Дело № 2-3272/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 августа 2018 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Сат А.Е., при секретаре Монгуш Х.А., с участием помощника прокурора г. Кызыла Ооржак А.М., ФИО1, ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Республики Тыва Бадмаева Б.М. в интересах неопределенного круга лиц к некоммерческому фонду капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Тыва, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва об обязании устранить нарушения жилищного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора Республики Тыва Бадмаев Б.М. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением (с учетом уточнений) к некоммерческому фонду капитально ремонта многоквартирных домов в <адрес>, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва указав, чтопрокуратурой республики совместно с Управлением Генеральной прокуратуры в Сибирском федеральном округе проведена проверка деятельности некоммерческого фонда «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (далее - Фонд), по результатам которой Главе - Председателю Правительства Республики Тыва внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ№ для рассмотрения и организации устранения нарушений.
Главой - Председателем Правительства Республики Тыва представление прокуратуры республики для исполнения поручено Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва.
Проверкой установлено, что Фондом начисление взносов на капитальный ремонт производится всего по 51 нежилому помещению в многоквартирных домах г. Кызыла, что не соответствует реальному количеству нежилых помещений в г. Кызыле.
Жилищным законодательством для нежилых помещений предусмотрен иной порядок уплаты взносов на капитальный ремонт, иной порядок предоставления платежных документов. В связи с чем, раздельный учет жилых и нежилых помещений является обязанностью регионального оператора (Фонда), вытекающей из требований ч. 1, ч. 3 ст. 171 ЖК РФ.
Из ответа Фонда на представление прокурора республики от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что Фондом налажена работа по упорядочению учета помещений, в том числе с разделением на нежилые и жилые. Начисление взносов на капитальный ремонт производится всем собственникам помещений в многоквартирных домах.
Однако из представленных Фондом документов следует, что произведен учет нежилых помещений в 107 многоквартирных домах на территории г.Кызыла.
При этом Фонд не обладает сведениями о собственниках нежилых помещений, юридических адресах (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности).
Отсутствие данных сведений свидетельствует о неисполнении региональным оператором в лице Фонда обязанности, предусмотренной ч. 3 ст. 171 ЖК РФ, по направлению платежных документов о начисленном взносе на капитальный ремонт в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 171 ЖК РФ.
Проверкой установлено, что дебиторская задолженность Фонда по оплате взносов на капитальный ремонт за 2015-2017 гг. составляет свыше 100 млн. рублей. При этом за 2016-2017 гг. Фондом в суд направлено 399 заявлений о выдаче судебного приказа на общую сумму 1 626 353, 02 рубля, направлено и вручено 2 458 претензий на общую сумму 10 037 648, 9 рублей.
По состоянию на 10.04.2018 сумма задолженности по взносам на капитальный ремонт в Республике Тыва составляет 119 144 711,70 рублей. В 2018 году подано 123 заявления о выдаче судебного приказа на общую сумму 546,09 тыс. рублей по г. Шагонар. На фоне общей суммы задолженности по взносам за капитальный ремонт, принимаемые меры являются недостаточными.
Таким образом, Фондом не исполняется обязанность, предусмотренная ч. 4 ст. 181 ЖК РФ, по принятию установленных законодательством мер в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт.
Действующим законодательством на граждан возложена обязанность по оплате средств на капитальный ремонт исходя из минимально установленного размера взноса. При этом закон не обязывает граждан оплачивать комиссию за перевод денежных средств в Фонд.
Проверкой установлено, что граждане оплачивают взносы через ПАО «Сбербанк», ОПС Почты России, Россельхозбанк, Народный банк Республики Тыва и др. Однако компенсация платы гражданами процентов производится только через ПАО «Сбербанк». Из ответа Фонда на представление прокурора республики от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что основной причиной отсутствия компенсации платы гражданам процентов за комиссию за перевод денежных средств является отсутствие денежных средств.
