ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3270/2022 от 26.07.2022 Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область)

55RS0003-01-2022-004688-20

Дело № 2-3270/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«26» июля 2022 года г. Омск

Ленинский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Белоус О.В.,

при секретаре судебного заседания Овчинниковой О.В.,

при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Тарасюк Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского административного округа города Омска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Бюджетному образовательному учреждению города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 104», Департаменту образования Администрации города Омска о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Истец прокурор Ленинского административного округа г. Омска обратился в Ленинский районный суд г. Омска с вышеназванным иском, указав в обоснование своих исковых требований, что прокуратурой Ленинского административного округа г. Омска проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в деятельности Бюджетного образовательного учреждения города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 104» (далее – БОУ г. Омска «СОШ № 104»), в ходе которой установлено, что отсутствует аварийное (эвакуационное) освещение на путях эвакуации (коридоры, лестничные клетки) (ст. 4, ч. 1,3 ст. 6, ст. 52, ст. 53 ч. 2 ст. 82, ст. 89 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 4.3.12 СП 1.13130.2020, п. 37 Правил противопожарного режима); не обеспечивается исправное состояние ограждения крыши, а именно частично ограждения крыши сломаны и отсутствуют (п. 17 Правил противопожарных правил); не соблюдается обеспечение безопасности пожарно-спасательных подразделений, а именно высота от уровня покрытия земли до ограждения на вертикальной пожарной лестницы более 1,5 м (фактическая высота 3 метра) (ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ); не обеспечена безопасность людей при возникновении пожара, а именно: отсутствует второй эвакуационный выход из помещения столовой (фактически посадочных мест 60) (ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ); допускается блокирование двери эвакуационного выхода наружу из лестничной клетки (двери со стороны улицы упираются в трубу отопления) (п. 16 Правил противопожарного режима); допущен перепад высот пола в 20 сантиметров на выходе из лестничной клетки наружу (ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 4.3.5 СП 1.13130.2020); допущен перепад высот пола в 15 сантиметров на выходе из актового зала на 1 этаж (ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 4.3.5 СП 1.13130.2020); допущен перепад высот пола в 25 сантиметров на выходе из актового зала наружу; проложены трубы отопления (ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ, т-.3.5 СП 1.13130.2020); не соблюдается конструктивно и объемно-планировочным решениям, степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности, а именно: не установлены противопожарные двери для сообщения между первым этажом и подвалом (при размещении в подвале помещений категорий В4 и Д; в лестничных сетках, позиции 22, 50) (ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 4.18 СП , срок действия лицензии: бессрочно. Согласно п. 1.6. Устава БОУ г. Омска «СОШ № 104» (далее – Устав) учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ г. Омск Омской области в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования. В соответствии с п. 1.3. Устава функции и полномочия учредителя осуществляет департамент образования Администрации города Омска. Собственником имущества является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области. Права собственника в отношении закрепленного за учреждением имущества осуществляет в пределах своей компетенции Департамент имущественных отношений Администрации города Омска. БОУ г. Омска «СОШ № 104» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном законом порядке, печать, установленного образца, бланки со своим наименованием (п. 1.5 Устава). Таким образом, БОУ г. Омска «СОШ № 104» несет обязанность по «изданию безопасных условий для обучающихся. Поскольку обучающиеся БОУ г. Омска «СОШ № 104» в силу несовершеннолетнего возраста не могут самостоятельно обратиться с заявлением в суд о защите своих прав и интересов, прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе несовершеннолетних, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Просит суд обязать Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школу № 104» обеспечить наличие и функционирование аварийного (эвакуационного) освещения на путях эвакуации (коридоры, лестничные клетки); обеспечить исправное состояние ограждения крыши; обеспечить соблюдение безопасности пожарно-спасательных подразделений, а именно высоту от уровня покрытия земли до ограждения на вертикальной пожарной лестнице не более 1,5 м; обеспечить наличие второго эвакуационного выхода из помещения столовой; обеспечить беспрепятственное открывание двери эвакуационного выхода из помещения столовой; устранить перепад высот пола в 20 сантиметров на выходе из лестничной клетки наружу; устранить перепад высот пола в 15 сантиметров на выходе из актового зала на 1 этаж; устранить перепад высот пола в 25 сантиметров на выходе из актового зала наружу; установить противопожарные двери для сообщения между первым этажом и подвалом; обеспечить высоту ограждения лестницы не менее 1,2 метра, а также обязать Департамент образования Администрации г. Омска выделить финансирование Бюджетному общеобразовательному учреждению г. Омска «СОШ № 104» на установку аварийного (эвакуационного) освещения на путях эвакуации (коридоры, лестничные клетки); на обеспечение исправного состояния ограждения крыши; на обеспечение соблюдения безопасности пожарно-спасательных подразделений, а именно на обеспечение высоты от уровня покрытия земли до ограждения на вертикальной пожарной лестнице не более 1,5 м; на обеспечение наличия второго эвакуационного выхода из помещения столовой; на обеспечение беспрепятственного открывания двери эвакуационного выхода из помещения столовой; на устранение перепада высот пола в 20 сантиметров на выходе из лестничной клетки наружу; на устранение перепада пола в 15 сантиметров на выходе из актового зала на 1 этаж; на устранение перепада высот пола в 25 сантиметров на выходе из актового зала наружу; на установление противопожарных дверей для сообщения между первым этажом и подвалом; на обеспечение высоты ограждения лестницы не менее 1,2 метра; взыскать с Бюджетного общеобразовательного учреждения г. Омска «СОШ № 104»» государственную пошлину в доход местного бюджета.

