ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3272/19 от 09.09.2020 Воскресенского городского суда (Московская область)

Дело

УИД: 50RS0003-01-2019-004479-45

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 сентября 2020 года г. Воскресенск Московская область

Воскресенский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Кретовой Е.А.,

При секретаре судебного заседания Шаманиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Львова Юрия Николаевича к Администрации городского округа Воскресенск Московской области, Администрации Коломенского городского округа Московской области об оспаривании решения органа местного самоуправления, разделе земельного участка, исправлении реестровой ошибки,

УСТАНОВИЛ:

Львов Ю.Н. в лице своего представителя по доверенности Зотовой Т.В. (т.1 л.д.24), 12.12.2019 года обратился в Воскресенский городской суд Московской области с иском к Администрации городского округа Воскресенск Московской области о признании незаконным отказа, разделе земельного участка и установлении границ земельных участков, в котором просил: признать незаконным отказ ответчика в предобразовании земельного участка с КН путем его раздела - утверждении схем расположения двух земельных участков площадями 422 кв.м. и 778 кв.м., выраженный в письме за подписью первого заместителя руководителя администрации Воскресенского муниципального района <адрес>ФИО5 от <дата>; разделить земельный участок площадью 1200 кв.м. с КН , местоположение: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, на два земельных участка, площадями 422 кв.м. и 778 кв.м. и установить границы данных земельных участков. (т.1 л.д. 4-8).

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ГУ Архитектуры и градостроительства Московской области.

Истцом исковые требования после производства землеустроительной экспертизы уточнены, к участию в деле в качестве соответчика истцом привлечена Администрация Коломенского городского округа Московской области, в качестве третьего лица - Правительство Московской области, окончательно истец просит: признать незаконным отказ администрации Воскресенского муниципального района в преобразовании земельного участка с кадастровым номером путем его раздела – утверждении схем расположения двух земельных участков площадями 422 кв.метров и 778 кв.метров, выраженный в письме за подписью первого заместителя руководителя администрации Воскресенского муниципального района <адрес>ФИО5 от <дата>. . Разделить земельный участок площадью 1200 кв.м с кадастровым номером , местоположение: <адрес> (категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства) на два земельных участка площадями 445 кв.м и 775 кв.м: установить границы земельного участка площадью 445 кв.м местоположение: <адрес> (категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства) в соответствии с обозначением характерных точек границ, указанных в судебной землеустроительной экспертизе Приложении каталоге координат характерных точек границ земельного участка с К; установить границы земельного участка площадью 755 кв.м местоположение: <адрес>, примыкающий к участку 6 (категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства) в соответствии с обозначением характерных точек границ, указанных в судебной землеустроительной экспертизе Приложении каталоге координат характерных точек границ земельного участка с К. Признать пересечение границ земельного участка с кадастровым номером с границами населенного пункта – <адрес> и муниципальных образований городской округ <адрес> и Коломенский городской округ <адрес> ошибкой, допущенной в Едином государственном реестре недвижимости в описании местоположения части смежной границы муниципальных образований городской округ <адрес> Коломенский городской округ <адрес>, населенного пункта – <адрес> городского округа <адрес>. Исправить допущенную в Едином государственном реестре недвижимости ошибку в описании местоположения части смежной границы муниципальных образований городской округ <адрес> и Коломенский городской округ <адрес>, населенного пункта – <адрес> городского округа <адрес> путем внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении части границ муниципальных образований городской округ Воскресенск и Коломенский городской округ, населенного пункта <адрес> городского округа <адрес> согласно схеме границ и каталогу координат характерных точек изменяемой части смежной границы городского округа Воскресенск и Коломенского городского округа по Приложению дополнительной судебной землеустроительной экспертизы. (т.2 л.д. 100-103).

Уточненные требования мотивированы тем, что истец является арендатором земельного участка площадью 1200 кв.м с , местоположение: <адрес> (категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства). Участок предоставлен истцу в аренду на основании постановления главы Воскресенского муниципального района <адрес> от <дата>., договор аренды земельного участка заключен с администрацией Воскресенского муниципального района <адрес><дата>. .

