ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3270/20 от 14.12.2020 Наро-фоминского городского суда (Московская область)

Дело №

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Наро-Фоминск

Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе судьи Котельниковой Т.В., при помощнике судьи Гараниной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Демченковой ФИО5 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Московской области о возложении обязанности поставить на кадастровый учет и провести государственную регистрацию прав на вновь построенный объект индивидуального жилищного строительства,

УСТАНОВИЛ:

Истец Демченкова Л.Л. обратилась в суд с иском к ответчику Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, в котором просила: обязать Администрацию Наро-Фоминского городского округа Московской области внести изменения в проект Правил землепользования и застройки Наро-Фоминского городского округа, о внесении земельного участка с К№ в границы населенного пункта д. Обухово, где он фактически и расположен, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области поставить на кадастровый учет и провести государственную регистрацию прав вновь построенного объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Исковые требования обоснованы тем, что истец приобрела земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ, получив положительное Уведомление № от Администрации Нapo-Фоминского городского округа Московской области о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, начала строительство жилого дома.

Какие-либо ограничения или обременения, наложенные на этот участок отсутствовали.

Построив жилой дом, ДД.ММ.ГГГГ, истец обратилась через портал Госуслуг с уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

Однако, ДД.ММ.ГГГГ получила отрицательное Уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Оказалось, что принадлежащий истцу на праве собственности земельный участок, имеет наложение на земли лесного фонда, причем сведения об этом, в выписке ЕГРН отсутствуют.

ДД.ММ.ГГГГ истец получила Решение Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области № о присвоении адреса объектам адресации: земельному участку с кадастровым номером и планируемому к строительству объекту.

На основании определения Наро-Фоминского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по исковым требованиям Демченковой ФИО6 к Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области о возложении обязанности внести изменения в проект Правил землепользования и застройки Наро-Фоминского городского округа, внести земельный участок с К№ в границы населенного пункта д. Обухово в связи с отказом истца от этих требований <данные изъяты>

По ходатайству истца Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Московской области привлечено к участию в деле в качестве ответчика по требованиям о возложении обязанности поставить на кадастровый учет и провести государственную регистрацию вновь построенного объекта индивидуального жилищного строительства.

Истец Демченкова Л.Л. в судебном заседании отсутствовала, извещена надлежащим образом.

Представитель истца по доверенности Назарук О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что Администрация городского округа разрешила строить дом. Перед подачей документов в Росреестр истец обратилась в Администрацию. Потом обратилась в Росреестр и узнала, что земельный участок пересекает земли лесного фонда. Росреестр не произвел регистрацию дома в связи с подачей технического плана. Истцу нужно зарегистрировать право собственности на возведенный жилой дом.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Московской области, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовал.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав письменные доказательства, выслушав представителя истца, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости истцу Демченковой Л.Л. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., адрес: <адрес>, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Наро-Фоминского городского округа Московской области Демченковой Л.Л. выдано уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметрам строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ истцу выдан градостроительный план земельного участка, в котором указано, что проект планировки территории не утвержден, документация по планировке территории не утверждена <данные изъяты> Территория двойного учета земельного участка отражена на чертеже градостроительного плана <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Наро-Фоминского городского округа Московской области Демченковой Л.Л. выдано уведомление № о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером частично расположен в зоне двойного кадастрового учета, на основании сведений государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Московской области имеет наложение на земли лесного фонда. В уведомлении рекомендовано обратиться в Комитет лесного хозяйства Московской области с целью уточнения границ земель лесного фонда <данные изъяты>

На основании решения Администрации Наро-Фоминского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ принадлежащему истцу земельному участку и планируемому к строительству объекту присвоен следующий адрес: <адрес><данные изъяты>

По сообщению Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащий истцу земельный участок с учетом документов территориального планирования и градостроительного зонирования, на основании сведений государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Московской области находится на территории двойного учета, имеет наложение на земли лесного фонда, в связи с чем в генеральном плане сельского поселения <адрес> утвержденном Решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером расположен вне утвержденных границ населенного пункта <адрес>. В соответствии с Федеральным законом № 280-ФЗ от 29.07.2017 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» рекомендовано обратиться в Комитет лесного хозяйства Московской области с целью уточнения границ лесного фонда <данные изъяты>

