Дело № 2-3270\2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 ноября 2013 года, город Пермь
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Юрченко И.В.,
при секретаре Мориловой Н.С.,
с участием истца Федосина С.Г.,
представителя ответчика Департамента земельных отношений администрации г.Перми Чернышевой М.И. по доверенности,
третьего лица Ремянниковой Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федосина С.Г. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании предоставления земельного участка в собственность, отмене решения о предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанности предоставить в собственность земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Федосин С.Г. обратился в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми, о признании предоставления земельного участка в собственность в соответствии с Федеральным законом РФ от 25.10.2001г. № 137-ФЗ, Федеральным законом РФ от 30.06.2006г. № 93-ФЗ, возложении обязанности предоставить в собственность земельный участок, расположенный по адресу: Адрес», отмене решения Департамента земельных отношений о предоставлении земельного участка в аренду Ремянниковой Ю.Г. (с учетом уточненного искового заявления).
В обоснование предъявленных требований истец указал, что с Дата года пользуется земельным участком который расположен по адресу: Адрес который был предоставлен на основании распоряжения исполнительного комитета Дзержинского районного Совета народных депутатов города Перми № от Дата года. Распоряжение Дзержинского райисполкома г.Перми от Дата является правоустанавливающим документом, доказывающим факт предоставления ему земельного участка. В Департамент земельных отношений поступило заявление Ремянниковой Ю.Г. о передаче указанного земельного участка в аренду. Письмом Департамента земельных отношений от Дата ему отказано в предоставлении в собственность указанного земельного участка. Отказ мотивирован тем, что в отношении данного земельного участка принято решение о предоставлении его Ремянниковой Ю.Г., также имеется ссылка на решение Пермской городской Думы от Дата. № №. Считает действия Департамента нарушающими его права. Ранее он обращался в Департамент с просьбой предоставить указанный земельный участок в аренду, в чем ему было отказано, что он расценивает как дискриминацию его прав. Кроме того, Ремянникова Ю.Г. подала заявление о предоставлении земельного участка в аренду Дата Дата. им было подано заявление об отказе Ремянниковой Ю.Г. в предоставлении земельного участка. Поскольку на момент его обращения – Дата. земельный участок не был предоставлен Ремянниковой Ю.Г., т.е. фактического принятия решения о передаче земельного участка в аренду, Департамент не вправе ссылаться на указанное решение как на основание в отказе его требований.
Распоряжение исполнительного комитета Дзержинского районного Совета народных депутатов города Перми № от Дата следует расценивать как правоустанавливающий документ на земельный участок. Поскольку в указанном правоустанавливающем документе – распоряжении исполнительного комитета Дзержинского районного совета народных депутатов г.Перми № от Дата отсутствовало указание на конкретный вид права, на котором ему был предоставлен земельный участок, определить вид этого права не представляется возможным, к возникшим правоотношениям по поводу предоставления земельного участка в собственность подлежит применению положение аб.2 п.9.1 ст.3 Закона РФ от 25.10.2001г. «О введение в действие Земельного кодекса РФ», согласно которой в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения огородничества, садоводства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок или невозможно определить вид такого права, земельный участок считается предоставленным на праве собственности. Решение Пермской городской Думы от Дата № не может регулировать отношения и учитывать обстоятельства, возникшие ранее.
В судебном заседании истец предъявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в предъявленных исковых заявлениях.
Представитель ответчика исковые требования не признал, пояснил, что решением Ленинского районного суда г. Перми по гражданскому делу № от Дата Федосину С.Г. в удовлетворении заявления о признании правового акта местного самоуправления недействительным в части было отказано, признав не противоречащими федеральному закону или другому нормативному правовому акту имеющему большую юридическую силу, п.п.1.7, п.п.1.7.1 и абз. 6 п.п.1.8.1.Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, утвержденного Решением Пермской городской думы Дата №№. Предоставление Федосину С.Г. земельного участка для садоводства в порядке ст. 28 ФЗ №66-фз не представляется возможным. Земельный участок распоряжением Дзержинского райисполкома от Дата № был закреплен за Федосиным С.Г. во временное пользование без права возведения капитальных строений. Согласно Земельному кодексу РСФСР, действующему на тот момент, временное пользование землей рассматривалось как краткосрочное –до трех лет и долгосрочное –от трех до десяти лет. Таким образом, указанное распоряжение Дзержинского райисполкома не является правоустанавливающим документом, подтверждающим право собственности истца на земельный участок.
Третье лицо в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что в течение длительного времени они пользуются земельным участком, считает, что земельный участок был предоставлен в собственность.
Суд, выслушав пояснения сторон, 3-го лица, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.