Указанное свидетельствует о возложении Фондом на граждан затрат на комиссию за перевод денежных средств, которая на них законодательством не возложена. Тем самым, Фондом нарушаются требования ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ.
Бездействием Фонда нарушаются права граждан в сфере предоставления услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, допускается необоснованное взимание с граждан платы на комиссию за перевод денежных средств в некоммерческий фонд «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов».
Некоммерческий фонд «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» создан постановлением Правительства Республики Тыва от 18.06.2014 № 296 «О создании некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов». В соответствии с п. 2 указанного постановления учредителем Фонда выступает Агентство по жилищному и коммунальному хозяйству Республики Тыва.
Указом Главы Республики Тыва от 22.11.2016 № 204 «О структуре органов исполнительной власти Республики Тыва» и постановлением Правительства Республики Тыва от 22.11.2016 № 494 «Об утверждении Положения о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва» (далее - Положение) Агентством по жилищному и коммунальному хозяйству Республики Тыва преобразовано в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва и является его правопреемником.
Согласно пп. 7 п. 17 Положения министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва уполномочен вносить предложения по формированию проекта республиканского бюджета Республики Тыва в части, касающейся финансирования Министерства, подведомственных ему государственных учреждений и организаций.
Из изложенного следует, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, в качестве учредителя некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обязано оказывать содействие Фонду по финансированию мероприятий в сфере капитального ремонта многоквартирных домов.
Грубые просчеты в деятельности Фонда связаны, в первую очередь, с тем, что его возглавляет руководитель, который не соответствует квалификационным требованиям для данной должности. В нарушение требований приказа Минстроя России от 27.07.2015 № 526/пр распоряжением Агентства по жилищному и коммунальному хозяйству Республики Тыва от 06.06.2016 №12-р генеральным директором «Некоммерческий фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Тыва» назначен ФИО1, который не имеет опыта работы в сфере строительства и (или) в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Однако до настоящего времени Министерством строительства и жилищно- коммунального хозяйства Республики Тыва открытый конкурс на замещение должности руководителя регионального оператора Министерством не проведен, а ФИО1 продолжительное время исполняет обязанности генерального директора некоммерческого фонда.
Также выявлены нарушения исполнения Фондом Краткосрочного плана реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Тыва, на 2014-2043 годы» на 2016 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 26.06.2014 № 314 утвержден «Краткосрочный план реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Тыва, на 2014 - 2043 годы» на 2014-2016 годы».
Постановлением Правительства Республики Тыва от 11.06.2014 № 281 утверждена региональная программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Тыва, на 2014 - 2043 годы» (далее - Региональная программа).
Общая стоимость капитального ремонта 29 многоквартирных домов республики согласно Краткосрочного плана за 2016 год составила 64 223 140, в том числе за счет средств Фонда 17 688 121, за счет средств бюджета Республики Тыва 18 181 723 руб., за счет средств местного бюджета 4 986 741 руб., а также за счет средств собственников помещений 23 366 555 руб.
В редакции Краткосрочного плана от 14.09.2016 внесены изменения в сторону уменьшения - общая стоимость капитального ремонта 13 многоквартирных домов за 2016 год составила 17 126 234,38 рубля, в том числе: за счет средств местного бюджета (муниципального образования г. Кызыл) - 1 146 264,00 рубля, за счет средств собственников помещений в МКД в сумме - 15 979 970,38 рублей.
Проверкой объема средств, поступивших в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта установлено, что в 2016 году фактически профинансировано и выполнены работы на сумму 15 214 395 рублей за счет средств собственников помещений, тогда как в соответствии с Перечнем многоквартирных домов на капитальный ремонт общего имущества в 2016 году предусмотрено также софинансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества из местного бюджета городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» в общей сумме 1 146 264,00 рубля.
