ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3270/2021 от 10.11.2021 Емельяновского районного суда (Красноярский край)

№ 2-3270/2021

УИД 24RS0013-01-2021-003089-02

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 ноября 2021 года пгт. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Хомченко И.Ю.,

при секретаре Гореловой А.А.,

с участием представителя истца помощника Норильского транспортного прокурора Дубровского А.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Норильского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Красноярья» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Норильский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Красноярья» (далее по тексту - ФКП «Аэропорты Красноярья») с требованием возложить обязанность в течение 1 месяца, с даты вступления в законную силу решения суда, разработать план мероприятий на случай аварийной обстановки на аэродроме «Хатанга» и в районе аэродрома, а также оперативный план тушения пожаров воздушных судов на аэродроме «Хатанга» в соответствии с требованиями, установленными Федеральными авиационными правилами «Аварийно – спасательное обеспечение полетов воздушных судов», утверждённых приказом Минтранса России от 26.11.2020 № 517; возложить обязанность в течение 2 месяцев, с даты вступления в законную силу решения суда, представить в лицензирующий орган документы, необходимые для переоформления имеющийся лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, в целях осуществления лицензионного вида деятельности на аэродроме «Хатанга». Заявленные исковые требования мотивированы тем, что в целях реализации положений приказа Минтранса России от 16.11.2020 № 517 утверждены Федеральные авиационные правила «Аварийно- спасательное обеспечение полетов воздушных судов» (далее - ФАП № 517), которые устанавливают порядок организации оператором аэродрома аварийно-спасательного обеспечения полетов и проведения аварийно-спасательных работ на аэродромах и в районах аэродромов гражданской авиации. Из п.п. 4, 10 ФАП №517 следует, что оператор аэродрома осуществляет организацию аварийно-спасательного обеспечения полетов воздушных судов на аэродроме и в районе аэродрома гражданской авиации, при этом такое обеспечение осуществляется все время, пока на аэродроме разрешены полеты, независимо от факта выполнения полетов. В силу п. 13 ФАП № 517 оператор аэродрома разрабатывает План мероприятий на случай аварийной обстановки на аэродроме и в районе аэродрома (далее - Аварийный план), исполнение которого является обязательным всеми лицами, задействованными в тушении пожара и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Установлено, что 20.07.2020 директором филиала «Аэропорт «Хатанга» ФКП «Аэропорты Красноярья» утвержден Аварийный план по организации и проведению поисково-спасательных работ в аэропорте «Хатанга». Между тем, несмотря на изменение действующего законодательства, вступление с 01.01.2021 в законную силу ФАП № 517, действенных мер по приведению указанного документа требованиям ФАП № 517 не принято, поскольку в нарушение п. 8 приложения № 2 к ФАП № 517 утвержденный аварийный план не содержит полного объема характеристик аэродрома и его района, а также иных сведений. К основным функциям службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов (далее по тексту СПАСОП) относится, в числе прочего разработка оперативного плана тушения пожаров воздушных судов. Согласно п. 111 ФАП № 517 тушение пожаров на воздушных судах (далее по тексту ВС) должно проводиться соответствии с оперативным планом тушения пожаров на ВС, требования к содержанию которого указаны в приложении N 4 ФАП № 517. Между тем, вопреки требованиям п. 2 приложения 4 к ФАП № 517, утвержденный 14.05.2019 директором филиала «Аэропорт Хатанга» ФКП «Аэропорты Красноярья» оперативный план по тушению пожаров и проведению аварийных судах на воздушных судах в филиале «Аэропорт Хатанга» не содержит назначения и области применения оперативного плана, перечня основных нормативно-правовых актов и методических документов, порядка разработки, введения в действие и внесения изменений в оперативный план, района аэродрома, времени развертывания пожарных автомобилей в дальних точках каждой взлетно-посадочной полосы (далее по тексту ВПП) и в районах, удаленных от торцов каждой ВПП до 1000 м. по курсу взлета (посадки) внутри контролируемой зоны аэропорта в табличном виде, дополнительные силы и средства, привлекаемые к действиям по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, с учетом средств пожаротушения, огнетушащих веществ (далее по тексту ОТВ) и численности расчетов, а также иные сведения, предусмотренные ФАП № 517. Как следует из п. 41 ФАП № 517 СПАСОП должна иметь лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и быть аттестована направо ведения аварийно-спасательных работ (далее по тексту АСР), связанных с тушением пожаров в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Между тем, имеющаяся в распоряжении ФКП «Аэропорты Красноярья» лицензия на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры от 15.03.2016 № 24-А/00001 не позволяет осуществлять лицензируемы вид деятельности в аэропорте «Хатанга», следовательно, образованное в указанном аэропорте формирование, осуществляет свою деятельность без лицензии. По указанным нарушениям закона, прокурор реагировал представлением об их устранении от 24.04.2021 № 23/7-03-2020 к генеральному директору ФКП Аэропорты «Красноярья», которое оказалось неэффективным. Учитывая, что бездействие ФКП «Аэропорты «Красноярья» влечет нарушение требований безопасности полетов воздушных судов, создает угрозу возникновения авиационных событий и, как следствие возможность причинения вреда жизни и здоровья неопределенного круга лиц, истец обратился в суд с данным иском (л.д. 2-5).

