Дело № 2-327/2018
РЕШЕНИЕ
23 июля 2018 года
Смидовичский районный суд Еврейской автономной области
в составе судьи Бересневой О.Р.
при секретаре Доценко О.А.
с участием прокурора Косныревой Е.В.
представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Смидович дело по исковому заявлению прокурора Смидовичского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Смидовичского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Смидовичского муниципального района ЕАО о понуждении к совершению определенных действий, указывая на то, что прокуратурой Смидовичского района проведена проверка по факту несоответствия единой дежурно-диспетчерской службы Смидовичского района требованиям законодательства. Постановлением администрации МО «Смидовичский муниципальный район» от 02.11.2010 № 3142 создана единая дежурно-диспетчерская служба муниципального района. Постановлением администрации Смидовичского муниципального района от 31.01.2017 № 31 утверждено Положение «О единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования «Смидовичский муниципальный район». Протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 28.08.2015 № 7 утверждено Положение «О единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования «Смидовичский муниципальный район». Проверкой установлено, что штатным расписанием предусмотрена численность ЕДДС района в количестве 5 сотрудников (1 начальник ЕДДС и 4 оперативных дежурных ЕДДС). Штат ЕДДС Смидовичского района укомплектован не должным образом, не предусмотрены должности 4 диспетчеров ЕДДС. Кроме того, ЕДДС Смидовичского района не обеспечено необходимым оборудованием, а именно: отсутствуют активное оборудование локальной вычислительной сети; структурированная кабельная сеть; серверное оборудование; специализированные средства хранения данных; метеостанция; средства оповещения населения; прямые каналы с ЦУКС ГУ МЧС России по субъектам РФ, ЕДДС соседних муниципальных образований, ДДС потенциально опасных объектов, объектами с массовым пребыванием людей; метеостанция; приемник ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Выявленные нарушения закона, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией МО «Смидовичский муниципальный район» ЕАО обязательных требований в сфере защиты прав населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и не способствует защите населения от опасностей, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, что не допустимо. Выявленные нарушения прямо противоречат принципам противодействия террористической деятельности, которые основаны на приоритете мер по его предупреждению и минимизации последствий террористических проявлений. Просит суд, обязать администрацию муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области в срок до 01 сентября 2018 года обеспечить материально-техническую и организационную оснащенность единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования «Смидовичский муниципальный район», а именно: оборудовать прямой канал связи со службами экстренного реагирования и дежурно-диспетчерскими службами экстренного реагирования и дежурно-диспетчерскими службами аварийных формирований; приобрести активное оборудование локальной вычислительной сети; структурированную кабельную сеть; серверное оборудование; специализированные средства хранения данных; метеостанцию; средства оповещения населения; приемник ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Также обязать ответчика в срок до 01 сентября 2018 года укомплектовать ЕДДС Смидовичского района штатом не менее 4 диспетчеров.
Определением суда от 31 мая 2018 г. данное заявление принято к производству Смидовичского районного суда и по нему возбуждено гражданское дело.
В судебном заседании старший помощник прокурора Смидовичского района Коснырева Е.В. исковые требования и доводы иска поддержала в полном объеме, дополнительных пояснений суду не высказала.
В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ФИО1 с исковыми требованиями прокурора не согласился, поскольку администрацией МО «Смидовичский муниципальный район» ЕАО закуплена миниАТС, которая обеспечит прямой канал связи со службами экстренного реагирования, однако на данный момент она не установлена в связи с отсутствием бюджетных средств. Кроме того, в администрации имеется активное оборудование локальной вычислительной сети в виде компьютера со всем необходимым программным обеспечением, который подключен к серверу и Интернету посредством структурированной кабельной сети. Также имеется серверное оборудование и специализированные средства хранения данных. Метеостанция у них отсутствует, считают, что в ней нет необходимости, поскольку в администрацию ежедневно поступает прогноз в рамках межведомственного взаимодействия. Также администрацией используются необходимые средства оповещения населения. Приемник ГЛОНАСС в настоящее время отсутствует, на его приобретение заложены денежные средства в бюджете на 2019 год. Кроме того, в бюджете отсутствуют денежные средства на принятие 4 диспетчеров.