<дата> истцом ответчику было подано заявление о преобразовании земельного участка путем его раздела на два – об утверждении двух схем границ земельных участков, образовавшихся в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, площадями 422 кв.метров и 778 кв.метров.

Необходимость раздела земельного участка вызвана тем, чтобы выделить из его состава часть земельного участка с расположенным на нем водным объектом – речкой Кепиковка с береговой линией (вновь образованный земельный участок, площадью 778 кв.м). Истец намеревался после раздела отказаться от права аренды на земельный участок площадью 778 кв.м с целью приведения режима вновь образованных земельных участок в соответствии с действующим законодательством.

<дата>. администрацией Воскресенского муниципального района был дан отказ в преобразовании земельного участка с кадастровым номером путем его раздела – утверждении схем расположения двух земельных участков площадями 422 кв.м и 778 кв.м, выраженный в письме за подписью первого заместителя руководителя администрации Воскресенского муниципального района <адрес>ФИО5 Основания для отказа указаны следующие: разработка схем расположения земельных участков с нарушением требований статьи 11.9 Земельного кодекса РФ к образуемым земельным участкам, а именно:

1) наложение границ земельного участка на земли государственного лесного фонда (сельских лесов) при отсутствии подтверждения применения к земельному участку процедуры, предусмотренной Федеральным законом от <дата> №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»; земельный участок имеет пересечение с Гослесфондом (Виноградовское лесничество, 16,52% 198 кв.м);

2) в связи с пересечением с Гослесфондом земельный участок находится в двух территориальных зонах – Ж-2 (застройки индивидуальными жилыми домами) и зоне лесов;

3) по заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области на земельном участке расположена часть водного объекта – река Кепиковка, участок частично расположен в береговой полосе и водоохраной зоне реки Кепиковка;

4) земельный участок частично расположен в городском округе Коломна, границы вновь образуемых земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов;

5) земельный участок частично расположен в придорожной полосе автомобильных дорог.

С принятым ответчиком отказом истец не согласен, считает его не соответствующим нормам действующего законодательства, в связи с чем было подано исковое заявление о признании незаконным отказа администрации Воскресенского муниципального района в преобразовании земельного участка с кадастровым номером путем его раздела, разделе земельного участка, установлении границ выделяемых в результате раздела земельного участка.

При рассмотрении настоящего гражданского дела была назначена судебная землеустроительная экспертиза, дополнительная судебная землеустроительная экспертиза, при производстве которых выявлено пересечение границ земельного участка с кадастровым номером со смежной границей Воскресенского муниципального района (в настоящее время преобразован в городской округ Воскресенск Московской области) и Коломенского городского округа Московской области, причиной которого является воспроизведенная в ЕГРН ошибка в определении местоположения части границ городского округа Воскресенск в документе, на основании которого вносились сведения в ЕГРН.

В связи с наличием указанной ошибки в сведениях ЕГРН преобразование земельного участка возможно только с одновременным исправлением реестровой ошибки, в связи с чем, истцом требования уточнены.

Законом №218-ФЗ установлено, что наличие пересечения границ земельного участка с границами населенного пункта и муниципального образования не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка только в случае наличия ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ такого муниципального образования или населенного пункта.

В заключении эксперта по результатам проведенной дополнительной судебной землеустроительной экспертизы приведена схема границ земельного участка, принадлежащего истцу на праве аренды, с каталогом координат характерных точек изменяемой части смежной границы городского округа Воскресенск и Коломенского городского округа (приложение 2), что позволяет Росреестру исправить допущенную в ЕГРН ошибку в описании местоположения границ земельного участка, муниципальных образований, населенного пункта – <адрес> (т.2, л.д.100-103).

Истец Львов Ю.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался. Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося истца с учетом участия в деле представителя.