Аналогичный ответ дан Демченковой Л.Л. ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений Московской области <данные изъяты>

В ответ на заявление Демченковой Л.Л. Комитет лесного хозяйства Московской области в отношении земельного участка сообщил, что принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги в связи с тем, что отсутствует информация об объектах недвижимости, зарегистрированных в установленном действующем законодательством порядке, расположенных на земельном участке. Разъяснено, что необходимо представить правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке (ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую») <данные изъяты>

В ответ на обращение Демченковой Л.Л. Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Московской области сообщено, что в орган государственной регистрации прав поступило заявление от ДД.ММ.ГГГГ о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в части категории земель. В рамках рассмотрения заявления установлено, что, в соответствии с генеральным планом сельского поселения <данные изъяты>, утвержденным решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 20.04.2017 № 12/101, расположен вне утвержденных границ <адрес>, в функциональной зоне – Ж-2 – зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами. В связи с этим земельный участок не относится к категории земель «земли населенных пунктов», осуществить государственный кадастровый учет изменений сведений о категории земель земельного участка не представляется возможным. Разъяснено, что в целях изменения категории земель земельного участка возможно обратиться в администрацию Наро-Фоминского городского округа Московской области с соответствующим заявлением <данные изъяты>

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Московской области по указанным основаниям приостановлено осуществление действий по заявлению о государственном кадастровом учете изменений в отношении земельного участка, разъяснено, что для изменения категории земельного участка на населенные пункты необходимо земельный участок включить в границы населенных пунктов, для чего рекомендовано обратиться в Администрацию Наро-Фоминского городского округа <данные изъяты>

Уведомлением Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ отказано во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений, рекомендовано доработать представленные документы <данные изъяты>

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ Комитета лесного хозяйства Московской области сообщено, что принадлежащий истцу земельный участок пересекает земли лесного фонда Наро-Фоминского лесничества (пересечение установлено по материалам лесоустройства, на кадастровом учете граница лесничества не стоит). Разъяснено, что для применения положений Федерального закона № 280-ФЗ необходимо представить правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на объекты недвижимости, расположенные на указанном земельном участке <данные изъяты>

Статьей 88 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов.

Истец обращалась в орган государственной регистрации (к ответчику) с заявлением о государственном кадастровом учете изменений в отношении земельного участка, в котором просила изменить категорию земель на «земли населенных пунктов».

В связи с тем, что земельный участок находится вне границ населенного пункта, имеется наложение земельного участка на земли лесного фонда, истцу органом государственной регистрации отказано в государственном учете изменений в отношении земельного участка.

Статьей 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

Согласно статье 14 указанного закона, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Статьей 29 указанного Федерального закона установлен порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;

3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Пунктом 12 названной статьи установлено, что приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Обжалование решения органа государственной регистрации об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав может быть осуществлено в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственном учете изменений земельного участка не оспорено и не оспаривается в данном деле.

Доказательств того, что истец обращалась в Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Московской области с заявлением о поставке на кадастровый учет и проведении государственной регистрации прав на вновь построенный объект индивидуального жилищного строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером , не представлено.

Предъявление исковых требований к органу государственной регистрации прав о возложении обязанности поставить вновь возведенный объект на кадастровый учет и провести государственную регистрацию прав на построенный объект недвижимости без обращения в орган регистрации прав с заявлением об этом невозможно, поскольку орган регистрации прав не является органом, от которого зависит возникновение права заявителя на возведенный объект недвижимого имущества.

Кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на возведенный объект недвижимости осуществляются органом регистрации прав на основании представленных документов, предусмотренных законом.

В силу изложенного заявленные в суд исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 193-199, 167 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Демченковой ФИО7 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Московской области о возложении обязанности поставить на кадастровый учет и провести государственную регистрацию прав на вновь построенный объект индивидуального жилищного строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд Московской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.В. Котельникова