Решение в окончательной формеизготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Дело № 2-327/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Некрасовское Ярославской области «04»октября 2018 года
Некрасовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Захариковой Е.Е.
с участием помощника прокурора Некрасовского района Ярославской области Бобонина И.Н.
при секретаре Воробьевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Некрасовского района Ярославской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Красный Профинтерн Некрасовского района Ярославской области, администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области, ФИО1 об обязании убрать свалки мусора, организовать сбор и вывоз мусора в <адрес>
у с т а н о в и л:
Прокурор Некрасовского района Ярославской области обратился в суд с исковым заявлением (с учетом принятых судом уточнений) в защиту неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Красный Профинтерн Некрасовского района Ярославской области, администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области, ФИО1 об обязании ФИО1 в течение 10 дней со дня вступления в законную силу судебного решения убрать свалку мусора, расположенную около <адрес> в границах земельного участка с кадастровым номером №; обязани администрации сельского поселения Красный Профинтерн Некрасовского района Ярославской области в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу убрать свалку, расположенную в <адрес> на земельном участке, собственность на который не разграничена. Обязании администраций в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз мусора в <адрес> путем создания и содержания места накопления твердых коммунальных отходов, и включения указанных мест в схему размещения мест накопления твердых коммунальных отходов.
Требования мотивированы тем, что в данных населенных пунктах не организована работа по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора, места для сбора и вывоза мусора не установлены, что ведет к образованию несанкционированных свалок. Использование и распоряжение имуществом собственника должны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов иных лиц. При использовании указанных выше земельных участков собственниками допускается ненадлежащее складирование бытовых отходов, что нарушает права собственников соседних земельных участков, жителей деревень деревень <адрес> и <адрес>, а также неопределенного круга лиц. Непринятие мер по ликвидации свалок является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку населенных пунктов. обращались с заявлениями о строительстве колодца, но данный вопрос до настоящего времени не разрешен.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки не представил.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Прокурор Бобонин И.Н. в ходе судебного заседания поддержал уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении, пояснил, что наличие несанкционированных свалок в <адрес> и <адрес> установлено в ходе проверки законодательства об отходах. При выходе на место данный факт зафиксирован актом проверки. В <адрес> свалка расположена на земельном участке, собственность на который не разграничена, в <адрес> на земельном участке, принадлежащем ФИО1 В данных деревнях отсутствуют места для сбора и вывоза мусора, в связи с чем образуются несанкционированные свалки. Учитывая, что полномочия по организации работы с ТКО переданы администрации сельского поселения Красный Профинтерн, считает, что в <адрес> обязанности по вывозу мусора, а также по созданию и содержанию места накопления твердых коммунальных отходов в <адрес> и <адрес>, включения указанных мест в схему размещения мест накопления твердых коммунальных отходов должны быть возложены на сельское поселение.
Представитель ответчика администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области по доверенности ФИО2 уточненные исковые требования не признал, пояснил, что организация сбора и вывоза ТКО - это полномочия субъекта, на территории которого расположена свалка. Администрация Некрасовского муниципального района ненадлежащий ответчик по данному иску. По правилам обращения с твердыми коммунальными отходами несанкционированную свалку должен убрать региональный оператор ООО «Хартия».
Представитель ответчика администрации сельского поселения Красный Профинтерн - глава администрации ФИО3 уточненные исковые требования признала частично, поддержала позицию представителя администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области ФИО2, пояснила, что согласна с требованиями об организации сбора мусора в <адрес> и <адрес>. Вывоз мусора к полномочиям поселения не относится. В настоящее время готовится реестр мест сбора мусора на территории сельского поселения Красный Профинтерн.
Представитель третьего лица - ООО «Хартия» по доверенности ФИО4 поддержала позицию прокурора, пояснила, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного их размещения, при этом объем свалки должен превышать 1 кубический метр. Полагает, что орган местного самоуправления не соблюдал обязанности по выполнению норм экологического законодательства. Региональный оператор производит вывоз мусора в тех местах, которые указаны в территориальной схеме обращения с отходами. В Некрасовском районе имеются места вывоза ТКО, но деревни <адрес> и <адрес> не включены в территориальную схему.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав позицию прокурора, доводы лиц, участвующих в деле, оценив все в совокупности, суд считает исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению частично.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Некрасовского района Ярославской области в ходе проведения проверки законодательства об отходах производства и потребления на территории сельского поселения Красный Профинтерн Некрасовского района Ярославской области выявлены несанкционированные свалки в <адрес> в границах земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО1, в <адрес> на земельном участке, собственность на который не разграничена.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (ч. 2 ст. 21 Закона № 52-ФЗ).
