального образования, а также неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного движения.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно статьям 12, 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.

В статье 5 Федерального закона от 25 сентября 1997 года N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования, органы государственной власти гарантируют право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (статья 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В соответствии со статьями 28, 31 Бюджетного Кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основывается, в том числе, на принципе самостоятельности местных бюджетов, который означает право представительных органов и исполнительных органов местного самоуправления осуществлять бюджетный процесс, право органов местного самоуправления самостоятельно с соответствии с бюджетным законодательством определять формы и направления расходования средств местных бюджетов.

Между тем, в соответствии с положениями пунктов 4, 5 статьи 5 Федерального закона от 25 сентября 1997 года N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в процессе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.

Межбюджетные отношения строятся на принципах взаимной ответственности, применения единой для всех муниципальных образований методологии, учитывающей их индивидуальные особенности, выравнивания доходов муниципальных образований.

К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся, в том числе, дотации и субвенции местным бюджетам, средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований (статья 9 Федерального закона от 25 сентября 1997 года N 126-ФЗ).

При этом в силу статьи 10 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" распределение средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований осуществляется с учетом факторов, определяющих особенности данного субъекта Российской Федерации.

Доля каждого муниципального образования в общем объеме средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований устанавливается в процентах и утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.

Перечисление средств в местные бюджеты из фонда финансовой поддержки муниципальных образований производится ежемесячно всем муниципальным образованиям, имеющим право на финансовую помощь.

Из приведенных правовых положений следует, что бюджет муниципального образования является лишь составной частью бюджетной системы Российской Федерации и включен в механизм выравнивания его обеспеченности средствами бюджетов различных уровней.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года N 5-П, финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов (дотации и субвенции местным бюджетам, средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки).

Как видно из Закона Саратовской области и "Об областном бюджете на 2011 год" бюджет Хвалынского муниципального района является дотационным.

Статьей 9 Закона Саратовской области от 20 декабря 2005 года N 137-ЗСО "О межбюджетных отношениях в Саратовской области" предусмотрено выделение из областного фонда финансовой поддержки муниципальным районам средств, в виде дотаций на решение вопросов местного значения.

Следовательно, бюджеты Хвалынского муниципального района и входящих в его состав поселений (муниципальных образований) с учетом вышеуказанного механизма выравнивания их доходов должны обеспечивать, во всяком случае, в пределах минимальных социальных стандартов, решение вопросов местного значения, включая осуществление мер по обеспечению безопасности дорожного движения и созданию условий благоприятного обитания человека.

В соответствии со ст. ст. 11, 12 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости восстановления нарушенных прав путем обращения за судебной защитой, при этом в число способов защиты входит принуждение к исполнению в натуре.

На основании изложенного, обязание Администрации Апалихинского муниципального образования Хвалынского муниципального района Саратовской области исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области безопасности дорожного движения может быть обеспечено только судебным решением.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а лишь направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности.

Руководствуясь ст. ст. 194- 199, 254-258 ГПК РФ, суд

решил :

Заявление прокурора города Хвалынска удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Апалихинского муниципального образования Хвалынского муниципального района Саратовской области выразившееся в не организации работ по надлежащему содержанию и ремонту автомобильных дорог по улице Интернациональная и улице Советская с. Апалиха Хвалынского района Саратовской области - незаконным.

Обязать Администрацию Апалихинского муниципального образования Хвалынского муниципального района Саратовской области в трехмесячный срок устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в полном объеме, а именно: организовать ремонт автомобильных дорог на всем протяжении по улице Интернациональная и улице Советская с. Апалиха Хвалынского района Саратовской области в соответствии с установленными строительными нормами и правилами с учетом соответствующих категорий дорог и типов конструкций дорожного покрытия, допустимых в соответствии с их категориями.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения через Вольский районный суд, расположенный по адресу: г.Хвалынск, Саратовской области, ул.Революционная, 110.