Свидетель ФИО4 – начальник отдела по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в судебном заседании пояснил, что в администрации Смидовичского муниципального района документы по приобретению имущества хранятся в течение 5 лет, в связи с чем, договор подряда по установлению структурированной кабельной сети утрачен, однако она имеется, без нее невозможно было бы полноценное функционирование компьютера в отделе ГО и ЧС с необходимыми программными приложениями. Необходимости в метеостанции не имеется, поскольку ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по ЕАО» ежедневно в администрацию предоставляет оперативный прогноз возникновения чрезвычайных ситуаций на территории ЕАО, включая температурный режим, осадки, гидрологическую обстановку и т.д.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, свидетеля, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В силу ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к полномочиям органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций отнесены: организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также поддержание общественного порядка при их проведении; участие в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; создание и поддержание в постоянной готовности муниципальных систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; осуществление сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечение, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Согласно пунктам 8 и 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» утверждено положение, которым определен порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 11 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 определено, что органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются создаваемые в установленном порядке единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, а также дежурно-диспетчерские службы и другие организации (подразделения), создаваемые органами местного самоуправления.
Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2010 года № 1632 «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано было завершить работы по созданию дежурно-диспетчерских служб до 31.12.2012.
В целях выполнения мероприятий по регламентации деятельности единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования решением Правительственной комиссии РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности от 28.08.2015 № 7 утверждено Положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования (далее – Положение).
В силу п. 1.4.2 в составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС должны быть предусмотрены оперативные дежурные смены из расчета несения круглосуточного дежурства. В состав оперативной дежурной смены должны быть включены оперативный дежурный и диспетчер ЕДДС. При вводе в эксплуатацию системы – 112 в состав оперативной дежурной смены также входит операторский персонал (диспетчеры) системы – 112.
Согласно п. 1.4.4. пункт управления ЕДДС представляет собой рабочее помещение для постоянного и дежурно-диспетчерского персонала, диспетчеров системы – 112, оснащенные необходимыми техническими средствами и документацией. Пункт управления ЕДДС размещается в помещениях, предоставляемых органом местного самоуправления.
Пунктом 1.4.7. регламентирован рекомендуемый состав технических средств управления ЕДДС: средства связи и автоматизации управления, в том числе средства радиосвязи; средства оповещения руководящего состава и населения; средства регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определения номера звонящего абонента; оргтехника (компьютеры, принтеры, сканеры); система водеоконференцсвязи; прямые каналы связи с ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ, ЕДДС соседних муниципальных образований, ДДС потенциально опасных объектов, объектами с массовым пребыванием людей; метеостанция; приемник ГЛОНАСС или ГЛОНАС/GPS.
В силу положений п. 1.4.8. средства связи ЕДДС муниципального образования должны обеспечивать: телефонную связь; передачу данных; прием и передачу команд, сигналов оповещения и данных; прием вызовов (сообщений) через единый номер «112»; коммутацию передаваемого сообщения до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов); обмен речевыми сообщениями, документальной и видео информацией, а также данными с вышестоящими и взаимодействующими службами. ЕДДС муниципального образования должна иметь резервные каналы связи. Средства связи должны обеспечивать сопряжение с сетью связи общего пользования.
Как следует из п. 3.4.1. Положения требования к оборудованию ЕДДС разработаны с учетом необходимости выполнения задач ЕДДС в круглосуточном режиме в соответствии с Концепцией создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 1240-р.
Согласно п. 3.4.2. Положения в состав оборудования должны входить как минимум: АРМ специалистов оперативной дежурной смены; АРМ руководства и обслуживающего персонала; активное оборудование локальной вычислительной сети; структурированная кабельная сеть; серверное оборудование; специализированные средства хранения данных; комплект оргтехники; средства связи; АРМ управления местной системой оповещения; средства видеоотображения коллективного пользования и системы выдеоконференцсвязи; специально оборудованный металлический сейф для хранения пакетов на изменение режимов функционирования; метеостанция; прибор радиационного контроля; источники гарантированного электропитания.
Постановлением администрации Смидовичского муниципального района от 02.11.2010 № 3142 создана единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования.
Постановлением администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области от 31.01.2017 № 31 утверждено Положение «О единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования «Смидовичский муниципальный район».
