Заволжский районный суд города Ульяновска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Заволжский районный суд города Ульяновска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-3273/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 ноября 2010 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи Э.Р.Кузнецовой,
при секретаре Е.М.Александровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Ульяновской городской общественной организации «Центр по защите прав потребителей» в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к открытому акционерному обществу «ДК Заволжского района», Мэрии города Ульяновска об обязании выполнить ремонтные работы, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов
У С Т А Н О В И Л:
Ульяновская городская общественная организация «Центр по защите прав потребителей» (далее – УГОО «Центр по защите прав потребителей») обратилась в суд в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к ОАО «ДК Заволжского района» об обязании выполнить ремонтные работы, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов.
В заявлении указывают, что истцы проживают во втором подъезде в , в котором с 1990 года не производился ремонт, в связи с чем имеются: неисправность крышки мусороприёмного клапана на лестничной клетке 8 этажа; частичная неисправность остекления 1 и 2 нити на лестничных клетках этажа; мусороприёмные клапана на лестничной клетке 2, 5 этажа прогнили; ствол мусоропровода не окрашен; отсутствие выключателей освещения на лестничных клетках этажа; отсутствие запирающих устройств на этажных электрощитах на лестничных клетках; вздутие штукатурного слоя стены справа от лифта на лестничных клетках 1,2 этажей; частичное разрушение ступеней лестничного марша на лестничной клетке 1 этажа; разрушение ступеней крыльца у входа в подъезд; протечка кровли над подъездом и квартирами 63;64;61;60 (во время дождя протечка кровли до первого этажа подъезда); разрушение лакокрасочного покрытия на стенах в подъезде; постоянные прорывы труб горячего водоснабжения в подвале
Просили обязать ответчика произвести ремонт в подъезде № по , взыскать с ОАО «ДК Заволжского района» в пользу потребителей в равном долевом порядке стоимость юридических услуг 900 рублей по 180 рублей каждому, а также в пользу каждого компенсацию морального вреда по 5000 руб.
По ходатайству истцов определением суда в качестве соответчика привлечена мэрия .
Представитель истцов ФИО6 в судебном заседании исковые требования уточнил, просил обязать мэрию произвести капитальный ремонт дома по , а именно произвести в подвальных помещениях замену системы ГВС, ХВС, центрального отопления, замену электрических инженерных сетей, а ОАО «ДК » просил обязать произвести текущий ремонт подъезда №: устранить отслоение краски, наличие выбоин, трещин, устранить частичное нарушение мусороприемного клапана на лестничной клетке 2,5,8 этажа, нарушение бетонных площадок на 1 этаже и у входа в подъезд. Требования о взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов в размере 900 руб. не поддержал.
В части требований о проведении текущего ремонта заявленных к ОАО «ДК Заволжского района» с представителем ответчика пришли к мировому соглашению, которое определением суда утверждено, и производство по делу в данной части прекращено.
Пояснил, что капитальный ремонт не производился с момента его застройки и полагает, что в силу жилищного законодательства произвести его обязана мэрия .
Представители истцов ФИО7, ФИО8 в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержали.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержал. Пояснил, что в 1990 году в доме производился ремонт ГВС, частичный ремонт подъезда, а капитальный ремонт так и не производился. По этому вопросу жильцы дома были вынуждены неоднократно обращаться в Управляющую компанию и государственную жилищную инспекцию.
Истица ФИО1 в судебном заседании уточненные исковые требования и доводы, изложенные представителями истцов, поддержала.
Истица ФИО4 в судебном заседании уточненные исковые требования и доводы, изложенные представителями истцов, поддержала.
Истица Бородатая Р.А. в судебном заседании уточненные исковые требования и доводы, изложенные представителями истцов, поддержала.
Истица ФИО5 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ОАО «ДК Заволжского района» ФИО9 в судебном заседании с иском в части компенсации морального вреда не согласилась, поскольку управляющая компания в настоящий момент заключила мировое соглашение с истцами о проведении текущего ремонта подъезда, тем самым добровольно удовлетворила их требования.