Основные принципы земельного законодательства закреплены в статье 1 Земельного кодекса РФ.
Согласно статье 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (ч.3 ст. 3 ЗК РФ).
Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (ч.1 ст. 5 ЗК РФ).
Признание права на земельные участки в судебном порядке закреплено в статье 59 Земельного кодекса РФ.
В статье 36 Конституции РФ закреплено право граждан и их объединений иметь в собственности землю.
В соответствии с Земельным кодексом РФ (статья 25 и 26) права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, и удостоверяются в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». К числу таких оснований ст. 8 ГК РФ отнесены, в частности, договоры и иные сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебное решение.
Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям закреплены в статье 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 16.04.1998 года № 66-ФЗ.
Земельное законодательство различает две процедуры приобретения гражданами в собственность земельных участков. Во-первых, гражданам может быть предоставлен земельный участок для садоводства, огородничества и дачного хозяйства впервые (ст. 14 Закона).
Во-вторых, если гражданин уже имеет дачный, садовый, огородный земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (или, что еще чаще - не имеет вообще никаких документов на земельный участок), то он имеет право переоформить (приватизировать) права на свой земельный участок, став его собственником. Если гражданину земельный участок был предоставлен до вступления в силу Земельного кодекса РФ, то такой гражданин имеет право на бесплатную приватизацию своего земельного участка.
Согласно статьи 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» земельные участки предоставляются гражданам на праве собственности из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического, дачного объединения бесплатно. Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории соответствующего некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования за плату на условиях соответствующих договоров.
В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» лица, которым предоставлены земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования до вступления в силу ЗК РФ, вправе по своему выбору приобрести в аренду или собственность такие участки в соответствии с порядком, предусмотренном правилами ст. 36 ЗК РФ, независимо от того, для какой цели они были предоставлены. В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям, получившим земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды и срочного пользования, не может быть отказано в приватизации таких участков, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в частную собственность. Действующая по настоящее время редакция данной статьи предусматривает передачу земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования, в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.
Пункт 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", устанавливающий запрет приватизации земельных участков в составе земель, предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных и общественных интересах, в том числе земель общего пользования, распространяется на случаи отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости (п. 2 ст. 3 данного Закона). Пунктом 12 ст. 85 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земель общего пользования - занятыми площадями, улицами, дорогами и т.д., к которым земли общего пользования в пределах садоводческого и других некоммерческих объединений не относятся.
В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Вводного закона если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства, то гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Порядок регистрации включает обращение с заявлением в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до разграничения государственной собственности на землю распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
В соответствии со ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст.9,10 и 11 настоящего Кодекса. Учитывая требования данной нормы закона решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления предоставить земельный участок является первоначальным и основным юридически значимым действием при переходе права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Оно является выражением воли собственника по отчуждению участка. При возмездном отчуждении, основанием для заключения договора.
Судом установлено, что Дата исполнительный комитет Дзержинского районного совета народных депутатов принял распоряжение № (л.д.7), которым на основании личного заявления за Федосиным С.Г. закреплен земельный участок площадью 6 соток, находящийся между кооперативом порта «Пермь» и дамбой в продолжении Адрес, согласно прилагаемой схемы, временно, без права возведения капитальных строений.
Дата главным специалистом отдела муниципального земельного контроля администрации г.Перми составлен акт обследования земельного участка, расположенного по Адрес (л.д.10). В акте указано, что земельный участок огорожен забором, на земельном участке находится садовый дом, плодовые деревья, посажены кусты.
Дата Федосин С.Г. обратился в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: Адрес, площадью 6 соток согласно схемы расположения участка и акта обследования земельного участка./л.д.8/
Дата решением ДЗО № отказано в предоставлении земельного участка по адресу: Адрес, площадью 600 кв.м., поскольку в отношении испрашиваемого земельного участка принято решение о возможности предоставления земельного участка иному ранее обратившемуся лицу, срок которого на момент подачи заявления не истек, имеются установленные в соответствии с законодательством, а также техническим регламентом ограничения или запреты, не позволяющие использовать испрашиваемый земельный участок. В отношении земельного участка принято решение о возможности предоставления его в аренду Ремянниковой Ю.Г. от 23.07.13..
Одним из основополагающих конституционных принципов гражданского процесса является осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 12 ГПК РФ).
Обязанность по доказыванию по гражданским делам распределяется в соответствии с общими положениями, закрепленными в ст. 56 ГПК РФ, в соответствии с которыми каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как указано в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебном решении», согласно ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Исходя из смысла ч. 4 ст. 13, ч.2 и 3 ст. 61, ч. 2 ст. 209 ГПК РФ лица, не участвующие в деле, по которому судом общей юрисдикции или арбитражным судом вынесено соответствующее судебное постановление, вправе при рассмотрении другого гражданского дела с их участием оспаривать обстоятельства, установленные этими судебными актами. В указанном случае суд выносит решение на основе исследованных в судебном заседании доказательств.
