(№)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 ноября 2011 года
Истринский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Бардина М.Ю.
при секретаре Мороз А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Некоммерческого партнерства по содействию в землеустройстве «Старица» об оспаривании представления и.о. заместителя Истринского городского прокурора,
у с т а н о в и л:
Представитель Некоммерческого партнерства по содействию в землеустройстве «Старица» ( НП «Старица»)подал в Истринский городской суд заявление об оспаривании представления и.о. заместителя Истринского городского прокурора, указав в обоснование, что в результате прокурорской проверки вынесено представление нарушающее права и интересы заявителя. Причиной обращения в прокуратуру Ахмадуллина Р.М. послужило решение общего собрания партнерства об ограничении некоторых владельцев земельных участков в пользовании инфраструктурой в связи с не заключением таких договоров и образования задолженности перед обслуживающей организацией. В своих обращениях граждане ставят вопросы на незаконное применение к ним ограничительных мер в проходе, проезде, отключению освещения. В ходе проверки получены объяснения представителя партнерства, которые прокурором не приняты. Вывод прокурора, о том что в перечень услуг оказываемых ООО «ЖилСервис» включена услуга по водоснабжению от внутренней скважины не соответствует действительности, в стоимости услуг отсутствует данное условие и отсутствует документальное подтверждение платежей за данную услугу. По поводу предоставления услуг по водоотведению жителям поселка при отсутствии лицензии на недропользование - действующее законодательство не предусматривает получение такой лицензии и партнерство не оказывает услуги по водоотведению, а лишь осуществляет сбор средств. Закон «О недрах» не содержит требований запрещающих в отсутствие лицензии на скважину за плату обслуживать и ремонтировать скважины. Из представления указано на несоответствие действующему законодательству по одному условию договора это обслуживание, содержание и ремонт артезианских скважин, а не всего договора, недействительность одного из условий не влечет недействительности всего договора. Просил представление и.о. заместителя Истринского городского прокурора от (Дата обезличена)(№) отменить.
В судебном заседании представитель НП «Старица» Бекбулатов Ф.Х. жалобу поддержал и пояснил, что проверка была проведена на основании заявлений граждан о том, что им отключается электричество и не касались водоснабжения, но проверка перешла в хозяйственную деятельность и свелась к проверке скважины. НП «Старица» водоснабжением не занимается, подается техническая вода из колодца, лицензии нет, но и доказательств, что подается вода из скважины нет. В результате представления граждане решили, что можно не оплачивать услуги за пользование газом, электричеством и другие.
Так же Бекбулатов Ф.Х. пояснил, что скважина имеется, ее глубина 80-85 метров, вода из нее не добывается и скважина не эксплуатируется, забор воды идет из колодцев с земельных участков, в прокуратуре давал объяснения и колодцы называл скважиной. Содержание скважины не производилось, производилось содержание труб, перерасчет по договору за не оказанную услугу не производился.
Старший помощник Истринского городского прокурора Брусникина Е.В. с доводам заявления не согласилась по тем основаниям, что имеются доказательства, что водоснабжение жителям оказывается, для этого получение лицензии необходимо. На общем собрании НП «Старица» передало функции по обслуживанию и содержанию артезианской скважины ООО «ЖилСервис», с жителями заключаются договора, по которым оплата за водоснабжение с жителей взимается, но документации на скважину и лицензии у НП «Старица» не имеется.
Свидетель ФИО1 в судебном заседании (Дата обезличена) пояснил, что представляет интересы жителей поселка «Ривер-Клаб» на территории НП «Старица», от которых ему известно, что НП «Старица» пробурило скважину и централизованно из нее подает воду жителям в их дома.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии со ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с уставом НП «Старица» - НП «Старица» является некоммерческой организацией, создано с целью содействия его членам в осуществлении землеустройства направленного для удовлетворения потребностей и законных интересов, целей осуществления предпринимательской и экономической деятельности не имеет.
Представлением и.о. заместителя Истринского городского прокурора от (Дата обезличена) на НП «Старица» не возложены обязанности осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (получение лицензии к предпринимательской или экономической деятельности не относиться), и следовательно не создают препятствий для осуществления предпринимательской или экономической деятельности.
Таким образом, дело по заявлению Некоммерческого партнерства по содействию в землеустройстве «Старица» об оспаривании представления и.о. заместителя Истринского городского прокурора от (Дата обезличена) подсудно Истринскому городскому суду.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
По результатам проверки по обращению Ахмадуллина Р.Ф. о нарушении прав жителей коттеджного поселка и по другим вопросам Истринской городской прокуратурой проведена проверка (№) и по ее результатам И.О. заместителя Истринского городского прокурора Е.В. Бруникиной вынесено оспариваемое представление.
Таким образом, оспариваемое представление вынесено в соответствии с законом, в пределах полномочий, порядок вынесения представления не нарушен.
Прокурорской проверкой установлено, что в собственности НП «Старица» находятся инженерные сети, дороги и иные объекты инфраструктуры.
Эти обстоятельства подтверждаются свидетельствами о регистрации права собственности и не оспариваются.
Проверкой установлено, что на основании решения общего собрания партнерства от (Дата обезличена)(Дата обезличена) между НП «Старица» и ООО «ЖилСервис» заключен договор о передаче функций по организации работ по обслуживанию и содержанию инженерных сетей, дорог и другого имущества.
В материалах проверки копия протокола общего собрания партнерства от (Дата обезличена) и копия договора от (Дата обезличена) между НП «Старица» и ООО «ЖилСервис» имеется ( л. материала проверки (№)).