Представитель ответчика мэрии города Ульяновска ФИО10 в судебном заседании с иском не согласилась. Поясняла, что мэрия города в договорных отношениях с истцами не состоит, исполнителем услуг жилищно-коммунального хозяйства, в том числе работ капитального характера, не является. Производство капитального ремонта в полномочия Мэрии города не входит. Денежные средства, составляющие плату за жилое помещение, в бюджет муниципального образования «город Ульяновск» не поступали и не поступают. Собственники жилых помещений спорного многоквартирного дома использовали свое право и обязанность, предоставленные Жилищным кодексом Российской Федерации, о выборе способа управления многоквартирным домом. С ДД.ММ.ГГГГ управление данным многоквартирным домом осуществляется ОАО «Домоуправляющая компания Заволжского района». Данная управляющая организация обязана обеспечить квалифицированное и качественное обслуживание жилищного фонда, бесперебойную, безаварийную работу всех инженерных систем, сетей. Она является исполнителем услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, переданного ей в управление. Кроме того, в силу ЖК РФ расходы по содержанию мест общего пользования, включая их текущий и капитальный ремонт, возложены на всех собственников жилых помещений многоквартирного дома, в том числе и на истцов. Доля муниципальной собственности в спорном многоквартирном доме на ДД.ММ.ГГГГ составляла 1808,69 кв.м. (общая площадь жилых помещений в доме - 11337, 64 кв.м.). В собственности граждан находится 9528,95 кв.м. Желание истцов возложить обязанность по проведению капитального ремонта только на одного собственника жилых помещений противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации. Согласно ч.2 ст. 158 ЖК РФ все вопросы организации капитального ремонта многоквартирного дома решает только общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме с учетом предложений управляющей организации, а доказательств рассмотрения данного вопроса на общем собрании собственников жилых помещений истцами не предоставлено. Требования истцов о возмещении морального вреда с мэрии города Ульяновска необоснованны, так как в соответствии с нормами гражданского законодательства, моральный вред возмещается лицом, причинившим моральный вред, а вина мэрии города в предъявляемых истцами требованиях отсутствует.
Представитель третьего лица УМУП ЖКХ «Заволжский» ФИО11 в судебное заседание не явился. О дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя УМУП ЖКХ «Заволжский».
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что был построен и сдан в эксплуатацию в 1978 году, представляет собой многоквартирный крупнопанельный 9-ти этажный жилой дом, состоящий из 6 подъездов.
В доме расположены как квартиры, занимаемые гражданами по договорам социального найма, и находящиеся в ведении администрации г.Ульяновска, являющиеся муниципальной собственностью так и находящиеся в собственности граждан.
Ранее дом находился на балансе УМУП ЖКХ «». Согласно договору № управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, данный дом передан в соответствии со ст.162 ЖК РФ в управление ОАО «ДК Заволжского района».
Статьей 39 Жилищного кодекса РФ определено, что бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 11 названных правил предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а»-«д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Подпункты «а»-«д» пункта 2 Правил включают в состав общего имущества:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого дома и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого дома и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование;
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции;
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
Пунктом 16 названных правил установлено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Как было указано выше, с ДД.ММ.ГГГГ управление домом № по в осуществляет ОАО «ДК Заволжского района».
В соответствии с п.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. №170, при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда.
В силу ст.14 ЖК РФ, на орган местного самоуправления возложено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В силу Устава муниципального образования «Город Ульяновск» мэрия города Ульяновска является исполнительно - распорядительным органом города Ульяновска, и в силу своих полномочий обязана осуществлять функции заказчика реконструкции, капитального ремонта муниципальных объектов, обеспечения финансирования работ.
В соответствии с ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 «Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально культурного назначения», утвержденных приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года № 312, капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплутационные показатели ремонтируемых зданий. Продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов составляет в среднем от 10 до 25 лет.
Как следует из приложения №3 к данному Положению минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов, продолжительность эксплуатации до капитального ремонта водопровода и канализации, в том числе трубопроводов холодной воды из труб: газовых черных -15 лет; горячее водоснабжение- трубопровод горячей воды- 15 лет; трубопроводы стояки-15лет, электрооборудования от 10-20 лет.
С момента сдачи в эксплуатацию прошло более 30 лет, и ответчиками не представлено доказательство того, что производился капитальный ремонт данного жилого дома.
