дело №2-3270/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г.Хабаровска в составе
председательствующего судьи Савченко Е.А.
при помощнике судьи Ким Д.А.
с участием представителя истца по доверенности ФИО1
представителя ответчика по доверенности ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплат, морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплат, морального вреда, судебных расходов, указав в обоснование, что на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 была принята на работу в управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Восточного военного округа на должность инженера 1 категории в эксплуатационный отдел. ФИО3 был установлен должностной оклад в размере 2 <данные изъяты>, процентная надбавка за выслугу лет, районный коэффициент, премия (месячная, квартальная) в размере в соответствии с приказом МО РФ 2001 №, ежемесячная надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере от 50% до 100 % должностного оклада, материальная помощь до двух окладов в год, ежемесячное денежное поощрение в размере должностного оклада. единовременное денежное вознаграждение до 2-х должностных окладов по результатам работы. С учетом дополнительных соглашение, ФИО4 также была установлена ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в соответствии с приказом МО РФ 2007 №, за выслугу лет в МО РФ, за работу в южных районах ДВ. ФИО4 11.11.2019 была уволена по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата работников организации, согласно п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ. При этом ответчик при расчете ее среднего месячного заработка отказался включить выплаченные в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" премии. Полагает, что действиями работодателя ей причинен моральный вред. Считая данный отказ незаконным, истец просит суд взыскать с Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» задолженность по заработной плате в сумме 78 449,00 руб., компенсацию за задержку выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты с 20.03.2020 по день подачи заявления в суд в размере 24 910,07 руб., компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб., расходы на оплату услуг представителя 30 000 руб.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте суда. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял. Имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд не располагает сведениями об уважительности причин его неявки в судебное заседание и полагает возможным в силу требований ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске.
Представитель ответчика Федерального казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» (далее - ФКУ «ОСК ВВО») в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям изложенным в возражениях, согласно которым истец с состояла в трудовых отношениях с ФКУ «ОСК ВВО» в должности инженера 1 категории отдела Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций округа с 2013 по 2019 год. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации" утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации (далее - Порядок). Пункт 2 приказа от 26 июля 2010 года N 1010 предусматривает выплату дополнительного материального стимулирования - дополнительных выплат (премии) по результатам работы за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил. В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. Премия, выплачиваемая на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 1010, не является обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала ФКУ " ОСК ВВО ", поскольку является дополнительным материальным стимулированием. При расчете среднего заработка, выплата премии, предусмотренном приказом Министра обороны Российской федерации от 26.07.2010 №1010 учету не подлежит. Размер среднего заработка ФИО3 рассчитан и выплачен с соблюдением норм трудового законодательства, в сроки предусмотренные ТК РФ, в день увольнения, с последующей выплатой среднего заработка за второй и третий месяц после увольнения. ФИО3 не представлено доказательств причинения ей нравственных страданий. Полагает, что ФИО3 пропущен срок, установленный ст.392 ТК РФ. Просит суд в иске отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд установил следующее:
Согласно ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В силу ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Судом установлено, что в период с 04.02.2013 по 11.11.2019 ФИО3 работала в Федеральном казенном учреждении «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» на должности инженера 1 категории в эксплуатационном отделе управления (эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций) Восточного военного округа.
Согласно разделу 5 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ заработная плата истца состоит из должностного оклада в размере <данные изъяты>, компенсационных и стимулирующих выплат: процентная надбавка за выслугу лет 20% в месяц, премия (месячная, квартальная) в размере в соответствии с приказом МО РФ 2001 №, районный коэффициент к заработной плате 30%, процентная надбавка за стаж работы 30%; доплата за ночное время -%; ежемесячная надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере от 50% до 100% должностного оклада, материальная помощь до двух окладов в год, ежемесячное денежное поощрение в размере должностного оклада.
В дальнейшем дополнительными соглашениями к трудовому договору вносились изменения в части размера должностного оклада, должностной оклад установлен в размере <данные изъяты>. Работнику установлен районный коэффициент 1,3; процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и иных местностях с особыми климатическими условиями до 30 процентов; ежемесячная надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере от 50% до 100% должностного оклада, ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну до 75% должностного оклада, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере до 30 %; премия по результатам работы в соответствии с Положением, утв.приказом Министра обороны РФ от 03.03.2001 №90, материальная помощь (раз в год); ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада.
