ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-327/2013 от 23.09.2013 Велижского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2-327/2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г. Велиж                                                                                                  23 сентября 2013 года

Велижский районный суд Смоленской области

В составе:

Председательствующего - судьи Корнева В.В.,

при секретаре: Доценко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лазарева В.Л. о признании незаконным отказ главы Администрации МО «Велижский район» в выдаче разрешения на регистрацию по месту жительства,

У С Т А Н О В И Л:

Лазарев В.Л. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказ главы Администрации МО «Велижский район» в выдаче разрешения на регистрацию по месту жительства, сославшись на то, что на основании распоряжения Главы МО «Велижского городского поселения» № от ДД.ММ.ГГГГ ему предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ с ним заключен договор найма жилого помещения. Открыт лицевой счет, задолжности по которому не имеет. В конце ДД.ММ.ГГГГ он закончил ремонт данного жилого помещения, и обратился в ТП УФМС о регистрации по месту жительства. Сотрудники УФМС выдали бланк заявления ф.6 и направили в районную администрацию для получения соответствующего разрешения о регистрации. ДД.ММ.ГГГГ он сдал заявление (ф. 6) в администрацию МО «Велижский район». В данном заявлении (ф. 6) предписывалось лицу, предоставившему жилое помещение, т.е. Главе Администрации МО, своей подписью подтвердить, что его (Лазарева В.Л.) вселение произведено в соответствии с законодательством РФ. Однако ДД.ММ.ГГГГ он получил отказ Главы Администрации МО «Велижский район» со ссылкой на то, что заявление о регистрации по месту жительства предоставляются не в орган местного самоуправления, а в орган, осуществляющий регистрацию по месту жительства. То есть, отказ вновь возвращал его обратно в службу УФМС на регистрацию. Подобное считает незаконным и просит суд обязать Главу Администрации дать разрешение, т.е. подписать заявление ф. 6.

Представитель главы администрации МО «Велижский район» Федорова Е.А., выступающая на основании соответствующей доверенности (л.д. 15), требования Лазарева В.Л. не признала по тем основаниям, что заявитель утратил право пользования данным жилым помещением в связи с выездом в другое место жительства, - в <адрес>.

Выслушав объяснения заявителя и возражения представителя администрации, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и обозренные в судебном заседании, суд находит заявление Лазарева В.Л. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы, либо созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод.

Как следует из письменных материалов дела,

ДД.ММ.ГГГГ, на основании распоряжения Главы МО «Велижское городское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ, Лазареву В.Л. предоставлено жилое помещение (квартира) по адресу: <адрес> (ныне после переименования - <адрес> (л.д. 17).

ДД.ММ.ГГГГ с ним заключен договор найма жилого помещения (договор № от ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 22). Открыт лицевой счет.

Согласно выписке из лицевого счета, задолжности по коммунальным платежам не имеет; платежи уплачены по сентябрь 2013 г. включительно (л.д. 38).

Согласно свидетельству № от ДД.ММ.ГГГГ Лазарев В.Л. зарегистрирован по месту пребывания, по адресу: <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39).

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному Главой Администрации Велижского городского поселения, в доме Лазарева В.Л. (<адрес>) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проводились общестроительные и сантехнические работы (л.д. 40-42).

Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ начальника ТП Велиж МО УФМС по <адрес> в <адрес> (л.д. 42) Лазарев В.Л. действительно проживает по адресу: <адрес>, и неоднократно обращался с заявлением о регистрации по месту жительства (л.д. 43).

ДД.ММ.ГГГГ Лазарев В.Л. обратился в Администрацию МО «Велижский район» с заявлением о регистрации по месту жительства (форма № 6): <адрес> (л.д. 5).

ДД.ММ.ГГГГ просил ускорить рассмотрение заявления в связи с желанием участвовать в выборах (л.д. 7).

ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «Велижский район» отказала Лазареву В.Л. в регистрации, сославшись буквально на следующее: «…заявления о регистрации по месту жительства предоставляются не в органы местного самоуправления, а в орган, осуществляющий регистрацию по месту жительства» (л.д. 6).

То есть, Администрация МО фактически отказала Лазареву В.Л. в регистрации по месту жительства, направив его обратно в орган УФМС не заполнив ф. 6.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 6 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:

- паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;

- документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.

Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичные требования на право вселения в жилое помещение, предоставляемое гражданами, содержатся и в п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713).   Согласно приложению № 1 и приложению № 6 к Инструкции, утв. приказом МВД РФ от 23 октября 1995 г. N 393, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по мету пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" заявление о регистрации по месту пребывания и заявление о регистрации по месту жительства должно содержать подпись лица, предоставившего жилое помещение, заверенную соответствующим должностным лицом.

По смыслу приведенных выше норм закона, лицо, предоставляющее гражданину жилое помещение, обязано написать заявление об этом в органы регистрационного учета либо поставить свою подпись на заявлении гражданина о регистрации.

Данное требование направлено на защиту жилищных прав третьих лиц, и только при наличии согласия которых возникает право гражданина на вселение и регистрацию в предоставляемом жилом помещении.

При отсутствии согласия на вселение лица, а также проживающих в жилом помещении всех совершеннолетних лиц, у гражданина не возникает права на вселение в данное конкретное жилое помещение и, следовательно, не возникает и права на регистрацию в этом помещении.

О необходимости соблюдения жилищных прав третьих лиц свидетельствует и постановление Конституционного суда РФ от 2 февраля 1998 г. по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета, в пункте 4 которого указывается на то, что предоставление паспорта и других документов, в том числе заявления лица, предоставляющего жилое помещение, для оформления регистрации обусловлено необходимостью подтверждения добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении.

Из этого следует, что содержащееся в приложениях к Инструкции требование о необходимости подписания заявления о регистрации лицом, предоставляющим жилое помещение, а в определенных случаях и удостоверения этой подписи соответствующим должностным лицом (при невозможности явки лица в органы регистрационного учета и др.) обязательно для исполнения.

Пункт 1 Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию (утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713) относит к таким лицам должностных лиц, осуществляющих в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, ответственных за регистрацию в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.   В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе, осуществление муниципального жилищного контроля.

В связи с чем, следует признать, что Администрация МО «Велижский район» является органом муниципального жилищного контроля, ответственным за регистрацию в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, уполномоченным на подписание заявления о регистрации лица, которому предоставляется жилое помещение.

В силу ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения муниципального жилищного фонда обязуется передать дрогой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Таким образом, учитывая то, что Лазарев В.Л. на основании договора социального найма, заключенного с муниципальным образованием, является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, права на которое он не лишен, проживает в указанном жилом помещении, он имеет право на регистрацию по месту жительства по указанному адресу. А отказ органа, осуществляющего предоставление жилого помещения и уполномоченного на выдачу разрешения на регистрацию по месту жительства, в выдаче такого разрешения, является незаконным.

В связи с этим, заявление Лазарева В.Л. подлежит удовлетворению с возложением на Администрацию МО «Велижский район» обязанности по выдаче разрешения на регистрацию Лазарева В.Л. по месту жительства.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ ответчик обязан возместить истцу судебные расходы по госпошлине.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198, гл. 25 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным отказ главыАдминистрации МО «Велижский район» в выдаче Лазареву В.Л. разрешения на регистрацию по месту жительства.

Обязать главуАдминистрации МО «Велижский район», как лицо, предоставившее жилое помещение, выдать Лазареву В.Л. разрешение на регистрацию его по месту жительства посредством учинения в заявлении о регистрации по месту жительства: <адрес>, отметок (подписи) разрешающих ему такую регистрацию.

Взыскать с главыАдминистрации МО «Велижский район» в пользу Лазарева В.Л. 200 рублей в возврат госпошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Велижский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: