ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3275/2021 от 21.01.2022 Егорьевского городского суда (Московская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Егорьевск Московской области 21 января 2022 г.

Егорьевский городской суд Московской области в составе председательствующего Третьяковой Л. А., при секретаре судебного заседания Петровой О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макарова И.Е. к ПАО «АЭРОФЛОТ» о возложении обязанности изменить правила возврата билетов, уменьшить стоимость возврата билетов и компенсации морального вреда,

установил:

Макаров И. Е. обратился в суд с иском к ПАО «АЭРОФЛОТ», в котором просит обязать ответчика изменить правила возврата билетов и уменьшить стоимость возврата билетов, возместить моральный вред в размере <данные изъяты> обосновывая свои требования тем, что на сайте ПАО «АЭРОФЛОТ» истец приобрел два билета на авиаперелет из Москвы в Симферополь и обратно, им было оплачено <данные изъяты> и страховка <данные изъяты> По состоянию здоровья он не мог лететь в это время. Ему дали путевку в санаторий для лечения, как ветерану труда, но истцу пришлось и от нее отказаться по состоянию здоровья, перенести на более поздний срок. По телефону истец оформил возврат билетов, оператор авиакомпании сообщила, что стоимость возврата составит <данные изъяты> с указанной суммой не согласен, поскольку является пенсионером и данная сумма является для него значительной. Считает, что он заблаговременно оформил возврат билета, товар был реализован ответчиком, убытки ответчик не понес. При оформлении возврата скрыл информацию о возможности сделать это без взимания <данные изъяты>

Макаров И. Е. в судебное заседание не явился, обратился к суду с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика ПАО «АЭРОФЛОТ» в судебное заседание не явился, обратился к суду с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие. Иск не признал. В возражениях указал, что в соответствии с фактическими обстоятельствами дела авиабилет <данные изъяты> на пассажира Макарова И.Е. на рейсы <данные изъяты> по маршруту <данные изъяты> полной стоимостью <данные изъяты> по специальному тарифу «<данные изъяты> в классе обслуживания Эконом и страховой полис (EMD<данные изъяты> (полетная страховка) в сумме <данные изъяты> были оформлены ДД.ММ.ГГГГ через сайт ПАО «Аэрофлот». ДД.ММ.ГГГГ контакт-центром бронирование было полностью аннулировано по обращению пассажира. ДД.ММ.ГГГГ по неиспользованному возвратному авиабилету № 555 2133845887 согласно правилам примененного тарифа, был произведен возврат стоимости авиабилета в размере <данные изъяты> и страхового полиса (EMD) ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> с зачислением сумм на платежную карту плательщика.

Возврат пассажирам провозной платы производится в порядке, установленном Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 155 (зарегистрирован Минюстом России 4 декабря 2008 г., регистрационный N 12793), с изменениями, внесенными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 марта 2009 г. N 39 (зарегистрирован Минюстом России 7 апреля 2009 г., регистрационный N 13698). Таким образом, истец при заключении договора перевозки ознакомил и согласился со всеми правилами и условиями тарифа, включая условие о платное оформления возврата. В случае несогласия с правилами тарифа ПАО «Аэрофлот» истец имел возможность заключить договор перевозки с другими авиаперевозчиками. При добровольном отказе от перевозки стоимость билета подлежит возврату согласно правилам выбранного пассажиром тарифа. Отказ пассажира от воздушной перевозки при его обращении к ПАО «Аэрофлот» был признан добровольным, бронирование аннулировано, возврат стоимости перевозки произведен по правилам применения тарифа. Авиабилет №555 2133845887 на пассажира Макарова Игоря Евгеньевича был оформлен по тарифу экономического класса «BPXRTRF». В соответствии с Правилами применения тарифов, размещенными на официальном сайте ПАО «Аэрофлот», по условиям данного тарифа возврат провозной платы при уведомлении об отказе от перевозки до окончания установленного времени для регистрации на указанный рейс осуществляется со взиманием сбора за процедуру возврата в размере 2600 рублей.В связи с тем, что договор воздушной перевозки по правовой природе является публичным и относится к договорам присоединения, Истец при его заключении принял условия публичной оферты, следовательно, согласился, в том числе, с условиями применяемого в данном случае тарифа. Таким образом, удержание сбора при возврате провозной платы в связи с добровольным отказом от перевозки по авиабилету № 5552133845887 является правомерным. Требование истца о компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> является необоснованным и незаконным, так как отсутствует вина ответчика. Просит в иске отказать.