Представитель истца помощник Норильского транспортного прокурора Дубровский А.О., в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ФКП «Аэропорты Красноярья» надлежащим образом извещенный о времени, дате и месте судебного заседания посредством направления почтовой связью судебного извещения, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 105).

В соответствии со ст. 233 ГПК РФ дело рассмотрено в порядке заочного производства.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как указано в ст. 2 ГК РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1 ГК РФ).

В силу положений ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье гражданина являются нематериальными благами, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

В силу положений ч. 2 ст. 49 Воздушного кодекса Российской Федерации эксплуатацию аэродрома гражданской авиации, и его соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.

В соответствии с п. 2 ст. 69 ВК РФ правила и условия обслуживания аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов, в том числе поиск и спасание, а также аварийно-спасательного обеспечение полетов воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Согласно ст. 90 ВК РФ аварийно-спасательные работы на аэродроме и в районе аэродрома проводятся оператором аэродрома гражданской авиации.

Приказом Минтранса России от 26.11.2020 N 517 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2020 N 62008) утверждены Федеральные авиационные правила «Аварийно - спасательное обеспечение полетов воздушных судов», которые устанавливают порядок организации оператором аэродрома аварийно -спасательного обеспечения полетов и проведения аварийно-спасательных работ на аэродромах и в районах аэродромов гражданской авиации.

Из п.п. 4, 10 ФАП №517 следует, что оператор аэродрома осуществляет организацию аварийно-спасательного обеспечения полетов воздушных судов на аэродроме и в районе аэродрома гражданской авиации, при этом такое обеспечение осуществляется все время, пока на аэродроме разрешены полеты, независимо от факта выполнения полетов.

В силу п. 13 ФАП № 517 оператор аэродрома разрабатывает План мероприятий на случай аварийной обстановки на аэродроме и в районе аэродрома, исполнение которого является обязательным всеми лицами, задействованными в тушении пожара и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Требования к содержанию такого плана установлены Приложением № 2 к ФАП № 517.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 20.07.2020 директором филиала «Аэропорт «Хатанга» ФКП «Аэропорты Красноярья» ФИО1 утвержден аварийный план по организации и проведению поисковых и аварийно – спасательных работ в аэропорту «Хатанга» (л.д. 24-63).

В нарушение п. 8 приложения 2 к ФАП № 517 утвержденный аварийный план не содержит полного объема характеристик аэродрома и его района. Кроме того, в нарушение п. 2 приложения 4 к ФАП № 517 оперативный план по тушению пожаров и проведению аварийных судах на воздушных судах в филиале «Аэропорт «Хатанга» (л.д. 64-79) не содержит назначения и области применения оперативного плана, перечня основных нормативно – правовых актов и методических документов, порядка разработки, введение в действие и внесение изменений в оперативный план, района аэродрома, времени развертывания пожарных автомобилей в дальних точках каждой ВПП и в районах, удаленных от торцов каждой ВПП до 1000 м. по курсу взлета внутри контролируемой зоны аэропорта в табличном виде, дополнительные силы и средства, привлекаемые к действиям по тушению пожара и проведению аварийно – спасательных работ, с учетом средств пожаротушения, ОТВ и численности расчетов, а также иные сведения, предусмотренные ФАП № 517.

Согласно п. 41 ФАП № 517 СПАСОП должна иметь лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и быть аттестована на право ведения АСР, связанных с тушением пожаров в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Требования к содержанию такого плана установлены Приложением № 2 к ФАП № 517.

