№2-409/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 апреля 2022 года г. Казань
Московский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой Р.Ж.,
при секретаре Мамажановой Ф.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан к Оганисяну С. А. о взыскании задолженности по договору аренды,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан обратилось в суд с иском к Оганисяну С.А. о взыскании задолженности по договору аренды лесных участков за 2019 и 2020 годы в соответствии с договором аренды № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 442971 рубль.
Заявленные требования мотивированы тем, что между Министерством лесного хозяйства РТ и Оганисяном С.А. был заключен договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого ответчику предоставлен в аренду лесной участок в квартале 41 части выделов 5,6 Ключищенского участкового лесничества Приволжского лесничества площадью 3,0 га.
В ходе контрольных мероприятий, согласно акту плановой выездной проверки Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ№, установлен факт нарушения при расчете минимального размера арендной платы по договорам аренды лесных участков № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно неверное применение коэффициента «0,5» относительно приближенности лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования, в результате чего выявлен недополученный доход федерального бюджета за 2019 и 2020 годы, который составил 442971,0 рублей.
ГКУ «Приволжское лесничество» от имени Министерства в адрес Оганисяна С.А. от ДД.ММ.ГГГГ было направлено уведомление о необходимости произведения оплаты по указанным выше договорам аренды в сумме 442971,0 рублей. На момент составления искового заявления задолженность по арендной плате не погашена.
На основании изложенного, истец просит обязать Оганисяна С.А. оплатить сумму задолженности за периоды использования лесных участков 2019 и 2020 годы в соответствии с договором аренды № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 442971 рубль.
В ходе судебного разбирательства по делу к рассмотрения принят встречный иск Оганисяна С.А. к Министерству лесного хозяйства РТ об изменении существенных условий договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, в части характеристик лесного участка, производство по которому прекращено, в связи с отказом Оганисяна С.А. от заявленных требований.
Представитель истца в судебном заседании требования поддержал, просил их удовлетворить.
Ответчик Оганисян С.А. в суд не явился, его представитель в удовлетворении иска просил отказать, поддержав доводы, изложенные в возражениях на иск.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности в Верхнеуслонском районе РТ - 11860 рублей.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Государственным бюджетным учреждением Республики Татарстан «Приволжское лесничество» (арендодатель) и Оганисяном С.А. (арендатор) заключен договор аренды лесного участка №, по условиям которого арендатор принял во временное пользование лесной участок площадью 3,0 га, расположенный в квартале № Ключищенского участкового лесничества ГБУ «Приволжское лесничество» РТ, кадастровый №. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ.
Разделом 2 договора согласована арендная плата, которая составляет 17 790 рублей в год. Расчет арендной платы для рекреационных целей приведен в приложении N 4 к договору.
Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного Кодекса Российской Федерации (пункт 2.3. договора).
В соответствии с соглашением № об изменении и дополнении договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ осуществлена замена арендодателя, изложив наименование органа государственной власти и представительство в следующей редакции: Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан.
Согласно внесенным изменениям (соглашение № к договору) раздел 2 «Арендная плата» договора аренды дополнена пунктом 2.4 следующего содержания: «в случае принятия нормативно-правового акта, устанавливающего иной, чем в договоре срок внесения ставок арендной платы, а также в случае централизованного изменения ставок арендной платы и(или) коэффициентов к ставкам (в том числе коэффициент индексации), изменения принимаются к исполнению сторонами с даты вступления упомянутых актов в силу без внесения изменений в договор аренды».
В соответствии с актом № плановой выездной проверки исполнения органом государственной власти Республики Татарстан переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий, выявлено: отсутствие перерасчета по договорам, заключенным для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и по договорам, заключенным для ведения сельского хозяйства; начисление арендной платы по договору аренды лесного участка в размере, отличном от установленного на аукционе (торгах); занижение коэффициента, учитывающего категорию защитных лесов и целевое назначение лесов в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах и коэффициента, учитывающего приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования; необоснованное применение коэффициента, учитывающего предоставление лесного участка для детских оздоровительных лагерей; необоснованное занижение ставки платы для участков, занятых прогалиной, вырубкой; необоснованное применение понижающего коэффициента при использовании лесного участка, занятого лесными культурами; необоснованное применение понижающего коэффициента при использовании лесных участков, занятых нелесными землями (пастбище и других нелесных земель) - 3902,5 тыс. рублей.
Ошибками при расчете арендной платы явилось неверное применение коэффициентов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», в результате чего произошло занижение ставок платы при использовании лесных участков.