Согласно акту осеннего осмотра данного дома от ДД.ММ.ГГГГ отдельные элементы дома (система отопления, система ХВС, ГВС, канализации) нуждались в капитальном ремонте. Из пояснений сторон установлено, что на сегодняшний день по решению собственников жилых помещений дома произведен капитальный ремонт кровли и канализации.
Для определения необходимости проведения ремонтных работ, их вида и объема в многоквартирном жилом в было проведено обследование подъезда, по итогам которого составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно данному акту, в ходе обследования подвального помещения жилого дома и подъезда № выявлено: на лестничной клетке наблюдается отслоение краски, выбоины, трещины, частично нарушены мусороприемные клапана, отсутствуют светильники, на первом этаже и у входа в подъезд нарушены бетонные площади. В техподвале на системе трубопровода ХВС, ГВС, центрального отопления многочисленные хомуты, свищи, коррозия. В техподвале электрические инженерные сети находятся в аварийном состоянии, нарушение изоляции, электрощитовая в удовлетворительном состоянии. Работы по ремонту лестничкой клетки следует включить в текущий ремонт, а работы по замене инженерных сетей на системе ХВС, ГВС, центрального отопления и электросетей требуют капитального ремонта.
Данный акт подписан представителями мэрии г.Ульяновска, ОАО «ДК Заволжского района», жильцов дома и в судебном заседании сторонами не оспаривался.
Федеральным законом № 185 от 11.07.2007 года (в редакции от 17.07.2009 года) «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» дано понятие капитального ремонта.
Согласно п.1 ст.2 данного Федерального закона, капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, под капитальным ремонтом понимается проведение комплекса работ, направленных на восстановление либо замену конструктивных элементов дома ввиду их износа.
В силу ч.3 ст.15. ФЗ-185 от 11.07.2007 года к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с настоящим Федеральным законом относится в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), ремонт крыш.
Из представленного акта от ДД.ММ.ГГГГ видно что дому № по системе ХВС, ГВС, центрального отопления и электроснабжения, расположенных в подвальном помещении дома, необходим ремонт. Таким образом, данные виды работ относятся к работам по капитальному ремонту.
Согласно ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей долевой собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме, с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что согласно договору управления многоквартирным домом № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ОАО «ДК Заволжского района» и Комитетом ЖКХ мэрии г.Ульяновска и в соответствии с Постановлением мэра г.Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении в муниципальную казну муниципального жилищного фонда», Управляющая компания принимает на себя обязательства по выполнению работ и оказанию услуг по содержанию и текущему ремонту, а в случае принятия собственниками соответствующего решения, выполнение работ по капитальному ремонту.
Согласно п.4.13 вышеназванного договора обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме.
Между тем, обязанность по проведению капитального ремонта дома возникла еще до введения в действие Жилищного кодекса РФ (до 01.03.2005 года), следовательно, правоотношения сторон по капитальному ремонту возникли еще в период действия ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года.
По ранее действующему законодательству (ст.141 ЖК РСФСР), с жильцов удерживалась плата на капитальный ремонт дома, а на наймодателе - собственнике жилья лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов и жилых помещений, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования.
До момента передачи дома в управление управляющей компании жильцы дома производили оплату расходов на капитальный ремонт дома.
Однако ни мэрия г.Ульяновска (наймодатель), ни созданные по ее решению жилищно-коммунальные хозяйства капитальный ремонт в доме не производили, хотя плата за него взималась.
Вместе с тем, согласно ныне действующему жилищному законодательству органы местного самоуправления в целях создания условий для управления многоквартирными домами могут предоставлять управляющим организациям бюджетные средства на капитальный ремонт домов (п.п.2 п.1 ст. 165 ЖК РФ).
Исходя из ст.16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст.158 ЖК РФ и ст.210 ГК РФ после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения. В случае приватизации гражданами жилых помещений в доме, требующем капитального ремонта, за бывшим наймодателем, сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищногофонда.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, часть жителей данного дома свои квартиры приватизировали, став их собственниками.
Муниципальное образование, являясь собственником до приватизации его части, несло обязанность по капитальному ремонту дома, однако такой ремонт жилого дома не производился, несмотря на износ основных составляющих жизнеобеспечения жилого дома: системы холодного и горячего водоснабжения, отопления, электрических сетей.