Суд счел возможным рассмотреть дело в порядке, установленном ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Макаровым И.Е. был приобретен авиабилет на рейсы <данные изъяты>, <данные изъяты> по маршруту <данные изъяты> полной стоимостью ДД.ММ.ГГГГ по специальному тарифу <данные изъяты> в классе обслуживания <данные изъяты> (полетная страховка) в сумме ДД.ММ.ГГГГ были оформлены ДД.ММ.ГГГГ через сайт ПАО «Аэрофлот». ДД.ММ.ГГГГ контакт-центром бронирование было полностью аннулировано по обращению истца. ДД.ММ.ГГГГ по неиспользованному возвратному авиабилету <данные изъяты> был произведен возврат стоимости авиабилета в размере 7520 руб. (с удержанием сбора в сумме <данные изъяты> и страхового полиса (EMD) <данные изъяты> в размере <данные изъяты> с зачислением зачислением сумм на платежную карту плательщика.

Согласно п. 1 ст. 2 Воздушного Кодекса РФ, воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Ст. 102 ВК РФ предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами. При этом, перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.

Согласно п. 7 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» условия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе.

На основании п. 30 ФАП-82 провозная плата определяется на основе установленной перевозчиком денежной суммы за перевозку пассажира и/или багажа, груза между двумя пунктами маршрута перевозки (далее - тарифы) или комбинаций тарифов от аэропорта (пункта), из которого начинается перевозка пассажира, багажа, груза согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза (далее - аэропорт (пункт) отправления) до аэропорта (пункта) назначения, сборов, предусмотренных Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 155 (зарегистрирован Минюстом России 4 декабря 2008 г., регистрационный N 12793) и в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности - стоимости дополнительных услуг повышенной комфортности, установленной перевозчиком.

Возврат пассажирам провозной платы производится в порядке, установленном Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 155 (зарегистрирован Минюстом России 4 декабря 2008 г., регистрационный N 12793), с изменениями, внесенными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 марта 2009 г. N 39 (зарегистрирован Минюстом России 7 апреля 2009 г., регистрационный N 13698).

Как установлено п. 5 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2008 № 155, денежная сумма за перевозку пассажира и/или багажа между двумя пунктами и условия применения тарифов устанавливаются перевозчиком.

Согласно п. 93 Правил № 155, при добровольном отказе пассажира от полета взимается плата за операции по аннулированию бронирования перевозки, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата и оформлению возврата сумм, предусмотренная условиями применения тарифа.

На основании вышеуказанный норм, авиакомпании прямо наделены правом на установление правил перевозок и тарифов. При этом уровень ставок тарифов контролируется исключительно отраслевыми государственными органами, а именно Федеральным агентством воздушного транспорта (Росависацией) или Федеральной антимонопольной службой.

Договор перевозки был заключен с пассажиром на основании прямо выраженного волеизъявления Истца на его заключение на условиях, предусмотренных правилами применимого специального тарифа «BPXRTRF».

Согласно ст. 784 ГК РФ, перевозка пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Исходя из правовой природы, договор перевозки пассажира является двусторонним (взаимным), возмездным, консенсуальным, публичным. По способу заключения указанный договор относится к договорам присоединения. Учитывая, что по форме заключения договора, договор перевозки пассажира относится к договорам присоединения, условия договора перевозки пассажира определяются в стандартных формах и могут быть приняты пассажиром не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

Отказ пассажира от перевозки являлся добровольным, поэтому в силу ст. 108 ВК РФ возврат стоимости авиабилета производился по правилам применяемого тарифа.

Согласно ст. 307.1 ГК РФ к обязательствам, возникшим из договора (договорным обязательствам), общие положения об обязательствах (настоящий подраздел) применяются, если иное не предусмотрено правилами об отдельных видах договора, содержащимися в ГК РФ и иных законах, а при отсутствии таких специальных правил - общими положениями о договоре (подраздел 2 раздела III).

Для договора воздушной перевозки пассажира установлено специальное нормативно-правовое регулирование, включающее положения ВК РФ, гл. 40 ГК РФ, федеральных авиационных правил (ФАП), являющихся составной частью воздушно законодательства в силу ст. 2 ВК РФ и других нормативно-правовых актов. Договор воздушной перевозки по правовой природе является публичным и носит характер договора присоединения.

В соответствии с п. 226 Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82 (далее - ФАП-82) пассажир вправе отказать от перевозки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При этом отказ пассажира от перевозки может быть вынужденным или добровольным. Перечень оснований для признания отказа от перевозки вынужденным закреплен в п. 2 ст. 108 ВК РФ, а также в п. 227 ФАП-82. В иных случаях coгласно п. 229 ФАП-82 отказ от перевозки считается добровольным.