Во исполнение пункта 11 Предписания Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об устранении выявленных нарушений при исполнении Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений», в целях устранения указанных нарушений и принятия надлежащих мер по их устранению и недопущению, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ государственным казенным учреждениям Республики Татарстан Лесничества приказано в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести перерасчет арендной платы, в том числе по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно расчету истца вследствие неправильного применения при расчете арендной платы повышающих коэффициентов, учитывающих приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования, у ответчика образовалась задолженность по арендной плате за 2019 и 2020 годы в размере 442 971 рубль исходя из следующей формулы:
А = Б * K1*K2 * К3* Пл., где
Базовая ставка 11860,00 рублей в год, без учета коэффициентов.
Площадь аренды лесного фонда (Пл) - 3,00 га
Коэффициент учитывающий категорию защитности: защитные леса (лесопарковая часть зеленой зоны г.Казани) (K1) -1,0
Коэффициент учитывающий приближенность участка лесного фонда к автодорогам общего пользования (Кз):
от 0 до 1 километра – 3,5 (по результатам проверки)
свыше 3,0 км - 0,5 (применялся по договору аренды),
Коэффициент учитывающий площадь арендованного участка (Кз ): свыше 0,3 га - 1,0
Согласно Постановлению Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ в 2019 году применяется коэффициент приближенности участка лесного фонда к автомобильным дорогам общего пользования 1,89; в 2020 году -2,26.
В соответствии с указанной формулой сумма арендной платы в 2019 году составил 235 361,70 рублей (11860 рублей* 3,0 Га * 1,0 * 3,5 *1,0 * 1,89), в 2020 году 281 437,80 рублей (11860 рублей* 3,0 Га * 1,0 * 3,5 *1,0 * 2,26).
При заключении договора аренды стороны исходили из того, что спорный лесной участок расположен в 3,5 км от автомобильной дороги, в связи с чем размер арендной платы определен с применением конкретного коэффициента 0,5.
Из уведомления о расчете с бюджетом Российской Федерации по арендной плате за пользование лесным фондом от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ответчик внес плату за использование лесов в 2019 году 33 623,10 рублей, в 2020 году – 40 205,40 рублей исходя из коэффициента приближенности участка лесного фонда к автомобильным дорогам общего пользования – 0,5.
В соответствии с частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в момент заключения договора) при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 1021-О, часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации о недопустимости при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона - изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 данного Кодекса, создает - наряду с другими законоположениями - необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ глава 6 Лесного кодекса Российской Федерации дополнена ст. 74.1, которой установлен порядок и случаи изменения договоров аренды лесных участков.
Так, указанной нормой предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (п. 3).
В силу п. 4 приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 3 февраля 2017 года N 54 "Об утверждении Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки" количественными и качественными характеристиками проектируемого лесного участка являются - распределение земель на проектируемом лесном участке, характеристика лесного участка в соответствии с таксационным описанием лесного участка, средние таксационные показатели насаждений проектируемого лесного участка, виды и объемы использования лесов на проектируемом лесном участке.
В ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таксация лесов проводится в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков (далее - объект работ) для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов (п. 29 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года N 122).
При таксации лесов дается описание всех дорог, проходящих через каждый лесной квартал. Для каждой дороги в карточке таксации отражаются: а) назначение дороги (лесная: лесохозяйственная, лесовозная; общего пользования); б) тип дороги (железная дорога широкой или узкой колеи, автомобильная дорога с искусственным покрытием, грунтовая дорога круглогодового или сезонного действия, постоянная канатная дорога, лежневая дорога, лесоспуск); в) ширина трассы дороги; г) ширина земляного полотна дороги; д) протяженность дороги; е) состояние дороги. Нумерация лесотаксационных выделов дорог продолжает нумерацию лесных и нелесных лесотаксационных выделов в лесном квартале. Дороги отображаются на тематических лесных картах (п. 94 Лесоустроительной инструкции).
По смыслу вышеприведенных правовых норм, в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка (к которым, в частности, относится, расположение земельного участка по отношению к проходящим в непосредственной близости к нему дорогам), закон не допускает возможность изменения условий договора аренды такого участка, заключенного на аукционе, на основании соглашения сторон договора, либо на основании волеизъявления одной из сторон. Внесение изменение в договор возможно только на основании судебного акта.
Таким образом, изменение размера арендной платы в результате применения коэффициента, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", вместо ошибочно примененного, меньшего по значению, является существенным изменением условий договора о размере арендной платы, что прямо противоречит положениям статей 74, 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, содержащих запрет на одностороннее изменение условий договора, заключенного на аукционе, во внесудебном порядке.
Соответственно, действия истца по одностороннему изменению условий договора аренды и увеличению арендной платы являются незаконными.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие вступившего в законную силу решения суда об изменении условий заключенного между сторонами договора аренды, внесением ответчиком арендной платы в размере, определенном по итогам аукциона, оснований для удовлетворения иска у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан к Оганисяну С. А. о взыскании задолженности по договору аренды отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме через Московский районный суд г. Казани.
Судья Фатхутдинова Р.Ж.
Решение28.04.2022