Судья Е.В. Алейникова

Дело № 2-327(2)/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 июня 2011 года город Хвалынск

Вольский районный суд Саратовской области в составе :

Председательствующего судьи Е.В. Алейниковой,

При секретаре О.Е. Смирновой,

С участием помощника прокурора г. Хвалынска Л.В. Надыршиной,

Представителя заинтересованного лица, Администрации Апалихинского муниципального образования Саратовской области Хламовой В.Я.,

Представителя заинтересованного лица Хвалынского ОВД Чепрасовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Хвалынска в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Администрации Апалихинского муниципального образования Хвалынского района Саратовской области, выразившегося в невыполнении работ по надлежащему содержанию и ремонту участков автомобильных дорог по улицам Интернациональная и Советская с. Апалиха Хвалынского района,

установил:

Прокурор города Хвалынска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании бездействия Администрации Апалихинского муниципального образования (далее Администрация Апалихинского МО) по не принятию мер к организации ремонта автомобильных дорог по улице Интернациональная и улице Советская с. Апалиха не законными, указывая, что при проведении проверки по соблюдению законодательства в области безопасности дорожного движения на территории Апалихинского МО было установлено, что проезжая часть данных переулков имеет выбоины и разрушения. В адрес главы Администрации Апалихинского муниципального образования выносилось представление об устранении выявленных указанных нарушений, однако данное представление не было удовлетворено. Согласно ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, в связи чем, просит обязать Администрацию Апалихинского муниципального образования устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а именно признать незаконным бездействие органа местного самоуправления выразившееся в невыполнении работ по надлежащему содержанию и ремонту автодорог по указанным улицам и обязать произвести ремонт автомобильных дорог указанных улиц.

В судебном заседании помощник прокурора г. Хвалынска Л.В. Надыршина поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и уточнила их, просит обязать Администрацию Апалихинского МО организовать ремонт автомобильных дорог по улице Интернациональная и улице Советская с. Апалиха Хвалынского района не позднее 3-х месяцев.

Представитель Администрации Апалихинского муниципального образования Хламова В.Я. с заявленными требованиями согласилась в полном объеме, просит суд принять признание иска, обязуются в 3-х месячный срок исполнить указанное прокурором требование, т.к. у них сейчас отсутствуют денежные средства на эти цели.

Представитель заинтересованного лица Хвалынского ОВД Чепрасова Т.В. пояснила, что не возражает против удовлетворения заявленных прокурором требований.

Суд, выслушав заявителя и представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, полагает, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из актов по обследованию автомобильных дорог проведенного совместно ОГИБДД Хвалынского ГОВД, помощником прокурора г. Хвалынска Л.В. Надыршиной, следует, что на участках автомобильных дорог по всей протяженности по улице Интернациональная (грунтовое покрытие) и улице Советская (грунтовое покрытие) с. Апалиха на проезжей части имеются разрушения и выбоины не соответствующие ГОСТу Р 50597-93, длиной более 15 см. шириной более 60 см., глубиной более 5 см., в связи с чем, указанные участки дороги не отвечают требованиям безопасности дорожного движения.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ст. 41), органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ст. 132 ч.1).

В соответствии с п.п. 6, 7 ст. 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Согласно ст. 5 названного закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Статья 34 данного закона определяет финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, согласно которой такие расходы формируются в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов. Иначе говоря, подлежит определению объем работ, необходимый для приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов, и на основе нормативов финансовых затрат рассчитываются объемы бюджетных ассигнований из местного бюджета, необходимые для финансирования данных работ.

СНиП 2.05.02-85* предусмотрены и определены соответствующие категории улиц и дорог городов и типы конструкций дорожного покрытия допустимые в соответствии с их категориями.

В соответствии с п.п. 3.1, 3.1.2 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", принятого постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

В соответствии со ст.ст. 6, 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения, расположенных на территории Хвалынского муниципального района Саратовской области утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 6 мая 2008 г. N 175-П улица Интернациональная и улица Советская с. Апалиха Хвалынского района в данный перечень не включены.

Согласно Закона Саратовской области от 29.12.2004 года № 112-ЗСО «О муниципальных образованиях, входящих в состав Хвалынского муниципального района» и Устава Апалихинского муниципального образования Хвалынского муниципального района Саратовской области в состав Апалихинского муниципального образования входят следующие населенные пункты: село Апалиха, село Демкино.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Из ст. 3 Устава Апалихинского муниципального образования Хвалынского муниципального района Саратовской области следует, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Судом установлено и подтверждено исследованными судом доказательствами, что улицы Интернациональная и Советская с. Апалиха Хвалынского района находится в пределах границ Апалихинского муниципального образования, то обстоятельство, что данные улицы расположены в черте указанного населенного пункта является очевидным и не вызывает сомнений у суда.

Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них Федеральным законом, и на защиту прав жителей Апалихинского муниципального образования, а также неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного движения.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно статьям 12, 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.

В статье 5 Федерального закона от 25 сентября 1997 года N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования, органы государственной власти гарантируют право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (статья 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В соответствии со статьями 28, 31 Бюджетного Кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основывается, в том числе, на принципе самостоятельности местных бюджетов, который означает право представительных органов и исполнительных органов местного самоуправления осуществлять бюджетный процесс, право органов местного самоуправления самостоятельно с соответствии с бюджетным законодательством определять формы и направления расходования средств местных бюджетов.

Между тем, в соответствии с положениями пунктов 4, 5 статьи 5 Федерального закона от 25 сентября 1997 года N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в процессе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.

Межбюджетные отношения строятся на принципах взаимной ответственности, применения единой для всех муниципальных образований методологии, учитывающей их индивидуальные особенности, выравнивания доходов муниципальных образований.

К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся, в том числе, дотации и субвенции местным бюджетам, средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований (статья 9 Федерального закона от 25 сентября 1997 года N 126-ФЗ).

При этом в силу статьи 10 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" распределение средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований осуществляется с учетом факторов, определяющих особенности данного субъекта Российской Федерации.

Доля каждого муниципального образования в общем объеме средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований устанавливается в процентах и утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.

Перечисление средств в местные бюджеты из фонда финансовой поддержки муниципальных образований производится ежемесячно всем муниципальным образованиям, имеющим право на финансовую помощь.

Из приведенных правовых положений следует, что бюджет муниципального образования является лишь составной частью бюджетной системы Российской Федерации и включен в механизм выравнивания его обеспеченности средствами бюджетов различных уровней.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года N 5-П, финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов (дотации и субвенции местным бюджетам, средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки).

Как видно из Закона Саратовской области и "Об областном бюджете на 2011 год" бюджет Хвалынского муниципального района является дотационным.

Статьей 9 Закона Саратовской области от 20 декабря 2005 года N 137-ЗСО "О межбюджетных отношениях в Саратовской области" предусмотрено выделение из областного фонда финансовой поддержки муниципальным районам средств, в виде дотаций на решение вопросов местного значения.

Следовательно, бюджеты Хвалынского муниципального района и входящих в его состав поселений (муниципальных образований) с учетом вышеуказанного механизма выравнивания их доходов должны обеспечивать, во всяком случае, в пределах минимальных социальных стандартов, решение вопросов местного значения, включая осуществление мер по обеспечению безопасности дорожного движения и созданию условий благоприятного обитания человека.

В соответствии со ст. ст. 11, 12 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости восстановления нарушенных прав путем обращения за судебной защитой, при этом в число способов защиты входит принуждение к исполнению в натуре.

На основании изложенного, обязание Администрации Апалихинского муниципального образования Хвалынского муниципального района Саратовской области исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области безопасности дорожного движения может быть обеспечено только судебным решением.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а лишь направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности.

Руководствуясь ст. ст. 194- 199, 254-258 ГПК РФ, суд

решил :

Заявление прокурора города Хвалынска удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Апалихинского муниципального образования Хвалынского муниципального района Саратовской области выразившееся в не организации работ по надлежащему содержанию и ремонту автомобильных дорог по улице Интернациональная и улице Советская с. Апалиха Хвалынского района Саратовской области - незаконным.

Обязать Администрацию Апалихинского муниципального образования Хвалынского муниципального района Саратовской области в трехмесячный срок устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в полном объеме, а именно: организовать ремонт автомобильных дорог на всем протяжении по улице Интернациональная и улице Советская с. Апалиха Хвалынского района Саратовской области в соответствии с установленными строительными нормами и правилами с учетом соответствующих категорий дорог и типов конструкций дорожного покрытия, допустимых в соответствии с их категориями.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения через Вольский районный суд, расположенный по адресу: г.Хвалынск, Саратовской области, ул.Революционная, 110.

Судья Е.В. Алейникова