В судебном заседании установлено, что Дата решением Дзержинского районного суда г.Перми Федосину С.Г. отказано в удовлетворении исковых требований к Администрации г.Перми, Департаменту земельных отношений администрации г.Перми, Администрации Дзержинского района г.Перми о: признании недействительным письма Департамента земельных отношений Администрации г.Перми от Дата в той части, в которой утверждается, что в «решении Пермской городской Думы от Дата № «Об утверждении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством на территории г.Перми» не предусмотрено предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность для заявленных целей», поскольку не основано на нормах действующего законодательства и создает угрозу нарушения прав Федосина С.Г. в будущем; признании недействительным письма Департамента земельных отношений Администрации г.Перми в адрес Федосина С.Г. от Дата в той части, в которой утверждается, что «распоряжение Дзержинского райисполкома от Дата № в настоящее время является недействующим», поскольку оно не основано на нормах действующего законодательства и создает угрозу нарушения прав Федосина С.Г. в будущем; признании недействительным письма Департамента земельных отношений Администрации г.Перми от Дата об отказе в предоставлении земельного участка; обязании Департамент земельных отношений администрации г.Перми удовлетворить заявление Федосина С.Г. от Дата о предоставлении в собственность земельного участка в Дзержинском районе г.Перми; обязании Департамент земельных отношений Администрации г.Перми и Администрации г.Перми не чинить препятствий при изготовлении кадастрового плана на рассматриваемый земельный участок в интересах Федосина С.Г.; обязании Департамент земельных отношений Администрации г.Перми и Администрации г.Перми в письменном виде признать право Федосина С.Г. на оформление земельного участка путем приватизации для целей последующей государственной регистрации данного участка, что необходимо для предъявления в организации, занимающиеся землеустроительными работами отказано.
Решением Ленинского районного суда г.Перми от Дата Федосину С.Г. отказано в удовлетворении требований об оспаривании решения Управления Росреестра по пермскому краю об отказе в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, понуждении зарегистрировать право собственности на земельный участок.
Решения суда вступили в законную силу.
Указанными судебными актами установлено, что земельный участок, расположенный между садовым кооперативом порта «Пермь» (сад «Речник») и дамбой в продолжение Адрес предоставлен истцу во временное пользование распоряжением исполнительного комитета Дзержинского райсовета народных депутатов № от Дата года. Данным постановлением земельный участок предоставлен временно, без права возведения капитальных строений, земельный участок истцу на каком-либо вещном либо обязательственном праве не предоставлялся, права у истца на спорный участок отсутствуют.
В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ истец в настоящем деле не вправе оспаривать обстоятельства, установленные в ступившими в законную силу решениями Дзержинского районного суда г.Перми от Дата., Ленинского районного суда г.Перми от Дата
Поскольку указанными решениям судов установлено, что распоряжением Дзержинского районного совета народных депутатов Исполнительного комитета от Дата. № спорный земельные участок был предоставлен истцу во временное пользование, оснований для удовлетворения требований о признании предоставления ему указанного земельного участка в собственность не имеется.
Также не подлежат удовлетворению требования истца о возложении на Департамент земельных отношений обязанности предоставить ему указанный земельный участок в собственность. При этом суд принимает во внимание, что положениями Земельного кодекса РФ предусмотрены основания предоставления земельного участка в собственность (ст.34, 36 ЗК РФ), доказательств наличия предусмотренных законом оснований для предоставления земельного участка в собственность истцом не представлено.
В отношении земельного участка по адресу Адрес принято решение о предоставлении земельного участка в аренду Ремянниковой Ю.Г..
Суд не усматривает оснований для возложения на Департамент земельных отношений обязанности отменить решение о предоставлении спорного земельного участка в аренду Ремянниковой Ю.Г..
В соответствии со ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Учитывая, что суд пришел к выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований о признании предоставления спорного земельного участка на праве собственности, возложении на Департамент земельных отношений обязанности предоставить истцу земельный участок в собственность, оснований для отмены решения Департамента о предоставлении спорного земельного участка в аренду иному лицу не имеется, поскольку предоставление земельного участка в аренду Ремянниковой Ю.Г. не нарушает каких-либо прав и законных интересов истца.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении исковых требований Федосину С.Г. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании предоставления земельного участка в собственность, отмене решения о предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанности предоставить в собственность земельный участок отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
...
Судья И.В. Юрченко