При таких обстоятельствах, мэрия г.Ульяновска является надлежащим ответчиком в части выполнения работ по капитальному ремонту дома, в связи с чем именно на мэрию г.Ульяновска должна быть возложена обязанность по проведению капитального ремонта системы ХВС и ГВС, центрального отопления, электрических инженерных сетей в подвальном помещении в в .
Доводы представителя мэрии г.Ульяновска о том, что капитальный ремонт дома производится только по решению и за счет собственников жилого дома, суд считает несостоятельными по основаниям, изложенным выше. Возникшая ранее обязанность наймодателя по капитальному ремонту дома за ответчиком сохраняется, а правоотношения, возникшие между сторонами, являются длящимися.
Доводы представителя мэрии г.Ульяновска о том, что мэрия не является надлежащим ответчиком по делу, что часть квартир в доме находится в собственности граждан, и каждый собственник жилого помещения обязан нести бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на общее имущество в доме, суд полагает несостоятельными.
Муниципальное образование, являясь собственником до приватизации его части, несло обязанность по капитальному ремонту дома, однако такой ремонт дома не производился, несмотря на его значительный износ.
Необходимость капитального ремонта системы холодного и горячего водоснабжения, трубопроводов центрального отопления, электрических инженерных сетей, в силу истечения срока их эксплуатации возникла еще в период действия ЖК РСФСР (утратившего силу с 01 марта 2005 года). По ранее действующему законодательству с жильцов дома удерживалась плата на капитальный ремонт дома, а на наймодателе - Собственнике жилья лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений.
Расположенные в доме квартиры находятся в собственности как граждан, так и в собственности администрации г.Ульяновска. В отношении жилых помещений, занимаемых гражданами на основании договоров социального найма наймодатель (мэрия г.Ульяновска) обязан осуществлять капитальный ремонт жилых помещений, что прямо оговорено в законе (ст. 165 ЖК РФ). С собственниками жилых помещений в данном доме мэрия г.Ульяновска действительно не состоит в договорных отношениях, однако обязательства по капитальному ремонту дома возникли еще до 2005 года, до настоящего времени они не выполнены, а в соответствии с гражданским законодательством обязательства должны исполняться надлежащим образом.
При этом суд принимает во внимание, что принимая дом в муниципальную собственность никаких претензий по капитальному ремонту дома мэрия г.Ульяновска к прежнему собственнику не предъявляла.
Согласно ст.15 ФЗ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Поскольку, как было указано выше, обязанность по проведению капитального ремонта в возложена на мэрию , исковые требования о взыскании компенсации морального вреда с ОАО «ДК Заволжского района» удовлетворению не подлежат.
В силу ст.1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Поскольку в связи со сложившимися правоотношениями между истцами и мэрией г.Ульяновска, законом компенсация морального вреда не предусмотрена, исковые требования о взыскании компенсации морального вреда с указанного ответчика также удовлетворению не подлежат. С истцами в договорных отношениях мэрия г.Ульяновска не состоит, и Закон «О защите прав потребителей» в данном случае не применим.
Поскольку в силу ст.103 ГПК РФ истец УГОО «Центр по защите прав потребителей» при предъявлении иска освобожден от уплаты государственной пошлины, то с мэрии г.Ульяновска в доход бюджета муниципального образования «г.Ульяновск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.
Таким образом, по указанным выше основаниям исковые требования УГОО «Центр по защите прав потребителей» в интересах потребителей к Мэрии г.Ульяновска подлежат удовлетворению частично, а исковые требования к ОАО «ДК Заволжского района» о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.12,56,67,167, 194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ульяновской городской общественной организации «Центр по защите прав потребителей» в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к открытому акционерному обществу «ДК Заволжского района», Мэрии города Ульяновска об обязании выполнить ремонтные работы, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов удовлетворить частично.
Обязать Мэрию города Ульяновска произвести капитальный ремонт электрических инженерных сетей, систем холодного и горячего водоснабжения, центрального отопления в подвальном помещении в , в остальной части иска отказать.
Взыскать с Мэрии города Ульяновска в доход бюджета муниципального образования «г.Ульяновск» государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Э.Р. Кузнецова