ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3271/17 от 14.11.2017 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 ноября 2017 года

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего Копыловой Н.В.

при секретаре Губской О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Палина В.Д. к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной страховой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области от 6.04.2017 Номер Палину В.Д. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.10 ч.1 ст.30 Федерального закона « О страховых пенсиях» ввиду недостаточности стажа на соответствующих работах.

Не соглашаясь с указанным решением, Палин В.Д. обратился в суд с иском, в котором просил обязать ответчика назначить ему досрочную пенсию с даты обращения за ней.

В обоснование заявленных требований указал, что при определении его права на досрочную пенсию, ответчиком незаконно исключены периоды его работы в должности водителя на регулярных городских маршрутах с 1.02.99 по 28.02.99, с 1.04.99 по 30.04.99, с 1.10.99 по 31.10.99, с 1.02.2000 по 29.02.2000, с 1.06.2000 по 30.06.2000, с 1.09.2000 по 30.09.2000, с 1.10.2000 по 31.10.2000, с 1.12.2000 по 31.12.2000.

В судебном заседании Палин В.Д. и его представитель –адвокат Матвеева АГ. исковые требования поддержали, пояснив, что ответчиком незаконно при оценке спорных периодов в рабочее время, отработанное истцом в указанные периоды не включено время ремонтных работ в связи с производственной необходимостью, с учетом которого продолжительность отработанного времени составила свыше 80% рабочего времени.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области Екатеринушкина И.С., действующая на основании доверенности, удовлетворение иска в части включения в стаж периода с 1.02.99 по 28.02.99 оставила на усмотрение суда с учетом того, что согласно представленной из архива уточненной справки занятость истца свыше 80% в указанный период на городских регулярных маршрутах подтверждается. Относительно остальной части исковых требований иск не признала, поскольку ремонтные работы не охватываются должностной инструкцией истца, не являются его трудовой обязанностью, доказательств того, что истец переводился приказом работодателя временно для выполнения ремонтных работ не представлено, а потому указанное время обоснованно исключено из подсчета отработанного времени, а без него фактически отработанное время составляет менее 80%.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 10 ч. 1 и ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

В судебном заседании установлено, что Палин В.Д. 10.02.2017 года обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением Управления ПФР в г. Пензе Пензенской области Номер от 6.04.2017 года в досрочном назначении пенсии отказано ввиду недостаточности стажа на соответствующих видах работ ( л.д.7).

Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области от 6.04.2017 Номер , комиссия не включила в специальный стаж в числе прочих периоды работы истца в должности водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах МУП " Пассажирские перевозки г. Пензы" 1.02.99 по 28.02.99, с 1.04.99 по 30.04.99, с 1.10.99 по 31.10.99, с 1.02.2000 по 29.02.2000, с 1.06.2000 по 30.06.2000, с 1.09.2000 по 30.09.2000, с 1.10.2000 по 31.10.2000, с 1.12.2000 по 31.12.2000 по тем основаниям, что в указанные периоды истцом отработано менее 80% рабочего времени на городских регулярных пассажирских маршрутах.( л.д.5-6).

Как следует из трудовой книжки истца, Палин В.Д. с 21.08.85 по 31.05.2005 года работал водителем автобуса в ППАТП № 1, с 1.06.2005 по 4.05.2008 г.- водителем автобуса по городским регулярным пассажирским маршрутам МУП " Пассажирские перевозки г. Пензы" ( л.д.8-11).

Согласно п.3 Постановления Правительства РФ № 665 от 16.07.2014 года " О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы ( деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 Федерального закона " О страховых пенсиях" исчисление периодов работы исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с п.4 указанных Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

Письмом Минтранса России от 2 июля 1992 года № 13-пр, согласованным с Минсоцзащиты населения РФ ( письмо от 1.06.92 г. № 1-2110-15) утвержден Порядок подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Согласно п.1 указанного Порядка право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких работах не менее 80 % рабочего времени за месяц.

Подтверждение специального трудового стажа возможно на основании приказов о назначении на работу водителя регулярных городских пассажирских маршрутов, путевых листов, справок предприятий с указанием документальных оснований ( приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.)( п.2)

При суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца.

В рабочее время за месяц включается суммарное время работы на линии на регулярном городском пассажирском маршруте и связанное с этой работой суммарное время на выполнение работ по обеспечению трудовых функций: на проведение подготовительно-заключительных работ, на прохождение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров ( по норме, установленной предприятием) на участие в плановых технических обслуживаниях № 1 и №2 и на устранение эксплуатационных неисправностей автобуса при работе на регулярных городских маршрутах. Время выполнения указанных работ также можно рассчитать на основании лицевых счетов ( ведомостей на заработную плату)( п.3).

Согласно п.3, 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011 № 258н Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования") (далее - до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах ( показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ ( деятельности), например о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о выполнении работ в определенном месте или структурном подразделении, о статусе населенного пункта и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и ( или) на конкретных работах ( в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Факт работы истца в спорные периоды в качестве водителя автобуса на городских регулярных пассажирских маршрутах в условиях полной занятости подтверждается справкой, уточняющей особый характер работ № 43 от 15.08.2009 года, выданной работодателем на основании приказов, личной карточки формы Т2, лицевых счетов, путевых листов. ( л.д.63-64).