Представитель истца помощник прокурора Ленинского административного округа г. Омска Алешина О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 104» Глущенко Ф.Ф., действующая на основании приказа, в судебном заседании исковые требования признала, полагая их законными и обоснованными. Ранее образовательное учреждение неоднократно обращалось к Департаменту образования Администрации г. Омска с просьбой о выделении финансирования для устранения выявленных нарушений. До настоящего времени финансирование не обеспечено, самостоятельно устранить нарушения образовательное учреждение не имеет возможности, ввиду отсутствия финансовых средств.

Представитель ответчика Департамента образования Администрация г. Омска Сафронов Н.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, указал, что департамент несет обязательство по финансированию бюджетных образовательных учреждений, в том числе и БОУ г. Омска «СОШ № 104», как учредитель. В Плане финансово-хозяйственной БОУ г. Омска «СОШ № 104» на 2022 год отсутствуют денежные средства, необходимые для устранения нарушения правил пожарной безопасности. Все финансово-хозяйственные операции, проводимые в образовательном учреждении должны осуществляться в рамках Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрольной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Для исполнения заявленных требований необходимо провести множество подготовительных мероприятий (выделение финансирования, составление сметы расходов, объявление торгов, заключение необходимых договоров и т.д.), на что требуется достаточное количество времени. Согласно бюджетному законодательству департамент образования имеет поступления денежных средств исключительно из бюджета города Омска. Между тем, согласно информации Департамента финансов и контроля Администрации города Омска бюджет города Омска на 2022 год утвержден с предельным дефицитом. Так, 85% от общего объема расходов составляют ассигнования на первоочередные расходы, в числе которых содержание муниципальных учреждений, софинансирование межбюджетных субсидий, обслуживание муниципального долга, резервный фонд. Вместе с тем, ввиду объективных причин, в числе которых изменения федерального и регионального законодательства не в пользу муниципалитетов, собственный потенциал городского округа ежегодно снижается. При этом нагрузка на городской бюджет по финансированию социальной сферы ежегодно только возрастает (содержание дополнительной сети дошкольных учреждений, ежегодное увеличение минимального размера оплаты труда и т.д.). Несмотря на то, что Администрация г. Омска принимает все возможные меры для пополнения доходной базы бюджета города Омска, имеющийся потенциал не позволяет обеспечить увеличивающиеся из года в год расходные обязательства муниципалитета.

