№ 2-3272/22
уид50RS0015-01-2022-004246-59
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Истринский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Бардина М.Ю.,
При секретаре Зименко П.И.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуАО «Мособлгаз» к ФИО1 о нечинении препятствий,
У с т а н о в и л:
АО «Мособлгаз» предъявило иск к ФИО1 о нечинении препятствий, в обосновании иска указало, что АО «Мособлгаз» осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения Московской области. В своем Послании Федеральному собранию 21.04.2021 Президентом Российсксой Федерации поручено осуществить догазификацию населенных пунктов Российско Федерации до 2023 года без привлечения денежных средств граждан. Выполнение данных мероприятий предусмотрено Программой Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года», утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 № 778/50 (в редакции постановления Правительства Московской области 28.09.2021 №929/34 «О внесении изменений в Программ Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года»). АО «Мособлгаз» является исполнителем программы социальной газификации, государственным заказчиком которой является Министерство энергетики Московской области. Постановлением Правительства Московской области от 13.07.2021 № 560/24 « О назначении регионального оператора газификации и формировании источника финансирования мероприятий по социальной газификации населенных пункт Московской области» во исполнение пункта 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утвержденного Президента Российской Федерации от 02.05.2021 № Пр-753, а также в целях реализации мероприятий по социальной газификации более 115 тысяч домовладений, в которых проживают порядка 300 тысяч жителей, Правительство Московской области определил региональным оператором газификации Московской области Акционерное Общество «Мособлгаз». Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 10.06.2003 № 347/20 «О формировании единой технической политики в сфере газоснабжения Московской области» (пункты 2 и 3) ГУП МО «Мособлгаз» (правопреемник - АО «Мособлгаз») является разработчиком перспективной схемы развития газоснабжения Московской области. Таким образом, Правительством Московской области во исполнение поручения Президента РФ на АО «Мособлгаз» возложены задачи по обеспечению подводки газа границ не газифицированных домовладений, расположенных вблизи внутри поселковых газопроводов в газифицированных населенных пунктах привлечения средств населения. Согласно разделу 3 программы социальной газификации проектирование строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области осуществляется, в том числе с использованием сетей газораспределения, принадлежащих «основным абонентам». Урегулирование правоотношений с «основными абонентами» по вопросу возможности использования принадлежащих им сетей газораспределения для выполнения исполнителем мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области рамках программы газификации осуществляется органами местного самоуправления.
Ответчику, на праве собственности принадлежит распределительный газопровод низкого давления <данные изъяты> что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. Населенный пункт <данные изъяты> включен в программу социальной газификации, так как подпадает под условия до газификации населенных пунктов Российской Федерации - источник газоснабжения, газопровод- источник находится в границах населенного пункта. В связи с этим, жители д. Навораково получили возможность технологического присоединения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, которые будут построены до границ принадлежащих им земельных участков. Газоснабжение жилых домов, расположенных по адресу: <данные изъяты>, к газопроводу-источнику, принадлежащему Ответчику, предусмотрено схемой газоснабжения, согласованной Администрацией Волоколамского городского округа Московской области. Разработка схемы газоснабжения обусловлена требованиями пункта 4.2 Свода правил (СП) 62.13330.2011 «Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы», согласно которым выбор схем газоснабжения следует проводить в зависимости от объема, структуры и плотности газопотребления объектов административно-территориального деления, размещения жилых и производственных зон, а также источников газоснабжения (местоположение и мощность существующих и проектируемых магистральных газопроводов, ГРС и др.). При этом пункт 4.2 СП 62.13330.2011 подлежит применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (до 01.08.2020 постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521, с01.08.2020 Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 № 985). Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 10.06.2003 № 347/20 «О формировании единой технической политики в сфере газоснабжения Московской области (пункты 2 и 3) ГУП МО «Мособлгаз» (правопреемник-АО «Мособлгаз») является разработчиком перспективной схемы газоснабжения Московской области. Газопровод-источник обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа. АО «Мособлгаз» ДД.ММ.ГГГГ обратилось к Ответчику за согласованием подключения к газопроводу-источнику в рамках реализации программы социальной газификации и выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, расположенных <данные изъяты>. Ответа в адрес АО Мособлгаз не последовало. В связи с тем, что пропускная способность газопровода-источника и его технические характеристики рассчитаны на газоснабжение существующих и потенциальных потребителей, то права Ответчика подключением от газопровода- источника не будут нарушены. Отказ Ответчика противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения и подключения к газораспределительным сетям. Так, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газораспределительная система - имущественный производственный комплекс состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям Газопровод-источник не является обособленным объектом газового хозяйства, а присоединен непосредственно к газораспределительной системе Московской области, является ее частью. В соответствии со ст. 27 Закона о газоснабжении юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей. В соответствии с п. 48 Правил подключения (технологического присоединении газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.09. 2021 г. №1547 Ответчик (основной абонент) обязан в течении рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направить согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределении и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем. Ответчик не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии прав способности таких сетей. В соответствии с п. 11 Положения об обеспечении доступа организаций местным газораспределительным сетям, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 г. № 1370, поставщики и покупатели газа имеют право на подключение газопроводов-отводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на ее соответствующих участках. Местной газораспределительной сетью является система газопроводов сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района. Соответствующее правовое регулирование основано на технологической специфике газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности устройства самостоятельных газопроводов для каждого частного лица, непосредственно подсоединенных к сетям газоснабжающей организации. Положения вышеуказанных нормативных актов урегулированы для ситуации когда собственниками частных сетей газоснабжения выступают юридические лица которых в соответствии с законодательством о промышленной безопасности а производственных объектов возложена обязанность по соблюдению соответствующих требований промышленной безопасности.