Как следует из выписки из лицевого счета, истец зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 16.12.97 года. При этом, в представленных работодателем сведения персонифицированного учета спорные периоды значатся как периоды в особых условиях труда.

Таким образом, факт работы истца в особых условиях, дающих право на досрочную пенсию, подтверждается допустимыми доказательствами, которые не противоречат друг другу и являются достаточными для включения в стаж, дающий право на пенсию, спорных периодов.

В этой связи ссылка пенсионного органа на отсутствие постоянной занятости истца в спорные периоды на регулярных городских пассажирских маршрутах является несостоятельной.

Из пояснений представителя ответчика следует, что комиссией по назначению пенсии исследовались справки об отработанном истцом времени, согласно которым занятость истца в особых условиях не менее 80% рабочего времени не подтверждается. При этом, при подсчете 80% занятости комиссия в суммарное время включала только непосредственно время работы на городских маршрутах и время на проведение подготовительно-заключительных работ. Иные периоды в расчет не принимались.

Вместе с тем, ответчиком не учтены положения Постановления Минтруда РФ от 25.06.99 года № 16, действующего в спорные периоды, которым утверждено Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, согласно п.12 которого в состав рабочего времени водителя включается: а) время управления автомобилем;

б) время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно - заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно расчетным листкам по начислению заработной платы ( л.д.52, 53,55-60) и архивной справке об отработанном времени № 8258 от 2.10.2017 года, в спорные периоды имело место время, обозначенное кодом 106, который до 1999 года значился как простой по технической причине, с 1999 года- как ремонт автотранспорта. Указанное время ответчиком в рабочее время не включалось, с чем согласится нельзя, поскольку в указанное время имеет место простой не по вине водителя, которое в силу вышеназванного Положения включается в рабочее время.

При сопоставлении установленной нормы рабочего времени и фактически отработанного истцом на регулярных городских маршрутах с учетом времени подготовительных работ и ремонта, занятость истца в особых условиях в спорные периоды превышает 80%.

Так, в феврале 1999 года при норме рабочего времени 160 ч., истец отработал на городских маршрутах172,5 ч, т.е. свыше установленной нормы. В апреле 1999 года при норме рабочего времени 176 ч. истец отработал на городских маршрутах 129,5 ч., подготовительное время составило 4,6 ч., простой вследствие ремонта-20 ч., что в совокупности составляет 154,1 ч, т.е. 88 % от нормы. В октябре 1999 г. при норме рабочего времени 168 ч. истцом отработано на городских маршрутах 123,6 ч., подготовительное время составило 4,2 ч., простой вследствие ремонта-7 ч., что в совокупности составляет 134,8 ч, т.е. 80% от нормы. В феврале 2000 г. года при норме рабочего времени 168 ч. истцом отработано на городских маршрутах- 118,2 ч., подготовительное время составило 4,2 ч., простой вследствие ремонта-16 ч., что в совокупности составляет 138,4 ч., т.е. 82% от нормы. В июне 2000 г. при норме рабочего времени 168 ч. истцом отработано на городских маршрутах 114 ч., подготовительное время составило 3,3 ч., простой вследствие ремонта-22ч., что в совокупности составляет 139,8 ч, т.е. 83% от нормы. В сентябре 2000 г. при норме рабочего времени 168 ч. истцом отработано на городских маршрутах 129 ч., подготовительное время составило 4,9 ч., простой вследствие ремонта-6ч., что в совокупности составляет 139,9 ч, т.е. 83% от нормы. В октябре 2000 г. при норме рабочего времени 176 ч. истцом отработано на городских маршрутах 125,5 ч., подготовительное время составило 4,6 ч., простой вследствие ремонта-56ч., что в совокупности составляет 186,1 ч, что свыше установленной нормы.

В декабре 2000 г. при норме рабочего времени 159 ч. истцом отработано на городских маршрутах 117,9 ч., подготовительное время составило 4,6 ч., простой вследствие ремонта-41ч., что в совокупности составляет 163,5 ч, что свыше установленной нормы.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о доказанности факта постоянной занятости истца на регулярных пассажирских городских маршрутах в спорные периоды, которые необоснованно исключены ответчиком из стажа, дающего право на досрочную пенсию.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

На дату обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии специальный стаж с учетом спорных периодов составил 20 л.1 мес.28 дн., т.е. более требуемого стажа. В этой связи решение комиссии об отказе в назначении пенсии является незаконным, а требования истца о понуждении ответчика к включению в стаж указанных периодов и назначению пенсии с 10.02.2017 года подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 –199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Палина В.Д. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области назначить Палину В.Д. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 10.02.2017 года, включив в стаж, дающий право на досрочную пенсию, периоды его работы в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах с 1.02.99 по 28.02.99, с 1.04.99 по 30.04.99, с 1.10.99 по 31.10.99, с 1.02.2000 по 29.02.2000, с 1.06.2000 по 30.06.2000, с 1.09.2000 по 30.09.2000, с 1.10.2000 по 31.10.2000, с 1.12.2000 по 31.12.2000.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 19 ноября 2017 года.

Судья Н.В.Копылова