Выслушав участников судебного процесса, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства – участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждения, в том числе, по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

На основании ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу пп. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

На основании ч. 7 ст. 28 ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с КоАП РФ.

В силу пп. 8, 9 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Кроме того, аналогичные требования о создании безопасных условий обучения предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».

Из номы ст. 37 Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» следует, что руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Из ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно пп. 1, 3, 13 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.

В силу п. 3 ч. 1. ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.

На основании ст. ст. 34, 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что соблюдение требований пожарной безопасности является обязательным для граждан и юридических лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Из ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» следует, что профилактика пожаров представляет собой совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.

Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ устанавливает технический регламент о требованиях пожарной безопасности.

Приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194 утвержден свод правил «СП 1.13130.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

Согласно пункта 4.3.12. СП 1.13130.2020 в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330.

В соответствии с п. 4.3.5 СП 1.13130.2020 в полу на путях эвакуации, как правило, не допускаются перепады высот менее 0,45 м. и выступы, за исключением порогов в дверных проемах высотой не более 50 мм. и иной высоты для специально оговоренных случаев. При наличии таких перепадов и выступов, в местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6. При высоте лестниц (в том числе размещенных в лестничных клетках) более 45 см. следует предусматривать ограждения с поручнями. При ширине лестниц более 1,5 м. поручни должны быть предусмотрены с двух сторон, а при ширине 2,4 м. и более - необходимо предусматривать промежуточные поручни. В зданиях с возможным пребыванием детей, при наличии просвета между маршами лестниц 0,3 м. и более, а также в местах опасных перепадов (1 м. и более) высота указанных ограждений должна предусматриваться не менее 1,2 м.

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 утверждены правила противопожарного режима в Российской Федерации.

Так, согласно п. 17 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, руководители организаций обеспечивают содержание наружных пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, а также ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, их очистку от снега и наледи в зимнее время.

На основании п. 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, запрещается размещать мебель, оборудование и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, покрытие, а также демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир.

Приказом Минстроя России от 26.11.2018 № 747-пр утвержден «СП 439.1325800.2018. Свод правил. Здания и сооружения. Правила проектирования аварийного освещения».

Из раздела 5.2 Свода правил следует, что для маршрутов эвакуации с шириной до 2 м. эвакуационное освещение должно обеспечивать горизонтальную освещенность на полу вдоль осевой линии маршрута эвакуации не менее 1 лк. На полу в полосе шириной не менее 50% ширины прохода, симметрично расположенного относительно центральной линии, горизонтальная освещенность E должна быть не менее 0,5 лк. Маршруты эвакуации с большей шириной могут быть либо приняты как некоторое число 2-метровых полос, либо обеспечиваться освещением, как для антипанического освещения. Равномерность распределения освещенности, определяемая отношением минимальной освещенности к максимальной Eмин/Eмакс, вдоль осевой линии маршрута эвакуации должна быть не менее 1:40. Ослепление покидающих помещение людей светильниками эвакуационного освещения должно быть снижено за счет ограничения силы света для каждого светильника в пределах угла видимости во время действия аварийного режима. Для горизонтальных маршрутов эвакуации сила света соответствующих светильников не должна превышать значений, указанных в таблице 5.1, в пределах зоны от 60° до 90° относительно вертикали, направленной к полу, на всех углах азимута. Минимальная продолжительность работы эвакуационного освещения, требуемая для эвакуации, составляет 1 ч. Эвакуационное освещение должно обеспечивать 50% уровня нормируемой освещенности не более чем через 5 с. после нарушения питания рабочего освещения и 100% уровня нормируемой освещенности не более чем через 60 с.

Приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288 утвержден свод правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (вместе с «СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»).