01.08.2016 между Городским округом - «Город Кызыл Республики Тыва» в лице Главы Председателя Хурала представителей города Кызыла ФИО3 и Фондом в лице ФИО1 заключено Соглашение о целевом использовании денежных средств органа местного самоуправления, направляемых на реализацию краткосрочного плана реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Кызыла Республики Тыва на 2014-2016 годы» на 2016 год, согласно п. 2.2.1 которого городской округ обязуется при предоставлении региональным оператором заявки на финансирование в орган местного самоуправления перечислить денежные средства в размере 1 146 264 руб.
Однако Фондом соответствующая заявка в орган местного самоуправления не подана, в связи с чем, финансирование не произведено до настоящего времени.
В результате неправомерных действий Фонда Краткосрочный план не исполнен, что влечет срыв своевременного и полного исполнения мероприятий Региональной программы и нарушение прав жителей многоквартирных домов. Просит:
1. Обязать некоммерческий фонд «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу:
- произвести учет всех нежилых помещений многоквартирных домов с указанием сведений о собственнике нежилого помещения и представления платежных документов собственникам нежилых помещений в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 171 ЖК РФ;
- принять меры по взысканию задолженности по взносам на капитальный ремонт в сумме 119 144 711,70 рублей;
- заключить договоры с платежными агентами о возмещении за счет Фонда комиссии за перечисление на специальный счет Фонда взносов за капитальный ремонт;
- обязать Фонд исполнить п. 2.2.1 Соглашения о целевом использовании денежных средств органа местного самоуправления, направляемых на реализацию краткосрочного плана реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Кызыла Республики Тыва на 2014-2016 годы» на 2016 год, а также провести ремонтные работы, предусмотренные указанным краткосрочным планом на сумму в размере 1 146 264 рублей.
2. Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва в течение одного месяца после вступления в законную силу решения суда заключить Соглашение с Фондом о ежемесячном выделении денежных средств Фонду по договорам с платежными агентами о возмещении комиссии за перечисление на специальный счет Фонда взносов за капитальный ремонт.
3. Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва расторгнуть трудовой договор с ФИО1, исполняющего обязанности некоммерческого фонда Республики Тыва «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов».
4. Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва в течение 5 рабочих дней после принятия Правительством Республики Тыва порядка проведения открытого конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора объявить и провести открытый конкурс на замещение должности генерального директора некоммерческого фонда «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов».
Не согласившись с исковыми требованиями, ответчик Некоммерческий фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Тыва, подал письменные возражения (с уточнением), в которых указывает, что в соответствии со статьей 182 ЖК РФ перечень сведений, подлежащий учету не является исчерпывающим, но и не устанавливает обязанности разделять помещения на жилые или нежилые. В обязанности регионального оператора входит вести учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, а также с соблюдением иных требований, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Таким образом, требование об обязании регионального оператора вести отдельный учет нежилых помещений является необоснованным.
В настоящее время в информационной системе регионального оператора сведения о типе помещения (жилое/нежилое) отображаются в виде справочного поля и могут быть использованы в работе.
В период с 2015 года по настоящее время региональный оператор ведет системную работу по выявлению (обнаружению) сведений о собственниках и площадях нежилых помещений. Проведение данной работы осложняется отсутствием какой либо обязанности собственников, управляющих организаций, муниципальных образований на предоставление таких сведений региональному оператору. Для целей формирования базы данных собственников и помещений региональным оператором регулярно направляются запросы в различные государственные структуры и ведомства. Не имея возможности получения сведений о собственниках, площадях помещений и их наличии, специалисты регионального оператора вынуждены устанавливать данные сведения путем подомового обхода, но так как обязанность на содействие и предоставление сведений на собственников не возложена, а также с учетом того, что помещения в основном находятся в аренде, установить достоверные сведения не всегда возможно.
В 2017 году в суд предъявлено 321 заявление о выдаче судебного приказа по взысканию задолженностей по оплате взносов за капитальный ремонт на общую сумму 1 323 367,02 рублей, из них 115 заявлений - по <...> заявлений по <...> заявлений по <...> заявления - с. Хову-Аксы.
