ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-327/19 от 26.07.2019 Илекского районного суда (Оренбургская область)

№2-327/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июля 2019 года село Илек

Илекского района

Оренбургской области

Илекский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего – судьи Букреевой В.Н.,

с участием старшего помощника прокурора Илекского района Оренбургской области Парапановой И.В.,

при секретаре судебного заседания Ивановой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Илекского района Оренбургской области предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних детей, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Сладковская средняя общеобразовательная школа» Илекского района Оренбургской области о возложении обязанности установить мнемосхему для инвалидов по зрению

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Илекского района Оренбургской области обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Сладковская средняя общеобразовательная школа» Илекского района Оренбургской области (далее – МБОУ «Сладковская средняя общеобразовательная школа») о возложении обязанности установить мнемосхему для инвалидов по зрению.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Илекского района Оренбургской области проведено обобщение соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в части исполнения законодательства, направленного на обеспечение для указанных категорий граждан общедоступности к объектам социальной инфраструктуры. В ходе проведения обобщения установлено, что при входе в административное здание ответчика, оказывающего муниципальные услуги в сфере образования, не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании. Таким образом, на указанном объекте социального назначения не реализованы в необходимом объёме мероприятия по созданию условий беспрепятственного достижения определенных мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству, в результате чего инвалиды ограничены в использовании ими равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод.

Просит обязать МБОУ «Сладковская средняя общеобразовательная школа» в срок до ... устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов путём установки при входе в здание образовательного учреждения информационной мнемосхемы (тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемы), в соответствии с требованиями СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утверждённых приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 года № 798/п.

В судебном заседании старший помощник прокурора Илекского района Оренбургской области Парапанова И.В. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.

Извещённый о дате, месте и времени судебного разбирательства представитель ответчика – Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сладковская средняя общеобразовательная школа» Илекского района Оренбургской области, в судебное заседание не явился.

Представители третьих лиц – администрации муниципального образования Илекский район Оренбургской области и Муниципального казённого учреждения Отдела образования администрации Илекского района Оренбургской области, будучи извещёнными о дате, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав старшего помощника прокурора Илекского района Оренбургской области Парапанову И.В., и исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу пункта 7 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

В соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации, независимо от их организационно-правовых форм, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.

Согласно уставу МБОУ «Сладковская средняя общеобразовательная школа», утверждённому заведующим МКУ Отдел образования администрации Илекского района Оренбургской области от ..., МБОУ «Сладковская средняя общеобразовательная школа» является общеобразовательной организацией, в связи с чем в силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» МБОУ «Сладковская средняя общеобразовательная школа» относится к объектам социального назначения.

В целях реализации Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 года № 798/пр утверждён Свод правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакции СНиП 35-01-2001», в котором отражены основные требования к зданиям и сооружениям с учётом потребностей маломобильных групп населения.

Пунктом 8.1.6 вышеуказанного Свода правил предусмотрено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.

В судебном заседании достоверно установлено, что в здании, расположенном по адресу: ..., в котором МБОУ «Сладковская средняя общеобразовательная школа» осуществляет образовательный процесс, не установлены информационные мнемосхемы (тактильные схемы движения), отображающие информацию о помещениях в здании, для инвалидов по зрению.

Отсутствие информационной мнемосхемы, приспособленной для инвалидов по зрению и иных слабовидящих граждан, может повлечь ограничение прав неопределенного круга лиц, а именно слабовидящих граждан, на получение информации о помещениях в здании и беспрепятственный доступ.

Исходя из положений законодательства, на основе представленных сторонами и исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу, что ответчиком ненадлежащим образом исполняются обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов по зрению в здание школы.

С учётом изложенного и принимая во внимание, что отсутствие беспрепятственного доступа инвалидов по зрению в объект социального назначения – МБОУ «Сладковская средняя общеобразовательная школа» является нарушением прав слабовидящих граждан, гарантированных Конституцией РФ, а также Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Сводом правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакции СНиП 35-01-2001», суд приходит к выводу, что несоблюдение и невыполнение МБОУ «Сладковская средняя общеобразовательная школа» требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа и перемещения внутри здания, затрагивает интересы неопределенного круга инвалидов и иных маломобильных групп населения, чем нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие.

Право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, предусмотрено статьёй 45 ГПК РФ, в связи с чем, суд находит исковые требования прокурора ... основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, принимая решение, обязывающее ответчиков совершить определенные действия, устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Разрешая вопрос о сроке исполнения ответчиком решения суда, суд принимает во внимание время, необходимое для решения вопроса о финансировании работ, специфику таких работ, учебно-образовательный процесс, и считает указанный в иске срок – до ... разумным и достаточным для его исполнения.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора ... – удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сладковская средняя общеобразовательная школа» Илекского района Оренбургской области в срок до ... установить при входе в здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: ..., информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему в соответствии с требованиями «СП 59.13330.2016. Свода правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утверждённых приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 года № 798/пр.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Илекский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий по делу,

судья Илекского районного суда

Оренбургской области В.Н. Букреева

Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2019 года.

Судья В.Н. Букреева