Согласно п. 4.18 СП 4.13130, в зданиях, сооружениях, пожарных отсеках всех классов функциональной пожарной опасности по условиям технологии допускается предусматривать отдельные лестницы для сообщения между подвальным этажом и цокольным или первым этажом. Указанные лестницы должны ограждаться противопожарными перегородками 1-го типа, в зданиях IV степени огнестойкости - противопожарными перегородками 2-го типа, а при размещении в объеме эвакуационных лестничных клеток отделяться от эвакуационной части лестничной клетки противопожарной перегородкой 1-го типа без проемов. На входе (либо выходе) в указанную лестницу следует предусматривать тамбур-шлюз с подачей воздуха при пожаре. Вместо указанного тамбур-шлюза допускается устройство противопожарной двери: - в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.4; при размещении в подвале только инженерно-технических и других помещений, оборудование которых автоматическими установками пожарной сигнализации и пожаротушения нормативными документами по пожарной безопасности не требуется; при размещении в подвале помещений производственного и складского назначения только категорий В4 и Д по взрывопожарной и пожарной опасности.

В судебном заседании установлено, что БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 104» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии серии А от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Министерством образования Омской области.

В ходе проведенной проверки установлено, что БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 104» реализует образовательные программы в здании, расположенном по адресу: , не отвечающем требованиям пожарной безопасности.

Из материалов дела следует, что Территориальным отделом надзорной деятельности и профилактической работы Ленинского административного округа г. Омска в адрес БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 104» выносились предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, согласно которому выявлены следующие нарушения: отсутствие аварийного (эвакуационное) освещения на путях эвакуации (коридоры, лестничные клетки) (ст. 4, ч. 1,3 ст. 6, ст. 52, ст. 53 ч. 2 ст. 82, ст. 89 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 4.3.12 СП 1.13130.2020, п. 37 Правил противопожарного режима); не обеспечивается исправное состояние ограждения крыши, а именно частично ограждения крыши сломаны и отсутствуют (п. 17 Правил противопожарных правил); не соблюдается обеспечение безопасности пожарно-спасательных подразделений, а именно высота от уровня покрытия земли до ограждения на вертикальной пожарной лестницы более 1,5 м. (фактическая высота 3 метра) (ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ); не обеспечена безопасность людей при возникновении пожара, а именно: отсутствует второй эвакуационный выход из помещения столовой (фактически посадочных мест 60) (ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ); допускается блокирование двери эвакуационного выхода наружу из лестничной клетки (двери со стороны улицы упираются в трубу отопления) (п. 16 Правил противопожарного режима); допущен перепад высот пола в 20 сантиметров на выходе из лестничной клетки наружу (ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 4.3.5 СП 1.13130.2020); допущен перепад высот пола в 15 сантиметров на выходе из актового зала на 1 этаж (ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 4.3.5 СП 1.13130.2020); допущен перепад высот пола в 25 сантиметров на выходе из актового зала наружу; проложены трубы отопления (ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ, т-.3.5 СП 1.13130.2020); не соблюдается конструктивно и объемно-планировочным решениям, степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности, а именно: не установлены противопожарные двери для сообщения между первым этажом и подвалом (при размещении в подвале помещений категорий В4 и Д; в лестничных сетках, позиции 22, 50) (ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 4.18 СП

Вышеуказанные нарушения правил пожарной безопасности ранее выявлялись в деятельности БОУ г. Омска «СОШ № 104», однако длительное время не устраняется образовательной организацией в связи с необходимостью значительных финансовых вложений.

Согласно п. 1.6 Устава БОУ г. Омска «СОШ № 104» учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ г. Омск Омской области в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.

В соответствии с п. 1.3. Устава функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент образования Администрации города Омска.

Собственником имущества является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области. Права собственника в отношении закрепленного за учреждением имущества осуществляет в пределах своей компетенции Департамент имущественных отношений Администрации города Омска.

