ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3275/2013 от 12.12.2013 Интинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-3275/2013

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Интинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Жуненко Н.А.,

при секретаре Тезекбаевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инте 12 декабря 2013 года дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми о включении в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на определение размера трудовой пенсии по старости, периода службы в Советской Армии;

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ-УПФР в г. Инте РК о включении в стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периода службы в Советской Армии с __.__.__ по __.__.__, из которого период с __.__.__ по __.__.__ просит учесть в календарном порядке, период с __.__.__ по __.__.__ (период службы в составе ограниченного контингента советских войск, временно находящихся в Демократической Республике Афганистан) просит учесть из расчёта один день службы за три дня работы; обязании произвести перерасчёт трудовой пенсии с __.__.__ с учётом включения в специальный стаж периода службы в Советской Армии с __.__.__ по __.__.__ – в календарном порядке, с __.__.__ по __.__.__ - из расчёта один день службы за три дня работы; взыскании недополученной пенсии с __.__.__ по день рассмотрения дела с учётом индексации.

Истец в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался должным образом, в заявлении просит рассмотреть дело без его участия.

Ответчик ГУ-УПФР в г. Инте о времени и месте слушания дела извещён должным образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направил, ходатайствует о рассмотрении дела судом в отсутствие своего представителя.

Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

В письменных возражениях на иск ответчик ГУ-УПФР в г. Инте требования ФИО1 не признал, указал, что на основании решения Интинского городского суда РК от __.__.__ истцу была назначена с __.__.__ досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 и ст. 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Оценка пенсионных прав истца была произведена от общего трудового стажа, т.к. это является наиболее выгодным вариантом. В стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1 период службы в армии учтён не был, поскольку это не предусмотрено действующим пенсионным законодательством. Помимо этого, ранее действующим законодательством было предусмотрено включение указанного периода в специальный стаж в целях определения права выхода на трудовую пенсию, а не для расчёта размера пенсии. Также действующим пенсионным законодательством не предусмотрено кратное исчисление периода службы в рядах Советской Армии для учёта в стаж (л.д.22-23).

Оценив доводы сторон, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Требования истца о включении в специальный стаж при определении размера трудовой пенсии периода службы в Советской Армии по призыву с __.__.__ по __.__.__ в календарном порядке подлежат удовлетворению.

Требования истца об обязании ответчика учесть в специальный стаж период службы в Советской Армии с __.__.__ по __.__.__ (период службы в составе ограниченного контингента советских войск, временно находящихся в Демократической Республике Афганистан) в льготном порядке - один день службы за три дня работы, подлежат отклонению.

Требования истца к ответчику о возложении обязанности произвести перерасчёт трудовой пенсии с __.__.__ с учётом включения в стаж на соответствующих видах работ периода службы в Советской Армии по призыву с __.__.__ по __.__.__ в календарном порядке, взыскании с ГУ-УПФР в г. Инте недополученной пенсии с индексацией с __.__.__ по день рассмотрения дела, суд выделяет в отдельное производство для истребования дополнительных документов о размере выплаченной истцу пенсии и определения наиболее выгодного для истца варианта расчёта пенсии - по общему или по специальному стажу.

Из материалов дела следует, что __.__.__ ФИО1 принят на шахту «<....>» производственного объединения «Интауголь» <....>, __.__.__ уволен в связи с призывом в Советскую Армию (л.д.4).

Согласно записям в военном билете и справке военного комиссариата Республики Коми Отдела по г. Инта истец служил в Советской Армии по призыву с __.__.__ по __.__.__, в том числе в период с __.__.__ по __.__.__ истец проходил военную службу на территории Республики Афганистан (л.д.10,17) и имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» (л.д.14).

По окончании службы истец __.__.__ зачислен на первый курс <....> института, __.__.__ отчислен из института, __.__.__ принят на работу учеником <....> на шахту «<....>», находящейся в Республике Коми г. Инта, относящегося к районам Крайнего Севера (л.д.4-5).

На основании решения Интинского городского суда РК от __.__.__ по делу №__ по иску ФИО1 ГУ-УПФР в г. Инте РК с __.__.__ назначил к выплате истцу трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 и ст. 28.1 Федерального закона от __.__.__ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (л.д.26-27,28).

Согласно вышеуказанных норм права пенсия досрочно назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим необходимый стаж для досрочного назначения пенсии, возраст, установленный для досрочного назначения пенсии уменьшается еще на 5 лет.

Из материалов дела и отзыва ГУ-УПФР в г. Инте РК следует, что со дня назначения пенсии оценка пенсионных прав истца произведена ответчиком от общего стажа работы истца (л.д.28), по настоящее время истец получает пенсию, рассчитанную ответчиком от общего стажа работы (л.д.38).

Суд находит обоснованными требования истца по настоящему делу о включении в специальный стаж (по Списку № 1) при расчёте пенсионного капитала периода службы в Советской Армии по призыву с __.__.__ по __.__.__ в календарном порядке.

В соответствии с подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 № 590 (далее – Положение), в общий стаж работы засчитывалась служба в составе Вооруженных сил СССР. При назначении на льготных условиях пенсий по старости рабочим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, периоды, указанные в п. «к», приравнивались по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

При этом при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжёлыми условиями труда периоды, указанные в подпункте «к», приравнивались по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Также пунктом 109 указанного Положения предусматривалось, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывалась в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающего право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённое постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 № 590, утратило силу на территории РФ в связи с принятием Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ».

