Дело № 2-3272/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 декабря 2013 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего: судьи Мох Е.М.,
при секретаре: Трубицыной Ю.М.,
с участием заместителя Минусинского межрайонного прокурора Коптевой Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании решения Новотроицкого сельского совета депутатов от 10 сентября 2013 года № 87-рс «О соответствии выносимого инициативной группой по проведению местного референдума вопроса требованиям статьи 3 Уставного закона Красноярского края от 10 ноября 2011 года № 13-6401 «О референдумах в Красноярском крае» недействующим со дня его принятия,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением, поданным в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующими пунктов Устава Новотроицкого сельсовета Минусинского района, требование мотивировал тем, что решением Новотроицкого сельского совета депутатов от 10.09.2013 № 87-рс «О
соответствии выносимого инициативной группы по проведению местного
референдума вопроса требованиям статьи 3 Уставного закона Красноярского
края от 10.11.2011 г. № 13-6401 « О референдумах в Красноярском крае» выносимый на референдум по ходатайству инициативной группы по проведению местного референдума вопрос «Согласны ли Вы на разделение сельского поселения Новотроицкий сельсовет, с целью образования сельского поселения Быстрянский сельсовет, (территорию которого составят земли в границах массива бывшего колхоза им.Кирова, с населенными пунктами д.Комарково и д.Быстрая- административный центр образуемого сельского поселения Быстрянский сельсовет), а также сельского поселения Новотроицкий сельсовет (территорию которого составят земли в границах массива бывшего колхоза им. Фрунзе, с населенным пунктом с.Новотроицкое- административный центр образуемого сельского поселения Новотроицкий сельсовет)?» признан отвечающим требованиям ст. 3 Уставного закона Красноярского края от 10.11.2011г. №13-6401 «О референдумах в Красноярском крае».
Данное решение незаконно по следующим основаниям.
Согласно решению, инициативная группа по проведению референдум предполагает вынести на референдум вопрос о разделе сельского поселения Новотроицкий сельсовет.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральные законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан, проводимых в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12, частями 5 и 7 статьи 13 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 4 и ст. 31 Устава Красноярского края административно- территориальное устройство края находится в ведении Красноярского края, образование, преобразование и упразднение муниципальных образований, наделение их соответствующим статусом, установление их административного центра, границ муниципальных образований и их изменение осуществляются законами края в соответствии с требованиями, предусмотренными федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 3 Уставного закона Красноярского края « О референдумах в Красноярском крае» на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
Вопросы местного значения поселения определены частью 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». К таковым не относится вопрос о разделении муниципальных образований.
Таким образом, утвержденный решением Новотроицкого сельского совета депутатов от 10.09.2013 № 87-рс «О соответствии выносимого инициативной группы по проведению местного референдума вопроса требованиям статьи 3 Уставного закона Красноярского края от 10.11.2011 г. № 13-6401 « О референдумах в Красноярском крае», вопрос противоречит требованиям вышеназванных законов.
Допущенные Новотроицким сельским Советом депутатов нарушения требований указанного выше законодательства при принятии решения ущемляют законные права и интересы граждан, которые лишены возможности реализовать свое право на решение вопроса о преобразовании муниципального образования в порядке, предусмотренном ст.ст. 13, 24 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В судебном заседании прокурор Коптева Е.И. заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснив аналогично изложенному в описательной части решения.
Представитель заинтересованного лица Новотроицкого сельского Совета депутатов ФИО1, действующий на основании доверенности, (л.д. 23), в судебном заседании заявленные требования не признал, представив в суд возражения, в которых указал следующее.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), ст. 3 Уставного закона Красноярского края от 10.11.2011 г. № 13-6401 «О референдумах в Красноярском крае» (далее - Уставный закон) определены вопросы, которые могут быть вынесены на референдум.
На краевой референдум могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении края или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.
На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
На краевой референдум, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти края, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти края, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
б) о персональном составе органов государственной власти края, органов местного самоуправления;
в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств края, муниципального образования;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
Согласно п. 9 ст. 12 Федерального закона № 67-ФЗ установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.
На основании вышеизложенных норм Федерального закона и закона Красноярского края мы пришли к выводу, что данные законы не установили конкретной нормы запрещающей, или ограничивающей процедуру проведения местного референдума, с выносимым на него вопросом о преобразовании (разделении) сельского поселения, следовательно, выносимый инициативной группой по проведению местного референдума вопрос, соответствует ст. 3 Уставного закона Красноярского края.
Согласно абз. 9 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Определённые ч. 1 ст. 14 данного закона вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления повседневно и проведение местного референдума по ним требуется только для принятия муниципальных правовых актов, п. 1 ч.1 ст. 43. Вопросы изменения границ муниципальных образований, преобразования муниципальных образований к таким вопросам не относятся. Поэтому процедура проведения местного референдума по ним определяется нормами главы 2 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно п.2 ст. 10, границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11-13настоящего Федерального закона. И в ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 131-ФЗ на норму которой ссылается прокурор, ясно установлена процедура реализации инициативы населения о преобразовании муниципального образования: преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
Разделение поселения реализуется согласно ч. 5 ст. 13 разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан, проводимых в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3, 4, 5 ст. 24 в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование ио вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12. частями 5 и 7 статьи 13 настоящего Федерального закона; голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. При этом положения федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются.
Соответственно, приведённые в заявлении прокурора, нормы Устава Красноярского края от 05.06.2008 г. № 5-1777 установленные ст. 31 образование, преобразование и упразднение муниципальных образований, наделение их соответствующим статусом, установление их административного центра, границ муниципальных образований и их изменение осуществляются законами края в соответствии с требованиями, предусмотренными федеральными законами, не могут противоречить нормам Федерального закона № 131-ФЗ.