В настоящее время удовлетворены и вступили в законную силу 93 заявлений о выдаче судебного приказа, из них по г. Кызыл-54, г. Шагонар-25, г. Ак-Довурак-14, на общую сумму 299 055,89 рублей.
По Республике Тыва за 2017 год собственникам помещений в многоквартирных домах, имеющих задолженность по взносам на капитальныйремонт направлены и вручены 838 претензий на сумму 3 998 155,90 рублей 90 копеек. В результате вручения претензий собственниками добровольно оплачено 420 838,40 рублей 40 копеек. На оплату государственной пошлины израсходовано 49 тыс. 200 рублей.
Всего за 2016-2017 гг. подано 399 заявлений о выдаче судебного приказа на общую сумму 1 млн. 626 тыс. 353,02 рубля.
С учетом изложенного, региональным оператором принимаются все доступные ему меры по взысканию задолженности, обязание принятия дополнительных мер, без дополнительного финансирования, будет являться невыполнимым.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 03.02.2015 №37 утверждено Положение о порядке проведения конкурсного отбора российских кредитных организаций для открытия счета регионального оператора и специальных счетов в целях формирования фондов капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Тыва.
В соответствии с Положением отбор кредитной организации осуществлялся конкурсной комиссией, в состав которой вошли представители регионального оператора, а также представителей Агентства по жилищному и коммунальному хозяйству Республики Тыва, Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва, попечительского совета регионального оператора, Министерства финансов Республики Тыва, мэрии г. Кызыла, а также иных органов.
В марте 2015 года подведены итоги конкурсного отбора, победителем которого определено ПАО «Сбербанк России». В соответствии с предложенными условиями ПАО «Сбербанк России» принял на себя обязательства обеспечить прием средств собственников, без комиссии через кассы, платежные терминалы, банкоматы кредитной организации.
Информация о способах оплаты с 2015 года размещена на официальном сайте регионального оператора.
Исходя из изложенного, проведенным в соответствии с действующим на момент отбора законодательством региональным оператором обеспечена возможность оплаты взносов собственниками без дополнительно оплаты комиссионного вознаграждения.
Назначение генерального директора носит легитимный характер. Руководитель Фонда прошел конкурсный отбор. Конкурс проходил в 2 этапа: первый раз прошел успешно конкурс, проведенный Агентством жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, который на тот момент являлся учредителем Фонда. Второй раз Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в рамках Всероссийского совещания «О ходе реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» 18 мая 2016 года было проведено тестирование руководителей региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов. По результатам данного тестирования временно исполняющий обязанности генерального директора Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Республики Тыва ФИО1 успешно прошел тестирование и набрал 46 баллов.
С марта 2016 года по настоящее время система капитального ремонта Республики Тыва демонстрирует положительную динамику по основным показателям эффективности функционирования системы.
Во исполнение пунктов ст. 168 Жилищного Кодекса Российской Федерации в Республике Тыва реализуется долгосрочная региональная программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Тыва, на 2014-2043 годы», с общим объемом финансирования более 2 млрд., рублей. В рамках региональной программы до 2043 года планируется проведение капитального ремонта в 459 многоквартирных домах в 7 муниципальных образованиях.
Для осуществления краткосрочного плана региональной программы в 2015 году капитальный ремонт проведен в 12 многоквартирных домах (г.Кызыл - 10, г. Ак-Довурак - 1, г. Шагонар - 1) общей площадью 8 459,88 кв.м на общую сумму 16,6 млн. рублей, в том числе: за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ - 2,48 млн.рублей; за счет средств республиканского бюджета - 9,05 млн. рублей; за счет средств местного бюджета - 1,78 млн. рублей; за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах - 3,29 млн. рублей (капремонт крыши в 10 многоквартирных домах; капремонт внутридомовых инженерных систем в 3 многоквартирных домах).
