ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3270/2021 от 23.11.2021 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-3270/2021

39RS0004-01-2021-005080-48

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 ноября 2021 года г. Калининград

Московский районный суд г. Калининграда

в составе председательствующего судьи Семенихина В.А.

при помощнике Школиной Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Московского района гор. Калининграда в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 15, Администрации городского округа «Город Калининград» о понуждении финансирования и организации мероприятий по антитеррористической защищенности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Московского района г. Калининграда в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, указав, что входе проведенной проверки исполнения законодательства направленного на обеспечение антитеррористической защищённости объектов образования на поднадзорной территории установлено, что в МАОУ СОШ № 15 г. Калининграда в сентябре 2019 проведено категорирование объекта. По результатам обследования и категорирования объекту присвоена третья категория опасности. В соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территории) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, образовательный объект третьей категории опасности должен быть обеспечен специализированной охраной. Однако проверкой установлено, что в нарушение законодательства охрана на объектах осуществляется физическими лицами - штатными сотрудниками, а не специализированными организациями. По данному факту в адрес МАОУ СОШ № 15 г. Калининграда 11.06.2020 прокуратурой района было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, которое было рассмотрено и удовлетворено. Однако, до настоящего момента МАОУ СОШ № 15 г. Калининграда не обеспечено охраной сотрудниками частных охранных организаций. При этом образовательным учреждением в адрес учредителя - администрации ГО «Город Калининград» направлялась информация о необходимости выполнения указанных мероприятий и о выделении денежных средств в данных целях. Однако, согласно ответу администрации ГО «Город Калининград» проведение и финансирование мероприятий по исполнению требований антитеррористической защищенности объектов образования, в том числе МАОУ СОШ № 15 г. Калининграда включены в перечень несогласованных вопросов по распределению бюджетных ассигнований проекта муниципальной программы «Развитие системы образования ГО «Город Калининград» на 2022-2024 годы, а также в заявку на предоставление субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Калининградской области в рамках государственной программы Калининградской области «Развитие образования» в 2022 году. Таким образом, проведение и финансирование мероприятии по обеспечению антитеррористической защищенности в соответствии с Требованиями № 1006 в МАОУ СОШ № 15 г. Калининграда запланировано не ранее чем на 2022 год, что выходит за предусмотренный законодательством срок. Просит, с учетом уточнения исковых требований, обязать Администрацию городского округа «Город Калининград» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия по обеспечению МАОУ СОШ № 15 специализированной охраной и возложить на МАОУ СОШ № 15 обязанность обеспечить образовательный объект специализированной охраной.

В судебном заседании помощник прокурора Московского района г. Калининграда Орлова А.Ю. требования с учетом уточнения поддержала по изложенным в иске основаниям, указав, что МАОУ СОШ № 15 в нарушение законодательства образовательный объект не обеспечен специализированной охраной. Указанные мероприятия должна профинансировать Администрация ГО «Город Калининград», как учредитель МАОУ СОШ № 15 в лице Комитета по образованию, а МАОУ СОШ № 15 организовать обеспечение образовательного объекта специализированной охраной. Просит исковые требования удовлетворить, считая срок 6 месяцев достаточным для устранения нарушений.

Представитель МАОУ СОШ № 15 в судебное заседание не явился, уведомленный надлежащим образом.

Представитель Администрации ГО «Город Калининград» по доверенности Лежаева Н.М. не возражала против уточенных исковых требований, указав, что в бюджете на 2022 год предусмотрены денежные средства для организации специализированной охраны в школах г. Калининграда, бюджет прошел первое чтение, в период 6 месяцев указанные мероприятия будут профинансированы, в том числе выделено финансирование на устранения недостатков в школе № 15.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов сторон, чьи права нарушены, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», основными принципами борьбы с терроризмом являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма, соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности. Целью противодействия терроризму в России является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма. Основной задачей противодействия терроризму в числе прочих является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов от террористических посягательств, в том числе критически важных объектов, инфраструктуры и объектов жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Согласно ст. 3 указанного закона, под противодействием терроризму понимается - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

На основании п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона № 35-Ф3 Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

В соответствии с пп. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, а также мест с массовым пребыванием людей.

Согласно п. 12 Концепции противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется по направлениям предупреждения (профилактики) терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлении терроризма.

Согласно п. 13 Концепции предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по трем основным направлениям, в том числе, осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана, в том числе, создавать безопасные условия обучения при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ст. 41 Закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территории) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территории) (далее - Требования № 1006), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.

Согласно п. 6 Требований № 1006 в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия) в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) - в течение 2 месяцев со дня утверждения Требований № 1006.

Пунктом 24 Требований № 1006 определен ряд мероприятий в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов.

При этом пунктом 25 Требований № 1006 установлено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 Требований № 1006, наряду с прочими, осуществляются такие мероприятия как: б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Судом установлено, что МАОУ СОШ № 15 является действующим юридическим лицом, учредителем которого является Администрация Городского округа «Город Калининград» в лице Комитета по образованию.

Сторонами не оспаривалось, что МАОУ СОШ № 15 в ходе мероприятий, предусмотренных Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территории) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территории) проведено категорирования образовательного объекта, присвоена третья категория опасности.

В ходе поверки установлено, что в нарушение вышеприведенных норм в МАОУ СОШ № 15 г. Калининграда охрана на объектах осуществляется физическими лицами - штатными сотрудниками, а не специализированными организациями и подразделениями, помещение на 1-ом этаже для охраны не оборудовано.

По данному факту в адрес МАОУ СОШ № 15 г. Калининграда 05.10.2020 прокуратурой района было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, которое было рассмотрено и удовлетворено. Однако, до настоящего момента МАОУ СОШ № 15 г. Калининграда не обеспечено охраной сотрудниками частных охранных организаций.

Образовательным учреждением в адрес учредителя - администрации ГО «Город Калининград» направлялась информация о необходимости выполнения указанных мероприятий и о выделении денежных средств в данных целях.

Однако, как следует из ответа Администрации ГО « Город Калининград» проведение и финансирование мероприятий по исполнению требований антитеррористической защищенности объектов образования, в том числе МАОУ СОШ № 15 г. Калининграда включены в перечень несогласованных вопросов по распределению бюджетных ассигнований проекта муниципальной программы «Развитие системы образования ГО «Город Калининград» на 2022-2024 годы, а также в заявку на предоставление субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Калининградской области в рамках государственной программы Калининградской области «Развитие образования» в 2022 году.

Вместе с тем в соответствии со сроками проведения категорирования образовательного объекта в сентябре 2019 года в соответствии с Требованием № 1006 предельный срок осуществления предписанных мероприятий заканчивается в декабре 2021 года срок.

Проведение и финансирование мероприятии по обеспечению антитеррористической защищенности в соответствии с Требованиями № 1006 в МАОУ СОШ № 15 г. Калининграда запланировано не ранее чем на 2022 год, что выходит за предусмотренный законодательством срок.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора.

В силу ч. 1 и 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая обстоятельства дела, социальную значимость данных объектов, характер и объем работ, которые необходимо произвести, а также требования разумности, суд считает возможным установить срок ответчику для устранения выявленных нарушений законодательства о гражданской обороне в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, считая данный срок разумным и достаточным.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Московского района г. Калининграда в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа «Город Калининград» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия по обеспечению Муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 15 специализированной охраной, предусмотренной пп. «б» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006.

Возложить на Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 15 обязанность обеспечить образовательный объект специализированной охраной, предусмотренной пп. «б» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 после проведенного финансирования Администрацией городского округа «Город Калининград».

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, через Московский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение будет изготовлено 30.11.2021 года

Судья /подпись/