При добровольном отказе от перевозки стоимость билета подлежит возврату согласно правилам выбранного пассажиром тарифа.

В случае вынужденного отказа от перевозки, возврату подлежит стоимость билета в полном объеме (п.2, ст. 108 ВК РФ, п.227 ФАП-82).

Вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае: отмены или задержки рейса, указанного в билете; изменения перевозчиком маршрута перевозки, выполнения рейса не по расписанию; несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему мес­та на рейс и дату, указанные в билете; несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов; необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки; болезни пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо смерти члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, при условии уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с пунктом 81 настоящих Правил времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс. При этом болезнь пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, является основанием для вынужденного отказа пассажира от перевозки при наличии подтверждаемых медицинскими документами противопоказаний к полету на дату отправления воздушного судна, указанную в билете, непредоставления пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете; неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом.

Данный перечень оснований для признания отказа от перевозки вынужденным является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии с п. 227 ФАП-82 перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях, однако это является правом, а не обязанностью перевозчика.

Исходя из искового заявления, а также имеющихся материалов по обращению пассажира к ПАО «Аэрофлот» с претензией, основанием для отказа от перевозки послужил перенос санаторного лечения пассажира на более поздний срок по состоянию здоровья. При этом медицинских документов, свидетельствующих о наличии у пассажира противопоказаний к полету, предоставлено не было.

Указанные обстоятельства не включены законодателем в перечень оснований, предусмотренных в п. 227 ФАП-82, при существовании которых отказ пассажира от перевозки признается вынужденным.

Поэтому, отказ пассажира от воздушной перевозки при его обращении к ПАО «Аэрофлот» был признан добровольным, бронирование аннулировано, возврат стоимости перевозки произведен по правилам применения тарифа.

На основании п. 7 ФАП-82 условия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе.

Помимо этого, в соответствии с п. 4.1. Правил воздушных перевозок пассажира и багажа, являющихся неотъемлемой частью договора воздушной перевозки ПАО «Аэрофлот», перевозка, выполняемая по договору воздушной перевозки пассажира ПАО «Аэрофлот», и другие предоставляемые ПАО «Аэрофлот» услуги подчиняются, в том числе, применяемым тарифам.

Судом установлено, что авиабилет <данные изъяты> на пассажира Макарова И.Е. был оформлен по тарифу экономического класса «<данные изъяты> В соответствии с Правилами применения тарифов, размещенными на официальном сайте ПАО «Аэрофлот»,по условиям данного тарифа возврат провозной платы при уведомлении об отказе от перевозки до окончания установленного времени для регистрации на указанный рейсосуществляется со взиманием сбора за процедуру возврата в размере <данные изъяты>

В связи с тем, что договор воздушной перевозки по правовой природе является публичным и относится к договорам присоединения, истец при его заключении принял условия публичной оферты, следовательно, согласился, в том числе, с условиями применяемого в данном случае тарифа.

Таким образом, удержание сбора при возврате провозной платы в связи с добровольным отказом от перевозки по авиабилету № 5552133845887 является правомерным.

Право перевозчика устанавливать свои правила воздушных перевозок и тарифов, не противоречащие общим правилам воздушной перевозки, предусмотрено ст. 102 Воздушного кодекса РФ.

При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, суд не находит оснований для возложения обязанности на ПАО «АЭРОФЛОТ» изменить правила возврата билетов и уменьшить стоимость возврата.

Согласно ст. 151 ГК РФесли гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Таким образом, в качестве обязательного условия наступления ответственности за причинение морального вреда ГК РФ устанавливает наличие вины причинителя вреда, а также наличие прямого указания в законе на возможность компенсации морального вреда по спорным правоотношениям.

Постановлением Пленума ВС РФ от 20.12.94 № 10 обращено внимание на то, что суду необходимо также выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствам и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иное материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Истцом не представлено доказательств причинения морального вреда, подтверждающих тяжесть перенесенных страданий.

Законом не предусмотрена компенсация морального вреда при отсутствии нарушения прав и законных интересов истца со стороны ответчика в рассматриваемых судом правоотношениях.

При указанных обстоятельствах суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Макарову И.Е. в иске к ПАО «АЭРОФЛОТ» о возложении обязанности изменить правила возврата билетов, уменьшить стоимость возврата билетов и компенсации морального вреда в размере 5000 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Егорьевский городской суд в течение месяца.

Судья подпись Третьякова Л.А.