В 2016 году согласно краткосрочному плану реализации региональной программы капитальный ремонт проведен в муниципальном образовании «Городской округ г.Кызыл» в 13 многоквартирных домах общей площадью 18 347,05 кв.м, на общую сумму 15,188 млн. рублей за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах (капремонт внутридомовых инженерных систем в 10 многоквартирных домах; капремонт крыши в 3 многоквартирных домах).
В 2017 году отремонтировано 14 многоквартирных домов (г. Кызыл - 12, г. Ак-Довурак - 1, г. Шагонар - 1) общей площадью 40 147,80 кв.м на общую сумму 34,169 млн. рублей за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах (капремонт внутридомовых инженерных систем в 12 многоквартирных домах; капремонт фасада в 1 многоквартирном доме; капремонт крыши в 1 многоквартирном доме; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов в 12 многоквартирных домах).
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора г.Кызыла Ооржак А.М. иск поддержала полностью по изложенным основаниям, просила удовлетворить.
Представители ответчика Некоммерческого фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Тыва ФИО1, ФИО2, действующие на основании доверенности, с иском не согласились частично, пояснив, что в основном все требования прокурора устранены. Не согласны с требованием увольнения ФИО1, так как по результатам 2017 года они стали лидерами по России, грубых расчетов не имеется. При назначении его на должность он прошел конкурс на замещение данной должности, проводившийся в два этапа. Комиссия проверяла его документы на предмет соответствия квалификационным требованиям, по итогам которого он был назначен. На сегодняшний день заключение комиссии не оспорено, полагает, что истцом в данном случае неправильно избран способ защиты.
Представители ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки в судебное заседание не сообщили, в связи с чем, суд рассматривает дело в их отсутствие на основании ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения сторон изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
В соответствии с ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Исходя из ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 настоящего Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт уплачиваются собственниками жилых помещений на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены частью 2 статьи 155 настоящего Кодекса, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 3 ст. 171 ЖК РФ собственники нежилых помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представляемых лицами, уполномоченными в соответствии с требованиями частей 1 и 2 настоящей статьи, которые вправе представить платежный документ, содержащий расчет размеров взноса на капитальный ремонт на предстоящий календарный год, однократно в течение первого расчетного периода такого года. Собственник нежилого помещения вправе оплатить такой платежный документ единовременно в месяце, следующем за месяцем, в котором он представлен, либо ежемесячно равными долями в течение календарного года в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. В случае, если собственником нежилого помещения является юридическое лицо, платежный документ доставляется по адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Исходя из ст. 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством. Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.
Согласно ст. 178.1 ЖК РФ руководитель регионального оператора назначается на должность на конкурсной основе. Открытый конкурс на замещение должности руководителя регионального оператора проводится в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются: 1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 6) иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
Согласно ч. 1 ст. 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решения о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, начиная с даты, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 169 и частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса, а региональный оператор должен исполнять обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные статьей 182 настоящего Кодекса, перечислить в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта, исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.
Согласно ч. 4 ст. 181 ЖК РФ региональный оператор применяет установленные законодательством меры, включая начисление пеней, установленных частью 14.1 статьи 155 настоящего Кодекса, в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закон Республики Тыва от 26.12.2013 N 2322 ВХ-1 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Тыва" собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, в размере, установленном в соответствии с частью 1 настоящей статьи или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно ч. 3 ст. 6 Закон Республики Тыва от 26.12.2013 N 2322 ВХ-1 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Тыва", в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора взносы на капитальный ремонт уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете - в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Из материалов дела следует, что некоммерческая организация «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» создана постановлением Правительства Республики Тыва от 18.06.2014 № 296, в целях формирования на территории Республики Тыва долгосрочной системы капитального ремонта многоквартирных домов и обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с п. 2 указанного постановления учредителем некоммерческой организация является Агентство по жилищному и коммунальному хозяйству Республики Тыва.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, 01.12.2014 в Реестр внесена запись о Некоммерческом фонде капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Тыва.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 22.11.2016 № 494 «Об утверждении Положения о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва» Агентство по жилищному и коммунальному хозяйству Республики Тыва преобразовано в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва и является его правопреемником.
30 декабря 215 года между Агентством по жилищному и коммунальному хозяйству Республики Тыва и Некоммерческим фондом капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Тыва заключено соглашение о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирных домов, в соответствии с которым Агентство обязуется предоставить финансовую поддержку в сумме 2479283,66 рублей на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в следующем порядке: путем зачета неизрасходованных средств (экономии) Фонда 2014 года, в сумме 268268,44 рублей. Направлять средства субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда, в сумме 2479283,66 рублей; средства бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренные бюджетом субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведение капитального ремонта многоквартирных домов в сумме 9055000 рублей на проведение капитального ремонта многоквартирных домов: на отдельный банковский счет регионального оператора - в части средств, предусмотренных на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 11.06.2014 № 281 утверждена региональная программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Тыва, на 2014 - 2043 годы» (далее - Региональная программа).
Цели Региональная программы: обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества всех многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Тыва; создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан; улучшение эксплуатационных характеристик общего имущества многоквартирных домов; обеспечение сохранности многоквартирных домов и улучшение комфортности проживания в них граждан.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 26.06.2014 № 314 утвержден «Краткосрочный план реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Тыва, на 2014 - 2043 годы» на 2014-2016 годы» (далее - Краткосрочный план реализации региональной программы).
01.08.2016 между Городским округом - «Город Кызыл Республики Тыва» в лице Главы Председателя Хурала представителей города Кызыла ФИО3 и Фондом в лице ФИО1 заключено Соглашение о целевом использовании денежных средств органа местного самоуправления, направляемых на реализацию краткосрочного плана реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Кызыла Республики Тыва на 2014-2016 годы» на 2016 год, согласно п. 2.2.1 которого городской округ обязуется при предоставлении региональным оператором заявки на финансирование в орган местного самоуправления перечислить денежные средства в размере 1 146 264 руб.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что именно на Некоммерческий фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Тыва, возложена обязанность по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах.
Жилищным законодательством предусмотрен различный порядок уплаты взносов на капитальный ремонт для жилых и нежилых помещений. Исходя из искового заявления и представленных в суд документов, ответчиком учет нежилых помещений многоквартирных домов не ведется. В связи с тем, что раздельный учет жилых и нежилых помещений является обязанностью регионального оператора (Фонда), вытекающей из требований ч. 1 ч. 3 ст. 171 ЖК РФ, то исковые требования об обязании ответчика в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу произвести учет всех нежилых помещений многоквартирных домов с указанием сведений о собственнике нежилого помещения и представления платежных документов собственникам нежилых помещений в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 171 ЖК РФ, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Также подлежит удовлетворению требование истца об обязани ответчика заключить договоры с платежными агентами о возмещении за счет Фонда комиссии за перечисление на специальный счет Фонда взносов за капитальный ремонт, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Размеры оплаты за коммунальные услуги установлены постановлением Правительства Республики Тыва от 23.08.2017 № 370 «Об установлении размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, который может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, с учетом средств государственной поддержки, муниципальной поддержки, на территории Республики Тыва на 2017 - 2019 годы».
Действующим законодательством, в том числе Жилищным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Тыва не предусмотрена обязанность граждан оплачивать сборы комиссионного вознаграждения при внесении взносов на капитальный ремонт.
Из материалов дела следует, что граждане вносят плату за капитальный ремонт через отделения ФГУП «Почта России», ПАО «Сбербанк России», АО «Россельхозбанк», Народный банк Республики Тыва. При этом, агентский договор, в соответствии с которым сборы комиссионного вознаграждения осуществляются за счет Фонда, заключен только с ПАО «Сбербанк России», в связи с чем, прием средств за капитальный ремонт собственников жилья без комиссии осуществляется только через ПАО «Сбербанк России», чем нарушаются права граждан. Указанное свидетельствует о возложении Фондом на граждан затрат на комиссию за перевод денежных средств, которая на них законодательством не возложена.