Согласно п.п. 5, 8 Устава Красноярского края от 05.06.2008 г. № 5-1777 по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации край принимает в соответствии с федеральными законами Устав, законы и иные нормативные правовые акты края, а также осуществляет распорядительную и исполнительную деятельность в пределах и порядке, определенных федеральными законами и правовыми актами края; в случае противоречия нормативного правового акта края, принятого на основании пункта 5 настоящей статьи, нормам федерального законодательства действует федеральный закон.
В качестве подтверждения своей позиции заинтересованное лицо в возражениях делает ссылку на нормативные акты Республики Саха, а также Белгородской области.
Суд, выслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, считает требования Минусинского межрайонного прокурора поданные в интересах неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Новотроицкого сельского совета депутатов от 10.09.2013 № 87-рс «О
соответствии выносимого инициативной группой по проведению местного
референдума вопроса требованиям статьи 3 Уставного закона Красноярского
края от 10.11.2011 г. № 13-6401 «О референдумах в Красноярском крае» выносимый на референдум по ходатайству инициативной группы по проведению местного референдума вопрос «Согласны ли Вы на разделение сельского поселения Новотроицкий сельсовет, с целью образования сельского поселения Быстрянский сельсовет, (территорию которого составят земли в границах массива бывшего колхоза им.Кирова, с населенными пунктами д.Комарково и д.Быстрая- административный центр образуемого сельского поселения Быстрянский сельсовет), а также сельского поселения Новотроицкий сельсовет (территорию которого составят земли в границах массива бывшего колхоза им. Фрунзе, с населенным пунктом с.Новотроицкое - административный центр образуемого сельского поселения Новотроицкий сельсовет)?» признан отвечающим требованиям ст. 3 Уставного закона Красноярского края от 10.11.2011г. №13-6401 «О референдумах в Красноярском крае».
В соответствии со ст. 3 Уставного закона Красноярского края от 10.11.2011 № 13-6401 «О референдумах в Красноярском крае». На краевой референдум могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении края или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Вопросы краевого референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству Красноярского края.
Аналогичная норма содержится в ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которой вопросы, подлежащие вынесению на референдум Российской Федерации, а также вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум Российской Федерации, определяются федеральным конституционным законом.
На референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.
На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
В соответствии с ч. 8, 9 данной статьи на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
б) о персональном составе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;
в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.
В ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержится исчерпывающий перечень вопросов местного значения.
Вопрос о преобразовании муниципального образования данный перечень не содержит, как не содержит Устав Красноярского края.
Согласно статье 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
В соответствии со ст. 24 вышеназванного закона в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12, частями 5 и 7 статьи 13 настоящего Федерального закона.
Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. При этом положения федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются.
Таким образом, вопрос, выносимый инициативной группой по проведению местного референдума «Согласны ли Вы на разделение сельского поселения Новотроицкий сельсовет, с целью образования сельского поселения Быстрянский сельсовет, (территорию которого составят земли в границах массива бывшего колхоза им.Кирова, с населенными пунктами д.Комарково и д.Быстрая - административный центр образуемого сельского поселения Быстрянский сельсовет), а также сельского поселения Новотроицкий сельсовет (территорию которого составят земли в границах массива бывшего колхоза им. Фрунзе, с населенным пунктом с.Новотроицкое - административный центр образуемого сельского поселения Новотроицкий сельсовет)?», не является вопросом местного значения, его вынесение на местный референдум будет противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству Красноярского края.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение Новотроицкого сельского совета депутатов от 10.09.2013 № 87-рс «О
соответствии выносимого инициативной группой по проведению местного
референдума вопроса «Согласны ли Вы на разделение сельского поселения Новотроицкий сельсовет, с целью образования сельского поселения Быстрянский сельсовет, (территорию которого составят земли в границах массива бывшего колхоза им.Кирова, с населенными пунктами д. Комарково и д.Быстрая - административный центр образуемого сельского поселения Быстрянский сельсовет), а также сельского поселения Новотроицкий сельсовет (территорию которого составят земли в границах массива бывшего колхоза им. Фрунзе, с населенным пунктом с.Новотроицкое - административный центр образуемого сельского поселения Новотроицкий сельсовет)?» требованиям статьи 3 Уставного закона Красноярского края от 10.11.2011 г. № 13-6401 «О референдумах в Красноярском крае» является незаконным и подлежит отмене со дня его принятия.
Довод представителя Новотроицкого сельского совета депутатов об отсутствии конкретной нормы запрещающей, или ограничивающей процедуру проведения местного референдума, с выносимым на него вопросом о преобразовании (разделении) сельского поселения, не может быть принят во внимание, поскольку проведение местного референдума регламентировано нормами вышеперечисленных законов, нарушение которых недопустимо.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании решения Новотроицкого сельского совета депутатов от 10 сентября 2013 года № 87-рс «О соответствии выносимого инициативной группой по проведению местного референдума вопроса требованиям статьи 3 Уставного закона Красноярского края от 10 ноября 2011 года № 13-6401 «О референдумах в Красноярском крае» недействующим со дня его принятия, удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия решение Новотроицкого сельского совета депутатов Минусинского района Красноярского края от 10 сентября 2013 года № 87-рс «О соответствии выносимого инициативной группой по проведению местного референдума вопроса требованиям статьи 3 Уставного закона Красноярского края от 10 ноября 2011 года № 13-6401 «О референдумах в Красноярском крае»
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца с момента принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено 25 декабря 2013 года.