Постановлением Конституционного суда РФ № 107-0 от 06.03.2003 разъяснено, что право граждан на досрочное назначение пенсии не должно быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что в настоящее время выполняемые ими работы, дающие ранее право на назначение льготной пенсии, перестали быть таковыми по ныне действующему законодательству. Это противоречит Конституции РФ и приводит к неправомерному ограничению прав граждан на социальное обеспечение.

В соответствии с разъяснением Минтруда и соцразвития РФ от 17.10.2003 № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утверждённым постановлением Минтруда и соцразвития РФ от 17.10.2003 № 70, при исчислении стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы с применением правил подсчета стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учётом льготного порядка исчисления стажа).

До призыва на службу в Советскую Армию истец работал в подземных условиях на работах, предусмотренных Списком № 1, следовательно, вправе был рассчитывать на включение периода службы в Советской Армии в специальный стаж.

Действовавшее в __.__.__ годах законодательство предусматривало учёт в специальный стаж работы периодов службы в рядах Советской Армии, в связи с чем суд учитывает в стаж истца по Списку № 1 для определения размера пенсии период службы в Советской Армии по призыву с __.__.__ по __.__.__ в календарном порядке. Общая продолжительность приравненных периодов не превышает продолжительности имеющегося у истца на 01.01.2002 льготного стажа работы по Списку № 1 (л.д.28).

Требование истца о включении в спецальный стаж период службы в Советской Армии с __.__.__ по __.__.__ из расчёта один день службы за три дня работы в связи с прохождением службы в Республике Афганистан удовлетворению не подлежит на основании следующего.

Согласно пп. «а» п. 1 Постановления ЦК КПСС и Министров СССР от 17.01.1983 № 59-27 «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям» в выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим один месяц службы засчитывается за три месяца службы на территории ДРА, устанавливает льготный порядок исчисления выслуги лет военнослужащим, пенсионное обеспечение которых регламентируется положениями Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и не может применяться при исчислении специального стажа истца.

По смыслу и значению ст. 2 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (действительную срочную военную службу), осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – «Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ»).

Как усматривается из материалов дела ФИО1 военнослужащим не являлся, обратился за назначением ему трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Действующий Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» не содержит правовых норм, предусматривающих возможность включения в стаж на соответствующих видах работ периода службы в рядах Советской Армии в льготном исчислении.

Действующим в период прохождения истца службы в Советской Армии по призыву законодательством - Законом СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, так же не было предусмотрено льготное исчисление периодов службы в Советской Армии по призыву.

Пунктом 1 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрена в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путём их конвертации (преобразования) в расчётный пенсионный капитал. Согласно п. 4 указанной статьи в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации. Пунктом 9 данной статьи предусмотрено, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчётный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в п. 1 ст. 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). Вместе с тем данная норма не предусматривает льготного порядка исчисления периодов, включаемых в общий стаж и стаж на соответствующих видах работ.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» признана содержащаяся в п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» норма в той части, в какой она во взаимосвязи с п. 2 ст. 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путём их конвертации (преобразования) в расчётный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом, стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 01.01.2002 пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Согласно выраженной в указанном Постановлении позиции Конституционного Суда Российской Федерации сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчёта общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.

В целях сохранения ранее приобретённых прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путём их конвертации (преобразования) в расчётный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).

Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» обратную силу и распространил её на граждан, приобретших пенсионные права до 01.01.2002. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчётный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». При этом Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Более того, согласно п. 8 ст. 30 названного Федерального закона расчётный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с её пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 01.01.2002 до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.

Включение периода службы в армии в стаж в льготном размере необходимо истцу для увеличения стажевого коэффициента, применение которого предусмотрено ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» при конвертации пенсионных прав на 01.01.2002.

Преобразование пенсионных прав для определения размера пенсии Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в РФ» не регулировалось и впервые понятие конвертации введено законодателем после признания данного закона утратившим силу.

Порядок льготного исчисления периода прохождения гражданами военной службы по призыву установлен подзаконным нормативным актом, вступившим в силу до введения законодателем нового правового регулирования в области пенсионного обеспечения, не определяет порядок учёта службы в армии при конвертации пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала.

Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчёта один месяц военной службы за три месяца работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы для назначения пенсии. Право истца на досрочную трудовую пенсию в соответствии со статьями 27 и 27.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при рассмотрении настоящего дела не оспаривалось и не являлось предметом судебного исследования.

Требования истца о перерасчёте пенсии с __.__.__ с учётом включения в специальный стаж периода службы в Советской Армии с __.__.__ по __.__.__ (период службы в составе ограниченного контингента советских войск, временно находящихся в Демократической Республике Афганистан) из расчёта один день службы за три дня работы являются производными от основного требования (о включении указанного периода в специальный стаж в льготном исчислении), в связи с чем также подлежат отклонению.

На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Инте Республики Коми включить ФИО1 в стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», дающий право на определение размера трудовой пенсии по старости период службы в Советской Армии по призыву с __.__.__ по __.__.__ (в календарном порядке).

Отказать ФИО1 в иске к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Инте Республики Коми о включении в стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периода службы в Советской Армии (период службы в составе ограниченного контингента советских войск, временно находящихся в Демократической Республике Афганистан) с __.__.__ по __.__.__ в льготном порядке один день службы за три дня работы;

обязании произвести перерасчёт трудовой пенсии с __.__.__ с учётом включения в специальный стаж периода службы в Советской Армии (период службы в составе ограниченного контингента советских войск, временно находящихся в Демократической Республике Афганистан) с __.__.__ по __.__.__ из расчёта один день службы за три дня работы.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме <....> руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения.

Судья: Н.А. Жуненко