Представитель истца Зотова Т.В., действующая на основании доверенности (т.1 л.д.24), в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала просила их удовлетворить по основаниям, указанным в уточненном исковом заявлении, в ходе судебного разбирательства пояснила, что истец является арендатором земельного участка, площадью 1200 кв.м. с кадастровым номером . Участок был предоставлен истцу, которым было подано заявление на разделение указанного участка на два, так как участок входит в прибрежную полосовую зону. При разделе участка истец намерен отказаться от участка площадью 778 кв.м., за собой оставить участок площадью 422 кв.м. Ему был выдан отказ, в отказе было указано, что участок пересекает земли лесфонда, так же участок находится в прибрежной полосе, границы земельного участка пересекают границы другого муниципального образования городского округа Коломна, в связи с чем была произведена землеустроительная экспертиза. Экспертом было установлено, что раздел возможен, что ничьи права не нарушаются, судом была назначена дополнительная экспертиза по реестровой ошибке, экспертом указано, что ошибку возможно исправить в соответствии с Законом 218-ФЗ РФ, так же согласно разъяснения Министерства экономического развития в письмах от <дата>. и от <дата>. , сказано, что если пресечение составляет не более 75% и более остается в том муниципальном образовании, которым выдан участок. Экспертиза все пояснила и выводы эксперта соответствуют тем нормам, на которые истец ссылается. На настоящий момент срок аренды истек, но истец подал исковое заявление в период действия договора аренды, считает, что срок аренды продлен. Координаты Лесфонда из Росреестра исключены, представитель давал пояснения, что у них нет претензий.

Представитель Администрации городского округа Воскресенск Московской области Черниченко М.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление (т.2 л.д.130-131), пояснила, что отказ администрации был законным и обоснованным Есть определенные требования при разделе земельного участка, при образовании новых, существуют обстоятельства, которые не позволяют разделить участок: границы муниципальных образований, нахождение водного объекта в границах образуемых участков, пересечение с зоной лесничества. Участок находится в нескольких территориальных зонах. Отказ администрации не нарушает прав заявителя и основан на законе. Поддерживают позицию Администрации Коломенского городского округа, поскольку границы муниципальных образований устанавливаются законом Московской области, истцом выбран ненадлежащий способ защиты права.

Согласно письменному Отзыву администрации, <дата>. между МУ «Администрация Воскресенского муниципального района Московской области» и Львовым Ю.Н. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Срок аренды земельного участка устанавливался на 10 лет с <дата>. <дата> Львов Ю.Н. обратился в Администрацию Воскресенского муниципального района Московской области с заявлением об утверждении схем расположения земельных участков площадью 422 кв.м. и 778 кв.м. в целях раздела вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером . Письмом от <дата> Львову Ю.Н. было отказано в утверждении схем расположения земельных участков по следующим основаниям: 1) разработка схем расположения земельных участков с нарушением требований 11.9 Земельного кодекса РФ к образуемым земельным участкам; 2) наложение границ земельного участка на земли государственного лесного фонда (сельских лесов) при отсутствии подтверждения применения к земельному участку процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 29.07.2017 №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

На основании заключения Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, земельный участок частично расположен в береговой полосе <адрес>, на земельном участке расположена часть водного объекта (<адрес>) земельный участок имеет пересечение с Гослесфондом (Виноградовское лесничество 16,52% 198 кв.м.), частично расположен в водоохраной зоне (<адрес>), частично расположен в придорожной полосе автомобильных дорог.

Согласно правилам землепользования и застройки территории (часть территории) городского поседения Воскресенск, утвержденным решением Совета депутатов от <дата> земельный участок находится в нескольких территориальных зонах: частично зона Ж-2 – зона застройки индивидуальными жилыми домами, частично зона лесов.

Земельный участок частично расположен в городском округе Коломна. Границы вновь образуемых земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Отказ Администрации был согласован Сводным заключением Министерства имущественных отношений <адрес> от <дата>.

В соответствии с заключением судебной экспертизы от <дата> экспертом делается вывод о наличии пересечения между реестровыми границами земельного участка с К№ и смежной границей городских округов Воскресенск и Коломна, с границами земельного участка лесного фонда (лесничество Виноградовское, участковое лесничество Воскресенское), с границами придорожной полосы автомобильной дороги. Кроме того, заключением судебной экспертизы от <дата> также установлено, что земельный участок площадью 755 кв.м., образуемый в результате раздела исходного земельного участка с К№, частично входит в границу береговой полосы <адрес>. Таким образом, заключением эксперта подтверждено наличие всех тех обстоятельств, которые послужили основанием для принятия Администрацией решения об отказе в утверждении схем расположения земельных участков площадью 422 кв.м. и 778 кв.м. в целях раздела земельного участка с кадастровым номером . В связи с изложенным, обжалуемый истцом отказ администрации городского округа Воскресенск в разделе земельного участка с К№ является законным и обоснованным и не нарушает законные права заявителя. (т.2 л.д.129-131).