Отказывая в подключении к газопроводу-источнику, Ответчик препятствует выполнению АО «Мособлгаз» мероприятий по социальной газификации.
Суд может по просьбе истца обратить немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда.
Просил: Обязать ФИО1 не чинить препятствий АО «Мособлгаз» по подключению жилых домов, расположенных по адресу: <данные изъяты> к распределительному газопроводу низкого давления <данные изъяты> путем выдачи согласия на подключение.
В случае неисполнения решения суда, согласие на подключение жилых домов, считать полученным.
Обратить решение Истринского городского суда Московской области к немедленному исполнению.
Взыскать расходы по оплате государственной пошлины 6 000 рублей.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 иск поддержала.
Представитель ответчика ФИО3 иск не признала по следующим основаниям. Требование истца о выдаче согласия на подключение к газопроводу жилых домов, заявлено в отношении неопределенного перечня объектов и неустановленного круга заявителей в пределах лимитов, установленных Схемой газоснабжения <данные изъяты> жилых домов с общим расходом газа <данные изъяты>, расположенных по адресу <данные изъяты> и при этом не предусматривает выплату Ответчику какой-либо компенсации произведенных им расходов на строительство и содержание Газопровода. Согласно пункту <данные изъяты> Правил подключения, обращение исполнителя за получением согласия основного абонента на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления обусловлено наличием у исполнителя соответствующей заявки на подключение. Ни в ходе досудебного урегулирования спора, ни при подаче настоящего иска истец ни одной заявки от потенциальных потребителей не представил. Безусловная обязанность не препятствовать транспортировке и подаче газа по газораспределительным сетям и их объектам и (или) сетям газопотребления и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей прямо установлена, согласно части 3 статьи 27 Закона, для юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании указанными сетями и их объектами. Ответчик, являющийся гражданином Российской Федерации, к поименованной в части 3 статьи 27 Закона категории лиц не относится, следовательно, порядок и условия выдачи им согласия на присоединение объектов к газопроводу оставлено законодателем на усмотрение ответчика. Ответчик считает, что использование газопровода истцом в целях догазификации жилых домов, возможно при выполнении истцом встречных обязательств в виде компенсации ответчику части стоимости газопровода, приходящейся на долю истца, рассчитываемую с учетом заявленного истцом количества объектов для подключения, согласно схеме газификации <данные изъяты> объект.
Судом установлено, что АО «Мособлгаз» осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения Московской области, региональным оператором газификации Московской области и исполнителем программы социальной газификации, государственным заказчиком которой является Министерство энергетики Московской области.
Выполнение мероприятий предусмотрено Программой Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года», утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 № 778/50 (в редакции постановления Правительства Московской области 28.09.2021 №929/34 «О внесении изменений в Программ Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года»).
ФИО1 является собственником распределительного газопровода низкого давления <данные изъяты>
Населенный пункт д. Новораково включен в программу социальной газификации, газопровод- источник находится в границах населенного пункта.
В связи с этим, житель <данные изъяты> ФИО4 заключил договор о подключении ( технолгическм присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределеия в рамках догазификации, срок выполнения мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ
Газопровод-источник обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа.
АО «Мособлгаз» ДД.ММ.ГГГГ обратилось к Ответчику за согласованием подключения к газопроводу-источнику в рамках реализации программы социальной газификации и выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, расположенных <данные изъяты>
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.
В соответствии с п. 48 Правил подключения (технологического присоединении газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.09. 2021 г. №1547 основной абонент обязан в течении рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направить согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределении и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем.
Ответчик не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии прав способности таких сетей.
В соответствии с п. 11 Положения об обеспечении доступа организаций местным газораспределительным сетям, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 г. № 1370, поставщики и покупатели газа имеют право на подключение газопроводов-отводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на ее соответствующих участках.
Отказ ответчика в подключении к газопроводу-источнику препятствует выполнению АО «Мособлгаз» мероприятий по социальной газификации и противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения и подключения к газораспределительным сетям.
Суд приходит к выводу, что права истца нарушены и к выводу об удовлетворении иска.
Возражения ответчика не являются основанием для отказа в иске так как, пропускная способность газопровода-источника и его технические характеристики рассчитаны на газоснабжение существующих и потенциальных потребителей и права ответчика подключением от газопровода- источника не будут нарушены, удовлетворение иска не препятствует ответчику получения компенсации произведенных им расходов на строительство и содержание газопровода.
Поскольку замедление исполнения подключения жилых домов, к распределительному газопроводу низкого давления может привести к значительному ущербу для АО «Мособлгаз» суд приходит к выводу на основании ст. 212 ГПК РФ обратить решение Истринского городского суда Московской области о нечинении препятствий АО «Мособлгаз» по подключению жилых домов к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Иск АО «Мособлгаз» удовлетворить.
Обязать ФИО1 <данные изъяты> не чинить препятствий АО «Мособлгаз» <данные изъяты> по подключению жилых домов, расположенных по адресу: <данные изъяты> к распределительному газопроводу низкого давления <данные изъяты>, путем выдачи согласия на подключение.
С вступлением решения суда в законную силу согласие на подключение жилых домов, расположенных по адресу: г.о. Истра, д. Новораково к распределительному газопроводу низкого давления <данные изъяты> считать полученным.
Обратить решение Истринского городского суда Московской области о нечинении препятствий АО «Мособлгаз» по подключению жилых домов расположенных по адресу: <данные изъяты> к распределительному газопроводу низкого давления <данные изъяты> к немедленному исполнению.
Взыскать с ФИО1 <данные изъяты> в пользу АО «Мособлгаз» <данные изъяты> расходы по оплате государственной пошлины 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Истринский городской суд в течение месяца.
Председательствующий:
Решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.