БОУ г. Омска «СОШ № 104» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном законом порядке, печать, установленного образца, бланки со своим наименованием (п. 1.5 Устава).

Таким образом, БОУ г. Омска «СОШ № 104» несет обязанность по созданию безопасных условий для обучающихся.

Судом установлено, что с целью обеспечения безопасных условий пребывания детей и персонала в здании, директором БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 104» в Департамент образования Администрации г. Омска неоднократно направлялись служебные письма о выделении финансирования на устранение нарушений требования пожарной безопасности.

Из ответа Департамента образования Администрации г. Омска от 15.02.2022 следует, что на устранение нарушений, указанных в предписании, ориентировочно необходимы денежные средства в размере 4080000,00 рублей. Планом финансово-хозяйственной деятельности на 2022 год БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 104» денежные средства на вышеуказанные расходы не предусмотрены. Информация о потребности в финансировании расходов, указанных выше, департаментом образования Администрации города Омска учтена. Вопрос о выделении финансирования на данные расходы будет рассмотрен в ходе исполнения бюджета города Омска на 2022 год и плановый период 2023 - 2024 годов.

Суд приходит к выводу о том, что выявленные нарушения федерального законодательства в деятельности БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 104» не устранены до настоящего времени, что не оспаривалось стороной ответчика, следовательно, исковые требования прокурора Ленинского административного округа г. Омска об обязании БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 104» устранить нарушения требований пожарной безопасности подлежат удовлетворению в полном объеме.

Что касается требования прокурора о возложении на Департамент образования Администрации г. Омска обязанности выделить финансирование БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 104» для устранения выявленных нарушений суд исходит из следующего.

Департамент образования Администрации г. Омска является органом местного самоуправления и несет обязательство по финансированию муниципальных образовательных учреждений, в том числе, и БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 104», как учредитель.

В соответствии с Положением о Департаменте образования Администрации города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 29 июня 2011 года № 413 департамент образования Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ город Омск Омской области функции в сфере образования.

Основными задачами Департамента образования Администрации города Омска являются: создание в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях условий для реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об образовании прав граждан на получение образования; обеспечение реализации муниципальной политики Администрации города Омска в сфере образования, определение направлений совершенствования деятельности подведомственных муниципальных образовательных учреждений; разработка и реализация муниципальных программ, ведомственных целевых программ развития, ведомственных целевых программ функционирования и проектов в сфере образования; организация, регулирование и контроль за финансово-экономической деятельностью подведомственных муниципальных учреждений; создание необходимых условий для материально-технического обеспечения подведомственных муниципальных учреждений; реализация отдельных государственных полномочий Омской области в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними.

В сфере финансово-экономической деятельности Департамент образования осуществляет экономический анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности подведомственных муниципальных учреждений; участвует в формировании бюджета города Омска по направлениям деятельности департамента на очередной финансовый год и плановый период; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным муниципальным учреждениям и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и сводной бюджетной росписи; определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных муниципальных учреждений; формирует муниципальные задания в соответствии с действующим законодательством; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные действующим законодательством.

В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ дано определение главного распорядителя бюджетных средств (главного распорядителя средств соответствующего бюджета), которым является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

При этом распорядителем бюджетных средств (распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Соответственно, объем ответственности Департамента образования Администрации г. Омска за выявленные в учреждении нарушения правил пожарной безопасности определяется тем, что отраслевой орган несет обязательство по финансированию бюджетных образовательных учреждений от имени учредителя.

В силу ч. 2, 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем (соответствующим органом, осуществляющий функции и полномочия учредителя).

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Как следует из Устава БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 104», финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяется Администрацией г. Омска (п. 5.17 Устава).

Объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения. Имущество учреждения, закрепленное за ним на праве оперативного управления и приобретенное учреждением по сделкам, является муниципальной собственностью (п. 5.2).

Контроль за использованием имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, осуществляется учредителем и собственником имущества.