Приказом начальника ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа " от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО3 уволена по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (по сокращению численности или штата работников организации) с выплатой выходного пособия при увольнении. При этом премии, полученные ФИО3 на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", не были учтены при расчете ее среднемесячного заработка.
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 349 Трудового кодекса РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом установлено, что оплата труда ФИО3 производилась в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 N 255 " О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583", которым утверждены Положение о системе оплаты труда гражданского персонала частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации и Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации.
Указанным положением предусмотрено, что выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников в пределах контрольных сумм и за счет средств экономии фонда оплаты труда.
Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) (пункт 48 Приказа Министра обороны РФ от 23.04.2014 N 255).
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" установлено, что в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом размеры фондов оплаты труда и средств федерального бюджета на денежное довольствие, исчисленные на 1 января 2007 г. (для федеральных государственных органов на 1 января 2017 г.) в соответствии с пунктом 4 настоящего Указа, сохраняются на очередной и последующие год. Средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, исчисленные и сохраненные в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящего Указа, остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов и могут использоваться ими на цели, предусмотренные пунктом 7 настоящего Указа. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 Министром обороны Российской Федерации издан приказ от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно пункту 1 указанного Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Пункт 2 Порядка предусматривает, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Согласно п. 7 Порядка конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
Из приведенных выше норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществлялось только за счет средств, высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов.
Доводы стороны истца о том, что стимулирующие выплаты, в частности указанная премия является частью оплаты труда работника и подлежат учету при расчете среднего месячного заработка, подлежат отклонению, поскольку премии за счет средств экономии фонда оплаты труда не включены в систему оплаты труда и не могут быть учтены при расчете среднего заработка по вышеуказанным основаниям.
Также следует отметить, что Верховный Суд Российской Федерации в своем определении от 01 декабря 2014 года N 18-КГ14-157 указал на то, что не признаются относящимися к системе оплаты труда премии, выплачиваемые по окончании определенных календарных периодов, из средств от экономии фонда оплаты труда.
Суд также принимает во внимание, что в трудовом договоре, заключенном с истцом не предусмотрена выплата премии гражданскому персоналу в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 г. N 1010 в обязательном порядке.
Частью 4 статьи 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса.
Проверив представленный ответчиком расчет выплат, произведенных истцу при увольнении, суд полагает, что он произведен верно.
Таким образом, правовые основания для принятия решения о включении выплаченных ФИО3 премий, предусмотренных Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", в средний заработок для расчета выплаты при увольнении у суда отсутствуют, в связи с чем суд полагает необходимым в требованиях отказать.
Рассматривая ходатайство ответчика о пропуске срока на обращение в суд, установленного ст.392 ТК РФ суд приходит к следующим выводам.
Статьей 381 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (статья 382 Трудового кодекса Российской Федерации).
Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями 1, 2 и 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, они могут быть восстановлены судом (часть 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющей сроки расчета с работником при увольнении, предусмотрено, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Правила материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, содержатся в статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что ФИО3 была уволена 11.11.2019, с вышеуказанным иском обратилась в суд 17.06.2020, т.е. в пределах годичного срока установленного ст.392 ТК РФ, таким образом, срок на обращение в суд ФИО3 не пропущен.
При таких обстоятельства, с учетом того, что оснований для взыскании заработной платы согласно расчёта истца у суда не имеется, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации за задержку выплат также не имеется, в связи с чем, полагает необходимым в указанной части требований отказать.
Поскольку истцом не представлены доказательства, подтверждающие факт нарушения его трудовых прав со стороны работодателя, суд на основании ст. 151 ГК РФ, 237 Трудового кодекса РФ приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.
Ввиду изложенного, требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований, суд в соответствии со ст. 94, 98, 100 ГПК РФ полагает необходимым в требованиях истца о взыскании в его пользу судебных расходов (расходов на оплату услуг представителя) отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплат, морального вреда, судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом 14 августа 2020 года решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд г.Хабаровска.
Судья Е.А. Савченко
-----------------------------------------¬
¦"КОПИЯ ВЕРНА" ¦
¦Судья ______________________¦
¦ Е.А. Савченко¦
¦Секретарь ¦
¦ А.С. Чабас¦
¦ _______________________¦
¦"__" _____________ 20__ г. ¦
L-----------------------------------------
Решение суда не вступило в законную силу
Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2020-003813-24
Подлинник решения подшит в дело № 2-3270/2020 и хранится в Центральном районном суде г. Хабаровска