ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3272/2021 от 23.11.2021 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-3272/2021

39RS0004-01-2021-005082-42

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 ноября 2021 года г. Калининград

Московский районный суд г. Калининграда

в составе председательствующего судьи Семенихина В.А.

при помощнике Школиной Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Московского района гор. Калининграда в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 39, Администрации городского округа «Город Калининград» о понуждении финансирования и организации мероприятий по антитеррористической защищенности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Московского района г. Калининграда в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, указав, что входе проведенной проверки исполнения законодательства направленного на обеспечение антитеррористической защищённости объектов образования на поднадзорной территории установлено, что в МАОУ СОШ № 39 г. Калининграда 20.09.2019 проведено категорирование объекта. По результатам обследования и категорирования объекту присвоена третья категория опасности. В соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территории) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, образовательный объект третьей категории опасности должен быть обеспечен специализированной охраной и помещением охраны на первом этаже. Однако проверкой установлено, что в нарушение законодательства охрана на объектах осуществляется физическими лицами - штатными сотрудниками, а не специализированными организациями и подразделениями, помещение на 1-ом этаже для охраны не оборудовано. По данному факту в адрес МАОУ СОШ № 39 г. Калининграда 11.06.2020 прокуратурой района было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, которое было рассмотрено и удовлетворено. Однако, до настоящего момента МАОУ СОШ № 39 г. Калининграда не обеспечено охраной сотрудниками частных охранных организаций, также не оборудовано на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений. При этом образовательным учреждением в адрес учредителя - администрации ГО «Город Калининград» направлялась информация о необходимости выполнения указанных мероприятий и о выделении денежных средств в данных целях. Однако, согласно ответу администрации ГО «Город Калининград» проведение и финансирование мероприятий по исполнению требований антитеррористической защищенности объектов образования, в том числе МАОУ СОШ № 39 г. Калининграда включены в перечень несогласованных вопросов по распределению бюджетных ассигнований проекта муниципальной программы «Развитие системы образования ГО «Город Калининград» на 2022-2024 годы, а также в заявку на предоставление субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Калининградской области в рамках государственной программы Калининградской области «Развитие образования» в 2022 году. Таким образом, проведение и финансирование мероприятии по обеспечению антитеррористической защищенности в соответствии с Требованиями № 1006 в МАОУ СОШ № 39 г. Калининграда запланировано не ранее чем на 2022 год, что выходит за предусмотренный законодательством срок. Просит, с учетом уточнения исковых требований, обязать Администрацию городского округа «Город Калининград» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия по обеспечению МАОУ СОШ № 39 специализированной охраной, а также оборудования на 1-м этаже помещения для охраны и возложить на МАОУ СОШ № 39 обязанность обеспечить образовательный объект специализированной охраной, а также оборудовать на 1-м этаже помещения для охраны.

В судебном заседании помощник прокурора Московского района г. Калининграда Орлова А.Ю. требования с учетом уточнения поддержала по изложенным в иске основаниям, указав, что МАОУ СОШ № 39 в нарушение законодательства в области антитеррористической защищенности объектов образования не оборудовано помещение охраны на первом этаже, образовательный объект не обеспечен специализированной охраной. Указанные мероприятия должна профинансировать Администрация ГО «Город Калининград», как учредитель МАОУ СОШ № 39 в лице Комитета по образованию, а МАОУ СОШ № 39 организовать выполнение работа и обеспечение образовательного объекта специализированной охраной. Просит исковые требования удовлетворить, считая срок 6 месяцев достаточным для устранения нарушений.

Представитель МАОУ СОШ № 39 директор Мишин С.О. в судебном заседании против уточненных исковых требований не возражал, указав, что финансирование школы без субсидирования не позволяет провести указанные мероприятия, со своей стороны при выделении Администрацией ГО «Город Калининград» из бюджета денежных средств на указанные цели, организация работ обустройству помещения охраны и обеспечение школы специализированной охраной будут осуществлены.