Норильским транспортным прокурором в адрес генерального директора ФКП «Аэропорты Красноярья» направлено представление об устранении вышеуказанных нарушений закона от 23.04.2021 №23/1-03-2021 (л.д. 81-83).

ФКП «Аэропорты Красноярья» рассмотрело представление Норильской транспортной прокуратуры об устранении требований закона, и сообщило, что для устранения нарушений Предприятием проведены следующие мероприятия:

1. В соответствии с приказом генерального директора № 42 от 24.02.2021 определен календарный план по реализации мер в области аварийно - спасательного обеспечения полетов на аэродромах и в районах аэродромов предприятия, где назначены ответственные, определены мероприятия и сроки выполнения требований ФАП-517.

2. В соответствии с указанным выше приказом генерального директора в филиале «Аэропорт Хатанга» издан приказ и составлен календарный план по реализации мер аварийно-спасательного обеспечения полетов на аэродромах и в районах аэродромов предприятия, где назначены ответственные, определены мероприятия и сроки выполнения требований ФАП-517.

Из ответа ФКП «Аэропорты Красноярья» также следует, что в филиале разработаны проекты Аварийного и оперативного планов. Для окончательного согласования и утверждения планов необходимо доукомплектование штатных единиц СПАСОП, которое не проведено по причине отсутствия финансирования, в связи с чем, в адрес Федерального агентства воздушного транспорта был направлен запрос (исх. МО 1-842 от 08.04.2021) о разъяснениях и проблемах применения ФАН-517 по комплектованию СПАСОП. После получения разъяснений по существу направленных вопросов будут проведены мероприятия по укомплектованию персонала СПАСОП, внесены исходные данные в содержание вышеуказанных планов, и после их утверждения, применены оператором аэродрома «Хатанга» в части организации противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов ВС; подготавливается заявка на внесение изменений в лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров в части включения в нее объекты инфраструктуры аэропорта «Хатанга». Подготовка заявки на получение Лицензии на деятельность по пожаротушению на производственных объектах и объектах инфраструктуры аэропорта будет проведена после формирования и укомплектования СПАСОП необходимыми объектами и оборудованием в данном аэропорту (л.д. 84-85).

Какие-либо возражения относительно заявленных исковых требований ответчиком не представлены.

Таким образом, по делу установлено, что до настоящего времени план мероприятий на случай аварийной обстановки на аэродроме «Хатанга» и в районе аэродрома, а также оперативный план тушения пожаров воздушных судов на аэродроме «Хатанга» в соответствии с требованиями, установленными Федеральными авиационными правилами «Аварийно – спасательное обеспечение полетов воздушных судов», утверждённых приказом Минтранса России от 26.11.2020, № 517 не разработан; лицензия на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, в целях осуществления лицензионного вида деятельности на аэродроме «Хатанга» не представлена.

Учитывая, что отсутствие плана мероприятий на случай аварийной обстановки на аэродроме и в районе аэродрома, а также оперативного плана тушения пожаров воздушных судов, соответствующих требованиям законодательства, не обеспечивает достаточный контроль за действиями подразделений СПАСОП, действия которых в полной мере не регламентированы, что фактически исключает возможность надлежащей организации спасания пассажиров и существа аэродрома при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций, а также учитывая, что отсутствие предусмотренной законом лицензии исключает возможность деятельности сформированного аэропортом аварийно-спасательного формирования, суд полагает, что заявленные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Норильского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Красноярья» о возложении обязанности, удовлетворить.

Возложить на Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Красноярья» обязанность в течении 1 месяца с даты вступления в законную силу решения суда разработать план мероприятий на случай аварийной обстановки на аэродроме «Хатанга» и в районе аэродрома, а также оперативный план тушения пожаров воздушных судов на аэродроме «Хатанга» в соответствии с требованиями, установленными Федеральными авиационными правилами «Аварийно – спасательное обеспечение полетов воздушных судов», утверждённых приказом Минтранса России от 26.11.2020 № 517.

Возложить на Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Красноярья» обязанность в течении 2 месяцев, с даты вступления в законную силу решения суда, предоставить в лицензирующий орган документы, необходимые для переоформления имеющийся лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, в целях осуществления лицензионного вида деятельности на аэродроме «Хатанга».

Заявление об отмене заочного решения может быть подано не явившимся ответчиком в Емельяновский районный суд в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья И.Ю. Хомченко