Принимая во внимание вышеизложенное, исковые требования об обязании ответчика заключить договоры с платежными агентами о возмещении за счет Фонда комиссии за перечисление на специальный счет Фонда взносов за капитальный ремонт обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно приказу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 назначен исполняющим обязанности генерального директора Некоммерческого фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Тыва с ДД.ММ.ГГГГ.
Представителем ответчика ФИО1 в судебное заседание был представлен протокол рассмотрения заявок и проведения конкурса кандидатов на конкурс замещения должности генерального директора некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Тыва» от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии Агентства по жилищному и коммунальному хозяйству Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об объявлении конкурса на замещение вакантной должности» был объявлен конкурс на замещение должности генерального директора некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Тыва». Для участия в конкурсе поступили заявки от трех кандидатов. По итогам анализа конкурсной документации победителем конкурса на замещение должности генерального директора некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Тыва» был признан ФИО1 Результаты конкурса никем не оспаривались, незаконными не признавались.
Принимая во внимание, что ФИО1 назначен исполняющим обязанности генерального директора некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Тыва» по результатам проведенного конкурса, то исковые требования об обязании Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва расторгнуть трудовой договор с ФИО1, исполняющим обязанности некоммерческого фонда Республики Тыва «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», в течение 5 рабочих дней после принятия Правительством Республики Тыва порядка проведения открытого конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора объявить и провести открытый конкурс на замещение должности генерального директора некоммерческого фонда «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», не подлежат удовлетворению.
Разрешая исковые требования об обязании Некоммерческого фонда «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу принять меры по взысканию задолженности по взносам на капитальный ремонт в сумме 119 144 711,70 рублей; обязании исполнить п. 2.2.1 Соглашения о целевом использовании денежных средств органа местного самоуправления, направляемых на реализацию краткосрочного плана реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Кызыла Республики Тыва на 2014-2016 годы» на 2016 год, а также провести ремонтные работы, предусмотренные указанным краткосрочным планом на сумму в размере 1 146 264 рублей, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении данных требований, так как удовлетворение данных требований привело бы к необоснованному вмешательству в экономическую, административно-хозяйственную деятельность юридического лица, создало препятствия для осуществления фондом своих полномочий, установленных федеральными законами.
Разрешая исковые требования об обязании Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва в течение одного месяца после вступления в законную силу решения суда заключить Соглашение с Фондом о ежемесячном выделении денежных средств Фонду по договорам с платежными агентами о возмещении комиссии за перечисление на специальный счет Фонда взносов за капитальный ремонт, суд также не находит правовых оснований для их удовлетворения. Решение о выделении бюджетных средств исполнительные органы субъекта Российской Федерации принимают самостоятельно. Выполнение исковых требований потребует выделения определенных финансовых средств из республиканского бюджета, что, по существу, лишает исполнительный орган субъекта Российской Федерации определенной самостоятельности в распределении бюджетных средств, свидетельствовало бы о неоправданном вмешательстве в деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей в бюджет муниципального образования городской округ «Город Кызыл Республики Тыва».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск исполняющего обязанности прокурора Республики Тыва Бадмаева Б.М. в интересах неопределенного круга лиц к Некоммерческому фонду капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Тыва, министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва об обязании устранить нарушения жилищного законодательства удовлетворить частично.
Обязать Некоммерческий фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Тыва произвести учет всех нежилых помещений многоквартирных домов с указанием сведений о собственнике нежилого помещения и представления платежных документов собственникам нежилых помещений в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 171 ЖК РФ, в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Обязать Некоммерческий фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Тыва заключить договоры с платежными агентами о возмещении комиссии за перечисление на специальный счет взносов за капитальный ремонт.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Некоммерческого фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Тыва государственную пошлину в размере 6000 рублей в бюджет муниципального образования городской округ «Город Кызыл Республики Тыва».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 29 августа 2018 года (с учетом выходных дней).
Судья А.Е. Сат