ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3275/20 от 18.09.2020 Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

<***>

(решение в окончательной форме изготовлено 18.09.2020 года)

11 сентября 2020 года г. Екатеринбург

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Савельева Ю.В., при секретаре судебного заседания Сташковой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Заколюкина Вячеслава Леонидовича к акционерному обществу «Почта России» о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

Заколюкин В.Л. обратился в суд с иском к АО «Почта России» о защите прав потребителя.

В обоснование исковых требований указано, что *** и *** им отправлены международные почтовые отправления «мелкий пакет» заказное *** и ***. Данные отправления не доставлены – утеряны. МПО *** последняя запись сервиса Отслеживание – неудачная попытка вручения ***, Германия. МПО *** последняя запись сервиса Отслеживание – ожидает адресата в месте вручения ***, США. Истцом поданы заявления на розыск/о невыплате возмещения за утерянный МПО мелкий пакет. Ответов от АО «Почта России» в его адрес не поступало, также не поступало выплаты за тариф пересылки, возмещение ущерба за утрату, возврата стоимости товарного вложения. В связи с этим, истцом отправлена *** претензия. По день подачи искового заявления выплата не поступила, ответа нет.

На основании изложенного, истец просит взыскать с ответчика денежную компенсацию причиненного материального ущерба в размере 57732 руб. 65 коп., компенсацию морального вреда 8000 руб., неустойку в размере 57732 руб. 65 коп., почтовые расходы в размере 426 руб. 08 коп., штраф.

В судебном заседании истец Заколюкин В.Л. на исковых требованиях настаивал, поддержал все изложенное в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика Алексеев Е.Д., действующий по доверенности от *** исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, поддержал доводы письменного отзыва и дополнения к нему. Заявил также о пропуске истцом срока на предъявление претензии.

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

Согласно статье 19 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О связи», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 34 Федерального закона № 176-ФЗ от 17 июля 1999 года «О почтовой связи» вопросы ответственности за утрату или порчу (повреждение) международных почтовых отправлений регулируются законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Кроме того, статьей 34 Закона «О почтовой связи» предусмотрено, что за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи, либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

Как следует из положения статьи 41 Федерального закона № 176-ФЗ от 17 июля 1999 года «О почтовой связи», Российская Федерация, являясь членом Всемирного почтового союза, входит в единую почтовую территорию для взаимного обмена письменной корреспонденцией и гарантирует на всей своей территории свободу транзита, международное сотрудничество в области почтовой связи осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Российская Федерация является государством-участником Всемирной почтовой конвенции. В соответствие с пунктом 1.8 статьи 1 Всемирной почтовой конвенции (с учетом Дополнительного протокола, принятого в Женеве, 12.08.2008 г.) назначенным оператором является любая государственная или негосударственная организация, официально назначаемая страной-членом для обеспечения эксплуатации почтовых служб и выполнения относящихся к ним обязательств, вытекающих из Актов Союза, на своей территории.

В силу пункта 1.1.2 статьи 21 Всемирной почтовой конвенции назначенные операторы отвечают за утрату отправлений с контролируемой доставкой.

Как следует из пункта 1 статьи 22 Всемирной почтовой конвенции назначенные операторы перестают нести ответственность за заказные отправления, отправления с контролируемой доставкой, посылки и отправления с объявленной ценностью, вручение которых они произвели на условиях, установленными их внутренними правилами для отправления подобной категории.

Обязательство выплаты возмещения и возврата тарифов и сборов возлагается, в зависимости от случая, на назначенного оператора страны подачи или назначенного оператора страны назначения (пункт 1 статьи 24 Всемирной почтовой конвенции.

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что *** и *** истцом Заколюкиным В.Л. отправлены международные почтовые отправления «мелкий пакет» заказное *** и ***.

МПО *** имеет последнюю запись сервиса Отслеживание на официальном сайте Почты России – неудачная попытка вручения ***, Германия (л.д. 37) МПО *** последняя запись сервиса Отслеживание – ожидает адресата в месте вручения ***, США (л.д. 19)

Данные отправления до настоящего времени до адресатов не доставлены.

Таким образом, почтовые отправления *** и *** пересекли государственную границу Российской Федерации и были утеряны на территории иностранных государств (Германия и США). Дальнейшее движение отправлений по территории Германии и США не известно и не может быть отслежено.

Доказательств того, что указанные почтовые отправления каким-либо образом отправились с территории иностранных государств обратно в Российскую Федерацию, равно как и доказательств утери почтовых отправлений при обратной пересылке, истцом в материалы дела не представлено.

Следовательно, вина АО «Почта России» в данном случае отсутствует, обязанность по возмещению ущерба за утерю почтовых отправлений и компенсации морального вреда не может быть возложена на АО «Почта России», поскольку ответственность за утерю указанных почтовых отправлений в данном случае возлагается на почтовых операторов Германии и США.

По смыслу ст. 21 Всемирной почтовой конвенции указанное обстоятельство предоставляет истцу право предъявления претензий и требований к назначенному оператору страны назначения. Вины ответчика в утрате или несвоевременной доставке отправления не установлено.

*** истец обратился с претензией к АО «Почта России» (трек-номер отправленной претензии ***), просил произвести выплаты за тариф пересылки, возместить ущерба за утрату, возвратить стоимости товарного вложения (л.д. 12) Претензия получена ответчиком ***.

*** истцом направлена повторная претензия (трек-номер отправления ***) (л.д. 16,17,18)

В силу пункта 54 Правил, в претензии должны быть указаны вид и категория почтового отправления, номер квитанции, дата и место приема, место назначения, объявленная ценность, адрес и полное наименование адресата, а также данные предъявленного документа, удостоверяющего личность заявителя.

Бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»).

Стороной ответчика заявлено о пропуске срока предъявления претензии по качеству предоставленной услуги почтового отправления.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона Российской Федерации № 176-ФЗ от 17.07.1999 «О почтовой связи», Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Приказом Министерства связи массовых коммуникаций от Приказ Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 предусмотрен претензионный порядок рассмотрения споров о ненадлежащем исполнении услуг почтовой связи.

Претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг вправе предъявить оператору претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда, которая должна быть рассмотрена оператором связи, заявителю дан ответ.

Положениями пункта 4 статьи 55 Федерального Закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», статьей 37 Федерального Закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», пунктом 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» предусмотрен обязательный претензионный порядок урегулирования споров в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором связи обязательств, вытекающих из договоров об оказании услуг связи.

Претензии, связанные с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой внутреннего почтового отправления, предъявляются в течение 6 месяцев со дня отправки почтового отправления, что следует из пункта 2 части 5 статьи 55 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», а также абзацем 2 статьи 37 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи».

Направленная истцом в адрес ответчика претензия (от ***, от ***) подана за пределами установленного срока в шесть месяцев (с *** и с ***) причины уважительности пропуска срока стороной истца не представлены, основания для восстановления сроков отсутствуют.

Доводы истца о том, что заявления на розыск поданы им по истечению 111-и и 152-ух календарных дней после отправки МПО, то есть срок 6 месяцев не пропущен, суд отклоняет, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.

Таким образом, в удовлетворении исковых требований, надлежит отказать. В удовлетворении требований истца о взыскании штрафа, неустойки, компенсации морального вреда также надлежит отказать, поскольку они являются производными от основного требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Заколюкина Вячеслава Леонидовича к акционерному обществу «Почта России» о защите прав потребителя, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.

Судья <***> ФИО1

<***>

<***>