В свою очередь, сведений о том, что БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 104» через Департамент образования Администрации г. Омска как учредителя выделялись достаточные денежные средства для финансирования расходов на устранение нарушений требований пожарной безопасности, в материалах гражданского дела не имеется.

Выявленные нарушения требуют выполнения ремонтных работ в здании, значительных финансовых затрат в размере 4080000,00 рублей.

Вместе с тем материалами дела подтверждаются неоднократные обращения директора БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 104» к учредителю в лице Департамента образования Администрации г. Омска с заявками о выделении денежных средств на ремонт здания, устранение соответствующих нарушений, выявленных надзорным органом.

Согласно ответам департамента, ремонтные работы во исполнение предписания Территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Ленинского административного округа г. Омска вопрос о выделении финансирования на данные расходы будет рассмотрен в ходе исполнения бюджета города Омска на 2022 год и плановый период 2023 - 2024 годов.

Таким образом, Департамент несет обязательство по финансированию бюджетных образовательных учреждений, в том числе и БОУ г. Омска «СОШ № 104», как учредитель.

Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, учитывая роль и значение учредителя при данной организационно-правовой форме юридического лица как бюджетного учреждения и невозможность осуществления образовательной деятельности без устранения указанных нарушений, суд приходит к выводу о возложении обязанности по финансированию мероприятий по устранению нарушений правил пожарной безопасности на отраслевой орган управления, осуществляющий функции и полномочия учредителя – Департамент образования Администрации города Омска.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.

С учетом изложенного суд полагает необходимым взыскать с БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 104» в местный бюджет государственную пошлину в размере 300,00 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ленинского административного округа города Омска удовлетворить.

Обязать Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школу № 104» обеспечить наличие и функционирование аварийного (эвакуационного) освещения на путях эвакуации (коридоры, лестничные клетки); обеспечить исправное состояние ограждения крыши; обеспечить соблюдение безопасности пожарно-спасательных подразделений, а именно высоту от уровня покрытия земли до ограждения на вертикальной пожарной лестнице не более 1,5 м.; обеспечить наличие второго эвакуационного выхода из помещения столовой; обеспечить беспрепятственное открывание двери эвакуационного выхода из помещения столовой; устранить перепад высот пола в 20 сантиметров на выходе из лестничной клетки наружу; устранить перепад высот пола в 15 сантиметров на выходе из актового зала на 1 этаж; устранить перепад высот пола в 25 сантиметров на выходе из актового зала наружу; установить противопожарные двери для сообщения между первым этажом и подвалом; обеспечить высоту ограждения лестницы не менее 1,2 метра.

Обязать Департамент образования Администрации г. Омска выделить финансирование Бюджетному общеобразовательному учреждению г. Омска «СОШ № 104» на установку аварийного (эвакуационного) освещения на путях эвакуации (коридоры, лестничные клетки); на обеспечение исправного состояния ограждения крыши; на обеспечение соблюдения безопасности пожарно-спасательных подразделений, а именно на обеспечение высоты от уровня покрытия земли до ограждения на вертикальной пожарной лестнице не более 1,5 м.; на обеспечение наличия второго эвакуационного выхода из помещения столовой; на обеспечение беспрепятственного открывания двери эвакуационного выхода из помещения столовой; на устранение перепада высот пола в 20 сантиметров на выходе из лестничной клетки наружу; на устранение перепада т пола в 15 сантиметров на выходе из актового зала на 1 этаж; на устранение перепада высот пола в 25 сантиметров на выходе из актового зала наружу; на установление противопожарных дверей для сообщения между первым этажом и подвалом; на обеспечение высоты ограждения лестницы не менее 1,2 метра;

Взыскать с Бюджетного общеобразовательного учреждения г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 104», государственную пошлину в размере 300,00 рублей в доход местного бюджета.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд через Ленинский районный суд города Омска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья О.В. Белоус