Представитель ответчика Администрации Коломенского городского округа Московской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен (т.2 л.д.142). Суд при отсутствии возражений сторон определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Ранее, в ходе рассмотрения дела представитель ответчика Администрации Коломенского городского округа Московской области, возражал против заявленных требований, поддержал позицию представителя Администрации городского округа Воскресенск.

В материалах дела имеются возражения ответчика Администрации Коломенского городского округа Московской области (т.2 л.д.129), согласно которым в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 - ФЗ (ред. от 20.07.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим федеральным законом.

Границы городского округа Воскресенск установлены в соответствии с Законом Московской области от <дата>-ОЗ «О границе городского округа Воскресенск» (принят постановлением Мособлдумы от <дата>-П).

Границы Коломенского городского округа установлены в соответствии с Законом Московской области от <дата>-ОЗ (ред.от <дата>) «О преобразовании городского округа Коломна, городского поселения Пески Коломенского муниципального района, сельского поселения Акатьевского Коломенского муниципального района, сельского поселения Биорковское Коломенского муниципального района, сельского поселения Заруденское Коломенского муниципального района, сельского поселения Непецинское Коломенского муниципального района, сельского поселения Пестриковское Коломенского муниципального района, сельского поселения Проводниковское Коломенского муниципального района, сельского поселения Радужное Коломенского муниципального района и сельского поселения Хорошовское Коломенского муниципального района, о статусе и установлении границ вновь образованного муниципального образования» (принят постановлением Мособлдумы от <дата>-П).

Требования, заявленные истцом в рамках уточненного иска, находятся в прямой причинной связи с необходимостью внесения изменений в вышеуказанные нормативные правовые акты и не могут быть удовлетворены в отсутствие подобных изменений.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в ст. 12 ГКРФ, а также иными способами, предусмотренными в законе. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, но избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.

Ненадлежащий способ защиты является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. На основании изложенного полагают, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты права, просят в удовлетворении заявленных требований отказать.

Третьи лица Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство транспорта Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались, представитель Комитет лесного хозяйства Московской области и Росреестра просили о рассмотрении в свое отсутствие (т.2 л.д.2, 11). Суд при отсутствии возражений сторон, определил рассмотреть дело в отсутствие не явивших представителей третьих лиц.

Согласно сообщению Комитета лесного хозяйства Московской области от <дата> (т.2 л.д. 7), в отношении земельного участка с К№, в соответствии с ФЗ от 29.07.2017г. № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" государственной услугой о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости от <дата>, в отношении вышеуказанного земельного участка принято положительное решение. Дополнительно сообщено, что в соответствии с разъяснениями Министерства экономического развития Российской Федерации о применении положений Федеральных законов в связи с вступлением в силу закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ, сведения ГЛР, не соответствующие сведениям ЕГРН, не являются препятствием территориальному планированию, градостроительному зонированию, кадастровому учету объектов недвижимости и регистрации прав на них, переводу земельного участка из одной категории в другую (отнесению земельного участка к определенной категории).

В ходе судебного разбирательства представитель Комитета по архитектуре и градостроительству исковые требования поддержал, пояснил, что участок предоставлен с ограничениями и это не послужило отказу, участок был оформлен, что касается ограничений, они ни коим образом не мешают разделению участка. (т.1 л.д. 60-61).