Согласно акту осмотра (проверки) от 24.04.2018, проведенного прокуратурой Смидовичского района ЕАО в присутствии заместителя начальника по делам ГО и ЧС начальником ЕДДС администрации Смидовичского района ФИО5, в отношении ЕДДС Смидовичского района установлено следующее: согласно штатного расписания предусмотрена численность ЕДДС в количестве 5 человек – начальник, 4 оперативных дежурных. Активное оборудование локальной вычислительной сети, структурированная кабельная сеть отсутствуют. Отсутствуют специализированные средства хранения данных и серверное оборудование. Метеостанция отсутствует. Регистрация (запись) входящих и исходящих переговоров, а также определение номера звонящего абонента осуществляется через систему «Рупор». ЕДДС не подключены прямые каналы с ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ и ЕДДС соседних муниципальных образований и ДДС потенциальных опасных объектов. ЕДДС не оборудованы приемником ГЛОНАСС или ГЛОНАСС /GPS.
Так, согласно письменному ответу администрации Смидовичского муниципального района ЕАР от 23.04.2018 № 94-961/17 установлено, что на территории Смидовичского муниципального района функционирует единая дежурно-диспетчерская служба. Данная служба создана на основании: постановления администрации Смидовичского муниципального района от 21.01.2013 № 24 «Об утверждении Положения «Об отделе по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации Смидовичского муниципального района» ЕАО»; постановления администрации Смидовичского муниципального района от 24.07.2015 № 1101 «О районном звене областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; постановления администрации Смидовичского муниципального района от 02.11.2010 № 3142 «О создании единой дежурно-диспетчерской службы муниципального района»; положения «О единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования «Смидовичский муниципальный район», утвержденное постановлением администрации Смидовичского муниципального района от 31.01.2017 № 31; положения «О единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования», утвержденного протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности от 28 августа 2015 г. № 7; инструкции оперативного дежурного единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» по организации вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» от 16.05.2018 г.; постановления администрации муниципального района от 27.01.2017 № 28 «О своевременном оповещении и информировании населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Смидовичского муниципального района». Рабочее место оперативных дежурных ЕДДС не оснащено спутниковой системой ГЛОНАС и серверным оборудованием, но в смете отдела по делам ГО и ЧС администрации муниципального района на 2019 год запланированы денежные средства на приобретение ГЛОНАСС GPS приемника и GSM-модуля для рассылки сообщений. Кроме того на рабочем месте имеется прибор радиационного контроля (детектор-индикатор радиоактивности «Охотник»), средства радиосвязи (2 радиостанции), металлический сейф. В ЕДДС администрации муниципального района установлена многоканальная автоматическая системы оповещения «Рупор». Под единую дежурно-диспетчерскую службу в администрации муниципального района выделено отдельное помещение. В настоящее время на рабочем месте ОД ЕДДС идет установка мини АТС «MAXICOM» для подключения прямых каналов связи единой системы «112» с взаимодействующими дежурно-диспетчерскими службами. ЕДДС муниципального района работает в круглосуточном режиме (24 часа в четыре смены).
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрена обязанность организации муниципальным образованием единой дежурно-диспетчерской службы данного муниципального образования.
Как установлено судом, единая диспетчерская служба администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» не соответствует требованиям нормативных правовых актов. Так, из штатного расписания лиц, замещающих должности муниципальной службы администрации Смидовичского муниципального района ЕАО на 01 января 2018 года следует, что в отдел ГО и ЧС входят должности 4 оперативных дежурных, начальник отдела, заместитель начальника отдела, ведущий специалист-эксперт. Вместе с тем, в силу требований действующего законодательства в состав оперативной дежурной смены должны быть включены оперативный дежурный и диспетчер ЕДДС, однако должность диспетчера в штатном расписании не предусмотрена. В связи с чем, суд считает возможным удовлетворить исковые требования прокурора в данной части и обязать администрацию МО «Смидовичский муниципальный район» в срок до 01 апреля 2019 года укомплектовать Единую дежурно-диспетчерскую службу Смидовичского муниципального района ЕАО четырьмя должностями диспетчера ЕДДС.
В материалы дела стороной ответчика представлена копия паспорта Мини АТС «MAXICOM MXM500», которая была приобретена в качестве оконечного оборудования, выполняющего функции систем коммутации и (или) установки оперативно-диспетчерской связи, станции прямой связи, пульта оперативной связи. В ходе судебного заседания установлено, что данное оборудование фактически не используется по причине отсутствия бюджетных средств на его установку. Вместе с тем, согласно вышеприведенному законодательству необходимо наличие автоматизированного рабочего места специалистов оперативной дежурной смены; руководства и обслуживающего персонала, в связи с чем, суд считает возможным обязать администрацию МО «Смидовичский муниципальный район» в срок до 01 апреля 2019 года оборудовать прямой канал связи со службами экстренного реагирования и дежурно-диспетчерскими службами экстренного реагирования и дежурно-диспетчерскими службами аварийных формирований путем установки указанного оборудования.
В материалы дела также представлена смета расходов отдела по ГО и ЧС администрации МО «Смидовичский муниципальный район» на 2019 год, согласно которой планируется приобретение GSM –модуля для рассылки сообщений, Глонасс GPS приемника.
Суд считает возможным обязать администрацию МО «Смидовичский муниципальный район» в срок до 01 апреля 2019 года обеспечить Единую дежурно-диспетчерскую службу Смидовичского муниципального района ЕАО приемником Глонасс GPS для обеспечения средств связи в силу п. 3.4.2. вышеуказанного Положения о Единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования.
В материалы дела стороной ответчика предоставлена инвентарная карточка на компьютер, установленный в отделе ГО и ЧС администрации МО «Смидовичский муниципальный район», который согласно пояснениям свидетеля – начальника ГО и ЧС ФИО4 подключен к серверу и сети Интернет путем использования структурированной кабельной сети, имеет все необходимые программные приложения для отслеживания и предупреждения последствий от чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий. Иного в материалы дела не представлено.
В материалы дела также представлены инвентарные карточки на сервер Force Line 506 А № от 12.04.2011г., сервер; № от 19.07.2006г., которые согласно пояснениям свидетеля – начальника ГО и ЧС ФИО4 также обеспечивают работу Единой дежурно-диспетчерской службы Смидовичского муниципального района ЕАО в необходимом объеме. Иного в материалы дела также не представлено.
Согласно Концепции создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, принятой протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 18.06.2013 № 4
оповещение населения о ЧС - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите. Система оповещения РСЧС - организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил РСЧС и населения. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций - это элемент системы оповещения населения о ЧС, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления РСЧС и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Согласно п. 1.4.12 Положения системой оповещения должна обеспечивать передачу: сигналов оповещения; речевых (текстовых) сообщений; условных сигналов. Задействование местной системы оповещения должно осуществляться дежурно-диспетчерским персоналом с автоматизированных рабочих мест ЕДДС муниципального образования.
Согласно инвентарной карточке нефинансовых активов № от 14.08.2012г. на балансе ответчика находится автоматическое речевое оповещение по каналам связи ГОЧС «Рупор», которое согласно пояснениям свидетеля – начальника ГО и ЧС ФИО4 оповещает лиц, замещающих руководящие должности государственной (муниципальной) службы, организаций, а также население о наступлении чрезвычайных ситуаций, иные способы оповещения населения не используются.
В материалы дела также представлен оперативный ежедневный прогноз возникновения чрезвычайных ситуаций на территории ЕАО на 24 июля 2018 года, подготовленный ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по ЕАО», представленный в администрацию МО «Смидовичский муниципальный район» рамках Положения о порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территории ЕАО от чрезвычайных ситуаций, утвержденный постановлением правительства ЕАО от 08.09.2009г. № 295-пп. Исходя из пояснений свидетеля – начальника ГО и ЧС ФИО4, данные прогнозы предоставляются ответчику в рамках межведомственного взаимодействия ежедневно. Пунктом 1.4.7 вышеуказанного регламентирован рекомендуемый (не обязательный) состав технических средств управления ЕДДС, включая метеостанцию.
На основании изложенного с учетом обстоятельств дела, суд не усматривает основания для удовлетворения исковых требований прокурора в части возложения на ответчика администрацию муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области обязанности по оснащению Единой дежурно- диспетчерской службы МО «Смидовичский муниципальный район» активным оборудованием локальной вычислительной сети, структурированной кабельной сети, серверного оборудования, специализированных средств хранения данных, метеостанции, средств оповещения населения по указанным выше основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, районный суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Смидовичского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО о понуждении к совершению определенных действий удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области в срок до 01 апреля 2019 года обеспечить материально-техническую и организационную оснащенность единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования «Смидовичский муниципальный район», а именно: оборудовать прямой канал связи со службами экстренного реагирования и дежурно-диспетчерскими службами экстренного реагирования и дежурно-диспетчерскими службами аварийных формирований; приемником ГЛОНАСС ( ГЛОНАСС/GPS).
Обязать администрацию муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области в срок до 01 апреля 2019 года укомплектовать единую дежурно-диспетчерскую службу Смидовичского района штатом из 4 диспетчеров.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Еврейской автономной области через Смидовичский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.Р. Береснева