Дело 2-3275/2017 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 декабря 2017 года г. Миасс Миасский городской суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Гонибесова Д.А. при секретаре Халевинской М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Миасса Челябинской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие «Литейный завод» о понуждении к исполнению закона, УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Миасса Челябинской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, обратился в суд с иском к ООО Научно-производственное предприятие «Литейный завод» о понуждении к исполнению закона. В обоснование иска указал, что прокуратурой г.Миасса Челябинской области проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой прокурором было выявлено, что в нарушение положений Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» ООО Научно-производственное предприятие «Литейный завод» не разрабатывает и не принимает меры по предупреждению коррупции. ДАТА прокурором г.Миасса Челябинской области в адрес директора ООО Научно-производственное предприятие «Литейный завод» М.А.А. внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции с требованиями о разработке и принятии мер по предупреждению коррупции в организации и сообщением о результатах рассмотрения представления и принятых мерах по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, в прокуратуру города в месячный срок с приложением копий документов, подтверждающих принятие указанных мер, которое не исполнено ответчиком. Просит с учетом измененных исковых требований (л.д. 33-35) возложить на ответчика обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять меры по предупреждению коррупции в организации, а именно назначить должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений и принять кодекс этики и служебного поведения работников организации, а также рассмотреть представление прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от ДАТАНОМЕР и сообщить в прокуратуру города о результатах такого рассмотрения и принятых мерах по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих с приложением копий документов, подтверждающих принятие указанных мер. В судебном заседание помощник прокурора г.Миасса Челябинской области Нечаев П.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчика ООО Научно-производственное предприятие «Литейный завод» в судебное заседание не явился, извещен. Заслушав объяснения помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению частично. Судом установлено, что прокуратурой г.Миасса Челябинской области в соответствии с приказом прокурора Челябинской области НОМЕР от ДАТА «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы» (л.д. 6-7) проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой прокурором было выявлено, что в нарушение положений Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» ООО Научно-производственное предприятие «Литейный завод» не разрабатывает и не принимает меры по предупреждению коррупции. В частности, в указанной организации отсутствует должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, не принят кодекс этики и служебного поведения работников организации. Из письма ООО Научно-производственное предприятие «Литейный завод» также следует, что в связи с низкой численностью работников на предприятии отдельного работника, ответственного за противодействие коррупции нет. В тендерах на поставку для нужд государственных структур предприятие не участвует (л.д. 9). ДАТА прокурором г.Миасса Челябинской области в адрес директора ООО Научно-производственное предприятие «Литейный завод» М.А.А. внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции с требованиями о разработке и принятии мер по предупреждению коррупции в организации и сообщением о результатах рассмотрения представления и принятых мерах по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, в прокуратуру города в месячный срок с приложением копий документов, подтверждающих принятие указанных мер (л.д. 10-11). Указанное представление вручено директору под роспись ДАТА (л.д. 10). Требования прокурора г.Миасса Челябинской области, содержащиеся в представлении ООО Научно-производственное предприятие «Литейный завод» не исполнены, в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим иском. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО Научно-производственное предприятие «Литейный завод» создано ДАТА, основным видом деятельности которого является литье металлов. Дополнительными видами деятельности являются производство машин и оборудования для металлургии, производство оборудования специального назначения, не включенного в другие группировки, торговля оптовая прочими машинами, оборудованием и принадлежностями (л.д. 18-26). Из содержания сайта ответчика в сети «Интернет» по адресу: www.lz-miass.ru следует, что ООО Научно-производственное предприятие «Литейный завод» представляет услуги по разработке и производству литых изделий из стали, чугуна, алюминия и его сплавов, а также меди и сплавов меди для машиностроения, нефтяной, ядерной, строительной промышленности. Сотрудничает с ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ООО «Торговый дом РМЗ» г.Миасс, ООО «Нефть сервис» г.Челябинск и другими организациями. Среднемесячный объем производства составляет 100 тонн отгруженного литья в месяц, имеются цеховые площади 1000 кв.м. Организованы производственные участки: инженерно-технологическая служба, лаборатория химанализа, модельный участок, литейных цех, участок отрезки и очистки заготовок, участок термообработки, участок приемки и отгрузки сырья. Статьей 1 Федерального закона от 17 января 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов. Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами. Обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции установлена статьей 13.3 Федерального закона "О противодействии коррупции". Согласно данной норме Закона, меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов. Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"). Во исполнение подпункта "б" пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (далее - Методические рекомендации). Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. В Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, опубликованных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 08.11.2013 под предупреждением коррупции понимается деятельность организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений. Под организацией понимается юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности. Методические рекомендации разработаны для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. При этом Методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами). Анализируя положения Федерального закона "О противодействии коррупции", суд приходит к выводу о том, что обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции не зависит от организационно-правовой формы данной организации и численности его работников. Исходя из приведенных сфер деятельности организации в сопоставлении их с содержанием закона, ответчик в своей деятельности может иметь отношения к коррупционным проявлениям, об этом также свидетельствует факт привлечения директора ООО Научно-производственное предприятие «Литейный завод» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за привлечение к трудовой деятельности на условиях трудового договора бывшего муниципального служащего, замещавшего должность, включенную в перечень, установленный нормативно-правовыми актами, с нарушением ч.4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", что также было выявлено прокурором при проведении проверки (л.д. 14-17). Доказательств тому, что ООО Научно-производственное предприятие «Литейный завод» принимаются, предусмотренные статьей 13.3 Федерального закона "О противодействии коррупции", меры по предупреждению коррупции ответчиком не представлено. Также отсутствуют доказательства тому, что предмет и направление деятельности организации не соприкасаются с целями борьбы с коррупцией. Ответчик каких-либо возражений относительно внесенного прокурором представления об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, а также поданных исковых требований не представил. Акт прокурорского реагирования вопреки требованиям ч.1 ст. 24 Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" остался без ответа со стороны ООО Научно-производственное предприятие «Литейный завод». С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в части возложения на ответчика обязанностей в части устранения нарушений по неисполнению действующего законодательства, а именно по назначению должностного лица, ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений, принятию кодекса этики и служебного поведения работников ООО Научно-производственное предприятие «Литейный завод» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Суд полагает указанный срок для исполнения вышеперечисленных обязанностей при отсутствии на то возражений со стороны ответчика является достаточным и разумным. Частью 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель, в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 данного Закона, вносит представление об устранении нарушений закона. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 24 данного Закона, в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Согласно части 1 статьи 6 Закона требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Согласно п.1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В силу п.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Таким образом, из вышеперечисленных правовых норм гражданского процессуального законодательства следует, что возможность обращения прокурора в суд с заявлением обуславливается необходимостью защиты нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В данном случае, основанием для обращения прокурора в суд с названным иском о понуждении к исполнению законодательства о противодействии коррупции явилось неисполнение ответчиком во внесудебном порядке требований прокурора, изложенных в представлении от ДАТА по устранению выявленных нарушений законности, в ходе осуществления надзора за исполнением законов, осуществляемого от имени Российской Федерации (ст.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"). При этом само по себе бездействие ответчика по нерассмотрению представления прокурора от ДАТА, ненаправлению письменного сообщения о результатах такого рассмотрения и принятых мерах не свидетельствует о нарушении либо оспаривании прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. В данном случае в виду неисполнения требований абз. 2 п. 1 ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор не лишен возможности принять иные меры прокурорского реагирования. Требования прокурора, содержащиеся в представлении, по своему содержанию полностью охватывают требования, сформулированные прокурором в настоящем исковом заявлении. Поскольку в остальной части исковые требования судом удовлетворены, то исполнение решения суда подразумевает в соответствии с п.2 ст. 206 ГПК РФ совершение ответчиком действий, указанных в принятом судом решении, и предоставление заинтересованному лицу (в данном случае прокурору) сведений об исполнении решения суда. При таких обстоятельствах не имеется правовых оснований для возложения на ответчика обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть представление прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от ДАТАНОМЕР и сообщить в прокуратуру города о результатах такого рассмотрения и принятых мерах по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих с приложением копий документов, подтверждающих принятие указанных мер, поскольку предъявление указанных требований в данном случае является излишним. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-236 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Возложить на общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие «Литейный завод» обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять меры по предупреждению коррупции в организации, а именно назначить должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений и принять кодекс этики и служебного поведения работников организации. В удовлетворении остальных исковых требований прокурора г.Миасса Челябинской области о возложении обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть представление прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от ДАТАНОМЕР и сообщить в прокуратуру города о результатах такого рассмотрения и принятых мерах по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих с приложением копий документов, подтверждающих принятие указанных мер, отказать. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Миасский городской суд. Председательствующий |