Опрошенный в ходе судебного разбирательства эксперт ФИО2 пояснил, что площадь участка, которая находится на территории городского округа Воскресенск, составляет 943 кв.м., на территории городского округа Коломна - 257 кв.м. В процентном соотношении в городском округе Воскресенск составляет 79%, 21% в городском округе Коломна. Сведения вносились в один и тот же год, но исходя из материалов гражданского дела, ранее были установлены границы земельного участка истца, границы муниципальных районов были закреплены уже позднее, в открытых источниках нет точной даты, но сам законодательный акт был принят уже после уточнения границ земельного участка истца. С точки зрения кадастровой деятельности, эксперт считает, что при определении границ районов должны быть учтены сведения границ земельных участков. Внешние границы соответствуют, имеется ограждение. Нет разграничения основного земельного участка и дополнительного. Эксперт предлагает исправить ошибку в части смежных границ с земельным участком с , границы данного земельного участка были определены до внесения границ районов. Наличие береговой полосы устанавливали, на момент проведении экспертизы он был пересохшим. Раздел предлагается совершить с учетом этой водоохраной зоны, чтобы оставшийся земельный участок в нее не попадал.

Заслушав представителя истца, представителя ответчика, эксперта, исследовав материалы дела, заключение судебной землеустроительной экспертизы, заключение дополнительной судебной землеустроительной экспертизы, суд находит исковые требования Львова Ю.Н. не подлежащими удовлетворению в силу следующего:

Как следует из пункта "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 10 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о местном самоуправлении) местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 данного Федерального закона.

Муниципальными образованиями являются городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения. В состав городского округа входят один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями (статья 2 Федерального закона о местном самоуправлении).

В силу положений пункта 12 части 1 статьи 11 Федерального закона о местном самоуправлении территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории одного поселения, муниципального округа, городского округа (пункт 12).

Как следует из предписаний пункта 3 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований (или) границы населенных пунктов.

Согласно пункту 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

В силу положений ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Согласно ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации, объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс; 2) земельные участки; 3) части земельных участков.

Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В силу ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации, при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Статьей 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что на основании постановления МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" от <дата> "О предоставлении гр. РФ Львову Ю.Н. в аренду земельного участка по адресу: <адрес>" (т.1 л.д. 15-16), между МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" (Арендодатель) и Львовым Ю.Н. (Арендатор) был заключен Договор аренды земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства от <дата>., согласно п.1.1 которого, Арендодатель передает, а Арендатор принимает в аренду земельный участок в соответствии с условиями настоящего договора (т.1 л.д.9-11).

Согласно п.1.2. Договора аренды, по настоящему договору передается земельный участок с кадастровым номером К№ общей площадью 1200 кв.м. в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, а также на местности, с учетом действующих строительных, санитарных, природоохранных, противопожарных норм, расположенный по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства из земель Воскресенского муниципального района (в границах городского поселения Воскресенск, категория земель – земли населенных пунктов).

Согласно п.2.1. Договора срок аренды земельного участка устанавливается на 10 лет с <дата>.

Истец <дата>. в лице своего представителя, обратился в Администрацию Воскресенского муниципального района Московской области с заявлением об утверждении схемы границ земельных участков, образовавшихся в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (т.1 л.д.18). В заявлении указано, что раздел необходим для выделения земельного участка, на котором расположен водный объект - река Кепиковка с береговой линией. С целью приведения режима данного земельного участка в соответствие с требованиями Водного кодекса РФ - отказа от аренды для общего использования водным объектом.

Согласно ответа Администрации Воскресенского муниципального района <адрес> от <дата>. Администрацией Воскресенского муниципального района Московской области принято решение об отказе в утверждении схем расположения земельных участков по следующим основаниям: 1) разработка схем расположения земельных участков с нарушением требований статьи 11.9. Земельного кодекса Российской Федерации к образуемым земельным участкам; 2) наложение границ земельного участка на земли государственного лесного фонда (сельских лесов) при отсутствии подтверждения применения к земельному участку процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 29.07.2017 №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». На основании заключения Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, земельный участок частично расположен в береговой полосе <адрес>, на земельном участке расположена часть водного объекта (<адрес>), земельный участок имеет пересечение с Гослесфондом (Виноградовское лесничество, 16,52% 198 кв.м.), частично расположен в водоохраной зоне (<адрес>), частично расположен в придорожной полосе автомобильных дорог. Согласно правилам землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Воскресенск, утвержденным решением Совета Депутатов от <дата> земельный участок находится в нескольких территориальных зонах: частично зона Ж-2 – зона застройки индивидуальными жилыми домами, частично зона лесов. Земельный участок частично расположен в городском округе Коломна. Границы вновь образуемых земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. В соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений <адрес> от <дата> данный отказ был согласован с Министерством имущественных отношений (сводное заключение от <дата>, карточка ). (т.1 л.д. 19-20).

