РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Оренбург 29 мая 2014 года
Ленинский районный суд г. Оренбурга Оренбургской области
в составе: председательствующего судьи Донцовой Ю.И.
при секретаре Емельяновой С.В.
с участием представителя истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
У С Т А Н О В И Л
Прокурор Ленинского района г. Оренбурга обратился в суд с иском, указав, что прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга в рамках проведения мероприятий по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции путем мониторинга в сети Интернет выявлены сайты: www.tiltplanet.ru/kazino/; www.rarib.ru; www.casino-onlain.com; www.casino.ru/online/casino/; www.casinoz.su/casino#,Uq8QpfRdWJt; casino.ru; www.casinopus.com; www.ruletka.ws; www.casinoroulette.ru; www.rulettka.com; www.luckypartner.ru; casino-obzor.com; vkasino.com;azart-mania.com , на страницах которых организованны азартные игры в форме игр «рулетка», «покер», «игровой автомат», «тотализатор». В том числе осуществляется реклама виртуальных игорных заведений, осуществляющих доступ к азартным играм, разработка сайтов для осуществления игорной деятельности, пропаганда данных заведений. Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации о проведении организации азартных игр, вовлекает граждан в азартную деятельность и является преступлением, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
Истец с учетом уточнений просил признать информацию, размещенную на Интернет-сайтах: www.tiltplanet.ru/kazino/ под заголовком «Онлайн казино» и «Проверенные онлайн Интернет казино»; www.rarib.ru плагин «Абсолютно законные альтернативы игровым автоматам; www.casino-onlain.com под заголовком «Добро пожаловать в онлайн казино!»; www.casino.ru/online/casino/ статьи под заголовком «Рейтинг онлайн тотализаторов и букмекеров онлайн»; www.casinoz.su/casino#,Uq8QpfRdWJt статьи под заголовком «Список онлайн казино», «Топ-10 казино»; casino.ru статью под заголовком «WuroGrand Casino – лучшее онлайн-казино по мнению игроков Casino.ru», плагины «EuroGrand Casino», «Casino Winner. Играть сейчас», «Williant Hill Casino Club. Играть сейчас»; www.casinopus.com под заголовком «Онлайн казино на сайте Casinopus.com – все об азарте онлайн»; www.ruletka.ws статьи под заголовками «Лучшее Казино Онлайн – Рейтинг Казино по Сумме Выплат на Рулетке», «Рейтинг Рулеток Казино – Топ 20 Лучших Игр в Рулетку», «Топ 5 Рекомендуемых Казино», «Свежие Посты»; www.casinoroulette.ru статья «Азартная игра Рулетка в онлайн казино бесплатно или на деньги»; www.rulettka.com статью «Рулетка онлайн – «Королева Казино»!»; www.luckypartner.ru под заголовками «Покер, казино, игровые автоматы», «Лучшие покер румы», «Лучшие казино»; casino-obzor.com под заголовком «Добро пожаловать в casino-obzor.com»; vkasino.com статью под заголовком «Рейтинг лучших онлайн казино», «ТОП 5 игровых автоматов»; azart-mania.com изображения игровых автоматов информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций внести в единую систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вышеуказанные адреса Интернет-сайтов.
В судебном заседании представитель истца ФИО1, действующий на основании удостоверения, исковое заявление поддержал, уточнив какую именно информацию просит признать запрещенной к размещению на сайтах.
Ответчики, надлежаще извещенные о времени и месте настоящего судебного заседания, в него не явились. Суд приступил к рассмотрению дела в порядке ст. 167 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Судом установлено, что прокуратурой Ленинского района города Оренбурга в рамках проведения мероприятий по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции путем мониторинга в сети Интернет выявлены сайты: www.tiltplanet.ru/kazino/; www.rarib.ru; www.casino-onlain.com; www.casino.ru/online/casino/; www.casinoz.su/casino#,Uq8QpfRdWJt; casino.ru; www.casinopus.com; www.ruletka.ws; www.casinoroulette.ru; www.rulettka.com; www.luckypartner.ru; casino-obzor.com; vkasino.com;azart-mania.com , на страницах которых организованны азартные игры в форме игр «рулетка», «покер», «игровой автомат», «тотализатор». В том числе осуществляется реклама виртуальных игорных заведений, осуществляющих доступ к азартным играм, разработка сайтов для осуществления игорной деятельности, пропаганда данных заведений.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ (ред. oт 16.10.2012) «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» (далее - Закон № 244-ФЗ) азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам установленным организатором азартной игры; деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.
В соответствии со ст.5 Закона № 244-ФЗ деятельность по организации проведению азартных игр с использованием информационно- телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.