Представитель Администрации ГО «Город Калининград» по доверенности Лежаева Н.М. не возражала против уточенных исковых требований, указав, что в бюджете на 2022 год предусмотрены денежные средства для организации специализированной охраны в школах г. Калининграда, бюджет прошел первое чтение, в период 6 месяцев указанные мероприятия будут профинансированы, в том числе выделено финансирование на устранения недостатков в школе № 39.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов сторон, чьи права нарушены, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», основными принципами борьбы с терроризмом являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма, соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности. Целью противодействия терроризму в России является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма. Основной задачей противодействия терроризму в числе прочих является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов от террористических посягательств, в том числе критически важных объектов, инфраструктуры и объектов жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Согласно ст. 3 указанного закона, под противодействием терроризму понимается - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

На основании п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона № 35-Ф3 Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

В соответствии с пп. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, а также мест с массовым пребыванием людей.

Согласно п. 12 Концепции противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется по направлениям предупреждения (профилактики) терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлении терроризма.

Согласно п. 13 Концепции предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по трем основным направлениям, в том числе, осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана, в том числе, создавать безопасные условия обучения при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ст. 41 Закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территории) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территории) (далее - Требования № 1006), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.

Согласно п. 6 Требований № 1006 в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия) в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) - в течение 2 месяцев со дня утверждения Требований № 1006.

Пунктом 24 Требований № 1006 определен ряд мероприятий в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов.

При этом пунктом 25 Требований № 1006 установлено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 Требований № 1006, наряду с прочими, осуществляются такие мероприятия как: б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

Судом установлено, что МАОУ СОШ № 39 является действующим юридическим лицом, учредителем которого является Администрация Городского округа «Город Калининград» в лице Комитета по образованию.

Сторонами не оспаривалось, что МАОУ СОШ № 39 в ходе мероприятий, предусмотренных Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территории) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территории) проведено категорирования образовательного объекта, присвоена третья категория опасности.

В ходе поверки установлено, что в нарушение вышеприведенных норм в МАОУ СОШ № 39 г. Калининграда охрана на объектах осуществляется физическими лицами - штатными сотрудниками, а не специализированными организациями и подразделениями, помещение на 1-ом этаже для охраны не оборудовано.

По данному факту в адрес МАОУ СОШ № 39 г. Калининграда 11.06.2020 прокуратурой района было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, которое было рассмотрено и удовлетворено. Однако, до настоящего момента МАОУ СОШ № 39 г. Калининграда не обеспечено охраной сотрудниками частных охранных организаций, также не оборудовано на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений.

Образовательным учреждением в адрес учредителя - администрации ГО «Город Калининград» направлялась информация о необходимости выполнения указанных мероприятий и о выделении денежных средств в данных целях.

Однако, как следует из ответа Администрации ГО « Город Калининград» проведение и финансирование мероприятий по исполнению требований антитеррористической защищенности объектов образования, в том числе МАОУ СОШ № 39 г. Калининграда включены в перечень несогласованных вопросов по распределению бюджетных ассигнований проекта муниципальной программы «Развитие системы образования ГО «Город Калининград» на 2022-2024 годы, а также в заявку на предоставление субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Калининградской области в рамках государственной программы Калининградской области «Развитие образования» в 2022 году.

Вместе с тем в соответствии со сроками проведения категорирования образовательного объекта в сентябре 2019 года в соответствии с Требованием № 1006 предельный срок осуществления предписанных мероприятий заканчивается в декабре 2021 года срок.

Проведение и финансирование мероприятии по обеспечению антитеррористической защищенности в соответствии с Требованиями № 1006 в МАОУ СОШ № 39 г. Калининграда запланировано не ранее чем на 2022 год, что выходит за предусмотренный законодательством срок.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора.

В силу ч. 1 и 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая обстоятельства дела, социальную значимость данных объектов, характер и объем работ, которые необходимо произвести, а также требования разумности, суд считает возможным установить срок ответчику для устранения выявленных нарушений законодательства о гражданской обороне в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, считая данный срок разумным и достаточным.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Московского района г. Калининграда в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа «Город Калининград» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия по обеспечению Муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 39 специализированной охраной, а также оборудования на 1-м этаже помещения для охраны предусмотренные пп. «б,в» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006.

Возложить на Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 39 обязанность обеспечить образовательный объект специализированной охраной, а также оборудовать на 1-м этаже помещения для охраны, предусмотренные пп. «б,в» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 после проведенного финансирования Администрацией городского округа «Город Калининград».

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, через Московский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 30.11.2021 года

Судья /подпись/