<дата> Администрацией Воскресенского муниципального района <адрес> в адрес истца направлен аналогичный ответ за о принятии решения об отказе в утверждении схем расположения земельных участков по следующим основаниям:

1) разработка схем расположения земельных участков с нарушением требований статьи 11.9. Земельного кодекса Российской Федерации к образуемым земельным участкам;

2) наложение границ земельного участка на земли государственного лесного фонда (сельских лесов) при отсутствии подтверждения применения к земельному участку процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 29.07.2017 №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

На основании заключения Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес>, земельный участок частично расположен в береговой полосе <адрес>, на земельном участке расположена часть водного объекта (<адрес>), земельный участок имеет пересечение с Гослесфондом (Виноградовское лесничество, 16,52% 198 кв.м.), частично расположен в водоохраной зоне (<адрес>), частично расположен в придорожной полосе автомобильных дорог.

Согласно правилам землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Воскресенск, утвержденным решением Совета Депутатов от <дата> земельный участок находится в нескольких территориальных зонах: частично зона Ж-2 – зона застройки индивидуальными жилыми домами, частично зона лесов.

Земельный участок частично расположен в городском округе Коломна. Границы вновь образуемых земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

В соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений <адрес> от <дата> данный отказ был согласован с Министерством имущественных отношений (сводное заключение от <дата>, карточка ). (т.1 л.д. 33, 34 - Сводное заключение Министерства имущественных отношений <адрес>).

Не согласившись с данным решением истец обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором заявлены требования и о разделе земельного участка с установлением границ образованных в результате раздела земельных участков, а также об исправлении допущенной в ЕГРН ошибки в описании местоположения части смежной границы муниципальных образований.

Согласно ст. 11 ГК РФ, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд) в соответствии с их компетенцией.

Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

В силу ст. 12 ГК РФ, Защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Определением суда от <дата> по ходатайству стороны истца по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой было поручено эксперту ФИО2 (т. 1 л.д.62-63,64-66).

Согласно Заключению эксперта от <дата>. ИП ФИО2 по результатам землеустроительной экспертизы (т.1 л.д. 146-202), подписанной экспертом ФИО7 и предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УК РФ (т.2 л.д.147), проведено визуально-инструментальное обследование земельного участка с К№, который на местности используется совместно с земельным участком с К.

В результате проведенных экспертом полевых геодезических измерений с точностью, соответствующей нормативной, установлено местоположение границ земельного участка, включающего в себя земельные участки с К№ и К.

Каталог координат характерных точек границ единого земельного участка, включающего в себя земельные участки с К№ и К по фактическому землепользованию, а также каталог координат характерных точек границ земельного участка с К№ по сведениям ЕГРН, представлены в Приложении .

В связи с невозможностью определения фактического местоположения границ земельного участка с К№ по причине отсутствия их закрепления на местности, не представляется возможным определить соответствие установленных границ и площади земельного участка с К№ правоустанавливающим документам.

Также по причине невозможности определения фактических границ земельного участка с К№ при проведении исследований использованы сведения ЕГРН о местоположении границ и площади земельного участка с К№.

Выявлено: отсутствие пересечений между реестровыми границами земельного участка с К№ и реестровыми границами иных земельных участков; наличие пересечения между реестровыми границами земельного участка с К№ и смежной границей городских округов Воскресенск и Коломна; наличие пересечения между реестровыми границами земельного участка с К№ и границами земельного участка лесного фонда (лесничество Виноградовское, участковое лесничество Воскресенское). Однако, экспертом отмечено, что в составе дополнительно предоставленных материалов содержится информация о результатах оказания услуги «Амнистия», после исполнения которой устранено наложение на земли лесного фонда земельного участка с К№; наличие пересечения между реестровыми границами земельного участка с К№ и границами придорожной полосы автомобильной дороги.