На основании положений ст.9 Закона № 244-ФЗ на территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны. На территории одного субъекта Российской Федерации может быть создано не более одной игорной зоны. В случае, если игорная зона включает в себя части территорий нескольких субъектов Российской Федерации, на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не могут быть созданы другие игорные зоны. Игорные зоны создают на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край, Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край.
Согласно ст. 13 Закона № 244-ФЗ разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны.
Статьей 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за организацию и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, сопряженные с извлечением дохода в крупном размере.
Таким образом, распространение информации об организации азартных игр в сети Интернет является уголовно наказуемым деянием.
Распространение информации в сети "Интернет" и доступ граждан к ней с помощью интернет-провайдеров, в том числе с помощью ответчиков, попадает в сферу регулирования Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и защите информации" (далее -Закон №149-ФЗ).
В соответствии со ст.2 Закона №149-ФЗ информационно - телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
В силу ст.3 Закона №149-ФЗ основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в том числе, принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.
Согласно п.1 ст. 10 Закона №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
С 01.11.2012 вступили в силу изменения в ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ, введена в действие ст. 15.1, которая предусматривает возможность ограничения доступа к подобной информации путем внесения адреса сайта сети Интернет в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее – Реестр) с последующим ее удалением самим владельцем информации либо провайдером хостинга, либо в случае непринятия последними соответствующих мер – блокирование доступа к информации всеми операторами связи, действующими на территории Российской Федерации.
Таким образом, в настоящее время существует порядок ограничения доступа к информации, распространение которой запрещено, в соответствии с которым не требуется отдельного решения суда.
Анализ положений пункта 6 статьи 10, пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что как информация, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды (экстремистская информация), так и иная информация, за распространение которой предусмотрена уголовная и административная ответственность (в данном случае информация о проведении азартных игр в сети «Интернет, за что предусмотрена уголовная ответственность), является информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п. 5.1.7. постановления Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор).
В соответствии с п. 4 Постановления Роскомнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно Правил создания, формирований и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в российской федерации запрещено, утвержденных постановлением правительства РФ от 26 октября 2012 г. N 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) решения уполномоченного органа о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую: а) доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети "Интернет", содержащего запрещенную информацию; б) описание выявленной запрещенной информации, позволяющее ее идентифицировать, включая (если имеется) ее название, с приложением заверенной должностным лицом уполномоченного органа (в том числе квалифицированной электронной подписью) копии страницы (страниц) сайта в сети "Интернет"; в) решение уполномоченного органа о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в единый реестр или вступившее в законную силу решение суда о признании информации, размещенной на сайте в сети "Интернет", запрещенной информацией, представленное в форме электронного документа, заверенного квалифицированной электронной подписью; г) дата и время получения решения уполномоченного органа или решения суда о признании информации, размещенной на сайте в сети "Интернет", запрещенной информацией. (п. 9)
В случае если в решении уполномоченного органа содержится не вся информация, необходимая для внесения в единый реестр реестровой записи, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток направляют в уполномоченный орган запрос о предоставлении недостающей информации. Информация по такому запросу должна быть предоставлена уполномоченным органом в течение суток. До получения указанной информации доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети "Интернет" в единый реестр не включаются. (п. 10)
Одновременно с включением в единый реестр информации о доменном имени и (или) указателе страницы сайта в сети "Интернет" уполномоченный сотрудник Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператора реестра: а) определяет провайдера хостинга, обеспечивающего размещение в сети "Интернет" указанного сайта (далее - провайдер хостинга); б) направляет провайдеру хостинга в электронном виде уведомление на русском и английском языках о включении в единый реестр доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет"; в) вносит в реестровую запись сведения о провайдере хостинга в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных с указанием даты и времени направления уведомления провайдеру хостинга. (. 11)
По истечении 3 суток с момента направления уведомления провайдеру хостинга, в течение которых владелец сайта в сети "Интернет" и (или) провайдер хостинга должны принять меры по удалению запрещенной информации и (или) ограничению доступа к сайту в сети "Интернет", содержащему запрещенную информацию, уполномоченный сотрудник Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператора реестра проверяет соответствующее доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети "Интернет".
В случае невозможности доступа по указанному доменному имени и (или) указателю страницы сайта в сети "Интернет" к запрещенной информации или отсутствия выявленной запрещенной информации на странице сайта в сети "Интернет" уполномоченный сотрудник Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператора реестра исключает доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети "Интернет" из единого реестра и вносит в соответствующую реестровую запись сведения об этом с указанием даты и времени исключения доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" из единого реестра.