Согласно договора к объектам инфраструктуры относятся артезианские скважины, согласно договора к функциям обслуживающей компании ( ООО «ЖилСервис») относятся обслуживание и содержание инженерных сетей.
(Дата обезличена) решением общего собрания утверждены размеры оплаты за пользование объектами инфраструктуры, инженерными сетями и другим имуществом.
Копия протокола от (Дата обезличена) в материалах проверки имеется, копия договора от (Дата обезличена) в материалах проверки имеется.
В договоре от (Дата обезличена) в перечень коммунальных услуг включены услуги по водоснабжению от внутренней скважины и обслуживанию объектов водного хозяйства, пунктом 2.1.1. установлена плата за услуги, которая включает обслуживание, содержание и текущий ремонт артезианских скважин.
В материалах проверки имеется объяснение (л.(№)) представителя НП «Старица» Бекбулатова Ф.Х. из которого следует, что жителям поселка на безвозмездной основе осуществляется поставка технической воды из скважины НП «Старица», НП «Старица» лицензию на пользование недрами не получало.
Таким образом, вывод прокурора о несостоятельности доводов представителя НП «Старица» является правильным, поскольку прямо противоречит договору и ни чем более не подтверждается.
Кроме того в материалах имеется расчет расходов НП «Старица» составленный генеральным директором ООО «ЖилСервис» и утвержденный председателем НП «Старица» в котором в расходы включены электрические расходы на водяные насосы, обслуживание водозаборного узла, ремонт и восстановление автоматики и насосов водозаборных узлов.
Принимая решение суд приникает в качестве доказательства факта поставки воды из скважины НП «Старица» жителям поселка показания свидетеля.
Доводы представителя НП «Старица» в судебном заседании о том, что при даче объяснений прокурору скважину он назвал колодцем судом не могут быть приняты, поскольку в договорах прямо указано, что источниками водоснабжения являются скважины, а не колодцы.
Кроме того колодец - это специально оборудованное водозаборное сооружение, открытое для общего пользования, предназначенное для подъема воды подземных источников, а скважина - это вертикальная или наклонная горная выработка большой длины и малого поперечного сечения, соединяющая пласт в недрах с поверхностью земли.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Права и обязанности пользователя недр приведены в статье 22 Закона РФ "О недрах".
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона РФ "О недрах" основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Таким образом, материалами проверки подтверждаются факт осуществления НП «Старица» по адресу: (адрес) забора подземных вод, при отсутствии специального разрешения - лицензии, что свидетельствует о нарушении Закона РФ "О недрах".
Указанное обстоятельство обязывает прокурора направить представление об устранении нарушений закона.
Возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации у НП «Старица» имелась, доказательства обратного в материалах дела и материалах прокурорской проверки отсутствуют.
На основании факта осуществления НП «Старица» забора подземных вод, при отсутствии специального разрешения - лицензии, в представлении одновременно прокурор пришел к выводу, что размер платы за водоснабжение, обслуживание, содержание и ремонт скважин не может включаться в стоимость услуг за содержание и обслуживание имущества партнерства и ограничительные меры установленные условиями данного договора применяться не могут.
Оснований для признания данных выводов незаконными у суда так же не имеется.
Поскольку закон РФ "О недрах" запрещает самовольное пользование недрами, то при отсутствии специального разрешения - лицензии - забор подземных вод, взимание платы за пользование подземными водами является незаконным.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии со ст.130 к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Из обстоятельств дела следует, что на территории НП «Старица» имеются скважины, относящиеся к недвижимому имуществу, право собственности на скважины на момент вынесения представления зарегистрировано не было, таким образом, у НП «Старица» не возникло оснований для совершения в отношении скважин действий в том числе по передаче в ООО «ЖиолСервис» функций по их обслуживанию и содержанию, а у граждан заключивших договор с ООО «ЖилСервис» обязанностей по оплате обслуживанию и содержанию артезианских скважин.
Поскольку обязанность по плате за водоснабжение, обслуживание, содержание и ремонт скважин у граждан не возникала, то и ограничительные меры за не оплату водоснабжения, обслуживания, содержание и ремонт скважин к ним применятся не могут.
Доводы жалобы о несостоятельности вывода прокурора так как отсутствует документальное подтверждение платежей за данную услугу не опровергают его выводов о незаконности включении условий в договор и незаконности пользования недрами.
Действующее на момент вынесения представления законодательство предусматривает получение лицензии для пользования участками недр с целью добычи подземных вод, что дополнительно подтверждается справкой территориального отдела управления РОСПОТРЕБНАДЗОРА по Московской области и справкой Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу.
В представлении не имеется выводов прокурора о несоответствии всего договора в целом как утверждается в заявлении об оспаривании представления прокурора и представление освобождение граждан от обязанностей по оплате услуг не влечет.
Поскольку, получение лицензии устранит нарушения указанные в представлении, то представление нарушение свободы НП «Старица» хозяйственной деятельности не влечет.
Таким образом, оспариваемое представление вынесено в соответствии с законом, в пределах полномочий должностного лица, представлением права НП «Старица» нарушены не были, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 251-253, ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявления Некоммерческого партнерства по содействию в землеустройстве «Старица» об оспаривании представления и.о. заместителя Истринского городского прокурора от (Дата обезличена)(№) отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Истринский горсуд в течение 10 дней.
Председательствующий:
Решение составлено (Дата обезличена)