Не представляется возможным определить являются ли данные пересечения/наложения результатом допустимой погрешности при переходе с картографических координат на границы по кадастру.

Поскольку земельный участок с К№ был сформирован и предоставлен в аренду из земель Воскресенского муниципального района и согласно адресу относится к городскому округу Воскресенск, его раздел в соответствии с вариантом истца возможен при одновременном приведении в соответствие (исправлении реестровой ошибки) в местоположении смежной границы городских округов Воскресенск и Коломна.

В результате сравнительного анализа взаимного расположения границ береговой линии и границ земельных участков, образуемых в результате раздела, можно сделать вывод о том, что земельный участок площадью 755 кв.м., образуемый в результате раздела исходного земельного участка с К№ частично входит в границу береговой полосы <адрес>, земельный участок площадью 445 кв.м., образуемый в результате раздела исходного земельного участка с К№ не входит в границу береговой полосы <адрес>.

Границы земельного участка, площадью 445кв.м., образуемого в результате раздела исходного земельного участка с К№ пересекают придорожную полосу автомобильной дороги, сведения о местоположении которой предоставлены администрацией городского округа Воскресенск. Поскольку сведения о границах придорожной полосы автомобильной дороги не содержатся в ЕГРН, такое пересечение границ не является препятствием для проведения государственного кадастрового учета.

Границы земельного участка, площадью 445 кв.м., образуемого в результате раздела исходного земельного участка с К№ пересекают смежную границу городских округов Воскресенск и Коломна, что является препятствием для проведения государственного кадастрового учета, поэтому раздел земельного участка возможен при одновременном приведении в соответствие (исправлении реестровой ошибки) в местоположении смежной границы городских округов Воскресенск и Коломна.

Таким образом, экспертом в представленном заключении указано на наличие реестровой ошибки в местоположении смежной границы городских округов Воскресенск и Коломна.

Определением суда от <дата> по ходатайству стороны истца по делу назначена дополнительная судебная землеустроительная экспертиза (т.2 л.д. 23, 24-25).

Согласно Дополнительному заключению эксперта ИП ФИО2 от <дата>. (т.2 л.д. 75-89), подписанному экспертом ФИО7 и предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УК РФ (т.2,л.д.76), в ходе проведения судебной землеустроительной экспертизы по гражданскому делу выявлено пересечение между реестровыми границами земельного участка с К и смежной границей городских округов Воскресенск и Коломна, причинной которого является воспроизведенная в ЕГРН ошибка в определении местоположения части границ городского округа Воскресенск в документе, на основании которого вносились сведения в ЕГРН, в результате чего часть границ городского округа Воскресенск была внесена в ЕГРН с пересечением границ земельного участка с К№. В рамках настоящего заключения экспертом предложен вариант исправления воспроизведенной в ЕГРН ошибки в определении местоположения части границ городских округов Воскресенск и Коломна, подготовленный исходя из сведений ЕГРН о местоположении границ земельного участка с К№. В результате изменения сведений о местоположении части границ городских округов Воскресенск и Коломна в соответствии с предложенным вариантом земельный участок с К№ полностью войдет в границы городского округа Воскресенск, из земель которого он был выделен и предоставлен в аренду истцу Львову Ю.Н.

Из представленного заключения и дополнительного заключения судебной землеустроительной экспертизы установлено, что исходный земельный участок с К№, предоставленный Администрацией Воскресенского муниципального района в аренду истцу Львову Ю.Н., имеет пересечения реестровых границ и смежной границей городских округов Воскресенск и Коломна, а также входит в границу береговой полосы <адрес>.

Таким образом, решение Администрации Воскресенского муниципального района <адрес> от <дата> об отказе в преобразовании земельного участка путем его раздела, утверждении схем расположения двух земельных участков, является обоснованным.