В случае наличия доступа к запрещенной информации по указанному доменному имени и (или) указателю страницы сайта в сети "Интернет" в единый реестр включается сетевой адрес (сетевые адреса), позволяющий идентифицировать сайт (сайты) в сети "Интернет", содержащий запрещенную информацию, с указанием даты и времени включения сетевого адреса (сетевых адресов), позволяющего идентифицировать указанный сайт в сети "Интернет", в единый реестр. (п. 12)
Перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет" (далее - оператор связи), обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени.
В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети "Интернет". ( п. 13)
Суд полагает, что надлежащим ответчиком по делу является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, поскольку является оператором в полномочия которого входит ведение реестра.
Изложенное в совокупности позволило суду сделать вывод о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Ленинского района г.Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено – удовлетворить частично.
Признать, размещенную на Интернет-сайтах, www.tiltplanet.ru/kazino/ информацию под заголовком «Онлайн казино» и «Проверенные онлайн Интернет казино»; www.rarib.ru плагин с информацией «Абсолютно законные альтернативы игровым автоматам; www.casino-onlain.com информацию под заголовком «Добро пожаловать в онлайн казино!»; www.casino.ru/online/casino/ статьи под заголовком «Рейтинг онлайн тотализаторов и букмекеров онлайн»; www.casinoz.su/casino#,Uq8QpfRdWJt статьи под заголовком «Список онлайн казино», «Топ-10 казино»; casino.ru статью под заголовком «WuroGrand Casino – лучшее онлайн-казино по мнению игроков Casino.ru», плагины с информацией «EuroGrand Casino», «Casino Winner. Играть сейчас», «Williant Hill Casino Club. Играть сейчас»; www.casinopus.com информацию под заголовком «Онлайн казино на сайте Casinopus.com – все об азарте онлайн»; www.ruletka.ws статьи под заголовками «Лучшее Казино Онлайн – Рейтинг Казино по Сумме Выплат на Рулетке», «Рейтинг Рулеток Казино – Топ 20 Лучших Игр в Рулетку», «Топ 5 Рекомендуемых Казино», «Свежие Посты»; www.casinoroulette.ru статья «Азартная игра Рулетка в онлайн казино бесплатно или на деньги»; www.rulettka.com статью «Рулетка онлайн – «Королева Казино»!»; www.luckypartner.ru информацию под заголовками «Покер, казино, игровые автоматы», «Лучшие покер румы», «Лучшие казино»; casino-obzor.com информацию под заголовком «Добро пожаловать в casino-obzor.com»; vkasino.com статью под заголовком «Рейтинг лучших онлайн казино», «ТОП 5 игровых автоматов»; azart-mania.com изображения игровых автоматов, информацией распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций внести в единую систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено: www.tiltplanet.ru/kazino/ информацию под заголовком «Онлайн казино» и «Проверенные онлайн Интернет казино»; www.rarib.ru плагин с информацией «Абсолютно законные альтернативы игровым автоматам; www.casino-onlain.com информацию под заголовком «Добро пожаловать в онлайн казино!»; www.casino.ru/online/casino/ статьи под заголовком «Рейтинг онлайн тотализаторов и букмекеров онлайн»;www.casinoz.su/casino#,Uq8QpfRdWJt статьи под заголовком «Список онлайн казино», «Топ-10 казино»; casino.ru статью под заголовком «WuroGrand Casino – лучшее онлайн-казино по мнению игроков Casino.ru», плагины с информацией «EuroGrand Casino», «Casino Winner. Играть сейчас», «Williant Hill Casino Club. Играть сейчас»; www.casinopus.com информацию под заголовком «Онлайн казино на сайте Casinopus.com – все об азарте онлайн»; www.ruletka.ws статьи под заголовками «Лучшее Казино Онлайн – Рейтинг Казино по Сумме Выплат на Рулетке», «Рейтинг Рулеток Казино – Топ 20 Лучших Игр в Рулетку», «Топ 5 Рекомендуемых Казино», «Свежие Посты»; www.casinoroulette.ru статья «Азартная игра Рулетка в онлайн казино бесплатно или на деньги»; www.rulettka.com статью «Рулетка онлайн – «Королева Казино»!»; www.luckypartner.ru информацию под заголовками «Покер, казино, игровые автоматы», «Лучшие покер румы», «Лучшие казино»; casino-obzor.com информацию под заголовком «Добро пожаловать в casino-obzor.com»; vkasino.com статью под заголовком «Рейтинг лучших онлайн казино», «ТОП 5 игровых автоматов»; azart-mania.com изображения игровых автоматов.
В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г.Оренбурга к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области – отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Донцова Ю.И.
Решение в окончательной форме принято 24.06.2014 года.