В силу ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч.1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положениями ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах, производства и потребления" установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Аналогичные положения закреплены в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
На основании п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен круг вопросов местного значения городского поселения, к которым отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно части 3 статьи 14 указанного выше закона в вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Решением Думы Некрасовского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено соглашение, заключенное меду органами местного самоуправления Некрасовского муниципального района и органами местного самоуправления сельского поселения Красный Профинтерн о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Доводы ответчиков о том, что сбор и вывоз твердых коммунальных отходов является полномочиями субъекта, в связи с чем, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок возложена на ООО «Хартия», суд полагает несостоятельными.
Статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах, производства и потребления" предусмотрены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым относятся принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности.
Абзацем 16 статьи 6 Федерального закона "Об отходах, производства и потребления" регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в части вопросов местного значения городского округа, относятся; организация мероприятии по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
На основании статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления.
Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в статьи 7 и 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" внесены изменения.
Согласно внесенным изменениям к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в том числе организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Данные изменения вступили в силу с 01 января 2016 года. Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в силу 29 декабря 2016 года, устанавливается переходный период новой системы регулирования в области обращения с ТКО до 01 января 2019 года.
Следовательно, реализация изменений, внесенных в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отсрочена до 01 января 2019 года, соответственно действуют нормы закона, действовавшие до 01 января 2016 года, в частности обязанность организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложена на органы местного самоуправления.
Статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что до наделения юридического лица статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Таким образом, Федеральным законом N 404-ФЗ от 29 декабря 2015 года установлен переходный период до наделения юридических лиц статусом региональных операторов. Для функционирования института региональных операторов, Правительство Российской Федерации должно разработать и утвердить Правила обращения с ТКО, орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации определить регионального оператора на основании конкурса, а для этого необходимо утвердить Правила конкурсного отбора и т.д.
В связи с изложенным, организация работы по обращению с ТКО до 01 января 2019 года должны осуществляться в ранее установленном порядке до наделения соответствующих юридических лиц статусом регионального оператора по обращению с ТКО.
На территории Ярославской области единым региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами определено ООО «Хартия», с которым ДД.ММ.ГГГГ Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно п.1.1 Соглашения региональный оператор обязуется обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых бытовых отходов на территории Ярославской области в соответствии с региональной программой и территориальной схемой обращения с отходами.
В ходе судебного заседания установлено, ответчиками не оспаривается, что населенные пункты <адрес> и <адрес> не включены в территориальную схему обращения с отходами.
Кроме того, несанкционированные свалки не относится к числу вновь образованных, исходя из обращения, поступившего в прокуратуру Некрасовского района Ярославской области, функционирует с ДД.ММ.ГГГГ, когда полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора возлагались на органы местного самоуправления.
Земельный участок в <адрес>, на котором расположена свалка, находится в ведении Некрасовского муниципального района, который передал полномочия по работе с твердыми коммунальными отходами сельскому поселению Красный Профинтерн, поэтому образование указанной несанкционированной свалки явилось следствием ненадлежащего выполнения администрацией сельского поселения Красный Профинтерн возложенных на неё полномочий по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения.
Несанкционированная свалка в <адрес> расположена на земельном участке, принадлежащем ответчику ФИО1, который ненадлежащим образом исполняет требования экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства.
В соответствии с п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечивать ликвидацию несанкционированного размещения твердых бытовых отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых бытовых отходов.
Исходя из установленных судом обстоятельств, обязанность про ликвидации несанкционированных свалок подлежат возложению на ответчиков ФИО1, собственника земельного участка с кадастровым номером № в <адрес>, и администрацию сельского поселения Красный Профинтерн Некрасовского района Ярославской области, которой переданы полномочия по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, на земельном участке в <адрес>, собственность на который не разграничена.
Кроме того, на администрацию сельского поселения Красный Профинтерн Некрасовского района Ярославской областиподлежит возложению обязанность об организации сбора и вывоза мусора в д<адрес> и <адрес>, путем создания и содержания места накопления твердых коммунальных отходов, и включения указанных мест в территориальную схему обращения с отходами.
Доводы представителя администрации сельского поселения Красный Профинтерн о том, что объем межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджету сельского поселения в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ израсходован, не являются основанием для освобождения ответчика от возложенной на него обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (п.п. 1 п. 1 ст. 14, п. 3 статьи 14 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Некрасовского района Ярославской области удовлетворить частично.
Обязать ФИО1 в течение 10 дней со дня вступления в законную силу судебного решения убрать свалку мусора, расположенную около <адрес> в границах земельного участка с кадастровым номером №
Обязать администрацию сельского поселения Красный Профинтерн Некрасовского района Ярославской области в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу убрать свалку, расположенную в <адрес> на земельном участке, собственность на который не разграничена.
Обязать администрацию сельского поселения Красный Профинтерн Некрасовского района Ярославской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз мусора в <адрес> и <адрес>, путем создания и содержания места накопления твердых коммунальных отходов, и включения указанных мест в территориальную схему обращения с отходами.
В части исковых требований к администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Некрасовский районный суд Ярославской области в течение месяцасо дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Е. Захарикова