Заявляя требования о признании данного пересечения ошибкой, допущенной в ЕГРН в описании местоположения части смежной границы муниципальных образований городского округа Воскресенск и Коломенского городского округа, населенного пункта Воскресенск, требования об исправлении вышеуказанной ошибки, истцом фактически заявлены требования об изменении границ муниципального образования, о внесении изменений в нормативные правовые акты о границах городских округов, тогда как Закон Московской области от <дата>-ОЗ «О границе городского округа Воскресенск», принятый постановлением Мособлдумы от <дата>-П и Закон Московской области от <дата>-ОЗ «О преобразовании городского округа Коломна, городского поселения Пески Коломенского муниципального района, сельского поселения Акатьевского Коломенского муниципального района, сельского поселения Биорковское Коломенского муниципального района, сельского поселения Заруденское Коломенского муниципального района, сельского поселения Непецинское Коломенского муниципального района, сельского поселения Пестриковское Коломенского муниципального района, сельского поселения Проводниковское Коломенского муниципального района, сельского поселения Радужное Коломенского муниципального района и сельского поселения Хорошовское Коломенского муниципального района, о статусе и установлении границ вновь образованного муниципального образования», принятый постановлением Мособлдумы от <дата>-П не оспорены надлежащим образом и не признаны недействительными.

В связи с вышеизложенным, суд находит состоятельными доводы возражений представителей ответчиков о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты.

Суд принимает во внимание, что земельный участок с КН К№ находится в муниципальной собственности и предоставлен из земель Воскресенского муниципального района (городского округа Воскресенск), при разделе указанного земельного участка на два земельных участка, площадями 755 кв.м. и 445 кв.м., согласно выводам землеустроительной экспертизы, земельный участок площадью 755 кв.м. частично входит в границу береговой полосы <адрес>, границы земельного участка, площадью 445 кв.м., пересекают придорожную полосу автомобильной дороги и пересекают смежную границу городских округов Воскресенск и Коломна. При этом суд принимает во внимание, что срок действия Договора аренды от <дата>, заключенный между МУ "Администрация Воскресенского муниципального района <адрес>" и Львовым Ю.Н. на 10 лет с <дата>, истек.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Львову Юрию Николаевичу в удовлетворении исковых требований к Администрации городского округа Воскресенск Московской области, Администрации Коломенского городского округа Московской области о признании незаконным отказа администрации Воскресенского муниципального района в преобразовании земельного участка с кадастровым номером путем его раздела - утверждении схем расположения двух земельных участков, площадями 422 кв.м. и 778 кв.м., выраженного в письме за подписью первого заместителя руководителя администрации Воскресенского муниципального района Московской области ФИО5 от <дата>; о разделе земельного участка, площадью 1200 кв.м. с кадастровым номером , местоположение: <адрес> (категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства), на два земельных участка, площадями 445 кв.м. и 755 кв.м., и установлении границ указанных земельных участков в соответствии с обозначением характерных точек границ, указанных в судебной землеустроительной экспертизе Приложении каталоге координат ; о признании пересечения границ земельного участка с кадастровым номером с границами населенного пункта - <адрес> и муниципальных образований городской округ <адрес> и Коломенский городской округ <адрес> ошибкой, допущенной в ЕГРН в описании местоположения части смежной границы муниципальных образований городской округ <адрес> и Коломенский городской округ <адрес>, населенного пункта - <адрес> городского округа <адрес>; об исправлении допущенной в ЕГРН ошибки в описании местоположения части смежной границы муниципальных образований городской округ <адрес> и Коломенский городской округ <адрес>, населенного пункта - <адрес> городского округа <адрес> путем внесения изменений в ЕГРН сведений о местоположении части границ муниципальных образований городской округ <адрес> и Коломенский городской округ <адрес>, населенного пункта - <адрес> городского округа <адрес> согласно схеме границ и каталогу координат характерных точек изменяемой части смежной границы городского округа Воскресенск и Коломенского городского округа по Приложению дополнительной землеустроительной экспертизы, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Воскресенский городской суд в течение одного месяца, а лицами, участвующими в деле, но не присутствовавшими в судебном заседании, - в тот же срок со дня получения копии решения суда.

Решение изготовлено в окончательной форме 05.10.2020 года.

Судья подпись Кретова Е.А.

<данные изъяты>

<данные изъяты>